Внеклассное мероприятие в 1 классе: "Прощание с Азбукой"
методическая разработка (1 класс) по теме

Саутина Вера Алексеевна

 

Сегодня у нас праздник. Мы закончили 1-ю школьную книгу – «Русская азбука». А совсем недавно вы переступили порог школы, стали первоклассниками.  Для всех присутствующих звучит песня «Первоклашка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Прощание с Азбукой»

Цели: Провести обобщающий урок по обучению грамоте в форме праздника. Подвести итоги, чему дети научились на уроках чтения и письма. Развивать память детей, речь, внимание, навыки плавного чтения. Воспитывать любознательность, аккуратность.

Участники: учащиеся 1 класса

Оформление:  яркое название праздника, на доске сказочные герои, рисунок обложки азбуки,  в классе шары, флажки и т.д.

На детях надеты коронки с изображением красочных букв алфавита.

Приглашены: администрация школы, родители, их дети;

Звучит музыка. Выходят ведущие открывают праздник под чтение стихов Ю. Мориц:

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ        

Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!

В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетеря,

А школьные вычистить перья!

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке, -

Пожалуйста, будьте бодры

В начале осенней поры!

В начале осенней поры

Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, -

Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка -

Не вздумайте, будьте добры!

Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры!

Внимание!

Входит учитель -

Мечтатель,

А также мыслитель.

Всем-

Ушки держать на макушке!

Пожалуйста, будьте бодры!

Учитель: Сегодня у нас праздник. Мы закончили 1-ю школьную книгу – «Русская азбука». А совсем недавно вы переступили порог школы, стали первоклассниками.  Для всех присутствующих звучит песня «Первоклашка».

«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник.

Он хороший, он весёлый, встреча первая со школой….»

- За это время вы подросли, научились читать и писать. А научила вас этому кто…? Правильно, наша интересная, умная и занимательная азбука Ваша школьная азбука.

Азбука (входит одетая в костюм книги азбука).

- Да, я, конечно.

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали…? – Да! (отвечают дети) посмотрите-ка на меня ещё раз. Какая я большая… Сколько во мне всего интересного и познавательного. И вы с достоинством справились с этим материалом. А сегодня я хочу посмотреть, чему вы научились?

- Так что же обозначает слово АЗБУКА? Поможет нам в этом Всезнайка.

Всезнайка: Азбука - русское слово. Первая его часть «Аз»- обозначает название буквы А. «Буки» - так в древности называлась 2-я буква – Б. Вот и получилось «АЗБУКА».

У слова «Азбука» есть слово – близнец, которое пришло к нам из греческого языка – АЛФАВИТ. В греческом языке первая буква называлась – «Альфа», а вторая – «Вита». Получилось слово – АЛФАВИТ.

Вот так и живут слова близнецы: русское слово – АЗБУКА и греческое слово – АЛФАВИТ.

Учитель дополняет Всезнайку, читает, как называлась раньше  азбука.

Тексты Генриха Сапгира

«О старых букварях»

    С давних пор на Руси дети учились грамоте по Букварю. Старая азбука была не современная русская, а древняя церковнославянская. Например, А, Б, В, Г, Д, Е - каждая буква была обозначена словом, чтобы легче запомнить. И вот что получалось: Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть. В переводе на русский это значит: "Я буквы знаю, говори добро есть". Видишь, добру учили всегда.

    Потом появились Буквари на русском языке. Вот маленький рассказ из одного старого Букваря.

        

Своё и чужое.

   Поймали мальчика в горохе и стали бранить. А он и говорит:

- Да ведь я вам родня.

- Ты-то нам родня, - сказали мальчику, - да горох тебе чужой.

Азбука:  Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем, кто лучше знает алфавит, читают  по очереди.

Учитель: Ну как, наша родная азбука, слабо !!!

Азбука: Я рада за вас, что вы не только выучили алфавит, но и правильно называете буквы.

Звучит песня «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В.Шаинского).

Учитель: Азбука научила вас не только читать и писать, она рассказала нам, как велика и могуча наша Родина. («Наше Отечество». К. Ушинский, «Русская Азбука»)

1 ученик: Наше Отечество, наша Родина – Матушка – Россия.

