План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 2 класс
(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч. Стр. 13-27)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время: 8:00-8:40
Место:
Класс: 2 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Малые жанры фольклора. Обобщение».
Цель: организация деятельности обучающихся для повторения, обобщения и систематизации знаний, обучающихся о малых жанрах фольклора.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках, выразительно читать.
.
Развивающие: способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества; развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях; способствовать познавательной активности обучающихся, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения, умения анализировать изобразительно-выразительные средства; развитию умения работать в парах.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине с помощью фольклорных произведений; воспитанию вдумчивого чтеца, читательского интереса к поэтическому слову, к поэзии; способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание любви к природе, к временам года; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, извлекают нужную информацию, строят логическую цепочку рассуждений, овладевают основами смыслового чтения, сравнивают, обобщают, делают выводы; умеют определять жанровые особенности малых фольклорных жанров, анализируют изобразительно-выразительные средства, умеют осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачей и условиями её реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок, принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои совместные действия.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь; используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, работают в группах.
Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют поэтический текст, выделяют жанровые особенности малых фольклорных жанров; анализируют изобразительно-выразительные средства, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, находят части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; выразительно читают; осознанно воспринимают и различают произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут София Романовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник и карандаши.
3) Мотивация к учебной деятельности
У: Чтобы настроиться на позитивный урок, мы с вами выполним такое упражнение. Вам нужно соприкасаться пальцами по очереди на каждое слово.
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
На доске запись: «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть».
У: Прочитайте и объясните пословицу, записанную на доске.
Ответы обучающихся:
У: Кто умеет читать, тот может изучать разные предметы. Мы очень много узнаём из книг, а тот, кто много знает, может справиться с любым заданием.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного творчества поговорим,
И что же новое, определим.
Во саду ли в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
А цветочек не простой –
В нём каждый лепесточек расписной. (Учитель прикрепляет к доске цветик – семицветик).
У: Лепестки не простые, на обратной стороне – задания. Если мы выполним их правильно, то у нас получится ещё один жанр устного народного творчества.
У: Итак, кто же сможет объяснить, что значит «устное народное творчество»? (ответы детей)
У: Вы правы, то, что люди передавали из уст в уста; то, что они рассказывали, то, что передавалось из поколения в поколение. У устного народного творчества нет автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они – нам. У литературного произведения обязательно есть автор.
- Сегодня мы продолжаем разговор об устном народном творчестве, о различных его жанрах. (Учитель отрывает лепесток с номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке).
Задание№1.
У: Вспомните, что такое «пословица»?
Ответы обучающихся:
Пословицы созданы народом и представляют собой маленькие произведения устного народного творчества. В них много тонкого юмора, остроумия, забавных и складно сложенных сочетаний и подборов слов, которые помогают организовать игру, развлечься. Пословицы мы часто употребляем в своей речи.
У: Помните, что главное отличие пословицы от поговорки в том, что пословица является законченным предложением.
У: Вспомните и назовите пословицы о семье или родителях. Объясните их значение.
«Детки – радость, детки же и горе».
У: Родители любят своих детей, но мы не всегда их слушаем, и они из-за нас огорчаются.
«Сердце матери греет лучше солнышка».
У: Мама – самый лучший друг. Она всегда поддержит, поможет, подскажет.
«Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».
У: Главное – вырастить и воспитать детей, научить их всему.
У: А сейчас мы с вами проверим, справитесь ли вы с новым заданием.
(Обучающиеся выбирают другой лепесток).
Задание №2.
У: Прочитайте скороговорки.
Пришёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп.
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха-ха-ха-ха!
В один, Клим, клин колоти.
У: А что же значит «скороговорка»? Приведите примеры известных вам скороговорок
Ответы обучающихся:
У: Это предложение, которое нужно быстро проговорить. Скоро говорить; когда мы произносим скороговорки, мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.
У: Правильно, а теперь посмотрим, какое же задание следующее.
