Викторина "Традиции жителей Кубани"
методическая разработка по теме
Цель:
-Развивать интерес к глубинному нравственному наследию, эстетическому богатству культуры Кубани.
Задачи:
- Развивать речевую культуру учащихся, любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани.
-Познакомить с обычаями кубанского народа.
-Воспитать любовь к родному краю, желание соблюдать традиции предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_tradicii_zhiteley_kubani.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
викторина
ГБС(О)У школа-интернат ст. Калининская
Воспитатель: Рязанцева В. Г.
Цель:
-Развивать интерес к глубинному нравственному наследию, эстетическому богатству культуры Кубани.
Задачи:
- Развивать речевую культуру учащихся, любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани.
-Познакомить с обычаями кубанского народа.
-Воспитать любовь к родному краю, желание соблюдать традиции предков.
Методическое обеспечение:
-Презентация;
-Бытовые утвари казачьей хаты;
--Аудио запись « Церковные колокола России»;
-Фрагмент из музыкальных произведении: «Жизнь за царя» М.И.Годунова,
«Псковитянка» Римский -Корсаково, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского.
Ход занятия.
Воспитатель- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте ребята!
Ух, устала, уморилась. Небось, думаете, что это она хлопочет?
А знаете первый закон кубанской гостеприимства?
- От души накормить гостей! То-то, ко мне пришли ребята бывалые, умелые, а главное, старину любят.
-Сейчас гости думают: кто такие? А мы сейчас узнаем!
Это те, кто препятствия одолеют, все загадки отгадают.
Загадки: (слайд 1)
Черный конь, скачет в огонь. (кочерга)
Не бык, а бодается, не ест, а хватает,
Что схватит- отдаёт- снова в угол отдает. (ухват)
Искупались, вышли, на третьем повисли. (вёдра и коромысло)
Водогрейный, для чаю, сосуд медный, с трубою и жаровнею внутри.
(самовар)
Воспитатель: Да, загадки не сложные, и вы их отгадали. Я, конечно, всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада хлебом-солью встретить, да путь сюда
замысловат. Не знаю, дойдете ли?
Ладно, я вам путь укажу, да с умом надо думать, на соседа не полагайтесь!
Итак, вперед.
- Ох и много в старину про хлеб поговорок сложили.
Их и сейчас все знают. (слайд 2)
«Хлеб всему голова».
«Худ обед, коли хлеба нет»
«Ешь щи с мясом. А нет - так хлеб с квасом». И.т.д.
- А вот скажите –ка теперь, что в старину «вторим хлебом называли? Если точнее: какой овощ? (слайд 3)
Свекла, репка(+), капуста.
«Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь: (ответ уч-ся)
Кстати, крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в своем виде чуть ли не всю зиму. Кто расскажет как?
Ученик- Через 2-3 недели после снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из-под солёных огурцов или капусты. Прежде насыпали песок, потом аккуратно слой репы и.т.д.
Воспитатель- Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи -хоть кнутом хлещи»?
Уч-ик: крапивные, на рыбном отваре, пустые- т.е. без мясо.
Воспитатель- И верно. Коли пост – то хлебай себе на здоровье, а коли по бедности весь год: то как тут на щи не осерчать?
- Сколько видов каш знали русские крестьянки в 17-ом веке. (слайд 4)
При царе батюшке Алексее Михайловиче Тишайшем
Не менее -10, не менее – 20 (+), не менее-50.
Воспитатель- Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Наверное слышали про тюрю, самая крестьянская пища.
А как её готовить? (слайд 5)
Учащийся- Взять квас, можно молочную сыворотку. Покрошить туда зачерствевший хлеб, добавить соли, луковицу..
Воспитатель- и такая еда была просто незаменима в сенокосную пору. Настоящая государственная каш
Воспитатель- Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора честь знать? Только помните мы в Древней Руси).
Ответ:- Культурно раскрыть двери настежь, спеть песню что-то вроде «Колыбельной», выдать на прощанье пряник «разгоняй».
Воспитатель-А правда, хороший обычай! Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура. О гостеприимстве говорилось еще в Ветхом Завете. Старец Авраам со своей женой принял в свой шатер трёх путников. Упокоил их. И получил за это благословение. Ведь под видом путников принял самого Бога.