2 ученик: Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и дети наши.

3 ученик: Родиной мы зовем потому, что в ней мы родились.

4 ученик: Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от всяких врагов.

5 ученик: Много есть на свете хороших государств и земель кроме России, но одна у     человека родная мать - одна у него и Родина.

6 ученик: В России много городов, но главный город- Москва, столица нашей Родины.

7 ученик: Мы познакомились и с названием русских городов.

8 ученик: В нашей стране живут люди разных национальностей. Все они говорят и учатся на своём родном языке. Все эти народы равны.

9 ученик: Но русский язык – один из самых богатых. Как много в нем интересных и разнообразных слов.

Азбука: Так, может, вы их мне назовете? (дети называют словарные слова для 1 класса).

Учитель: Азбука нас познакомила и с различными профессиями. А мы все вместе мечтали о вашей будущей профессии. Мы с вами были на экскурсии в кабинете профориентации и там познакомились с некоторыми профессиями. Кто запомнил их названия?

1 ученик: Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, а родственное ему слово фотограф и фоторепортер.

2 ученик: Повар готовит обед, а тут отключили свет.

Учитель: Бывает в жизни ещё и такое.

3 ученик: Чкалов - отважный летчик.

4 ученик: Эколог – ученый, занимающийся проблемами окружающей среды.

5 ученик: Оля и Яна – подруги. Оля станет воспитателем.

6 ученик: Юрий Никулин – юморист и клоун.

7 ученик: Вдруг во двор въехал грузовик, из него вышел шофёр.

Учитель: Как вы, ребята, думаете, которая профессия лучше?

                   (Дети высказывают свое мнение)

Учитель: А Владимир Владимирович Маяковский известный поэт, в своем стихотворении «Кем быть?» - пишет: «Все работы хороши - выбирай на вкус».

Открывается другая сторона доски с изображением людей разных профессий и словами Маяковского)

Знайка: Чтобы выбрать профессию, нужны глубокие знания. Их можно получить в школе, в университете, академии – это храмы науки.

Учитель: Об этом мы с вами узнали из прописей.(показать 4 прописи)

Азбука: Ребята, как мне с вами хорошо и весело. Оказывается, сколько во мне всего интересного.

Азбука: Да, сколько же нового вы узнали. А еще и запомнили все названия. Молодцы, ребятки!

Учитель: Не мало интересного мы узнали и из прописей на уроках обучения грамоте. Ведь мы исписали их целых 4 штуки.

Азбука: Так что же?..

1 ученик: Например, что слова в русском языке не могут иметь не 1, а 2,3 и больше значений. Такие слова называются многозначными: кисть, каток, плитка, ручка, ключ, хвосты.

2 ученик: Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но называют разные предметы. Это слова близнецы: коса, лук, лисичка.

Сценка «Овсянка»

Дети показывают сценку «Овсянка»

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня тоже овсянка

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! - сказал Матвей.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это-с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это про что? Про овсянку! – Ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – Изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил:

- Айда ко мне – мою овсянку слушать!

- Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.

Учитель: Почему же ребята не понимали друг друга?

                ( т.к. дети говорили о разных предметах: об овсянке – каше и об овсянке – птице).

Учитель: Чтобы понимать друг друга, уметь читать, что для этого нужно самое главное..?

                 (Нужно знать буквы)

Азбука: Ага, а сколько их в азбуке? (ответы детей)

Ученик: 33 богатыря.

              На страницах букваря.

              Мудрецов – богатырей,

              Знает каждый грамотей.

Учитель: среди этих 33 мудрецов – богатырей (показать алфавит) есть особенные буквы, которые отличаются от других. Назовите их. (дети их называют) Почему они особенные? (т.к. дают 2 звука [йа], [йо],  [йу],  [йэ] когда стоят в начале слова и после гласных в конце слова.

Учитель: после согласных они обозначают гласные звуки  [а],[о],[у],[э] и мягкость предшествующего согласного звука.

