"День птиц"
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Утренник
«День птиц»
Цели:
- Закрепить знания учащихся о пользе птиц, о бережном отношении человека к ним в разное время года;
- Расширить знания учащихся интересными сведениями о жизни птиц;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное отношение к природе;
- Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Музыка «Горный рай —Горное спокойствие»
Слайд №1
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла...
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ..(Птица)
Слайд №2
Ведущий: Добрый день, дорогие гости, ребята, учителя! Вы правильно угадали- это птица. Сегодня мы с вами отмечаем праздник…..
Слайд №3
На сцену вылетает сорока:
Внимание-внимание! Срочная информация! Всем-всем! В нашей школе сегодня Праздник птиц! Сейчас сюда прилетят все окрестные птицы и мы устроим здесь веселье! Полетаем, почирикаем! (Останавливается, смотрит в зал) Эй, а вы чего здесь делаете? Вы здесь зачем? Мы и без вас повеселимся. Давайте, быстренько освобождайте помещение. Ну, чего сидите, выметайтесь отсюда!
Раздается шум, гам. Появляются двое детей в костюмах сорок.
Птичьи частушки.
1 сорока. - Я веселая сорока.
2 сорока - Я сорока - белобока.
1сорока - Я летала по лесам,
Побывала тут и там.
Сороки вместе:
Мы веселые подружки,
Мы сороки- стрекотушки!
Пропоем для вас частушки
Очень замечательно!
А частушки не простые,
Небылицы - золотые.
Слушайте внимательно,
Хлопайте старательно!
1сорока:
К нам ворона прилетела
И на веточку присела.
В синих бусах и косынке -
Хороша, как на картинке!
2 сорока:
На березе сидит дятел
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает!
1 сорока:
Под забором две кукушки
Жарили варенье
А скворцы варенье съели
Просто объеденье!
2 сорока: Филин плохо видит днем,
Потому он с фонарем.
Он однажды простудился-
Теплый шарфик пригодился.
Сороки вместе:
мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Слайд №4
Появляется синичка: Музыка «Горное спокойствие»
Тихо, тихо, чего вы здесь распелись? А чего ты, длиннохвостая, раскомандовалась! Никого не надо выгонять. Сегодня на Празднике птиц вовсе не птицы будут веселиться. Все ребята пришли сюда, чтобы узнать побольше о своих пернатых соседях, научиться помогать нам, диким птицам, беречь нас и охранять.
Сорока: А кто это все им будет рассказывать?
Синичка: Мы с тобой.
Сорока: А мы сможем? Я никогда на проводила праздники, я не умею.
Синичка: Тогда давай мы ребят попросим нам помочь! Они много знают о жизни птиц. Вот пусть поделятся с товарищами своими знаниями.
Слайд №5
1 ученик – Добрый день, дорогие друзья, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвящённом нашим пернатым друзьям. Ежегодно1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц.
2 ученик – В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. У нас День птиц отмечают с весны 1926 года.
3 ученик – В этот день мы вспоминаем о наших пернатых друзьях, готовим им новоселье.
Сад без птиц – не сад!
Лес без птиц – не лес!
Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают
урожай от полевых мышей и других грызунов.
Слайд №6
4 ученик – Птиц в природе очень много. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах.
Ведущий: Посмотрите и послушайте голоса разных птиц. Домашних птиц тоже.
Слайд №7-16……….
Слайд №17
1 ученик: - А знаете ли вы , что самой крупной птицей в мире является африканский страус. Его рост достигает 2,75 м до 3 метров, а масса – 90 кг.
Слайд №18
2 ученик: -В нашей стране и у нас в Туве, самой крупной птицей можно считать дрофу, от7 до 11 кг весит.
Слайд №19
1 ученик: - Самые маленькие птицы в мире ,не больше бабочки или стрекозы . Это --колибри. Их вес всего 1,6—1,8 грамма .
Слайд №20
2 ученик: - а есть такие, которые живут только в горах. Горный гусь. Гнездится на берегах горных рек Тувы.
Слайд №21
1ученик: - А другие только на берегу моря.
Слайд №22
2 ученик: Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц,.
Слайд №23
1 ученик: - а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Ведущий: К сожалению многих птиц истребляет сам человек, охотясь на них. Поэтому на многих птиц охота запрещена и они внесены в Красную книгу.
