План-конспект занятия "Изучение фольклора славянских народов"
материал (4 класс) по теме

Брыжко Людмила Яковлевна

 

 

Знание истоков отечественной культуры, обычаев, лучших традиций своего народа и народов, объединённых словом «славянские», помогает расширить кругозор ребёнка, воспитывает толерантность.

Ребёнок лучше всего воспринимает такой учебный материал, который приносит ему радость. Игра – самый лучший способ достигнуть этого. Знакомство с народными играми, играми, в которые играли дети многих поколений, помогают понять душу народа.

Игру я понимаю как один из методов работы образовательной, воспитательной, общественно-полезной. Игра заинтересовывает. вовлекает учащегося, в то же время являясь источником удовольствия и радости. помогает работать в группе

Музыка вкупе с движением дают возможность снять психическое напряжение, избавят от избытка энергии и агрессии. улучшат двигательную координацию, вызовут артистические переживания, научат контактам зрительным и физическим с партнёром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya.doc559 КБ
Microsoft Office document icon den_semi.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon rozhdestvenskoe_predstavlenie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Школа № 121

Центр славянской культуры и творчества

Студия «Славянская игротека»

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

План-конспект открытого занятия

Преподаватель Брыжко Л.Я.

Москва  2007 г.

Введение

Знание истоков отечественной культуры, обычаев, лучших традиций своего народа и народов, объединённых словом «славянские», помогает расширить кругозор ребёнка, воспитывает толерантность.

Ребёнок лучше всего воспринимает такой учебный материал, который приносит ему радость. Игра – самый лучший способ достигнуть этого. Знакомство с народными играми, играми, в которые играли дети многих поколений, помогают понять душу народа.

Игру я понимаю как один из методов работы образовательной, воспитательной, общественно-полезной. Игра заинтересовывает. вовлекает учащегося, в то же время являясь источником удовольствия и радости. помогает работать в группе

Музыка вкупе с движением дают возможность снять психическое напряжение, избавят от избытка энергии и агрессии. улучшат двигательную координацию, вызовут артистические переживания, научат контактам зрительным и физическим с партнёром.

Цели, воспитательно-образовательные задачи.

Освоение песенного, музыкального фольклора славянских народов: русского и польского.

Развитие внимания, воображения, творческого мышления.

Воспитание чувства коллективизма, умение взаимодействовать в группе, формировать способности к сопереживанию.

Всемерно поддерживать и укреплять активность, желание играть.

Развивать умение импровизировать в игре.

Формировать навыки правильной артикуляции, дикции, правильного дыхания, звукоизвлечения.

Методы и формы работы:

  1. упражнения;
  2. музыкально-дидактические игры;
  3. наглядности;
  4. технические средства обучения;
  5. индивидуальная работа;
  6. работа в группах.

Учебно-дидактические пособия:

  1. костюм польский краковского региона;
  2. костюмы польские региона Силезия;
  3. диски с компьютерными играми «Волшебная скатерть» и «Ракетодром»;
  4. диск с записью народной песни «Трояк».

              План занятия

Вступление

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством, песнями, играми славянских народов. Славянские народы – это народы-соседи. Это: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, болгары. На прошедших занятиях мы знакомились с польскими народными играми, песнями. Страна Польша делится на несколько частей – регионов (также, как и Россия). В Польше есть крупный город – Краков, вокруг Кракова расположен Краковский регион. Я сегодня пришла на занятие в краковском народном костюме. Я и наши гости исполним песню «Краковячек».

Слушание песни.

Содержание занятия

Методы, атрибуты

Для того, чтобы играть и петь, необходимо настроить свой голосовой аппарат, провести разминку для голоса.

1.Дети встают, выполняют следующие упражнения:

  1. пружинки, прыжки;
  2. вращение плеч. наклоны головы;
  3. приседания со звуком «с»;
  4. «задуть свечки»;
  5. «согреть воробышка».

2. Музыкально –дидактическая игра на отработку правильного звукоизвлечения и артикуляции.

