"Моя воспитательная система"
классный час по теме

Андрошина Ирина Александровна

     Воспитание – является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

     Я считаю, что основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности  и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации.

     Ключевой фигурой в решении задач воспитания школьников является классный руководитель. Именно я являюсь организатором активной творческой жизнедеятельности детей, координирую воспитательные воздействия на ученика, мне доверено выполнение особой миссии – защита прав и интересов детей, помощь в процессе их развития, создание условий для самореализации, саморазвития, самовоспитания, оказание поддержки ребёнку в процессе его личностного роста.

Мною была разработана воспитательная система, предназначенная для воспитательного процесса. Система учитывает особенности развития личности учащихся с легкой умственной отсталостью на основе изучения их интересов и потребностей.

Планирование моей воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр са­мых различных мероприятий. Это классические формы внеклассной работы, такие, как классный час.

Классный час выполняет различные  функции:

      просветительскую функцию — расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стра­не, мире, городе, семье;

      ориентирующую функцию — обсуждение нравственных про­блем и нравственных ценностей, которые актуальны для дан­ного возраста;

      направляющую функцию — приобретение практического опы­та учащимися при обсуждении нравственных и мировоззрен­ческих проблем;

      формирующую функцию — развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klalkogol.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ЗОЖ. Вредные привычки. Пьянство и алкоголь».

Цели:

  1. формирование у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека;
  2. создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, обсуждать результаты опытов, делать выводы.

Задачи:

образовательная:

  1. убеждать учащихся в негативном воздействии на организм психоактивного вещества (алкоголь)

развивающая:

  1. расширять кругозор

воспитывающая:

  1. воспитывать гармонично-развитую личность, потребность в здоровом образе жизни.

Оформление:

картинки о вреде алкоголя, плакаты о ЗОЖ, картинки и таблицы со статистическими данными, музыкальное сопровождение, на доске высказывания известных людей, пословицы о вреде алкоголя.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

- Ребята, чем старше вы годами, по взрослому становитесь выглядеть, тем необходимее назревает проблема. Проблема эта очень актуальна в наши дни и о ней мы с вами сегодня будем вести речь. А о какой проблеме пойдёт речь, то есть она же и будет являться темой нашего классного часа, вы узнаете, собрав на столах вместе с соседом по парте из букв слова. Начнём по порядку. Отвечает пока 1 парта, затем 2 парта, потом 3 парта, затем 4 парта:

1парта – вредные       -  едверны

2 парта – привычки   -  ичпыривк

3 парта – пьянство     -  оспятньв

4 парта – алкоголь     -  ьаголлок

5 парта – опасность   -  ньапоссот                          

6 парта – здоровье     -  ьзводоре

Итак, мы продолжим разговор по теме «Вредные привычки». В прошлом году мы провели тоже классный час по этой же теме, но останавливались конкретно на курении. Я знаю, что вы, ребята, цените своё здоровье и стремитесь к здоровому образу жизни. А в жизни есть очень полезное высказывание о здоровье, давайте мы хором прочтём его: «Здоровье – это единственная драгоценность!», которая есть у человека. Помните об этом всегда!

Остались ещё два слова, итак 5 парта называет своё слово, которое у них получилось и наконец 6 парта заканчивает эту работу. Из этих слов вы, ребята, попробуйте сформулировать цель классного часа, связав её воедино с темой классного часа.

Вывод: (после высказываний ребят, учитель нацеливает ребят):

Конечно, ребята, вы увидите на примерах, какую опасность представляет алкоголь для организма, как влияет он на  здоровье и жизнь человека в целом.

     Сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. Вы, ученики, сотрудники этого института. Я руководитель этого института и ваш старший сотрудник. В каждом исследовательском институте проводятся опыты. Мы их тоже будем проводить. И к нам в институт пришли корреспонденты различных изданий, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Итак, наш институт занимается проблемой алкоголя. Ведь сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. Прежде чем мы приступим к работе, давайте выясним значение слова – алкоголь. Что же это такое?

Алкоголь – это спиртные напитки.

Алкоголик, алкоголичка – человек, страдающий алкоголизмом.

Алкоголизм – это тяжёлая хроническая болезнь, развивающаяся вследствие привычного его потребления, в результате чего человек как личность деградирует духовно и физически (изменяется в худшую сторону).             

Первый вопрос задаёт корреспондент журнала «Вокруг света».