Слайд №24
7 ученик – Со времён глубокой древности лебедь служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедь – прекрасная и теперь редкая птица. Охота на лебедя запрещена.
Слайд №25
8 ученик – Розовый фламинго уничтожался ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесён на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена.
Слайд 26
9 ученик: Серый журавль. Ещё 70 лет назад в Туве серого журавля было много. Сейчас сохранился только в труднодоступных и малопосещаемых людьми местах.
Слайд27
Ведущий: Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Только в России их насчитывается более 760 видов, а у нас в Туве около 364 видов птиц, из них 50 видов занесены в Красную книгу. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Песня «У дороги чибис»
Сорока: Слушай, синица, а я и не знала, что птицы такие разные, так интересно живут. Вот так бывает, живешь рядом, встречаешься почти каждый день, а ничего о соседях и не знаешь.
Синица: Спасибо ребятам за их интересные рассказы. Но это еще не все.
Ведущий: Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем.
Слайд28 Звучит запись «Голоса птиц».
Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают и образовались названия многих птиц.
- Синь-синь!- посвистывает синица.
- Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.
1 ученик: Птицы дороги нам .Они наши друзья. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, радуют нас. Без птиц природа мертва.
2 ученик: Сегодня мы говорим им спасибо, а наш праздник- в их честь.
Танец «Хамнаарак» (Жаворонки)
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь , воробей.
Ну-ка. Ребята, их вспомни скорей!
Ведущий:- Птицы, которые на юг улетают, как называются? (перелетные)
-А те, что зиму у нас коротают? (зимующие)
-Хочу узнать , знаете ли вы перелетных и зимующих птиц.
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
Слайд 29-30
(Дети в шапочках. Солнышко и снежинка)
- Ведущий: А почему птицы улетают на юг?
(С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года, так как им не хватает корма , нет насекомых.)
Ведущий: -А каких еще зимующих птиц вы знаете? Назовите их.
- Да, это вороны, сороки, дятлы, клесты, зяблики, свиристели…
Ведущий: -А теперь посмотрите сценку про некоторых из них.
Слайд31-32 Сценка
Появляется взъерошенный воробей:)
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
(Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
-Ведущий:-
- Ребята, как нужно относиться к птицам? (не обижать их, помогать им. Подкармливать. Ведь зимой им трудно добывать корм)
- Кто из вас зимой подкармливал птиц?
- Молодцы! Я рада, что вы заботились зимой о птицах.
-Думаю, что за это птицы вам были очень благодарны.
-А как вы это делали?
-А ещё как, мы узнаем их песни, которую вы нам сейчас споете.
Слайд № 33-36 ---
.
«Воробьиная песня»
Муз. Д. Компанейца, сл. П. Синявского
-Ведущий:- Многие птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Послушайте их.
Слайд № 37-43 «Голоса зимующих птиц» дятел, …
--
Ведущий: -Ребята, не забывайте подкармливать птиц , чтобы они радовали нас своим весёлым щебетаньем.
Как приятно проснуться, встать, Слайд № 44
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Если речка голубая Слайд № 45
Пробудилась от сна
И бежит, в полях сверкая,-
Значит к нам пришла (весна)…
Если снег везде растаял Слайд № 46
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит к нам пришла…(весна)
Слайд № 47
1 ученик. Ещё лежит снег, а зимующие птицы почувствовали
приближение весны.
Слайд № 48 Музыка «Горное спокойствие»
2 ученик. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики
Слайд № 49
3 ученик. Весело зачирикали воробьи.
Воробей и синица выходят на сцену.
Воробей: -Здравствуй, синица. Ты чего это носом перья перебираешь?
Чистишь их, что ли?
Синица: -Нет, воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью 3000
перьев, а к весне стало всего 2600, 400 перьев за зиму потеряла.
Воробей: Подумаешь, за зиму. Я их за одну драку полсотни теряю, как из
подушки летят. Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть и довольно.
Воробей - Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
Синица - Ружьё!
Воробей Нет, не угадала.
Синица - Пушка!
Воробей - Опять не угадала.
Синица - Какое же тогда, Воробей?
Воробей - Рогатка! Из пушки по воробьям не стреляют, а вот из рогатки только успевай отскакивай. Я- то стреляный воробей. Вы меня все знаете,
ребята, и все меня обижаете. А я пользу приношу. За лето у меня два раза птенчики выводятся. Когда я их кормлю, я уничтожаю много насекомых.
