Фольклор на Белгородчине: Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово Старооскольского района
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) на тему
Изучение жанров устного народного творчества, бытующие в Старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово. Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой.
Сегодня уже понимают все, что возродить некогда великое Российское государство мы сможем, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков. Поэтому я считаю, что тема моей работы очень актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная научно-практическая конференция
«Природу Старооскольского края сохранят дети»
Номинация: Краеведение
Тема: Фольклор на Белгородчине:
Устное народное творчество жителей сел Обуховка и Незнамово
Старооскольского района
Шубеничева Диана Руслановна,
4 «В» класс, МБОУ Гимназия №18
Научный руководитель
Проскурина Инна Ивановна
г. Старый Оскол 2014
Введение
Четвертый год я посещаю музыкальную школу. Учусь на фольклорном и хореографическом отделениях. Большее предпочтение я отдаю фольклору. На уроке народного творчества нам рассказывали историю возникновения фольклора. Мне стало очень интересно, насколько это направление культуры любят на Белгородчине ?
Современное общество много потеряло, порвав те нити, которые связывали нас с традиционной культурой народа. Эта культура зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой.
Сегодня уже понимают все, что возродить некогда великое Российское государство мы сможем, только прикоснувшись к своей тысячелетней истории, вековым культурным традициям, к духу и вере славных предков. Поэтому я считаю, что тема моей работы очень актуальна.
Моя гипотеза сводится к предположению значимости фольклора у современных учеников начальной школы.
Цель работы – изучение жанров устного народного творчества, бытующие в старооскольских сёлах: Обуховка, Незнамово.
Задачи:
- изучить научные разработки об устном народном творчестве русского народа и в частности жителей Староосколья;
- собрать материал по устному народному творчеству у старожилов села Обуховка и соседнего села Незнамово.
- представить буклет с творчеством сел Обуховка и Незнамово
Предмет исследования - жанры, бытующие в старооскольских сёлах: сказки, пословицы, поговорки, заговоры, частушки.
Объект исследования – жители сел Обуховка, Незнамов
Методы исследования: изучение научно-познавательной литературы, материалов Интернета, наблюдение, социологический опрос.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, на уроках краеведения, при проведении классных часов.
В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной работы.
Литературный обзор:
- Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура. Старый Оскол; «ТНТ», 2003.
- Кравцов Н.И., Лазутин Г.С. Русское устное народное творчество. М.; 1983.
- Путилов Б.Н. Фольклор и культура. СПб.; Наука, 1994.
Основная часть
- История развития фольклора на Белгородчине
Белгородчина – уникальный регион Юга России, где зародились инструментальная и хореографическая традиции, ярко выраженная семейно-бытовая обрядность, многоцветная палитра народной одежды, устного поэтического творчества, многообразие народных промыслов и ремёсел.
Первые записи песен нашего края были сделаны в середине прошлого века. Однако широкая музыкальная общественность и видные деятели культуры и искусства познакомились с народной музыкой Белгородчины в 1958 году на открытии Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Представлял Белгородскую песенную традицию тогда фольклорный ансамбль села Обуховка.
Традиционный фольклор в современных условиях в крае сохранился по-разному. Неодинакова картина бытования даже одного или нескольких жанров фольклора в различных старооскольских сёлах и деревнях.
2.1 Сказки
Составной частью фольклора, которая известна даже детям, это: сказки в оскольском крае укладываются в общепринятую классификацию:
-волшебные,
-бытовые ,
-поучительные
Старожилы выделяют более всего распространённые детские сказки: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко» и другие. Все сказки имеют большое воспитательное воздействие на детей и многие имеют познавательное значение. Так, из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» дети узнают, что масло делают из молока, молоко даёт корова, корову нужно кормить травой, траву косить, косу точить.
