Праздник "Живые картинки прошлого" (Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций жителей Старооскольского района)
методическая разработка по теме
Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия жителей Старооскольского края. В разработке используются частушки, народные песни, поговорки присущие жителям Староосколья. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alehina_t.i._zhivye_kartinki_proshlogo.zip | 714 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Владимировская школа»
«ЖИВЫЕ КАРТИНКИ ПРОШЛОГО»
(Фольклорный калейдоскоп на основе культурных традиций и духовного наследия Старооскольского края)
Классный час для обучающихся начальных классов
Алехина Татьяна Ивановна,
Белгородская область,
Старооскольский район, село Владимировка,
МБОУ «Основная общеобразовательная
Владимировская школа»,
учитель начальных классов
Владимировка
2011
ТЕМА: «Живые картинки прошлого
КЛАСС: 1 – 4 классы
ЦЕЛЬ: прививать интерес к истории и традициям родного края; способствовать пропаганде и возрождению жанров русского фольклора и формированию на их основе духовно-нравственных качеств обучающихся; осуществлять неразрывную связь поколений.
ЗАДАЧИ: стимулировать интерес к изучению духовного наследия и культурных традиций родного края; предоставить возможность каждому ребенку прикоснуться к художественному творчеству родного края, в котором отражается духовная красота и сила народа.
ТИП ЗАНЯТИЯ: фольклорный калейдоскоп на основе традиционной культуры и духовного наследия Старооскольского края.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет начальных классов.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 – 45 минут.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ: 1) МТО: компьютер, мультимедийный проектор. 2) МО: план – конспект, приложение, описание медиапродукта.
3) Оборудование: оформление класса в стиле русской избы, выставка детских работ (поделки, рисунки).
СТРУКТУРА: вступление (5 минут), театрализованное представление (35 минут), заключение (3 минуты), рефлексия (2 минуты).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ведущие (2 человека) в парадной форме; хозяин, хозяйка, гости одетые в народные костюмы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступление
Учитель: (Слайд №1)Добрый день, дорогие гости, ребята! Мы рады видеть всех, кто пришел к нам на праздник. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого - с вашего дома, с вашей улицы. (Слайд №2) Вместе с ними для вас открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Вы знаете о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Назовите имя святого, который является заступником земли Белгородской? (Святитель Иоасаф) Что вы знаете о святителе Иоасафе? (Следуют ответы детей) (Слайд №3).
В часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее - все это находило отражение в его творчестве. А народ наш поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Сейчас вот в этой комнате, оформленной в стиле русской избы, мы представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
Ведущий. Прошлое народа, история его культуры, традиций всегда помогает человеку лучше понять самого себя, свои духовные корни и свое предназначение на земле. Не зря говорится, что, не зная прошлого – нельзя понять настоящее и предугадать будущее. Обряды и праздники выступают средством передачи исторического опыта и духовных ценностей поколений. У нас есть возможность возродить забытое. И сегодняшняя наша встреча поможет нам воссоздать некоторые картинки далекого прошлого и прикоснуться к творчеству наших предков.
Ведущий. Начало зимы. Окончены полевые работы. С красивыми обрядами собран последний сноп. Украшенный лентами, он торжественно внесён в дом и поставлен перед иконами (входит хозяйка избы со снопом и ставит его в определенное место), где будет стоять до весны, а в великоденный четверг, перед Пасхой, будет скормлен скоту. Начиналось время посиделок, вечерин, бесед (назывались они по-разному). Устраивались они всю зиму с Филиппьева дня до Масляной недели. На посиделках девушки и парни не просто отдыхали: девушки вышивали, из глины игрушки лепили, парни из чурок вырезали ложки, да плошки. За работой то песню затянут, то шуткой перекинутся, то хоровод заведут и работа веселее.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы?
