Внеклассное мероприятие в 1 классе: "Прощание с Азбукой"
методическая разработка (1 класс) по теме
Сегодня у нас праздник. Мы закончили 1-ю школьную книгу – «Русская азбука». А совсем недавно вы переступили порог школы, стали первоклассниками. Для всех присутствующих звучит песня «Первоклашка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Провести обобщающий урок по обучению грамоте в форме праздника | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прощание с Азбукой»
Цели: Провести обобщающий урок по обучению грамоте в форме праздника. Подвести итоги, чему дети научились на уроках чтения и письма. Развивать память детей, речь, внимание, навыки плавного чтения. Воспитывать любознательность, аккуратность.
Участники: учащиеся 1 класса
Оформление: яркое название праздника, на доске сказочные герои, рисунок обложки азбуки, в классе шары, флажки и т.д.
На детях надеты коронки с изображением красочных букв алфавита.
Приглашены: администрация школы, родители, их дети;
Звучит музыка. Выходят ведущие открывают праздник под чтение стихов Ю. Мориц:
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Проснитесь-ка, будьте добры!
Вскочите, как ранние птички!
Давайте пригладим вихры
И в ленты нарядим косички.
С цветами толпа детворы
По утренней мчится прохладе.
Пожалуйста, будьте бодры,
В портфель собирая тетради!
В начале осенней поры,
Пожалуйста, будьте добры
Не спать на ходу, как тетеря,
А школьные вычистить перья!
Ведь мы набарахтались в речке,
Нажарились в солнечной печке, -
Пожалуйста, будьте бодры
В начале осенней поры!
В начале осенней поры
Беру я цветные шары
И в школу влетаю,
Пишу и читаю, -
Потише-ка, будьте добры!
Точить на уроках балясы,
Проказничать,
Строить гримасы,
Валять дурака,
Отвечать с потолка -
Не вздумайте, будьте добры!
Заправьте чернилами ручки,
Пожалуйста, будьте добры!
Внимание!
Входит учитель -
Мечтатель,
А также мыслитель.
Всем-
Ушки держать на макушке!
Пожалуйста, будьте бодры!
Учитель: Сегодня у нас праздник. Мы закончили 1-ю школьную книгу – «Русская азбука». А совсем недавно вы переступили порог школы, стали первоклассниками. Для всех присутствующих звучит песня «Первоклашка».
«Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник.
Он хороший, он весёлый, встреча первая со школой….»
- За это время вы подросли, научились читать и писать. А научила вас этому кто…? Правильно, наша интересная, умная и занимательная азбука Ваша школьная азбука.
Азбука (входит одетая в костюм книги азбука).
- Да, я, конечно.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали…? – Да! (отвечают дети) посмотрите-ка на меня ещё раз. Какая я большая… Сколько во мне всего интересного и познавательного. И вы с достоинством справились с этим материалом. А сегодня я хочу посмотреть, чему вы научились?
- Так что же обозначает слово АЗБУКА? Поможет нам в этом Всезнайка.
Всезнайка: Азбука - русское слово. Первая его часть «Аз»- обозначает название буквы А. «Буки» - так в древности называлась 2-я буква – Б. Вот и получилось «АЗБУКА».
У слова «Азбука» есть слово – близнец, которое пришло к нам из греческого языка – АЛФАВИТ. В греческом языке первая буква называлась – «Альфа», а вторая – «Вита». Получилось слово – АЛФАВИТ.
Вот так и живут слова близнецы: русское слово – АЗБУКА и греческое слово – АЛФАВИТ.
Учитель дополняет Всезнайку, читает, как называлась раньше азбука.
Тексты Генриха Сапгира
«О старых букварях»
С давних пор на Руси дети учились грамоте по Букварю. Старая азбука была не современная русская, а древняя церковнославянская. Например, А, Б, В, Г, Д, Е - каждая буква была обозначена словом, чтобы легче запомнить. И вот что получалось: Аз Буки Веди Глаголь Добро Есть. В переводе на русский это значит: "Я буквы знаю, говори добро есть". Видишь, добру учили всегда.
Потом появились Буквари на русском языке. Вот маленький рассказ из одного старого Букваря.
Своё и чужое.
