Внеклассное мероприятие "Посидим у самовара"
методическая разработка (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие «Посидим у самовара» предназначено для учащихся 2-4 классов.
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.
Задачи:
Ø познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства;
Ø развивать познавательную активность учащихся;
Ø воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.
Ø пропагандировать здоровый образ жизни,
Ø расширять кругозор учащихся,
Ø прививать навыки этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий к празднику "Посидим у самовара" | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСИДИМ У САМОВАРА
Внеклассное мероприятие в начальной школе
Учитель начальных классов Власова С.Ю.
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.
Задачи: познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.
Оформление: рисунки о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве; фотовыставка о путешествии в историко-краеведческий музей имени Н.П.Попова в с.Августовка Большечерниговского района Самарской области; презентация «В гости к самовару»; самовары, скатерти, чайные наборы
Ход мероприятия:
- Организационный момент. Танец «Кадриль»
- Объявление темы мероприятия.
Звучит эпиграф к мероприятию:
«Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа!»
Учитель : Здравствуйте, гости дорогие!
Ведущая. - Веселья вам и радости!
Ведущая. - Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.
Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!
Учитель: Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.
Мы узнаем об истории чая, самовара, а так же о традициях русского чаепития.
Звучит «Песня о самоваре» (под неё танцуют хоровод « Пых-пых самовар»)
Ученица:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель: Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.
Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.
Или после бани...
Ведущий. Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.
Ведущая. Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры.
В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.
Ведущий. Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии.
Послушайте, как это было.
Рассказ ученика.
Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был завезён в Россию в XVII веке.
В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.
– А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки.
– Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.
Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.
Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.
О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»
Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.
Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить.
Ученик:
Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
А потом-то догадался – чай забыл я посолить.
Учитель :Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?
Ученик.
Чай налить, казалось, просто.
Заварить его сумей.
И по правилам английским
Ты заварничек прогрей.
С чем решили чай попить?
Стоит сразу обсудить.
С ежевикой и малиной,
Просто чай, с лесной рябиной .
Всех сортов чай, может быть.
Тут всё сразу не испить.
Мы заварник наберём,
Кипятком крутым зальём.
Подождём ещё чуть-чуть,
Наливаем, можно дуть…
Учитель: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.
Ученица: Чай горячий ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Ведущая. И хотя сейчас во многих семьях самовар заменил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.
В Японии во время чаепития не разговаривают –
размышляют о смысле жизни, а в России за чаем
общаются, поют частушки.
Чайные частушки
1.На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
2.В плясках не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
3.Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
4.Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
5.Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай – чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день- денечек!
6.Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Ведущий: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?
Сверху – дыра, снизу – дыра,
А посередине – огонь да вода.
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит.
(Самовар).
Учитель: А когда появился самовар?
(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)
Девочка : Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!
Мальчик: Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.
Учитель :Чем хорош самовар?
Девочка : В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.
Учитель :Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.
Учитель :Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.
Посмотрите еще раз на самовары. (Показ слайдов)
Ведущий: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности.
Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.
Проводится конкурс «ЗАВАРИ ЧАЙ»
Учитель :Ответьте на вопрос: В каких случаях ставили самовар в доме?
Девочка : Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .
Учитель :Назовите правила – приметы чаепития.
Девочка
1.Нельзя за столом пересаживаться с места на место.
2.Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.
3.Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.
4.Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!
Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Учитель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки:
В брюхе – баня,
В носу - решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука
И та на спине. (чайник).
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (сахар).
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин).
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (самовар)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья. (стол).
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (бублик).
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон).
Учитель: Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?
Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.
- Гостю почёт – хозяину честь.
-Хоть не богат, а гостям рад.
- Гость в дом – радость в дом…
Далее ведущие вместе с учителем предлагают поиграть в игры
«Нарисуй чайник»
Игроки делятся на 2 команды. На переносной доске крепятся 2 плаката, на которых участники конкурса поочерёдно рисуют по одной детали чайника.
Исполняется песня «ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК»
«Съешь пряничек»
По два из участников команд приглашают в середину зала, завязывают им глаза. Они с закрытыми глазами должны накормить друг друга пряниками. Побеждает та команда, чьи игроки первыми съедят пряники.
Исполняется песня «ПРЯНИКИ РУССКИЕ»
«Христофоровна – Никаноровна»
Игра проводится с нарядами На 2 стульях лежат юбка, блузка, платок, фартук, очки. Каждый участник игры должен подбежать к стулу, нарядиться, сесть на стул и прокричать : «Я – Христофоровна» или «Я – Никаноровна», а затем раздеться и прибежать на своё место.
Учитель : Вот и подходит к концу наш праздник и хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением. Давайте все вместе споём песенку о чае (на мотив “Голубой вагон”)
1.Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
П – в
Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем ароматный чай.
Каждому, каждому
Счастья ты пожелай
И улыбнись друзьям и учителям.
2.Знаем лучше доктора серьёзного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем мальчиков и девочек
Выпить ароматного чайку!
П – в
Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как
проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?
ученик.- Пригласить гостей на чаепитие.
Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.
Приглашайте гостей!
ученик. – Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьёт,
Стол накрытый давно ждёт!
ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки
калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"
Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....
внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"
Подборка стихов, песен по теме...
Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"
Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...
Внеклассное мероприятие. Праздник "Посиделки у самовара"
Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...
Сценарий внеклассного мероприятия. Праздник "Посиделки у самовара".
Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...
Внеклассное мероприятие - семейные посиделки "У самовара"
Данное мероприятие проходит в виде праздника совместно с родителями. Учащиеся узнают много нового и интересного о чае, его истории и чайных традициях разных народов....
внеклассное мероп. про самовар 2 класс
внеклассное мероприятие про самовар 2 класс...