внеклассное мероприятие "Многоликая ложка" 3 класс
классный час (3 класс) по теме
Тема мероприятия «Многоликая ложка».
Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой.Данное мероприятие поможет ответить на вопрос : Почему ложку можно назвать многоликой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogolikaya_lozhka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
внеклассного мероприятия
«Многоликая ложка».
(для учащихся 3 класса)
Цель:
1) способствовать формированию у ребёнка эмоционально-чувственного базиса для получения дальнейших знаний в области истории русского народа, его традиций и обрядов;
2) активизировать представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте.
Задачи:
Формирование:
знаний о разнообразии ложек,
навыка этикета за столом.
Развитие:
интереса к традициям разных народов, творческих способностей детей;
словесно-логического мышления,
познавательной активности,
словарного запаса школьников, монологической речи.
Воспитание:
эмоционально-положительного, бережного отношения к истории народов,
стремление к сопереживанию, бережному отношению домашней утвари, дружественных отношений.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Коробейники»)
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим!
Будьте здоровы и счастливы.
А наша встреча пусть будет весёлой и радостной!
Это я, затейница, зовут меня Ольга Николаевна.
Сегодня мы с вами поговорим…, а впрочем, отгадайте сами.
Учитель: Будь то суп или картошка,
для обеда нужна… ложка.
Да, сегодня мы поговорим о ложке.
Учитель: Тема нашего мероприятия «Многоликая ложка».
Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой. В конце мероприятия мы постараемся ответить, почему ложку можно назвать многоликой?
Делим класс на две команды.
Учитель: Ребята, я попрошу вас встать в круг. Каждый из вас вытащит из волшебного мешка ложку. У кого большая ложка- это одна команда, у кого маленькая -другая. Первая команда- Умельцы, другая – Удальцы.
Учитель: Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.
В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом. В деревне ложки резали для себя сами. Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток. В зависимости от размера черенка, глубины черпака деревянные ложки имели свои названия:
- Межеумок – простая, русская широкая;
- Бутырка - такая же, но толще и грубее;
- Носатая, загибка, остроносая, фигурная.
Учитель: Ложка стала героиней устного народного творчества. Так ей посвящены пословицы и поговорки.
Учитель: Первый конкурс «Собери пословицу».
Каждая команда получит конверт, в котором пословицы и поговорки о ложке. Каждая пословица написана одним цветом, вам необходимо правильно собрать.
Теперь проверим:
- Ложка не кошка, рта не оцарапает.
- Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего.
- Один горшок, а много ложек.
- Ложка дёгтя – в бочке мёда.
- Ложкой моря не вычерпаешь.
- Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Учитель: Молодцы, хорошо поработали! Запомните пословицы и поговорки и используйте в своей речи.
Учитель: Ребята, а вы знаете приметы связанные с ложкой? (ответы детей)
Есть очень интересные народные приметы, связанные с ложкой.
а) Ложка забытая на столе – к гостю.
б) Ложкой в край посуды стучать – к ссоре.
в) Две чайные ложки на одном блюдце – к свадьбе.
Учитель: Постарайтесь узнать у своих родственников ещё приметы связанные с ложкой.
Конкурс «Поиграем»
Первый несёт яйцо в деревянной ложке, оставляет. Второй идёт, забирает, отдаёт третьему.
Учитель: Хорошо справились с заданием обе команды.
Учитель: Деревянная ложка – это не только прибор, с помощью которого мы употребляем пищу, это ещё шумовой музыкальный инструмент.
Вы устали чуточку?
Отдохнём минуточку.
Если ложкарям ты друг
То вставай в наш дружный круг.
Учитель: Сейчас прозвучит русская народная мелодия в исполнении ансамбля шумовых инструментов. В этой мелодии, я надеюсь, вы услышите игру на ложках. Повторяйте движения за мной.
Девочки взяли юбочки, мальчики руки на пояс.
Плечики вверх-вниз вместе, вправо-влево повернулись,
Ножку на пяточку, пятка-носик, топ-топ-топ,
И посмотрим самая весёлая…
Конкурс « Игра на ложках».
Вы же время не теряйте
И на ложках нам сыграйте.
Сделать ложку лишь полдела,
Нужно, чтоб она запела.
Учитель: А теперь мы попробуем сами сыграть, свои таланты показать.
Учитель: Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и дорогого металла, отдалённо похожего на серебро. Позднее они стали уделом дешёвого общепита. Теперь популярны и практичны ложки из качественной и нержавеющей стали, с тщательно продуманным рисунком, иногда с золотой отделкой некоторых частей.
Учитель: Делали ложки из олова, золота и серебра. Есть ложки столовые, десертные, чайные, кофейные.
Конкурс «Я знаю…»
Командам нужно назвать блюда, которые употребляются с помощью ложки, любой - столовой, десертной, чайной. (Суп, борщ, щи, уха, мороженое, йогурт, чай, кофе, окрошка, соус, картошка…)
Учитель: А теперь послушайте частушки о том, как девочка Вера хотела удивить свою маму и приготовить щи, которые хлебаются ложкой.
