Интеллектуальный космический марафон для учащихся 2-х классов
план-конспект урока (2 класс) на тему

Данное мероприятие посвящено Дню Космонавтики и  проводится среди параллели учащихся 2-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голованова Елена Анатольевна                                    МБОУ СОШ № 1                                           г. Королев

Интеллектуальный космический марафон

(для учащихся 2-х классов)

    Цель:    расширение и углубление знаний учащихся о космосе и космонавтах.

    Задачи: 

1. Ознакомление учащихся с советской и российской историей освоения космоса.

                 

2. Развитие познавательных процессов и творческих способностей учащихся, их речи, памяти, мышления, внимания.

                 

3. Воспитание чувства гордости за свою страну, формирование гражданской идентичности, активной деятельной позиции, чувства ответственности и дружеских отношений.

      Оборудование:  проектор, компьютер,  слайды для «Блиц-опроса» по теме «Космос»,  выставка открыток и книг о космосе,  иллюстрации учащихся  по теме «Космос», кроссворды, пазлы –слоги, изображения планет Солнечной системы,  пазлы (части ракеты), видеозаписи о космосе и космонавтах, материалы для «Своей игры», листы-шифровки и шифры-отгадки, маршрутные листы, спортивное оборудование, дипломы участникам и победителям.

      В данном мероприятии участвуют все классы параллели вместе со своими классными руководителями. Учащиеся каждого класса заранее готовят название команды, девиз, рисуют эмблемы, выбирают командира.  Все станции – «планеты» располагаются в разных помещениях: свободные кабинеты, актовый зал, библиотека и т. д. На каждой станции есть свой «хранитель» - педагог – ведущий, а также помощники – учащиеся старших классов, которые помогают в организации и проведении заданий, выставлении заработанных баллов.  Маршрутные листы для каждого класса составлены таким образом, чтобы команды не пересекались. Время пребывания команды на каждой станции – примерно 10-15 минут. После прохождения всех станций учащиеся   2-х классов встречаются в спортивном зале для проведения итоговой спортивной эстафеты «Таких вот берут в космонавты».  Ответственными за проведение эстафеты являются учитель физической культуры и заместитель директора по ВР.  После проведения эстафеты все баллы, набранные командами, суммируются, подсчитывается итог. Победителем является та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

  1. Организационный момент. Представление команд.

Все учащиеся собираются на организационной линейке.

    Ведущий:  12 апреля во всем мире празднуют Всемирный день авиации и космонавтики. Дата выбрана не с проста,  ведь именно 12 апреля 1961 года   Юрий Алексеевич Гагарин впервые в истории человечества вылетел в космическое пространство на корабле «Восток».

    В этот день человечество впервые увидело вид планеты с ее орбиты. Это открытие стало основой рождения эпохи космических полетов.

    Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.

    Это имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева, в честь которого и назван наш город.

Чтец 1. В день весенний, день апрельский

Много лет тому назад,

Мчалась в космосе ракета,

Завораживая взгляд!

Чтец 2. Говорили люди гордо:

«Русский парень полетел!»

И героем – космонавтом

Каждый мальчик стать хотел.

Чтец 3. Только первым быть непросто.

Очень сложно первым стать.

Надо вырасти достойным,

Все уметь и много знать.

Чтец 4. Но когда – нибудь мы тоже

Сможем к звездам полететь.

Очень многого добьемся

надо только захотеть.

  Ведущий: Сегодня каждый класс будет космическим экипажем. Поприветствуем наши экипажи: экипаж 2 «А» класса…. (команда говорит название и девиз), экипаж 2 «Б» класса… (и т. д.) Вы будете путешествовать по различным станциям – планетам, зарабатывать баллы за выполнение заданий. Последним испытанием  будет спортивная эстафета, в которой определится сильнейший экипаж.  Победит та команда, которая наберет в итоге наибольшее количество баллов. Итак, вперед! Командирам вручаются маршрутные листы, по которым команды  будут  проходить станции - «планеты».

Чтец 5. Ждут нас быстрые ракеты,

Ждут нас дальние планеты,

На какую захотим,

На такую полетим!

Только есть один секрет:

Здесь лентяям места нет.

      Далее каждый класс уходит на свою станцию в соответствии с маршрутным листом (Приложение 1). 

  1. Прохождение командами станций-планет

Планета загадок.

  1. Загадки

Отгадать загадки. За каждую загадку – 1 балл. Загадки отгадываются всем классом. Дополнительные объяснения приветствуются и оцениваются.

Увидав рожок над крышей,

Ты его узнаешь вмиг,

Если вечером повыше

Задирать свой нос привык.