А пока я радуюсь солнышку и танцую:
Чирик- чирик, я песенку пою.
Чирик- чирик, весеннюю мою.
Скоро у меня будут птенчики, и я очень-очень прошу вас – не обижайте моих деточек и меня.
- Ведущий: -Не волнуйся ,воробей, ребята не будут обижать тебя и твоих деток.
--Правда, ребята? (да)
Воробей: Чирик- чирик, я песенку пою.
Чирик- чирик, весеннюю мою.
«Зимние долги» - сценка
Ворона (хриплым, просаженным голосом). Чему, Воробей, возрадовался, чего
расчирикался?
Bopoбей: (нахохлившись, сжимает кулаки). Страсть драться охота. А ты (наступает
на Верону) тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
Ворона {невозмутимо). А вот испорчу! Кик задам вопрос…
Воробей (беззаботно). Во напугала!
Ворона {руки о боки). И напугаю! Ты крошки зимой в птичь ей столовой у школы
клевал?
Воробей: Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали...
Ворона (радостно каркнув) То-то! А чем ты за всё это рас плачиваться думаешь?
Своим чириканьем?
Воробей (растерянно). А я один, что ли, пользовался? И Си ница там была, и Дятел, и
Галка. И ты, Ворона, была...
Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперед). Я раньше всех расплачусь!
Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредит выбираю. Сорока с галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
Воробей {упираясь) Другие, может, и думать забыли...
Ворона {не унимаясь). А ты слетай да проверь!
(Ворона важно уходит. Вновь звучит музыка. Воробей «ле тит» в сад. окошечке нарисованного скворечники появляется Синичка. Она с любопытством озирается по сторонам, заметив воробья, ((вылетает» из «скворечника" — выводит из-за декора-ции.)
Воробей {остановившись перед Синицей). Поздравляю с но восельем! Небось, и продолги забыла?
Синица.- Не забыла, Воробей! Меня peбятa зимой вкусным салом угощали, а я их
осенью сладкими яблочками угощу.Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.
(Вновь звучит весёлая музыка Воробей «летит» дальше, в «лес». Около «дерева» стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивлённо спрашивает )
Дятел. -По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
Воробей {чирикнув}. Да вот расчет с меня требуют. А ты, Дятел, как
расплачиваешься?
Дятел (важ-но). Уж так-то стараюсь,., (стучит по «стволу дерева»). Лес вот от
древоточцев и короедов оберегаю. Так, что дерево здорово. Очень хорошо.
Займемся следующим больным (убирает лупу в свой чемоданчик. Подаёт руку Воробью).
-Ну, будь здоров, старик. Извини, у меня дела...
(Дятел уходит. Воробей в задумчивости протягивает)
Воробей.- Ишь ты, а я думал
(Приглушённо звучит музыка. Неторопливо выходит Ворона и.подкравшись задумавшемуся о чём-то своём Воробью, громко каркает.)
Ворона. Карр- карр!. (Воробей. испуганно чирикнув, подпрыгивает от
неожиданности).
Воробей. Tьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Вce зимние доли отрабатывают…
Ворона (самодовольно выпятив грудь):- А я что тебе говорила?
Воробей: А я что_ хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить!
Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!
{Звучит музыка. Выходят действующие лица. Взявшись за ру ки, они говорят п
о очереди.)
Ворона. Мы благодарим, ребята, вас…
Синица: За вашу помощь в трудный чаc!
Дятел. Заботу, понимание...
Воробей. А главное - внимание!
Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!.„
(Под музыку птицы "разлетаются».)
Слайд № 50-52
Песня «Синица»
Ведущий: Бывает, что дети поступают с птицам так…
Музыка «Горный рай. Певчие птицы»
Появляется синица
Я синица -озорница,
Я весёлая певица.
У кого училась я,
Вы спросите соловья.
Я синица-озорница,
Мне жучок зелёный снится,
Я жучков всегда ловлю,
Ими синичат кормлю.
(Выбегают два мальчика, ловят синичку сеткой.)
Мальчик 1.
А-а попалась птичка, стой!
Не уйдёшь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете
Синичка
Ах ,зачем, зачем я вам маленькие дети?
Отпустите полетать, развяжите сети?
Мальчик 2.
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами
Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями.
Синичка
Ах, конфет я не клюю.
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зёрнышки сбираю.
Мальчи 1
Птичка, птичка! Как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Всё б тебя ласкали.
Синичка.