 Игра называется «Волшебная скатерть». Сейчас на экране компьютера появится «волшебная скатерть», по которой будут пробегать различные животные. Когда животные останавливаются, мы начинаем петь на слоги: му. гав, мяу. А когда появятся пляшущие мышки, мы тоже будем приплясывать и петь на слоги: ха-ха.

3. Музыкально – дидактическая игра на отработку динамики и развитие диапазона «Космодром»

На экране появляется изображение «Космодрома». Когда уезжает грузовик, дети поют на звук «ж-ж-ж», постепенно затихая. При взлёте ракеты дети поют глиссандо от самых нижних звуков до самых верхних. Можно при этом наклониться, петь, поднимая руки и корпус вверх.

4. Пение канонов: «Раз-два-три-четыре-шесть», «Джимба».

              5. Музыкально-дидактическая игра «Дождик».

Кап

кап

кап

кап

Ка---------пли

ка--------пли

ка--------пли

ка---------пли

Дождь и-дёт

дождь и-дёт

дождь и-дёт

дождь и-дёт

Зве-нят  ка-пли

зве-нят ка-пли

звенят ка-пли

 зве-нят ка-пли

6. Разучивание польской песни из региона «Силезия» «Трояк».

Слушание.

Работа над текстом.

Проговорить текст.

Работа над мелодией.

Пропеть выученную 1-ю часть песни.

7. Повторить песню “Poszlo dziewcze po ziele”.

8. Повторить игру с пением «Платочек».

9. Заключение.

Подвести итоги, поблагодарить детей, гостей.

Объяснение, показ учителя, ученика.

Компьютерный диск с записью игры.

Компьютерный диск с записью игры.

Показ учителя, учеников, работа в группах.

Использовать шумовые музыкальные инструменты (бубен, трещотку, погремушку).

Предложить спеть песню ребёнку старшей группы, одетому в соответствующий костюм. Сравнить с костюмом из краковского региона.

Предложить найти похожие слова.

Повторять текст за педагогом по фразам.

Пение на слоги.

Отхлопать ритмический рисунок под исполнение песни в звукозаписи.

Игра «Забывалочка-выручалочка».

Игры: «Найди ключик», «Узнай по голосу».

Узнать песню по мелодии из нескольких звуков.

Выбрать ведущего по считалке, дать ему платочек.    



Предварительный просмотр:

День семьи

Сценарий праздника

Предварительная подготовка:

  1. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.
  2. Подготовка презентации на тему «121-я – самая первая!»

Оборудование: аудиотехника, экран для презентаций.

Ход праздника

Ведущий. Дорогие друзья! Бабушки и дедушки. Тёти и дяди, мамы и папы! Наш вечер посвящён теме «Моя семья». Это слово будет сегодня звучать чаще всего. У меня  несколько вопросов к залу.

- Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

- Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

-  Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)

-  Что означает слово «Семья»? (Группа родственников, живущих вместе.)

Ведущий. В средние века всякий рыцарь, желающий вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. Для того, чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

 

- Может ли кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

- Знаете, откуда она родом?

 Ведущий. Предлагаю посмотреть презентацию, где представлены родословные деревья нескольких наших учеников, принявших участие в составлении презентации.

На экране демонстрируется презентация «Родословное дерево».

Ведущий. Кто является основателем нашей семьи, от кого пошёл наш род? Кто находится в стволе нашего родословного дерева? Конечно, бабушки и дедушки. Послушайте стихотворения, посвящённые бабушкам.

(Учащиеся читают стихи.)

Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, Мне все приятно в ней, А бабушкины руки Люблю всего сильней.

А у бабушки моей - волосы седые, А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает: То на спицах вяжет шарф, то носки латает. Ни одной минуты нет у нее свободной. Я без дела не сижу, помогаю тоже, Потому что на нее быть хочу похожей.

Ведущий. Много интересного узнали мы о наших родственниках. Я предлагаю посчитать, сколько родственников в стихотворении А. Кондрашова.