(Месяц)

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля в разные времена года)

От одного очага весь свет греется.

(Солнце)

Огромное поле: копать его нельзя,

Камней на нём не счесть.

(Небо и звёзды)

Синяя шубенка

Весь мир одела.

(Небо)

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Глянули поутру – нет ничего.

(Звезды на небе)

Белолица, круглолица,

Во все зеркала глядится.

(Луна)

То блин, то полблина,

То та, то эта сторона.

(Месяц)

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(Солнце)

Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд.

(Ракета)

Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился …

(Парашют)

У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут

(Месяц)

Синенькая шуба

Покрыла весь мир

(Небо)

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна

А дочурки …

(Звезды)

  1. Рифмоплеты

Хранитель: В космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. Потренируемся и мы.

Ведущий читает стихи, дети должны вставить недостающее слово.

Не в первый раз, не в первый раз,

В огне и звуках грома

Ракета в космос поднялась

С земного … (космодрома).

Уходит в небо экипаж,

Отныне знаменитый.

Мы будем слушать репортаж

С космической … (орбиты).

С  друзьями в небо ты глядишь,
конечно, твердо веря,
что подрастешь - и полетишь
к загадочной... (планете!)

У нас сбываются мечты:
покажут в телекадре,
как по Сатурну ходишь ты
в космическом... (скафандре.)

  1. Блиц – опрос   

Каждый ответ сопровождается показом слайдов.  (Приложение 2)

  1. Какой формы наша Земля?
  2. Чего больше на земном шаре — суши или воды?
  3. Воды какой: пресной или соленой?
  4. Что такое глобус?
  5. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?
  6. Назовите имя человека, который первым полетел в космос? (Ю. Гагарин.)
  7. Кто совершил первую прогулку в космосе? (Л. Леонов.)
  8. Назовите первую женщину-космонавта? (В. Терешкова.)
  9. Ребята, вы знаете, кто из животных еще до человека летал в космос? (Собаки Стрелка и Белка.)
  10. Где живут космонавты? (В Звездном городке.)
  11. Назовите места старта космических кораблей? (Байконур, Плесецк.)
  12. Каких космонавтов вы знаете?
  13. Что сказал Ю. Гагарин, когда корабль стартовал в космос?  («Поехали»)
  14. Космонавты какой страны первый и единственный раз побывали на Луне?
  15. Как в Америке называют людей, совершающих полет в космос?  (Астронавты)
  16. Как люди называют космический корабль пришельцев с других планет?  (Тарелка)
  17. Как называется космический  летательный аппарат, выведенный на орбиту вокруг Земли?  (Спутник)
  18. Как назывался первый космический корабль?  («Восток»)
  19. Какие созвездия вы знаете?

Планета «Составляй – ка»

Все дети класса вне зависимости от количества учащихся делятся на 5 подгрупп.  

1. Кроссворд

Каждой команде дается лист с кроссвордом.  Заполнив кроссворд, нужно отгадать фамилию главного конструктора КБ ХимМаш (Конструкторское бюро химического машиностроения),  в честь которого названа одна из улиц нашего города Королева. За отгаданное  слово начисляется каждой подгруппе 1 балл.  (Приложение 3).

Ответ: Исаев (Алексей Михайлович)

Ответы для кроссворда:

          Г а г а р И н

                          С п у т н и к

                Л у н А

              Со з в Е з д и е

                          В о с т о к

2. Собирай-ка

Каждой команде даются слоги вразброс. Среди них есть и лишние.  Нужно составить слово – фамилию ученого  и изобретателя, основоположника  современной космонавтики и ракетной техники, в честь которого названа улица нашего города. За отгаданное  слово каждой подгруппе начисляется 1 балл каждой команде.

Ответ: Циолковский

ЦИ  ОЛ   КОВС  КИЙ   МА  БО   РИ

3. Знаешь ли ты Солнечную систему?

На доске помещены изображения планет Солнечной системы.

Задание: расставить планеты в нужном порядке  в зависимости от нахождения по отношению к Солнцу.

 Задание выполняется коллективно. За каждую, правильно размещенную планету начисляется 1 балл. Максимальное количество – 9 баллов.

На доске изображения планет Солнечной системы (вразброс):

                 

Солнце             Сатурн                  Марс             Уран        Меркурий    Нептун              Земля

                     

Венера           Юпитер              Плутон

Ответы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Планета Игр

  1. Своя игра

Игра проводится коллективно. Учащиеся выбирают категорию (имена, планеты, звезды) и соответствующий балл (2, 4, 6). Далее хранитель открывает вопрос, на который учащиеся дают ответ. В соответствии с правильностью ответа класс получает количество баллов (максимально- 36).