Верю, дети, но для нас
Вредны ваши ласки.
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Мальчики (хором)
Правда, правда ! Птичка,
Ты не снесешь неволи.
Ну, так. Бог с тобой, лети,
И живи на воле.
Ведущий. Ребята, скажите, правильно ли поступали мальчики? Как вы
думаете?
-Очень часто приходится видеть, как мальчишки обижают птиц, ловят их. Камнями в них кидают, из рогаток стреляют, гнезда палками разоряют.
- Птиц надо беречь, нельзя их обижать и ловить.
Мальчик:
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
Слайд № 53
Девочка:
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Теперь для них снова достаточно корма: появились
насекомые, а там, где растаял снег, можно найти
прошлогодние плоды и семена.
Игра со зрителями :
Условия игры: называются птицы,
когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи
(Дети хлопают в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы.
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гали и стрижи
Комары, кукушки.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Песня «Гуси»
Ведущий: Кто из перелётных птиц прилетает к нам первым, мы узнаем, если правильно разгадаем загадку?
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Говорят: " Увидел грача - весну встречай".
Слайд № 54-55
Голос грача
Инсценировка сказки «Чья проталина»
Влетаем Сорока.
Тра-та-та! Никак проталина? Моя! Моя проталина, раз я ее первая увидела!
Прыгнем вокруг, машет крыльями.
-Моя! Моя проталина!
Влетает Грач.
Грач. Здрасьте, уже явилась! И прямо на мою проталину! Некрасиво!
Сорока (возмущенно и быстро)
- Это почему же она твоя? Я ее первая увидела!
Грач (грозно, рассудительно).
- Ты увидала! А я к ней за тыщу верст тропился. Теплые страны покинул. Не будь ее - и меня бы тут не было. Где проталина, там и мы - грачи. Моя проталина!
Влетает Жаворонок.
Жаворонок (тонким голосам, радостно).
- Весна, солнце, небо ясное, а вы все ссоритесь. И где -на моей проталине!
Сорока и Грач (вместе возмущенно).
- Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Наша проталина!
Грач -Я на ней родился! Значит, моя проталина!
Влетает Сова
- Что спорите, друзья?
Грач, Сорока я Жаворонок (вместе).
- Не знаем, чья проталина.
- Моя! Нот, моя! Моя проталина!
Сова (рассудительно). Что вы спорите, раз она ваша? Жа воронок, ты хочешь петь, так пой, А ты, Грач, хочешь марширо вать- маршируй!
Грач и Жаворонок (хором). Да, а Сорока в это время до зернышка все склюет! Разве так справедливо?
Сова (решительно). Тогда сперва ешьте все. А там видно будет.( И все вместе начинают клевать и разлетаются в разные стороны.)
Сова. А проталины как скатерти -самобранки одна за другой появляются, и семена, и зернышки, и жучки-паучки. Все на ней есть - подходи и пируй.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт
Чужие пени петь умеет,
А всё же голос свой имеет.(Скворец)
Слайд № 56-57
-Ведущий: А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
(Появляется скворец в черном костюме)
Я скворец!
Веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке.
К вам весной прилетаю,
Сразу домик оживаю.
Вы узнали меня?
Ведущий:
-Да, скворец, ребята узнали тебя. В твоих концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.
.
А у нас в саду жилец -
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жуков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
Танец –« Полька»
(Скворец приглашает на танец девочку, одетую в костюм птицы .)
Скворец: С юга скворушки летят
В новом доме жить хотят.
Все ли здесь для нас готово?
Ведущий:
- Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают для них домики и скворцы охотно селятся в них.
-Как называются их домики?
Слайд № 58-60
-Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи.
-Посмотрите как бывает.
Слайд № 61
Инсценировка «Случай»
Автор: Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
Скворец: Убирайся вон, задира!
Автор: Просвистел ему скворец.
Воробей: Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь ,хоть убей!
Автор: Прочирикал воробей.
Скворец : Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом остался с детства,
Вылетай! Мой клюв остер.
А не то.
Автор: Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:
Миша: Я, друзья. сердечно рад.
Охраняйте вместе сад.
Автор: Только Миша слез долой,
Воробьишко удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
(Уходят. Входит ученик. )
Ведущий:- Как вы думаете, ребята, как надо укреплять скворечник на дереве?
(Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли.)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Слайд № 62
Прилетают жаворонки одновременно со скворцами,
даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча,
а жаворонки прямо на лету весело поют.