Поймали мальчика в горохе и стали бранить. А он и говорит:
- Да ведь я вам родня.
- Ты-то нам родня, - сказали мальчику, - да горох тебе чужой.
Азбука: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграем, кто лучше знает алфавит, читают по очереди.
Учитель: Ну как, наша родная азбука, слабо !!!
Азбука: Я рада за вас, что вы не только выучили алфавит, но и правильно называете буквы.
Звучит песня «Чему учат в школе» (сл. М. Пляцковского, муз. В.Шаинского).
Учитель: Азбука научила вас не только читать и писать, она рассказала нам, как велика и могуча наша Родина. («Наше Отечество». К. Ушинский, «Русская Азбука»)
1 ученик: Наше Отечество, наша Родина – Матушка – Россия.
2 ученик: Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и дети наши.
3 ученик: Родиной мы зовем потому, что в ней мы родились.
4 ученик: Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от всяких врагов.
5 ученик: Много есть на свете хороших государств и земель кроме России, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
6 ученик: В России много городов, но главный город- Москва, столица нашей Родины.
7 ученик: Мы познакомились и с названием русских городов.
8 ученик: В нашей стране живут люди разных национальностей. Все они говорят и учатся на своём родном языке. Все эти народы равны.
9 ученик: Но русский язык – один из самых богатых. Как много в нем интересных и разнообразных слов.
Азбука: Так, может, вы их мне назовете? (дети называют словарные слова для 1 класса).
Учитель: Азбука нас познакомила и с различными профессиями. А мы все вместе мечтали о вашей будущей профессии. Мы с вами были на экскурсии в кабинете профориентации и там познакомились с некоторыми профессиями. Кто запомнил их названия?
1 ученик: Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, а родственное ему слово фотограф и фоторепортер.
2 ученик: Повар готовит обед, а тут отключили свет.
Учитель: Бывает в жизни ещё и такое.
3 ученик: Чкалов - отважный летчик.
4 ученик: Эколог – ученый, занимающийся проблемами окружающей среды.
5 ученик: Оля и Яна – подруги. Оля станет воспитателем.
6 ученик: Юрий Никулин – юморист и клоун.
7 ученик: Вдруг во двор въехал грузовик, из него вышел шофёр.
Учитель: Как вы, ребята, думаете, которая профессия лучше?
(Дети высказывают свое мнение)
Учитель: А Владимир Владимирович Маяковский известный поэт, в своем стихотворении «Кем быть?» - пишет: «Все работы хороши - выбирай на вкус».
Открывается другая сторона доски с изображением людей разных профессий и словами Маяковского)
Знайка: Чтобы выбрать профессию, нужны глубокие знания. Их можно получить в школе, в университете, академии – это храмы науки.
Учитель: Об этом мы с вами узнали из прописей.(показать 4 прописи)
Азбука: Ребята, как мне с вами хорошо и весело. Оказывается, сколько во мне всего интересного.
Азбука: Да, сколько же нового вы узнали. А еще и запомнили все названия. Молодцы, ребятки!
Учитель: Не мало интересного мы узнали и из прописей на уроках обучения грамоте. Ведь мы исписали их целых 4 штуки.
Азбука: Так что же?..
1 ученик: Например, что слова в русском языке не могут иметь не 1, а 2,3 и больше значений. Такие слова называются многозначными: кисть, каток, плитка, ручка, ключ, хвосты.
2 ученик: Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но называют разные предметы. Это слова близнецы: коса, лук, лисичка.
Сценка «Овсянка»
Дети показывают сценку «Овсянка»
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня тоже овсянка
- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
- И я люблю! - сказал Матвей.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это-с молоком? – удивился Сашка.
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
- Как это про что? Про овсянку! – Ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?! – Изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил:
- Айда ко мне – мою овсянку слушать!
- Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.
Учитель: Почему же ребята не понимали друг друга?
( т.к. дети говорили о разных предметах: об овсянке – каше и об овсянке – птице).
Учитель: Чтобы понимать друг друга, уметь читать, что для этого нужно самое главное..?
(Нужно знать буквы)
Азбука: Ага, а сколько их в азбуке? (ответы детей)
Ученик: 33 богатыря.
На страницах букваря.
Мудрецов – богатырей,
Знает каждый грамотей.