ИМЕНА

2

Первый космонавт Земли

Ответ: Ю. А.Гагарин

4

Второй космонавт Советского

Союза, дублер Гагарина

Ответ: Г. С. Титов

6

Главный конструктор первых ракет,

в честь которого назван город в Московской области.

Ответ: С. П. Королев

ЗВЕЗДЫ

2

«Хвостатая» звезда

Ответ: Комета

4

Самая яркая звезда, видимая с Земли, нахождение которой на небосклоне поможет определить сторона горизонта

Ответ: Полярная звезда

6

Самая близкая к Земле звезда, дающая жизнь на нашей планете

Ответ: Солнце

ПЛАНЕТЫ

2

Самая близкая к Солнцу планета

Ответ: Меркурий

4

Самая большая планета Солнечной системы

Ответ: Юпитер

6

Единственная планета Солнечной системы, имеющая кольца и 60 известных спутников.

Ответ: Сатурн

  1. Игра «Летает – не летает».

За данную игру баллы начисляются следующим образом: если никто из учащихся не ошибся – за каждую фразу – 1 балл, если ошибся – балл не начисляется. Максимально – 10 баллов.

Хранитель: Если я называю слово, что летает - вы поднимаете руки. Что не летает – руки вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? … Летает.

- Стол летает? … Не летает.

- Козел летает? … Не летает.

- Орел летает? … Летает.

- Пулемет летает? … Не летает.

- Вертолет летает? … Летает.

- Ласточка летает? … Летает.

- Бегемот летает? … Не летает.

- Воробей летает? … Летает.

- Цыпленок летает? … Не летает.

Планета Космических пришельцев

  1. Шифровка пришельцев

Все дети класса вне зависимости от количества учащихся делятся на 5 подгрупп.  Каждой подгруппе выдаются конверты с шифровками и шифрами. За правильно отгаданное послание дается по 1 баллу.

Хранитель: Кто такие пришельцы? У нас тоже они побывали. Они много знают о нашей планете, но не умеют разговаривать на русском языке. Пришельцы оставили вам свои вопросы. Но так как они не умеют разговаривать по -  русски, то воспользовались  шифровками. Шифровка (Приложение 5) – это набор определенных символов, заменяющих наш алфавит. Используя шифр – отгадку (Приложение 4), попробуйте отгадать послания пришельцев.

  1. Шифровка № 1 - Ответ: Леонов А.А
  2. Шифровка № 2 -  Ответ: Буран
  3. Шифровка № 3 -  Ответ: Салют
  4.  Шифровка № 4 -  Ответ: Вселенная
  5. Шифровка № 5 -  Ответ: Аэронавты

После каждого ответа показывается мини-фильм (Приложение 6).

  1. Собери ракету.

На доске прикреплены вразброс части ракеты.

 Хранитель: Пришельцы нашли чертежи ракеты, но никак не могут ее собрать. Задание для  коллективной работы класса: составить из частей ракету. За правильное выполнение 1 балл.

        

  1. Спортивная эстафета.  
  2. По общим результатам проводится награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный космический марафон «Полёт к звёздам»

Данное мероприятие способствует расширению и углублению знаний учащихся о космосе и космонавтах; знакомит учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Развивает познавательные процессы...

Интеллектуальная литературная игра для учащихся 3-х классов.

Проверка знаний учащихся  и пополнение интересной информацией о жизни зарубежных сказочников Шарля  Перро,  братьев  Гримм,   Г.Х. Андерсена...

Интеллектуально – познавательная игра для учащихся 4-х классов «Интуиция»

Цель: развитие познавательной активности, эффективного внимания Описание игры: ·   Игра проводится с учащимися 4-х классов.·   Дети делятся на 4 команды по 4 челове...

Планирование и организация интеллектуального марафона (для учащихся 2-х классов)

Среди множества направлений совершенствования системы   российского образования едва ли не самое важное – раннее выявление, обучение и развитие  талантливых детей. Именно они являются потенц...

Интеллектуальный марафон для учащихся 4-ых классов

Данный материал сможет определить уровень интеллектуального развития учащихся: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. На 100 вопросов учащиеся смогут дать 100 ответов. ...

Игра по станциям "Осенний марафон" для учащихся 2-3 классов

Игра по станциям "Осенний марафон" разработана  для учащихся 2-3 классов. Представлены: сценарий игровой программы, описание оборудования, учебный и раздаточный материал....

Муниципальный интеллектуально-творческий марафон обучающихся и учителей начальных классов «Страна Знаний и Профессий»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по ранней  профориентации для младших школьников «Все работы хороши»....