- Кому из святых принадлежат слова, обращённые к людям: «Радость моя, не время нам унывать!»? (Серафиму Саровскому) (Слайд №4)
- Что связывает святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Серафима Саровского с нами, людьми живущими в XXI веке (Их заступничество проявляется и сейчас, они пример для подражания…)
А теперь перенесемся в прошлое, в быт православной Старооскольской семьи, в русскую избу (хату – так называли избу в нашем крае). (На сцену под музыку песни «Перевоз Дуня держала» заходят гости в русских народных костюмах, их встречает хозяин с хозяйкой; гости осматривают избу)
Хозяин (кланяясь). Пожалуйте, гости дорогие! (Слайд № 5)
Хозяйка (кланяясь). Пожалуйте! Располагайтесь!
Ведущий: Со стародавних времен в Оскольском крае установились строгие общерусские традиции в использовании внутреннего пространства избы (хаты). Каждый угол, каждое место в избе имели свое определенное назначение в соответствии с рациональным использованием сравнительно небольшой ее площади. Повсюду примерно 1/4 , 1/5 часть избы занимала русская печь. По диагонали от печи находился передний («красный») угол, где висели иконы, и стоял обеденный стол со встроенным ящиком, куда клали хлеб, солонку, ложки, нож, миски.
Ведущий. А теперь поговорим о народных костюмах. (Слайд №6) При всем многообразии художественного строя русскому народному костюму свойственна праздничная декоративность – обилие всевозможных украшений.
На огромной территории Европейской России сложилось два основных вида женского костюма: южнорусский и северорусский. (Демонстрация народных костюмов Старооскольского края и элементов одежды) (Слайды №7 -9)
Театрализованное представление
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Первый гость. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Гости (вместе). В тесноте, да не в обиде.
Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какие фольклорные жанры, наиболее распространенные в нашем крае, вы знаете? (Ответы детей) (Слайд №10)
Ведущий. Духовные стихи – самый неизученный в Старооскольском крае фольклорный жанр. Известный исследователь русской духовной культуры Г.П.Федотов духовные стихи определил так: «Духовными стихами в русской народной словесности называются песни, чаще всего эпические, на религиозные сюжеты». (Слайд №11) Старожилы сел Старооскольского района называют духовные стихи «песнями», «старинами», «псалмами», «молитвами».
(Исполняется отрывок из «Песни о маме», обращенный к живой матери, что объясняется олицетворение ее с идеалом Богородицы)
Если мать еще живая,
Счастлив ты, что на земле
Есть кому, переживая,
Помолиться о тебе.
Когда был еще младенцем,
И она в тиши ночной,
Словно ангел у постели,
Охраняла мой покой.
Ведущий. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку. Известный композитор и музыкальный критик А.Н.Серов говорил о русской песне так: «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа».
- Какие виды русских народных песен, распространенных в нашей местности вы знаете? Колыбельные, былины, обрядовые и др.) (Слайд №12)
Пятый гость. Где песня поется, там весело живется.
(Исполняется русская народная песня «Порушка-Параня»)
Ох, ты, Порушка-Паранья,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява,
Что головушка кудрява,
Бородушка кучерява.
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню-молодца.
Шестой гость. Пусть веселье течет рекою бурною,
Пусть песни звучат силой дивною,
Чтоб за сотни верст слышно было бы.
Русская песня дух бодрит,
С хорошей песней и труд спорится.
(Исполняется народная хороводно-игровая песня «Уж мы сеяли, сеяли ленок»)
В середине круга находится девушка. Хоровод ходит и поет:
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы сеяли приговаривали,
Чеботами приколачивали:
«Ты удайся, удайся. Ленок,
Ты удайся, мой беленький!
Не крутись ты, мой миленький!»
Ведущий. Такие вечера были заполнены работой, весельем и наполнены добротой. Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Впрочем, каждый из вас сейчас сам возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем. Ведь народ высоко ценит силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. Богата и разнообразна палитра устного народного творчества и в Оскольском крае. (Все участники праздника по очереди называют пословицы).
Жизнь дана на добрые дела.
Милостивому человеку и Бог подаёт.
Добрым путём Бог правит.
Нам добро, никому зло – то законное житьё.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
За добро плати добром.
Добрый человек придёт, словно свету принесёт..
Доброе дело питает и разум и тело.