Ученик: Наших читателей интересует: “Какова история возникновения алкогольных напитков?”

Ученица: Ответ сотрудников: История возникновения хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8. тысяч лет.

Особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и называли его “ аль коголь”, что означает  «одурманивающий». Со временем у всех народов мира было создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. Но это клевета на русскую нацию. Русский историк, профессор Н. И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в древней Руси пили очень мало.

Лишь на праздники варили медовуху, брагу, пиво крепостью не более 5 – 10 градусов.

Кружка пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни спиртных напитков не полагалось, пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Учитель: У нас встретилось слово пьянство. Давайте взглянем и прочитаем что же это такое? 

Пьянство – постоянное и неумеренное употребление спиртных напитков (по словарю Ожегова). А вообще ребята – это результат плохого воспитания, проявление распущенности, подражание заразительным дурным примерам и привычкам.

Учитель: Вопрос корреспондента “ Юношеской газеты”.        

Ученик: Читатели нашей газеты спрашивают: “В чем притягательная сила алкоголя?

Ученица: Ответ сотрудника: Многое объясняется тем, что алкоголь действительно способен действовать на настроение человека. Человек, неуверенный в себе, вдруг становится уверенным, у него исчезают неприятные переживания. Алкоголь дает чувство свободы, а у подростков вызывает даже – мнимое чувство взрослости.

Учитель: Конечно под действием алкоголя человек, а особенно подросток (для растущего организма  как вы знаете алкоголь более опасный яд) как правило, в таком состоянии не способен контролировать свои действия и может нанести незаслуженные оскорбления, обиды, совершить преступления. Поэтому нужно задумываться об употреблении спиртных напитков, думать, что за этим последует.

Учитель:  Корреспондент читаемого и  поучительного журнала “Здоровье” задаёт вопрос.

Ученица:  «Что будет  происходить с организмом, если  в него будет попадать алкоголь?»

Ученик: Ответ сотрудника: На страницах нашего журнала уже рассказывалось о том, что пьянство порождает алкоголизм.

Учитель:  И мы сейчас в этом убедимся. Давайте все вместе проведём небольшой опыт.

Демонстрация опыта № 1.

У вас у каждого 2 неполных стакана с подкрашенной акварельной краской водой – синей и желтой. Стакан с желтой краской символизирует здоровый организм человека – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнем в стакан с желтой жидкостью добавлять понемногу синюю. Что будет происходить? Сначала изменение цвета желтой жидкости незаметно, потом, по мере вливания, она будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение желтого и синего цветов дает зеленый цвет), и, наконец, наступает такой момент, когда вся жидкость в стакане окрасилась в зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться и произойдет все большее болезненное перерождение органов и систем.

Учитель:  Какой вывод можно сделать? (уч-ся с помощью учителя делают вывод)

Ученики:  Если алкоголь попадает в организм, все органы и нервная и сердечная системы будут испытывать на себе его негативное воздействие.

Учитель:  Кроме того, алкоголь пагубно влияет на клетки головного мозга.

Опыт № 2. “Как вода и спирт действуют на мозг?”

Учитель:  Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В стакан с яичным белком добавим воду. Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли.

Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”. 

Алкоголь нарушает работу и других систем организма. Он также пагубно влияет и на сердце, печень, почки, поджелудочную железу, селезёнку, кишечник. И не способствует пищеварению.

Проводя и другие различные опыты,  я могу смело сказать, что опыты на растениях, жуках, птицах, животных показали, что алкоголь вреден для всех живых организмов. Спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.

Учитель:  Корреспондент журнала “Наука и жизнь”.

Ученица:  Нашим читателям хорошо известно, что 100 граммов водки губят 7,5 тыс. активно действующих клеток головного мозга. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Можно ли пить умеренно?”  

Ученик: Ответ сотрудника: Да, многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но важно знать, что алкоголь - это тот же наркотик и, принимая его в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость. Никто не может дать 100% гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.

Ученик: Ответ сотрудника: Мне ещё хотелось бы добавить к сказанному, что пьющая женщина в 30 лет, как правило, выглядит старше, а алкоголичка к 40 годам превращается в старуху. Но особое внимание хотелось бы обратить на то, что у подростков пристрастие к алкоголю развивается быстрее, чем у взрослых. Дети и подростки в 3 – 4 раза чаще становятся алкоголиками.

У юношей, начавших употреблять спиртные напитки в 15 – 17 лет, через 2 – 3 года развивается алкогольная зависимость; а у подростков, регулярно употребляющих спиртные напитки с 13 –15 лет,  через год.