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ... ( стриж)
Слайд № 63
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Домик лепит под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Слайд № 64
В камышах она живёт.
Дом у ней среди болот,
Там где водятся лягушки.
Цап!-и нет одной квакушки. (Цапля)
Слайд № 65
Большая белая цапля гнездится в районе северо-восточного побережья оз. Убсу-Нур в Туве.
Не за морем птица эта-
Возле нас с тобой живёт.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьёт. (Аист)
Слайд № 66
Черный аист- редкий вид. Прилетает к нам в Туву в середине апреля.Можно встретить его на Тодже, по всем рекам , впадающим в оз. Убсу-Нур и в других местах.
Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ... кукушка
Слайд № 67
Ведущий: Ребята. Послушайте небольшую сказку в стихах про кукушку и воробья.
Кукушка и воробей
Жила-была одна кукушка.
И жил-был старый Воробей
Как лента узкая, речушка
Лишь разделяла двух друзей.
Наш воробей имел свой угол
В лесной сторожке, над окном.
Он был известен всей округе
Как лучший врач в краю лесном.
Лечил он птиц и насекомых-
Козявок, бабочек, стрекоз…
Среди больных- его знакомых-
Был даже сам почтенный дрозд.
Ну, а кукушка, не из знатных
(она в глуши лесной жила).
Зато у птиц- подруг пернатых-
Вещуньей доброю слыла….
Пестра, нарядна, как игрушка,
Встречая радостно гостей,
Была горда весьма Кукушка.
Когда в гостях был Воробей.
Но как то раз моя вострушка
Спор подняла среди друзей.
«Полезней я!»- кричит Кукушка,
«Нет, я!»- щебечет Воробей.
Сова. Кукушкина подружка,
Всем говорила: «Верьте ей!»
Три дня проплакала Кукушка,
Не плакал только Воробей…
Прошла зима, весна и лето,
Промчалась осень им во след,
Ну, а друзья за время это
Не помирились еще, нет…
Давно не слышала опушка
Весёлый шум лесных друзей;
Была упрямою Кукушка,
Настойчив был и Воробей..
Однажды белка увидала:
Лежит Кукушка на боку..
«Неужто птица захворала..
Кому ж кричать теперь : «Ку-ку?»
И впрямь, лежит в жару Кукушка,
А пульс то чаще, то слабей,
Болит живот, крыло и ушко.
Ах, где ты, доктор Воробей!..
А Воробей. Узнав про горе,
Поник печально головой.
Забыв от тягостном раздоре,
Спешит на помощь он к больной…
Болезнь прошла, жива старушка.
И вот опять среди друзей
На солнце греется Кукушка,
А рядом- доктор Воробей.
Ведущий: Ребята, скажите из-за чего поссорились Кукушка и Воробей?
-Правильно, кто из них полезней.
-А вы как думаете, кто из них полезней?
-Совершенно верно! И кукушка и воробей полезны. Они уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.
Ведущий: Кукушка –большая обжора. А главное – она поедает волосатых и ядовитых гусениц, которых другие птицы не едят.
А ещё возвращается к нам из тёплых краёв околоводные и водные птицы: журавли, утки, чайки . лебеди и ….
Слайд № 68-71
В пруду искупался
Сух остался. ( Гусь)
Слайд № 72
«Как с гуся вода»- вышел из воды сухим. (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром)
шуточный танец о домашних гусях «Два весёлых гуся»
Слайд № 73
3 чтец: -
Из дальних стран домой вернулись птицы,
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы,
Давно пора ложиться спать,
А птицы тараторят.
Не просто так кричат-
Себе жилища строят.
Слайд № 74-81- Слайды с гнёздами птиц
Ведущий.
А сейчас проведем игру «Как зовут вас, детки?»
Я называю птиц, а вы хором должны ответить, как зовутся их
птенцы:
Сова — ... (совята)
Скворец — ... (скворчата)
Ласточка — ... (ласточкины дети)
Грач — ... (грачата)
Кукушка — ... (кукушата)
Иволга — ... (иволжата)
Зяблик — ... (птенцы зяблика)
Танец( маленьких птенцов) «Горошинки»
Ведущий.
-Скажите ,ребята, а какую пользу приносят птицы?
Слайд № 82 ………………
1 ученик : Семья скворца, например, за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
А семья ласточек уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
2 ученик : Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.
