Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Урок был проведён после прочтения учениками книги ("Мифы Древней Греции" Н.А. Куна) во время внеклассной работы. Это помогло учащимся ориентироваться в жизни богов, иметь представление о жителях греческого пантеона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_uroka_mify_mihaylichenko.docx | 19.22 КБ |
prezentatsiya_mihaylichenko.pptx | 429.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол урока литературного чтения.
Система Л.В. Занкова.
Учебник: Свиридов В.Ю., 3 класс, I часть, глава 2, тема раздела: " В единой семье всего живого", урок-обобщение по теме: "Легенды и мифы Древней Греции" №4,
( урок №17 по тематическому планированию)
Оборудование: учебник: Свиридова В.Ю., 3 класс, I часть; презентация, 4 таблички с предположениями, карточки с вопросами каждому ученику, книга "Мифы Древней Греции" Н.А. Куна ( по желанию).
Тема урока: Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.
Урок был проведён после прочтения учениками книги ("Мифы Древней Греции" Н.А. Куна) во время внеклассной работы. Это помогло учащимся ориентироваться в жизни богов, иметь представление о жителях греческого пантеона.
Цель: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; дать представление о пантеоне греческих богов; формировать навык осознанного и правильного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание и память.
I. Организационный момент. Начинаем наш урок. Поделимся своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями.
II. Введение в тему урока.
– Я сейчас вам прочту отрывок из произведения, а вы скажите откуда этот отрывок.
«В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея…» ( слайд №2)
- Откуда этот отрывок? ("Мифы Древней Греции" Н.А. Кун)
- Сегодня мы продолжим изучение древних литературных жанров. Поговорим о мифах. По углам нашего кабинета висят 4 таблички с предположениями ( слайд №3)
1. Миф это сказка.
2. Миф это устное народное творчество.
3. Миф это легенда.
4. Миф это сказание, повествование.
- Подумайте, какое предположение вам ближе, пройдите к нему. Ваша задача в течении 1 минуты обосновать своё решение в группе, объяснить и доказать свою точку зрения. Выбираете одного из участников команды, кто представит это классу.
Мы выслушали все 4 мнения. Прочитайте, что о мифах в своих записках написал В.И. Даль.
(Читает ученик с ИД, слайд №4)
"...Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки."
-Как вы думаете, согласился бы В.И.Даль с нашими предположениями?( Выслушали мнения учеников. Все считают, что В.И. Даль согласился бы с нами.)
III. Изучение нового материала.
-В переводе с древнегреческого языка слово миф обозначает сказание, предание.
Зародились мифы в глубокой древности, в них отразились представления древних людей о добре и зле, смелости и трусости, справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления и явления действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Под словом «мифы» чаще всего подразумеваются предания древних греков и римлян. Так же как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому существуют различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой мудростью и красотой.
Люди верили, что всё, о чём рассказывают мифы, происходило на самом деле.
Актуализация знаний.
– Какие боги из древнегреческих мифов вам уже знакомы?
- Где жили боги? Что такое пантеон? Кто входил в пантеон? ( Ответы учеников)
Сегодня на уроке, используя учебник, ваши знания, я предлагаю вам более полно узнать о жизни богов. Давайте попробуем составить на них "досье", пояснить значение слова в Толковом словаре.
"Досье- собрание документов, относящихся к какому-нибудь делу, лицу, а также папка с такими документами". Дети сами находят в словаре пояснение и зачитывают классу.
Ученикам раздаются карточки с вопросами:
1. Имя бога_____
2. Чем занимается_______
3. Каковы его атрибуты _______
4. Какие священные животные с ним связаны:___________
Работа пройдёт по экипажам ( слайд №5)
1 экипаж: Гефест.
2 экипаж: Зевс.
3 экипаж: Афина.
4 экипаж: Аполлон.
5 экипаж: Посейдон. (Задание по экипажам на ИД.)
Работа в учебнике на с. 64–69.
Выслушивается каждый экипаж. На ИД показываются слайды, с каждым из названных богов (слайд №6-10 для проверки).
- Конечно, это лишь малая часть греческого пантеона. О всех жителях пантеона можно узнать из книги Н.А. Куна.
Дополнительная информация.
(Если ученики могут объяснить данные понятия, нужно дать им возможность высказаться, что учитель и предлагает ученикам)
- Почему же именно мифы небольшого греческого народа, обладают столь притягательной силой?
Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говори о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение).
- О загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном.
- Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. -Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие”.
-Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер.
-А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках .
-Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой.
И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.
IV. Рефлексия
– Что такое миф?
– С какими богами Древней Греции мы сегодня познакомились?
- Почему современный человек обращается к мифам древней Греции? (Ответы учеников)
Домашнее задание.
По желанию, предлагается придумать одного "современного" бога, нарисовать его атрибуты, рассказать чем он будет заниматься. Подумать, нужны ли боги в современном обществе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.
1 предположение: Миф это сказка. 2 предположение: Миф это устное народное творчество. 3 предположение: Миф это легенда. 4 предположение: Миф это сказание, предание.
"...Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои – существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки» В.Даль
Составить досье на богов: 1 экипаж - Гефе́ст 2 экипаж - Зевс 3 экипаж - Афина 4 экипаж - Аполлон 5 экипаж - Посейдон
Гефе́ст — бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.
Зевс ("светлое небо"), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.
Афи́на -- богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции покровительница города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Посейдон Посейдон в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной.
Аполло́н , ( «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего. Олицетворял Солнце(а его сестра-близнец Артемида — Луну).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"
Внеклассное чтение с детьми 3 класса. Тема: «Легенды и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...
Легенды и мифы Древней Греции.
Легенды и мифы Древней Греции. Презентации....
Викторина по теме "Легенды и мифы Древней Греции"
Вопросы по теме....
Урок внеклассного чтения.Легенды и мифы Древней Греции.Персей.
Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека....
Презентация легенды и мифы древней греции
Легенды и мифы древней греции....
Кроссворд "Легенды и мифы Древней Греции. Прометей"
Материал по изучаемым в 4 классе в курсе литературного чтения (программа Л.В.Занкова) мифам и легендам Древней Греции представлен в виде кроссворда. Учащиеся могут решать кроссворд с опорой на текст у...
Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."
В технологической карте предствлен интегрированный урок( чтение +музей) по программе УМК "Перспектива" для 4 класса по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...
- Мне нравится (1)