От добрых гостей ждут добрых вестей.
Ведущий. У русского народа есть много веселых игр. С древнейших времен во множестве бытовали в Староосколье игровые песни. Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Игры с песнями (или без них) молодежь в Староосколье использовала на «сборках»: посиделках, гулянках. Зимой – в избах, а летом – на улице. Многие игры были известны на обширной территории России.
Сейчас мы поиграем в игру «Клубочек». Пока музыка играет надо передать клубочек соседу. Музыка кончается – передавать нельзя. Тот, у кого клубочек останется, должен выполнить задание (например, назвать пословицу).
Первый гость. Испокон веку на Руси
Живет народ приветливый,
Хранит сказы старинные,
Игры – забавы разные.
(Ведущие проводят с участниками и зрителями народную игру «Капуста») (Приложение 2)
Ведущий. Ну, какое же веселье без задорных частушек? (Слайд №13) Частушка – самая гибкая и подвижная форма народного песенного творчества. Она немедленно откликается на все значительные проявления современной жизни. Все, чем живет народ, от крупнейших исторических событий до глубоких личных чувств, как в зеркале, отражается в частушке.
- Какие виды частушек вы знаете, и какие из них присущи жителям нашей местности? («Матаня», «Семеновна», «Страдания» и т.д.)
Ребята и девчата мастера были до частушек, сочиняли иногда тут же на ходу, на злобу дня.
Третий гость. Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
(Исполняются частушки)
- Я гармошку на окошко,
Гармониста на кровать.
Давай, мама, одеяла
Гармониста одевать.
- Не то я не так играю,
Не то ты не так поешь.
Раз-два, ой-ей,
Я матаню выбью.
Вот тебе заваличка,
Ну, выбивай, Матанечка.
- Ой, подружка, выходи,
А я уже вышла.
Давай, подруга, поиграем,
Чтобы было слышно.
- Ой, подруга дорогая,
Выходи со мной плясать.
Мы заставим гармониста
Полтора часа играть.
- Мы пропели вам частушки,
Выбили дробинки.
Притупились наши ноги,
Стерлися ботинки.
Ведущий. Слайд №14) По определению Кравцова Н.И. и Лазутина С.Г. термин «Загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда произошло слово «загадки». По убеждению автора знаменитого сборника «Загадки русского народа» Д.Н. Садовникова, жизнь, быт и мировоззрение крестьянина отразились в загадках своеобразно, отлично от других жанров устного творчества.
Есть загадки в нашем крае,
До того мудреные –
Кто загадку отгадает,
Попадет в ученые.
Четвертый гость. Сочинит загадку тот,
Разгадает этот,
А загадка все живет
Со своим секретом.
Да и сложены они
Так хитро и гладко.
Ну, смекалкою блесни,
Вот она загадка.
( Ведущие загадывают загадки и демонстрируют картинки-отгадки)
Пятый гость. Играть – не устать,
Не ушло бы дело!
Ведущий. Гостю почет – хозяевам честь!
Гость доволен – хозяин рад!
Гости. Делу время, потехе – час!
Завтра ждет всех день забот,
На прощанье хоровод.
Ведущий. Издревле известны хороводы, в них – хореография и драматическое действо, песенное и танцевальное творчество. Быстрые хороводы распространены преимущественно в областях, граничащих с Украиной и Белоруссией, - Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской. Выражение играть карагод (хоровод) не случайно. На Белгородчине, как свидетельствуют фольклористы, всегда говорили «играть» песни независимо от их жанра. Основной композиционной формой народной хореографии Старооскольского района является движение по кругу, а также манера, пластика движения рук, всего корпуса.
(Хоровод «Вишня») (Приложение №3)
Заключение
Ведущий. Знайте, что с великой охотой
Рады мы всегда приветствовать вас.
А сейчас торопят нас заботы –
Говорят не зря – «Потехе час».
Мы не скажем: «Скатертью дорога!»,
Пожелаем «Доброго пути!»,
Чтоб в сердцах своих могли вы долго
Радость доброй встречи пронести!