- Какой праздник Православный Церковь справляет в 15 февраля?
Ответ- Этот праздник называется -Сретенье.
Вопрос- Что означает слово Сретенье?
Ответ- Слова Сретенье –встреча. Зима с весной встречается.
Вопрос- какие приметы и поверий существуют?
Солнце на лето, зима на мороз. (слайд 6)
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
На Сретенье день снежок- весною дожжок.
В сретенье начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом утверждая: «Корми кур овсом- весной и летом будешь яйцом.
Воспитатель- Ребята, я говорила, что это церковный праздник. Сретенье посвящен воспоминание о том, Дева Мария на сороковой день после рождения Иисуса пошла с младенцам в Иерусалимский храм и была встреча Симеоном Богоприимцем, узнавшим в Иисусе Сына Божьего и Спасителя.
А теперь я хочу представить иллюстрацию библейского сюжета. (слайд 7)
Воспитатель- Скажите ребята- какой головной убор у казака?
Ответ- У казака головной убор- папаха.(слайд 8)
Воспитатель_ а что вы можете рассказать о папахе?
Ответы:
-Папаха продолжение головы. У казаков папаха играла огромную роль в обычаях и символике. На кругу казаки находились в папахах. Они ими голосовали.
- Папаху кидали во двор, предупреждали, что придут свататься.
- При возвращение со службы казаки приносили папаху в дар Родовым рекам, бросая их в воду.
- За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надёжнее место не было- потерять папаху казак мог только головой.
Воспитатель- Спасибо , ребята, вы много интересного нам рассказали. А теперь давайте поиграем игру: «Папаха» и посмотрим, кто сумеет хранить честь папахи. Не уронить папаху и передавать по кругу.
Игры: « «Маргушечки»-не промаргать свою подругу..
- Отдохнули ребята, давайте продолжим путь.
Вопрос- Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие названия: «честная», «широкая», « весёлая»?
Троица, Пасха, Масленица(+) (слайд 9)
Масленица один из самых веселых народных праздников. Это к ней лучше всего такая поговорка: «Красна изба не углами, (продолжают дети) а порогами.
И верно, даже бедный гулял на широкую ногу. Не даром по сей день, как услышим:»Живёт, что сыр в масле катается» или «Не житьё, а масленица», сразу понимаем, о чём идёт речь. По народному так и выходило, «ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду».
Вопрос- Как называется в народе последний день сырной недели?
Наигрыш, золовкини посиделки, прощеный день (+).
В этот день все просили друг друга прощение и посещали могилы родных.
Вопрос - Какой из широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену XlX-XX веках?
Колокол (+), пастушья дудка, гусли.
Хоть и тяжёл храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый голос. Знатоки даже утверждают, что колокола не просто мелодичны, они говорливы. Их надо только уметь слушать. (прослушивание звон колоколов).
Сегодня колокольный звон можно слышать на оперной сцене, в таких музыкальных произведения как:»Жизнь за царя» М.И.Глинки, «Псковитянка» Римский- Корсаково, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. (прослушивание фрагмента)
Воспитатель- ну, вот, мои милые друзья. Мы с вами на самом пороге заветной горницы. Как хочется воскликнуть; «Милости прошу к нашему шалашу!»
Да не тут-то было. Войти можно, ответив на последний вопрос: Что означает это старинное выражение, что я только что произнёс.
«Милости просим к нашему шалашу».
Ответ - в старинной книге Адама Олсария «Путешествие в Московию» можно видеть «Лавка башмачника», башмачник протягивает руку к народу, и подпись под рисунком яснее ясного: «Милости прошу к нашему шалашу». (слайд 9)
Наша викторина подошла к концу. И я с радость вам говарю6милость прошу к нашему шалашу. (Угощение детям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...
Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края «...
Классный час «За здоровый образ жизни жителей Кубани» в начальных классах
Классный час«За здоровый образ жизни жителей Кубани»в начальных классах...
#кубановедение#Конспект урока на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"
Технологическая карта урока содержит сведения о костюмах казаков и котюмах других народов, населявших территорию Кубани в прошлом инастоящем...
#кубановедение#Презентация к уроку кубановедения на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"
Презентация содержит фотоматериал костюмов наших предков....