Учитель: среди этих 33 мудрецов – богатырей (показать алфавит) есть особенные буквы, которые отличаются от других. Назовите их. (дети их называют) Почему они особенные? (т.к. дают 2 звука [йа], [йо], [йу], [йэ] когда стоят в начале слова и после гласных в конце слова.
Учитель: после согласных они обозначают гласные звуки [а],[о],[у],[э] и мягкость предшествующего согласного звука.
- Все буквы в алфавите стоят на своих местах. (Открывают Азбуку).
- Какая на первом? – А
- Какая на последнем? – Я. Почему?
(Доводы детей)
Знайка: Послушайте, что об этом говорит поэт С.Я.Маршак.
1 ученик: А эта буква от того
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.
2 ученик: Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых «я» да «мне»
Стоят на первом месте.
3 ученик: Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Азбука: я думаю, вы поняли смысл этого стихотворения и умело будете пользоваться словом «я».
Учитель: вы научились писать буквы, слова и даже целые предложения. Сегодня мы можем сказать слова благодарности нашей доске.(стихотворение М.Якубова «Школьная доска») – 3 ученика.
- Доска черна, зато умна,
не мало знает слов она.
Весна, работа, хлеб, века….
Какая умная доска.
- Крошится мел в моей руке,
Слова выводит на доске:
Мир, небо, солнце, облака…
Какая умная доска.
- Я на доске оставлю след
И вот из темноты на свет
Придут прекрасные слова:
Россия – Родина – Москва.
Учитель: Некоторые дети, научившись писать, считают, что писать можно везде: на заборах, на стенах домов, на асфальте и т.д. Вот что о таких писателях говорится в стихотворении В. Степанова « Я по улице иду».
1 ученик: Я по улице иду, я считаю на ходу
Вывески, афиши от земли до крыши.
2 ученик: А на заборе прямо написано «Динамо».
Болельщик! Стыдно это, забор – не стенгазета.
3 ученик: Вдруг вижу: «Сева-молоток!» - написано на доме.
Написано старательно, но думается мне,
Писать не обязательно об этом на стене.
4 ученик: Шумит на улице листва, но тихо в школьном доме.
Здесь пишут на доске слова, в тетрадке и в альбоме.
Обязан каждый школьник знать: все, о чём писать и где писать!
Учитель: А нашей любимой Азбуке скажем: «Спасибо, Азбука!» - хором.
Азбука: Я рада, дорогие мои ребята. Теперь я спокойна, что я научила вас читать и писать.
И все же на прощание я скажу стихами: «Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишним.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам».
Учитель: Не зря гласит русская пословица : «Кто много читает, тот много знает».
Азбука: А сейчас я ухожу к другим первоклассникам.
Дети хором: Прощай, Азбука!
Заканчивается праздник вручением удостоверений об изучении азбуки и вальсом из оперы «Щелкунчик»
(Материал подобран из учебника «Моя любимая Азбука». 1 класс М. БАЛАСС. 2006г, прописи для 1 класса. Образовательная система «Школа-2100», подборка журналов «Начальная школа»).
ЭКОЛОГ
кисть
каток
плитка
ручка
ключ
хвосты
коса
лук
лисичка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Азбука безопасности" ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ
Внеклассное мероприятие по правиламдорожного движения "Азбукабезопасности"ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕШЕХОДЫ...
Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 класса" Азбука чистоты"
Цель этого мероприятия: соблюдение правил личной гигиены и развитие потребности в аккуратности....
Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы
Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...
Внеклассное мероприятие в 1 классе "Прощай, Азбука!"
Внеклассное мероприятие проводиться после изучения детьми предмета «Обучение грамоте и письму». Данное мероприятие проведено в форме праздника. Организация праздников сплачивает первоклассников ...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Спасибо, азбука, тебе!"
Это мероприятие помогает детям осознать, что они уже многому научились. В этой разработке помещён материал для праздника "Прощай, азбука!"...
Сценарий внеклассного мероприятия для первоклассников " Прощание с Азбукой" .
Сценарий внеклассного мероприятия ,в котором принимают участие дети и взрослые....
Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Прощание с Азбукой" 1 класс
Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Прощание с Азбукой" 1 класс...