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

Ведущий. А сейчас – конкурс на сообразительность. Кто сможет разгадать эти ребусы?

У нас в гостях польский вокальный ансамбль «Баськи». Наш ансамбль в этом году отмечает юбилей, нам с момента основания исполнилось 15 лет. Мы тоже своего рода семья. Многие из нас – бабушки, есть и мамы, и внучки. Мы приготовили всем свой музыкальный подарок.

Ансамбль «Баськи» исполняет несколько музыкальных произведений.

Ведущий. Объявляю конкурс «Кто это» Приглашаю на сцену две семьи.

Соревнуются две семьи.

Вопросы:

  1. Брат жены. (Шурин)
  2. Брат мужа. (Деверь)
  3. Сестра мужа. (Золовка)
  4. Сестра жены. (Свояченица)
  5. Мать жены.  (Тёща)
  6. Отец жены. (Тесть)
  7. Мать мужа.  (Свекровь)
  8. Отец мужа.  (Свёкор)
  9. Дочь брата или сестры. (Племянница)
  10.  Брат отца или матери.  (Дядя)
  11. Сестра отца или матери.  (Тётя)
  12. Жёны двух братьев.  (Свояченицы)

Ведущий.  В нашей школе мы изучаем польский фольклор. Наши дети не только умеют петь по-польски, но и знают много народных игр.

 

Исполняются песни: “Byl sobie krol”, “Bajka”, “Polonez”.

Игры: “Chusteczka”, “Nie chce cie znac”, “Lisek”, “Stary niedzwiedz”, “Jawor”.

Ведущий  Наша школа – тоже  семья. Предлагаю посмотреть презентацию о нашей школе.

Демонстрация презентации «121-я самая первая!»

Ученики читают стихи.

Мы вам желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра,

Желаем теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Ведущий благодарит всех, кто принял участие в празднике.

                       

                   



Предварительный просмотр:

Рождественское представление

Сцена 1

Действие разыгрывается возле костра. Звучит старинная славянская колядка «Ночь тиха над Палестиной», исполняется первый куплет.

   

Ведущий 1. Приглашаем всех, всех

                     Веселиться и радоваться.

Ведущий 2. Прекрасная новость:

                     Мария родила Сына.

Ведущий 1. Будем счастливы, веселы

                     Теперь всё изменится.

Ведущий 2. Будет добро и любовь на свете,

                     Потому, что у нас появилось Божье Дитя.

Колядка звучит громче. Исполняются 2, 3 куплеты.

Ведущий показывает на пастушков, спящих возле огня.

Один из них не спит. Замечает на небе звезду.

Эту звезду может нести Ангел, который входит на сцену.

Пастушок 1. Какая звезда засияла на небе!

                      Пойду вперёд за ней.

Ангел.          Собирайся, мой пастушок в Вифлеем.

                     Сообщаю тебе новость:

                     Мария родила Сына!

Колядка, 4, 5-й куплеты.

В это время пастушок будит остальных пастушков, показывает им звезду. Пастушки протирают глаза с изумлением. Всматриваются в звезду. Музыка затихает, звучит тихо, как фон.

Пастушок 2. В Вифлеем поспешим

                      Чтобы приветствовать Дитя.

Пастушок 3. Пойдём, пойдём быстрей, быстрей,

                      Принесём ему свои дары.

Пастушок 4. Но у нас же ничего нет!

                      Как его приветствовать?

Пастушок 5. Зато у нас горячие сердца

                      И пламенные души.

Пастушок 6. Подарим свою любовь и благодарность,

                      Что появился сейчас на земле.

               Пастушок 7. Он нас любовью и добром одарит,

                      И много чудес объявит.

Пастушки (вместе): Быстрей, быстрей идём

                                   Приветствовать Дитя!

Пастушки идут за Вифлеемской звездой. Громко звучит окончание колядки.

 

Сцена 2.