В конце прошлого века врачи, изучая потомство семей – алкоголиков, установили, что 50% их детей погибли в раннем возрасте. Из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы,12% росли идиотами, лишь 10% были здоровы, а остальные страдали различными отклонениями.

Продолжительность жизни сильно пьющих на 10 – 12 лет меньше средней. А средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
Учитель:  Корреспондент журнала “Человек и закон” спрашивает:

Ученица:  «Правда, что при попадании алкоголя в организм блокируется кора головного мозга, в особенности центры внимания и самоконтроля и у человека нарушается зрение и координация движения?»

Ученик: Ответ сотрудника: Конечно, правда. Если, например, за руль сел пьяный водитель, то он будет ехать вот так, т.е. зигзагом. При этом он совершенно уверен, что едет прямо.

Нас тоже интересует статистика. И мы выяснили, что с января по ноябрь 2011 года по вине приморских водителей произошло более 3 тысяч дорожных аварий.

Доля происшествий по вине водителей в состоянии опьянения составила 8,5%. Наряду с ростом «пьяных» ДТП на 1,5 %, значительно возросло и количество погибших в них людей – более чем на 80%.

Ученица: Ответ сотрудника: Также пьяными, как правило, совершаются 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений, 96% убийств. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в алкогольном опьянении.

Учитель:  Корреспондента  журнала «Экономика и финансы» интересует:

Ученица:  «Наши читатели хотят знать, что несет за собой пьяная травма?»

Ученик: Ответ сотрудника: По заданию редакции мы провели независимое расследование и установили, что пьяная травма самая тяжелая. Она требует исключительных мер по спасению и лечению больных страдающих алкоголизмом. Для подавляющего большинства из них необходимы реанимационные меры в течение двух с половиной дней, в среднем, и 27 дней лечения. По материалам Института скорой помощи таких людей к ним попадает около 700 человек за год. Лечение этих больных обходится государству недёшево. Один день реанимации обходится в среднем - 2000 руб., а один день лечения 236 руб. по самым скромным подсчётам.

Учитель: Хочу ещё добавить, что по данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит 6 млн. человеческих жизней. Вред алкоголя очевиден. Алкогольная продукция, а особенно, которая выпускается негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. В результате передозировки употребления спиртного, как и при передозировки употребления курения, наркотиков  наступит смерть.

Вывод: Итак, ребята, давайте подведём итог нашего занятия. Вы сейчас сами попробуете  составить «кластер». Для вас оно ново. Послушайте, что оно значит. Кластер - группа, пучок, гроздь; графическая модель-схема в виде разветвленного древа. Кластер - подмножество результатов поиска, связанных единством темы. То есть была у нас большая тема, – какая? «Вредные привычки». Составим модель-схему. Что относится к вредным привычкам?: курение, наркотики, алкоголь, сквернословие. В данном случае нас интересует проблема-алкоголь. На что влияет алкоголь? На организм. Что в организме нарушается? Работа сердца, кишечника, пищевода, желудка, печени, головного мозга и т.п. Человек, болеющий  алкоголем, доставляет массу проблем – кому? Обществу в целом. А от общества, какие подмножества результатов можно найти. Давайте по-рассуждаем.  - страдает семья (большая часть годового семейного дохода тратится на приобретение спиртных напитков). Страдают дети (начинают вести подобный образ жизни). Наследственность (у потомственных алкоголиков рождаются дети с алкогольным синдромом, уроды или с отклонениями). Совершаются чаще  преступления. Остаётся без работы-бомжует. Изменяется облик человека.

Продолжительность жизни – станет меньше. В конце концов, наступит – смерть.

Вредные  привычки

курение

алкоголь

наркотики

организм

общество

мозг

сердце

печень

жкт

кишечник

пищевод

желудок

Поджелудочнаяселезенка

семья

работа

дети

смерть

Вспомните ещё раз последствия алкогольного употребления. Задумайтесь, ради чего, а (это вот схема наша, которую мы выстроили) многие стремятся принимать алкоголь. Знайте! Что вы должны стремиться только к Правилам Здорового Образа Жизни:

1. Правильное питание;

2. Закаливание и занятие спортом;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Отказ от вредных привычек.

Я очень надеюсь, что и этот разговор поможет вам принять в будущей вашей жизни правильное решение. Всем спасибо!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...