              - Все буквы в алфавите стоят на своих местах. (Открывают Азбуку).

              - Какая на первом? – А

              - Какая на последнем? – Я. Почему?

               (Доводы детей)

Знайка: Послушайте, что об этом говорит поэт С.Я.Маршак.

1 ученик: А эта буква от того

                Считается последней,

         Что ты себя же самого

                Не ставишь в ряд передний.

2 ученик: Не могут ждать у нас в стране

                 Почета, славы, чести

                Те, у которых «я» да «мне»

                Стоят на первом месте.

3 ученик: Народ толково и не зря

                 Расставил буквы букваря.

Азбука: я думаю, вы поняли смысл этого стихотворения и умело будете пользоваться словом «я».

Учитель: вы научились писать буквы, слова и даже целые предложения. Сегодня мы можем сказать слова благодарности нашей доске.(стихотворение М.Якубова «Школьная доска») – 3 ученика.

  1. Доска черна, зато умна,

           не мало знает слов она.

           Весна, работа, хлеб, века….

           Какая умная доска.

  1. Крошится мел в моей руке,

Слова выводит на доске:

Мир, небо, солнце, облака…

Какая умная доска.

  1. Я на доске оставлю след

И вот из темноты на свет

Придут прекрасные слова:

Россия – Родина – Москва.

Учитель: Некоторые дети, научившись писать, считают, что писать можно везде: на заборах, на стенах домов, на асфальте и т.д. Вот что о таких писателях говорится в стихотворении В. Степанова « Я по улице иду».

1 ученик: Я по улице иду, я считаю на ходу

                Вывески, афиши от земли до крыши.

2 ученик: А на заборе прямо написано «Динамо».

                Болельщик! Стыдно это, забор – не стенгазета.

3 ученик: Вдруг вижу: «Сева-молоток!» - написано на доме.

                Написано старательно, но думается мне,

                Писать не обязательно об этом на стене.

4 ученик: Шумит на улице листва, но тихо в школьном доме.

                 Здесь пишут на доске слова, в тетрадке и в альбоме.

                Обязан каждый школьник знать: все, о чём писать и где писать!

Учитель: А нашей любимой Азбуке скажем: «Спасибо, Азбука!» - хором.

Азбука: Я рада, дорогие мои ребята. Теперь я спокойна, что я научила вас читать и писать.

              И все же на прощание я скажу стихами: «Ты эти буквы заучи

                                                                                   Их три десятка с лишним.

                                                                                   А для тебя они – ключи

                                                                                   Ко всем хорошим книжкам».

Учитель: Не зря гласит русская пословица : «Кто много читает, тот много знает».

Азбука: А сейчас я ухожу к другим первоклассникам.

               Дети хором: Прощай, Азбука!

Заканчивается праздник вручением удостоверений об изучении азбуки и вальсом из оперы «Щелкунчик»

(Материал подобран из учебника «Моя любимая Азбука». 1 класс М. БАЛАСС. 2006г, прописи для 1 класса. Образовательная система «Школа-2100»,  подборка журналов «Начальная школа»).

ЭКОЛОГ

кисть

каток

плитка

ручка

ключ

хвосты

коса

лук

лисичка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Азбука безопасности" ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ

Внеклассное мероприятие по правиламдорожного движения "Азбукабезопасности"ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ...

Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 класса" Азбука чистоты"

Цель этого мероприятия: соблюдение правил личной гигиены и развитие потребности в аккуратности....

Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы

Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...

Внеклассное мероприятие в 1 классе "Прощай, Азбука!"

Внеклассное мероприятие проводиться после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данное мероприятие проведено в форме праздника. Организация  праздников сплачивает первоклассников ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Спасибо, азбука, тебе!"

Это мероприятие помогает детям осознать, что они уже многому научились. В этой разработке помещён материал для праздника "Прощай, азбука!"...

Сценарий внеклассного мероприятия для первоклассников " Прощание с Азбукой" .

Сценарий внеклассного мероприятия ,в котором принимают участие дети и взрослые....

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Прощание с Азбукой" 1 класс

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Прощание с Азбукой" 1 класс...