Ведущий. Не обходите наш родной порог,
Коль мимо будет пролегать дорога!
В добрый путь, да к нам почаще будь.
Гости. Традиции души народной
Ты обязательно цени.
Былины, сказки, песни
Сложились в народной любви.
Они сквозь века к нам недаром
Пришли и свой смысл донесли,
Чтоб мудростью старости в малых
Они, как могли, проросли.
Рефлексия
Учитель. Наш праздник подошел к концу. В этом классе, оформленном в стиле русской избы, мы говорили о традициях, быте и духовных ценностях жителей нашего края. И, конечно, это пространство наполнилось нечто большим, чем просто старинные предметы. Чем? Как вы думаете? (Добротой, милосердием, трудолюбием, памятью, фольклором, весельем, традициями, задором, любовью и т.д.)
Дорогие ребята! Чтите народную культуру, помните и уважайте традиции своих предков. Народное творчество даст вам возможность творить жизнь во всех ее проявлениях и формах: и материальных, и духовных. Желаю каждому из вас «Быть не только сыном своего отца, но и своего народа» (Слайд №15).
Литература
1. Беликова, Т.П., Емельянова, М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. – Старый Оскол: «ТНТ», 2003. – 336.: 47 с. ил.
2. Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В.В. Овчинников. – Белгород 2000
3. Федотов, Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. – М.. 1991
Приложение №1
Фото 1. Классная комната, оформленная в стиле русской избы
Фото 2. Шефы обучающихся 3 класса во время оформления классной комнаты
Приложение №2
Игра «Капуста»
На земле (зимой – в избе на полу) рисуется круг. В середине круга все игроки складывают «капусту» - свои шапки, пояса, платки, варежки. Затем игроки становятся за кругом, а выбранный «хозяин» садится рядом с «капустой» и, изображая движениями рук воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тяшу,
Мелки колышки тяшу,
Огород свой гаражу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь полосатый.
После этих слов все игроки быстро заскакивают в «огород», хватают «капусту» и убегают. «Хозяин» старается «воров» отогнать. Кого «хозяин» коснется рукой в «огороде», тот игрок выбывает из игры. Побеждает самый юркий и ловкий, который больше всех набрал «капусты».
Приложение №3
Хоровод для девушек «Вишня»
В центре хоровода, который двигается «по солнцу», ходит девушка – «вишня» с палкой в руке и постукивает ею по земле, при этом называет имя участницы большого хоровода. Та девушка, чье имя названо, выходит в центр к «вишне», берется рукой за палку и идет по кругу за «вишней», делая при этом свободной рукой плавные движения вниз и вверх. Постепенно вокруг «вишни» образовывается малый хоровод (подобие символа дерева и веток). Девушка - «вишня» во время игры поет:
Вишенку я брала, брала зеленую,
Семеюшка мала, семеюшка мала.
Пристань, пристань, маша,
Пристань, дорогая.
Семеюшка мала, семеюшка мала.
Пристань, пристань, Даша,
Пристань, дорогая и т.д.
Когда девушек становится определенное количество, весь хоровод запевает:
Вишня моя зеленая,
Вишня моя кудрявая!
Ой, созрела вишня,
Ой, созрела вишня,
Ой, поспела красная!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России.
Отечественная религиозно-культурная традиция – духовная основа многонационального народа России....
Викторина "Традиции жителей Кубани"
Цель: -Развивать интерес к глубинному нравственному наследию, эстетическому богатству культуры Куба...
Обычаи и традиции жителей Краснодарского края
Урок-исценировка по кубановедению...
Фольклор на Белгородчине: Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово Старооскольского района
Изучение жанров устного народного творчества, бытующие в Старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово. Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали на...
Статья "Патриотическое воспитание младших школьников на основе русских культурных традиций"
Формирование современного образованного человека – гражданина своего Отечества....
История развития образования в Старооскольском районе
В этой статье Старооскольцы могут прочесть правдивую историю о развитии образования в Старооскольском крае.Развитие торговли и ремесла вызвало потребность в грамотных людях. Сначала "грамотеев&qu...