В пример волшебных сказок можно привести сказку, записанную в селе Незнамово от Базаровой Анны Ивановны «Девушка – колосок», которая волнует своей жизненной правдой. В сказке рассказывается о том, как враги отобрали у матери дочку и увезли с собой в дальние края. Девушка сильно тосковала о матери. Однажды ей почудилось, что мать зовёт её, и девушка сбежала из плена. Бежит она на родину по полю, а враги её догоняют. Упала девушка на землю и взмолилась: «Матушка – землица, укрой меня!» Земля помогла и превратила девушку в ржаной стебель. Враги не нашли Машу. А ржаной колосок нашла её матушка. Узнала она в том колоске свою дочь, срезала стебель, принесла домой, положила на божницу и хранила его всю жизнь.
В селе Анпиловка записана сказка «Набитый дурак», в Сорокино – «Каша из топора», в Незнамово – «Знахарь». Почти все эти сказки представляют собой местные варианты известных русских народных сказок. В основе их сюжетов лежат смешные бытовые ситуации. Удивляет говор сказки, т.к. жители сел Обуховка и Незнамово в большей степени выходцы Украины, то и акцент имеет более украинский акцент.
2.2 Предания и легенды
Распространёнными в Старооскольском районе жанрами устного народного творчества являются предания и легенды. В народе эти жанры называют «былями» и «бывальщинами». Предание – рассказ об отдалённом прошлом с использованием вымысла или фантастики.
Известна легенда с. Обуховка о том, почему в селе не сохраняются храмы. Храмов с начала 17 века в Обуховке было три и все они сгорели. Это несчастье села списывают на то, что, якобы в петровские времена именно в это село ссылали всех людей, причастных к колдовству. В 2009 году в дом-музей В.Я. Ерошенко приезжал старооскольский краевед В.Никулов. Ему был задан вопрос об этом. Но учёный пояснил, что ни в одном документе он не встречал упоминания о ссылке в тот край колдунов и ведьм. Но народ убеждён в обратном.
Ещё в этом селе известна легенда о происхождении родников в некоторых огородах жителей. Эту легенду мне рассказала Романченко Е.М. «Когда-то был на улице хороший колодец, но его долгое время жители, которые пользовались водой, не чистили, и колодец затянулся песком. Однажды две женщины обратились к мужчинам, живущим на улице Заречной, с просьбой почистить колодец. Откликнулись на просьбу не все. После того, как колодец был очищен и в нём появилась вода, в огородах тех людей, которые участвовали в расчистке колодца, забили родники
2.3 Пословицы и поговорки
Из многих жанров устного народного творчества особенно часто в наше время используются пословицы и поговорки. В Обуховке с 17 века живут выходцы из Украины, поэтому в разговоре местных жителей часто можно услышать украинские поговорки и пословицы, которые произносятся на украинском языке. Я их приведу в переводе на русский язык: «Твоим же салом, тебя по мусалам»
Пословицы и поговорки выполняют в нашей речи важнейшую роль: делают речь более точной, убедительной, образной, яркой и выразительной.
2.4 Поверья
Активно бытуют в оскольском крае и другие малые фольклорные жанры, такие, как поверья. Большое число поверий связано с бытом народа: «Разбить кувшин – к благополучию, бутылку – к беде», «Хлеб на весу резать – голод кликать», «Соль просыпалась – быть ссоре», «Сидеть на углу стола – в девках остаться».
Мне очень интересно наблюдать за суеверными людьми. Знаю семью, в которой никто не ходит в магазин вечером, потому что деньги под вечер отдавать никому нельзя. Хозяева продают куриные яйца. Если вдруг покупатель пришёл после шести вечера, то деньги он должен положить на пол, а уж с пола их поднимет хозяйка.
2.5 Заговоры
Однажды, когда я гостила у тети в с. Обуховка, в первый день нового года я увидела женщину в огороде, которая вырыла в снегу ямку и стала лить в неё из ковша воду, произнося при этом какие-то слова. Я спросила её о том, что это значило. Нина Петровна, так зовут эту женщину, сказала, что в определённый день зимы надо делать заговор на хороший урожай в новом году. Действительно у неё всегда отменный урожай овощей, тогда как у соседей всё растёт плохо. А ведь почва одинаковая, песчаная. Так я узнала, что среди местного населения распространены заговоры.