Как-то раз решила Вера Поперчила от души,
Свою маму удивить: Соли не жалела…
Из картошки и капусты Да, в готовке вкусных щей
Щи вкуснейшие сварить. Вера преуспела!
Три морковки, пять картошек Мы не будем говорить,
И листики капустные… Что сказала мама.
Кто готов нас убедить, Скажем только лишь одно:
Что щи будут невкусные? Есть она не стала.
Лук, головку чеснока Чтобы в жизни всё уметь -
Вера не забыла. Надобно учиться.
Их для вкуса в кожуре Ну, а если не умеешь -
В кастрюлю положила. Нечего хвалиться.
На плите стоит кастрюля
И тихонечко пыхтит.
Что с кастрюлей происходит?
В ней вода давно кипит!
Конкурс «Загадки»
Учитель: А сейчас отгадайте загадки об овощах, из которых готовят пищу.
Под землёю птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
Я – красная девица, зелёная косица!
Собой горжусь, для всего гожусь!
И для сока, и для щей, для салатов и борщей,
В пироги и винегрет, и… зайчишкам на обед! (Морковь)
Я кругла и крепка, тёмно-красные бока,
Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет. (Свёкла)
Кафтан на мне зелёный, а сердце – как кумач;
На вкус, как сахар сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)
Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
Стрелочкой зелёной я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы. (Лук)
Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки. (Помидор)
Учитель: Война.Ложка была верным другом солдату во время войны. Бойцы носили ложку за голенищем. С нею был боец не разлучен в пути и в бою. С большим уважением относились солдаты к ложке. Они считали, что лучше и нужнее вещи нет. На войне была хорошо развита взаимовыручка, взаимопомощь.ясолдаты стояли друг за друга крепко стеной.
Конкурс «Не разливай».
Взяв товарища за руку, и вместе вы берете ложку в свои руки, набираете из одного тазика воду, аккуратно переносите в другой. Обратно держась за руки отдаёте второй паре товарищей ложку.
Конкурс «Меткий стрелок».
Чайной ложкой вы толкаете шарик. Кто дальше толкнет шарик. Обе команды по очереди толкают шарик.
Учитель: В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному.
Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками.
И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии и Китае пользуются китайскими палочками.
В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе.
В Африке пользуются ложкой, но весьма своеобразно: они зачерпывают пищу ложкой, затем переливают в пригоршню левой руки и едят с ладони.
В Южной Африке вместо ложки – лепёшки-тортильяс, которые сворачивали кульком, а после обеда съедали.
Учитель: А теперь проверим, чья команда была самая внимательная.
Блиц-опрос.
Ι команде.
- Почему ложку можно назвать многоликой?
- Кто первым изобрёл ложку?
- Из какого металла изготавливали ложки?
- Откуда пошло выражение «баклуши бить»
Блиц-опрос
ΙΙ команде:
- Какие названия деревянных ложек запомнили? (Фигурная, загибка,…)
- Где носил ложку солдат? (За голенищем)
- Какие страны не используют ложку на обед?
- Почему ложку можно назвать многоликой?
Учитель: Молодцы, ребята, вы слушали внимательно, узнали …
Полюбуйтесь – просто диво,
Как всё чудно и красиво.
Нравятся вам ложки ?
Спасибо чудо-мастерам!
Время быстро пролетело.
Жаль мне честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям!
Славно мы повеселились,
Но всему есть свой черёд,
Нет веселья без застолья –
Чай с баранками вас ждёт
Ложки деревенские
русская народная песня
1. Наши ложки знает целый мир
Наши ложки нынче русский сувенир
Наши ложки нынче русский сувенир
Украшенье множества квартир
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
Яркие, цветастые,
Круглые, лопастые,
Добрые, узорные -
Ложечки отборные
2. Хлебом - солью встретим мы друзей,
Ложки расписные - по числу гостей,
Ложки расписные - по числу гостей,
Ты отведай вкусных, русских щей!
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
Яркие, цветастые,
Круглые, лопастые,
Добрые, узорные -
Ложечки отборные!
3. А концерты наших ложкарей
Вызывают радость, гордость у людей,
Вызывают радость, гордость у людей,
Золотые трели ложкарей!
ПРОИГРЫШ.
Ложечки отборные!
ПРОИГРЫШ.
4. Мы "Спасибо!" ложке говорим,
Эту песню снова, снова повторим,
Эту песню снова, снова повторим,
Славу ложке русской воздадим!
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
Яркие, цветастые,
Круглые, лопастые,
Добрые, узорные -
Ложечки отборные!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...
Математика + внеклассное чтение. 2 класс
Соединение диафильма со сказкой "Про лису Лариску и зайку Коську" с повторением пройденного на уроках математики за первую четверть 2 класса: числовые выражения, действия со скобками, периметр, величи...
Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"
Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....
Внеклассное мероприятие(1 класс) С днем рождения
Внеклассное мероприяти в первом классе.Цель: формирование коллектива, развитие умения договариваться через познавательные задания в нестандартной ситуации, воспитание внимательного отношения к товарищ...
Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...
"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс
Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....
Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс
Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...