В вертепе Матерь Божия с Ребёнком. Возле стоит Иосиф. В кругу сидят пастушки. На сцену выходит Ангел, за которым следуют три Волхва. Подходят к Иисусу.

Звучит колядка «Нэбо яснэ» 1, 2, 3 куплеты. Колядка затихает, звучит как фон.

Волхвы: 1. Приветствую Тебя, маленький Иисус!

                   Как доказательство моей любви

                   Дарю Тебе злато.

               2. Приветствую Тебя, долгожданный Спаситель,

                   Приими от маня в дар мирру.

               3. Приветствую Тебя, Божие Дитя.

                   Покорно склоняюсь пред Тобой.

                   Благодарю за Твоё пришествие, Господи.

                   И в подарок приими от меня ладан.

Мария прижимает к себе Дитя. Колядка звучит громче (4, 5 куплеты).

 

Сцена 3.

Мария, Иосиф занимаются Ребёнком. Подходят сбоку Ирод и Диавол.

Иосиф: Будет Тебе уютно в яслях

             На тёплой овчинке.

             Будет Тебе тепло,

             Засыпай, Дитятко, спи!

Мария: Иосиф, что ж, ты искал дом,

             Где должен был родиться Избавитель,

             Но нашёл сарай, где совершилось

             Великое чудо любви.

Иосиф: Не нашлось места ни в одном доме.

              Ребёнок родился в холоде.

              Мария, ты его спеленала и в ясли на сене положила.

Дьявол и Ирод выглядывают из-за укрытия.

Дьявол: Ирод, берись за дело быстро и с охотой,

               Прежде чем потеряешь имение, дворец и золото.

Ирод:     Не позволю! Найду решение!

               Ничего плохого с моим богатством не произойдёт.

Дьявол отходит от Ирода и обращается к зрителям так, чтобы Ирод не слышал.

Дьявол: Пусть себе радуется,

              Он в моих руках… ха, ха, ха…

Выходит Ангел. Дьявол убегает, за ним Ирод.

Сцена 4.

Все выходят на сцену, располагаются возле вертепа. Ирод и дьявол в стороне.

Звучит рождественская песня «Ночь тиха».

Ведущий 1. Здесь мы все вместе, как большая семья.

Ведущий 2. Будем милыми друг другу

                     Каждую минуту нашей жизни.

Пастушок 1.Получили мы в дар любовь

                     И время покажет…

Пастушок 2.Что любовь может творить чудеса

                      И это ей удаётся всегда.

Пастушок 3. Любовь – это самый ценный дар,

                      Примем его со слезами благодарности.

Пастушок 4. И отдадим людям на целом свете

                      То, что нам принесло Божье Дитя.

Пастушок 5. Ведь праздник этот собственно для того,

                      Чтобы научиться больше любить.

Пастушок 6. Чтобы научиться прощению,

                       Уважению и объединению,

Пастушок 7. Вместо того, чтобы оценивать и критиковать,

                      Лучше любить от всего сердца.

Звучит ещё раз рождественская песня «Ночь тиха».

Ведущий1:  Мы с огромной радостью подарили вам наше рождественское представление.

Ведущий 2:  Мы вам низко кланяемся, предлагаем подать друг другу руки и пожелать счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка славянских народов

Этот урок является обобщающим. После того как на уроках ученики познакомились с музыкой таких стран как Украина, Белоруссия, Польша, Россия у ребят сформировался определенный багаж знаний. а вот у ког...

Выступление 2 класса на празднике «День матери». (с использованием элементов фольклора русского народа)

Сценарий построен для ознакомления учащихся Казанской школы-интерната VII вида с элементами фольклора. Используются: потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные песни и т.д....

Проект «Особенности женского национального костюма славянских народов»

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Исследовательская работа посвящена изучению жен...

Классный час "Фольклор - душа народа"

Классный час "Фольклор - душа народа...

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение»....

План-конспект занятия по теме «Приуроченные виды творчества в русском фольклоре»

План-конспект занятияпо теме «Приуроченные виды творчества в русском фольклоре»...