Задание №3.
Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.
У: К какому жанру устного народного творчества можно отнести прочитанное мною четверостишие?
У: Что такое «считалка»?
О: Это маленькое рифмованное стихотворение для игры.
У: Вспомните, какие считалки вам известны и попробуем посчитаться.
Катилось яблоко мимо сада.
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон!
Задание №4.
У: Прочитайте данные тексты. Определите их жанр.
У: Когда их произносят?
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
Ох ты, котик, котик,
Серенький ты лобик!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
У: Как вы думаете, какие движения делает ребёнок, когда ему читают эту потешку?
У: Правильно, он ходит сам или его учат ходить. Давайте и мы все встанем и пошагаем на месте, приговаривая.
(Обучающиеся выполняют задание)
У: Теперь читаем второй текст. Кто догадался, какими движениями его сопровождают?
Сорока, сорока,
Сорока-белобока!
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала на блюдечке,
Этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке,
Этому – поскрёбышки.
А этому нет ничего.
А ты малмаленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
У: Итак, что же значит «потешка»?
Ответы обучающихся:
У: Русский народ любит веселье, умеет потешить, порадовать своих детей. Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
У: Как вы должны читать потешку?
Задание №5.
У: Что такое небылицы?
Ответы обучающихся:
У: Это смешной рассказ или стишок. Это то, чего не бывает, не было. Быль – это то, что было, правда; небылица – это выдумка.
Уж и где это видано,
Уж и где это слыхано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросёночек яичко снёс,
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Чёрным хвостиком помахивал?
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.
Задание №6.
У: Что это за жанр устного народного творчества? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека (это загадка).
Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.(петух)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)
Два брюшка, четыре ушка. (подушка)
У: Замечательно! У нас остался один лепесток. Что же на нём?
Задание №7.
У: Разгадайте кроссворд – и вы узнаете еще один жанр устного народного творчества.
Вопросы:
1. Определи жанр «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».
2. Определи жанр «Прыжок с подвыподвывертом».
3. «Для того чтобы начать игру, надо знать её правила, чтобы играть в прятки, надо выбрать водящего». Какой жанр устного народного творчества вы используете?
4. Определи жанр «Днём спит, ночью летает, прохожих пугает».
5. Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам, весне?
6. Определи жанр.
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал».
П | О | С | Л | О | В | И | Ц | А | |||||||||
К | О | Р | О | Г | О | В | О | Р | К | А | |||||||
С | Ч | И | Т | А | Л | К | А | ||||||||||
З | А | Г | А | Д | К | А | |||||||||||
З | А | К | Л | И | Ч | К | А | ||||||||||
Н | Е | Б | Ы | Л | И | Ц | А |
Ответы: пословица, скороговорка, считалка, загадка, закличка, небылица.
У: Название какого жанра устного народного творчества было зашифровано в кроссворде? (сказка)
IV. Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Как мы решили задачи, поставленные вначале урока, ответьте, используя «слова – помощники»:
Мы вспомнили ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Мы познакомились С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Мы научились РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
У: Сегодня на уроке мы с вами повторили малые жанры устного народного творчества, в которых вы великолепно разбираетесь. На следующих уроках мы продолжим знакомство со сказками и былинами, относящимися к жанрам устного народного творчества. Спасибо за урок!
У: Мне очень интересно, понравился ли вам урок, со всеми ли заданиями вы справились, были ли какие-то трудности. Выяснить это можно необычным и интересным способом. Я раздам вам карточки с изображением лесенки. По моей команде я попрошу вас отметить галочкой, на какой ступеньке вы оказались по результатам сегодняшнего урока. На нижнюю ступеньку вы подниметесь, если сегодня вам было трудно и ничего не понятно; на среднюю, если было понятно, но не все; на верхнюю ступеньку вы подниметесь в том случае, если было все понятно и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"
Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....
Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.
Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....
урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"
Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ
открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...
Презентация к уроку литературного чтения "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора...