План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гордиенко София Романовна

План-конспект 2 класс литературное чтение «Малые жанры фольклора. Обобщение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект урока литературного чтения
                                               УМК: «Школа России», 2 класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс 1 ч.  Стр. 13-27)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время: 8:00-8:40

Место:

Класс: 2 «В»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Малые жанры фольклора. Обобщение».

Цель: организация деятельности обучающихся для повторения, обобщения и систематизации знаний,  обучающихся о  малых жанрах фольклора.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках, выразительно читать.

.

 Развивающие: способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества; развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях; способствовать  познавательной активности обучающихся, развитию связной речи, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка чтения, умения анализировать изобразительно-выразительные средства; развитию умения работать в парах.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине с помощью фольклорных произведений; воспитанию вдумчивого чтеца, читательского интереса к поэтическому слову, к поэзии; способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание любви к природе, к временам года; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания, к чтению; умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, понимать и ценить поэтическое слово.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, извлекают нужную информацию, строят логическую цепочку рассуждений, овладевают основами смыслового чтения, сравнивают, обобщают, делают выводы; умеют определять жанровые особенности малых фольклорных жанров, анализируют изобразительно-выразительные средства, умеют осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий:  ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачей и условиями её реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок, принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои совместные действия.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивают свою позицию,  грамотно строят монологическую и диалогическую речь; используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,  работают в группах.

Предметные:  правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют поэтический текст, выделяют жанровые особенности малых фольклорных жанров; анализируют изобразительно-выразительные средства, отвечают на вопросы  и составляют вопросы по содержанию прочитанного, находят части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; выразительно читают; осознанно воспринимают и различают произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут София  Романовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

У: Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник и карандаши.

3) Мотивация  к учебной деятельности

У: Чтобы настроиться на позитивный урок, мы с вами выполним такое упражнение. Вам нужно соприкасаться пальцами по очереди на каждое слово.

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

 Во всем (безымянный)

И везде (мизинец)

На доске запись: «Кто в грамоте горазд, тому не пропасть».

У: Прочитайте и объясните пословицу, записанную на доске.

Ответы обучающихся:

У: Кто умеет читать, тот может изучать разные предметы. Мы очень много узнаём из книг, а тот, кто много знает, может справиться с любым заданием.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного народного творчества поговорим,

И что же новое, определим.

Во саду ли в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли в огороде

 Цветочки поливала.

 Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

А цветочек не простой –

В нём каждый лепесточек расписной. (Учитель прикрепляет к доске цветик – семицветик).

 У: Лепестки не простые, на обратной стороне – задания. Если мы выполним их правильно, то у нас получится ещё один жанр устного народного творчества.

У: Итак, кто же сможет объяснить, что значит «устное народное творчество»? (ответы детей)

У: Вы правы, то, что люди передавали из уст в уста; то, что они рассказывали, то, что передавалось из поколения в поколение. У устного народного творчества нет автора. Прабабушки рассказывали что-то нашим бабушкам по-своему, бабушки нашим мамам и папам, добавляя что-то своё, а они –  нам. У литературного произведения обязательно есть автор.

- Сегодня мы продолжаем разговор об устном народном творчестве, о различных его жанрах. (Учитель отрывает лепесток с номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке).

Задание№1.

У: Вспомните, что такое «пословица»?

Ответы обучающихся:

Пословицы созданы народом и представляют собой маленькие произведения устного народного творчества. В них много тонкого юмора, остроумия, забавных и складно сложенных сочетаний и подборов слов, которые помогают организовать игру, развлечься. Пословицы мы часто употребляем в своей речи.

У:         Помните, что главное отличие пословицы от поговорки в том, что пословица является законченным предложением.

У: Вспомните и назовите пословицы о семье или родителях. Объясните их значение.

«Детки – радость, детки же и горе».

У: Родители любят своих детей, но мы не всегда их слушаем, и они из-за нас огорчаются.

«Сердце матери греет лучше солнышка».

У: Мама – самый лучший друг. Она всегда поддержит, поможет, подскажет.

«Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».

У: Главное – вырастить и воспитать детей, научить их всему.

У: А сейчас мы с вами проверим, справитесь ли вы с новым заданием.

(Обучающиеся выбирают другой лепесток).

Задание №2.

У: Прочитайте скороговорки.

Пришёл Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп.

И ушёл Прокоп, кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха-ха-ха-ха!

В один, Клим, клин колоти.

У: А что же значит «скороговорка»? Приведите примеры известных вам скороговорок

Ответы обучающихся:

У: Это предложение, которое нужно быстро проговорить. Скоро говорить; когда мы произносим скороговорки, мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

У: Правильно, а теперь посмотрим, какое же задание следующее.

Задание №3.

Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Рассчитайте-ка ребят,

Что в кружочке здесь стоят.

У: К какому жанру устного народного творчества можно отнести прочитанное мною четверостишие?

У: Что такое «считалка»?

О: Это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

У: Вспомните, какие считалки вам известны и попробуем посчитаться.

Катилось яблоко мимо сада.

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет по полям

Тут и там.

Где проскачет он,

Выходи вон!

Задание №4.

У: Прочитайте данные тексты. Определите их жанр.

У: Когда их произносят?

Три-та-та, три-та-та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка – по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

Ох ты, котик, котик,

Серенький ты лобик!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

У: Как вы думаете, какие движения делает ребёнок, когда ему читают эту потешку?

У: Правильно, он ходит сам или его учат ходить. Давайте и мы все встанем и пошагаем на месте, приговаривая.

(Обучающиеся выполняют задание)

У: Теперь читаем второй текст. Кто догадался, какими движениями его сопровождают?

Сорока, сорока,

Сорока-белобока!

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскрёбышки.

А этому нет ничего.

 А ты малмаленек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

У: Итак, что же значит «потешка»?

Ответы обучающихся:

У: Русский народ любит веселье, умеет потешить, порадовать своих детей. Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

У: Как вы должны читать потешку?

Задание №5.

У: Что такое небылицы?

Ответы обучающихся:

У: Это смешной рассказ или стишок. Это то, чего не бывает, не было. Быль – это то, что было, правда; небылица – это выдумка.

Уж и где это видано,

Уж и где это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросёночек яичко снёс,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Чёрным хвостиком помахивал?

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух!

Раздавила сорок мух.

Задание №6.

У: Что это за жанр устного народного творчества? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека (это загадка).

Тогда для вас, ребятки,

По одной загадке.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.(петух)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (ёж)

Два брюшка, четыре ушка. (подушка)

У: Замечательно! У нас остался один лепесток. Что же на нём?

Задание №7.

У: Разгадайте кроссворд – и вы узнаете еще один жанр устного народного творчества.

Вопросы:

1. Определи жанр «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».

2. Определи жанр «Прыжок с подвыподвывертом».

3. «Для того чтобы начать игру, надо знать её правила, чтобы играть в прятки, надо выбрать водящего». Какой жанр устного народного творчества вы используете?

4. Определи жанр «Днём спит, ночью летает, прохожих пугает».

5. Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам, весне?

6. Определи жанр.

Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал».

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А

К

О

Р

О

Г

О

В

О

Р

К

А

С

Ч

И

Т

А

Л

К

А

З

А

Г

А

Д

К

А

З

А

К

Л

И

Ч

К

А

Н

Е

Б

Ы

Л

И

Ц

А

 Ответы: пословица, скороговорка, считалка, загадка, закличка, небылица.

У: Название какого жанра устного народного творчества было зашифровано в кроссворде? (сказка)

IV. Физкультминутка.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Как мы решили задачи, поставленные вначале урока,  ответьте, используя «слова – помощники»: 

Мы вспомнили ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

Мы познакомились С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Мы научились РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

  У: Сегодня на уроке мы с вами повторили малые жанры устного народного творчества, в которых вы великолепно разбираетесь. На следующих уроках мы продолжим знакомство со сказками и былинами, относящимися к жанрам устного народного творчества. Спасибо за урок!

  У: Мне очень интересно, понравился ли вам урок, со всеми ли заданиями вы справились, были ли какие-то трудности. Выяснить это можно необычным и интересным способом. Я раздам вам карточки с изображением лесенки. По моей команде я попрошу вас отметить галочкой, на какой ступеньке вы оказались по результатам сегодняшнего урока. На нижнюю ступеньку вы подниметесь, если сегодня вам было трудно и ничего не понятно; на среднюю, если было понятно, но не все; на верхнюю ступеньку вы подниметесь в том случае, если было все понятно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ

открытый урок по чтению "Малые жанры фольклора" 1 класс ПНШ...