3 ученик: Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки способствуют оздоровлению местности.
Слайд № 83
Звучит мелодия «Журавли».
А в небе – стая журавлей
Так грустно над землёй кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Я не хочу такого мира
Где всё так серо, всё уныло…
Без птиц не мыслю жизни я,
Ведь птицы все – мои друзья!
Ведущий: Послушайте сказку о кривом человеке, который погубил птиц
Сказка о кривом человечке».
Автор:
На маленьком стуле сидел старичок,
На нём деревянный надет колпачок.
Сидит, он, качаясь, и ночью, и днём
И туфли трясутся на нём.
Старичок:
Что с вами, мой милый?
Откройте ваш глаз.
Зачем он завязан у вас?
Автор:
И вот человечек в ответ старичку:
Человечек:
Глазок мой закрылся,
И больно зрачку.
Я с чёрной грачихой подрался сейчас,
Она меня клюнула в глаз.
Автор:
Тогда старичок призывает жука.
Старичок:
Слетай-ка жучок на большие луга.
Поймай-ка грачиху в 15 минут.
Над нею устроим мы суд.
Автор:
Не ветер бушует, ни буря гудит,
Жучок над болотом к грачихе летит.
Жук:
Извольте грачиха явиться на суд.
Осталось 12 минут.
Автор:
Влетает грачиха крылами шурша.
Грачиху сажают за письменный стол
И пишет жучок протокол.
Жук:
Скажите грачиха фамилию свою.
Давно ли живёте, вы, в нашем краю?
Зачем человечка вы клюнули в глаз?
За это накажем мы Вас!
Автор:
Сказала грачиха:
Грачиха:
«Но я не виновна.
Сама я грачиха обижена кровно
Кривой человечек меня погубил».
Замрёт наше поле и сад обнажится.
И тысяча гусениц там расплодится.
И некому будет их бить и клевать.
И если бы сказка вдруг стала ни сказкой,
Пришёл бы к тебе человечек с повязкой.
Взглянул бы на сад, покачал головой
И заплакал бы вместе с тобой.
Ведущий:– Вот почему охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства. И вы, ребята, тоже, можете
принять активное участие в охране птиц. А что от вас требуется?
Охрана птиц
• Не разорять птичьи гнёзда.
• Не стрелять в птиц из рогаток.
• Устанавливать скворечники.
• Зимой подкармливать птиц.
Слайд № 84
Не разоряйте птичьего гнезда-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Правила друзей природы
Слайд № 85
1. Если случайно окажешься рядом
с гнездом птицы, не бери в руки
яйца или птенцов, сразу же уходи.
Иначе птицы – родители могут
насовсем покинуть гнездо.
Слайд № 86
2. Не лови и не уноси домой
здоровых птенцов. Их родители
рядом, хотя и не показываются
тебе на глаза. Они сами
позаботятся о своём потомстве.
Слайд № 87
3. Если у тебя есть собака, не бери
её в лес весной и в начале лета.
Она легко может поймать плохо
летающих птенцов.
Фонограмма «Горное спокойствие»
Ведущий:– Завершить сегодняшнюю встречу с птицами хотелось бы стихотворением С.Степановой
Слайд № 88
“Не пугайте резвых птичек!”
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работу очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
Слайд № 89
Пусть живут в лесах, в садах
И поют нам птицы.
Ведь они для нас друзья
Соловьи, грачи, синицы.
Слайд № 86
К тому же и пользу приносят они
Едят они гусениц разных.
Спасают они и леса, и сады
От маленьких гусениц страшных.
И надо поэтому птиц нам беречь,
Зимой подкормить, а весною привлечь.
Пернатых друзей на поля и сады.
Участие примешь ли в этом и ты? ….(Да)
Песенка защитников природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День птиц
Сценарий внеклассного мероприятия...
Открытый урок по теме "День птиц"
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "День птиц"....
Праздник для учащихся 1-4 классов "День птиц"
Цели: воспитать бережное отношение к птицам; познакомиться снародными приметами...
День птиц. Викторина о птицах.
Ребусы, криптограмма, синонимы о птицах....
Спортивно - музыкальное развлечение «День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста.
laquo;День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация "Птицы России" к мероприятию "День птиц"
Учащиеся знакомятся с интересными сведениями о жизни птиц России....
День птиц. Викторина о птицах.
Начальные классы. Окружающий мир.Викторина о птицах....