Перечислять я их не буду, подчеркну лишь функции заговоров чисто практические: магической силой слова добиться желаемой цели. Тексты заговоров изменять нельзя, потому что ослабнет их магическая сила, так считают те, кто пользуется ими.
2.6 Частушки
Активно развивающимся, живым и очень популярным фольклорным жанром в Староосколье являются частушки. Нет, наверное, человека, который бы не любил этот вид коротких песенок, от которых веет народным юмором. Частушки – это малый жанр народной поэзии. Без них не обходится ни один народный праздник, ни одно гуляние. Частушки входят в репертуар всех народных ансамблей. Эти маленькие песенки обычно состоят из четырёх строчек, редко – из шести или восьми.
Например, в Незнамово пели:
Незнакомец с косой,
Не ходи босой,
А обутый ходи,
Себе лапти сплети.
Городищенцы вторили:
По селу идет Иван,
Потерял он свой кафтан.
А кафтан на улице,
Его склевали курицы
В Обуховке можно услышать такие частушки:
Постой, Ваня, погоди,
Почем стоят пироги –
В Обуховке на лотке,
На железном листке?
Практическая часть
Мне стало интересно, знают ли мои одноклассники, что такое фольклор и насколько им интересное данное направление искусства, употребляется ли фольклор в их семьях.
Я провела опрос:
1.Что такое фольклор?
2.Какие жанры фольклора вы используете в речи?
3.Какие праздники, связанные с фольклором вы знаете?
По результатам анкетирования учеников 4 В, мною сделан вывод: учащиеся класса слышали о фольклоре, но не часто употребляют в своей речи потешки, лишь 5 человек слышали сказки старооскольские, 15 человек слышали и пели старооскольские частушки.
В гимназии и в школе искусств,проводятся праздники, и даже праздничные недели, такие как Масленица, колядки, Святочные посиделки, праздник Ивана Купала и пр.
Заключение
Фольклор с глубокой древности сопровождает жизнь человечества. А.М. Горький очень правильно сказал, что «подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». В Оскольском крае многие жанры устного народного творчества почти не изучены. Постепенно уходят из жизни люди, которые могли бы познакомить нас с богатством местного фольклора: с легендами, преданиями, поверьями, поговорками и пословицами, песнями. Фольклор хранится в памяти народа и воспроизводится устно. Автору литературного текста не обязательно непосредственно общаться с читателем, произведение же фольклора исполняется при наличии слушателей и с каждым пересказом вольно или невольно меняется.
Моя гипотеза подтвердилась, что народное творчество имеет очень древние корни. Но и сейчас, в 21 веке, оно не устарело, а продолжает жить, радовать нас. Произведения фольклора являются важной частью духовной культуры народа на протяжении длительного времени.
Литература и источники.
- Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура. Старый Оскол; «ТНТ», 2003.
- Кравцов Н.И., Лазутин Г.С. Русское устное народное творчество. М.; 1983.
- Путилов Б.Н. Фольклор и культура. СПб.; Наука, 1994.
- http://www.bgiki.ru
- Интервью Беч Н.Н.
- Интервью Зайцевой О.Т.
- Интервью Певневой Н.П.
- Интервью Поповой В.П.
- Интервью Романченко Е.И.
- Интервью Шаповаловой М.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-276696-1375461475.jpg)
«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве.
«ПРЕЛЕСТЬ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА». Беседа об устном народном творчестве....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-322697-1382807969.jpg)
внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).
внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-736578-1624439947.jpg)
Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.
Внеклассное мероприятие по литературному чтениюТема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-74985-1484053806.jpg)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"
В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-1077472-1585928824.jpg)
Устное народное творчество-фольклор.
Фольклор (в первом значении) - народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор. Второе значение слова фольклор- совокупность обячаев, обрядов, песен и других явлени...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/11/picture-1540315-1736584699.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)" (2 класс)
Тема урока "Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички, веснянки. Народная наблюдательность, выраженная в малых формах устного народного творчества (фольклоре)"Цель урока:...