Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Чуприна  Ольга Константиновна

 

Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитаннымрассказам («Каштанка», «Ванька», «Мальчики»); электронная викторина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Зернограда

Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

        

Подготовила и провела

учитель начальных классов, логопед

Половинко О.К.

Цели: Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным рассказам («Каштанка», «Ванька», «Мальчики»); развитие правильной фразовой речи при ответах, памяти, внимания, мышления; воспитание чувства прекрасного; привитие любви к чтению, обогащение словаря.

Оборудование: проектор, мультимедиа, презентация, портрет А.П.Чехова, фишки, призы.

Ход мероприятия:

  1. Орг. момент.
  1. Знакомство с биографией А.П.Чехова.
    Слайд 1

Здравствуйте ребята, учителя и наши гости!

29 января 1860 года в городе Таганроге Ростовской области родился русский

писатель Антон Павлович Чехов - автор рассказов, повестей и пьес,

признанный одним из величайших писателей в мировой литературе.

(музыка)

И наш праздник посвящён 150-летию со дня рождения замечательного

писателя-земляка.

Слайд 2.

А.П.Чехов родился в многодетной семье владельца бакалейной лавки. Семья

жила трудно.

Дети помогали отцу, пели в церковном хоре.

Слайд 3.

Характер Павла Егоровича (отца) был тяжелым, но он очень любил

искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью

смягчала жизнь детей мать, Евгения Яковлевна. Она очень любила детей и

все свое время посвящала им.

«Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери»-писал Чехов.

Слайд 4.

Когда Антоше исполнилось 8 лет, его отдали в гимназию, где уже учились

его старшие братья. Он был очень веселым. И все братья Чехова любили

шутку, понимали ее, умели смеяться, казалось смех защищал их от всего

тяжелого, что было в их жизни.

Слайд 5.

Семья Антона разорилась. Антоше было 14 лет, когда старшие братья

окончили гимназию и уехали учиться в Москву, Через год туда же переехала

вся семья. А Антон и брат Иван остались в Таганроге заканчивать гимназию.

На жизнь он зарабатывал, давая частные уроки. Это были годы бедности.

Антон увлекался театром, много читал.

Слайд 6.

Антону было уже 19 лет, когда он поступил в университет на медицинский

факультет. Но литературный труд стал для него основным заработком.

Рассказы Чехова стали часто появляться в журналах. Подписывал он их не

своим настоящим именем, а псевдонимом Антоша Чехонте - прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.

  1. Знакомство с творчеством А.П.Чехова.

 Слайд 7.

Работая врачом, чего только не писал Чехов в эти первые годы своей литературной работы: заметки, Слайд 8

анекдоты Слайд 9

очерки, рассказы Слайд 10.

Брат Николай - хороший художник - рисовал к его рассказам иллюстрации. С этими рассказами вы познакомитесь в старших классах.

Слайд 11.

Несколько рассказов Чехов написал для детей: «Каштанка», «Ванька», «Мальчики».

Сюжеты для своих рассказов Чехов часто брал из жизни. Для этого ему приходилось много путешествовать.

 Слайд 12.

Когда ему было 30 лет, он отправился на самую окраину России    на далекий остров Сахалин.

 Слайд 13.

Во время этого путешествия Чехов встречался с разными людьми и очень много работал. Условия на Сахалине были сложные, в гостиницах часто не топилось, было холодно. И это привело к тому, что у Антона Павловича обострилась болезнь лёгких, которая была у него еще с юношеских лет.

Слайд 14.

После возвращения ему пришлось поселиться в Крыму в городе Ялте, т.к. этот климат лучше подходил для его здоровья. Несмотря на тяжёлую изнурительную болезнь, он продолжал писать много рассказов и пьес для театра.

Слайд 15.

Умер Лигой Павлович Чехов в 1904 на 45-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище юрода Москвы.

4. Прогулка .но «Чеховским местам».

Слайд 16.

Л.Н.Чехов    один из самых читаемых писателей мира. И те места, где он жил, в которых бывал, во г уже более 100 лет охраняются и посещаются читателями всего мира.

К празднованию 150-летия со Дня рождения Чехова эти старые памятники и памятные места реставрированы и открыты новые.

И сейчас мы совершим прогулку по Чеховским местам города Таганрога. У нас есть ребята, живущие в Таганроге. Осенью наши старшеклассники посетили нот юрод. И если вам представится такая возможность, не упустите ее.

Слайд 17.

В городе Таганроге скульптором Рукавишниковым установлен памятник

А.П.Чехову.

Слайд 18.

Он находится на Красной площади к 100-летию со Дня Рождения писателя.

Слайд 19.

Драматический театр имени Чехова, в котором игрались его пьесы.

Слайд 20.

Городской парк, основанный в 1806 году.

Слайд 21.

Это единственный собственный дом семьи Чеховых в г. Таганроге.

Слайд 22.

Центральная городская библиотека.

Слайд 23.

У входа в городской парк находится скульптура. Посмотрите и скажите,

какому рассказу она посвящена и как называется?

Слайд 24.

В этом доме при жизни Чехова была библиотека, которую он часто посещал.

Слайд 25.

В этом доме была торговая лавка, которой владел отец Чехова.

Слайд 26.

Таганрогская мужская гимназия - одна из старейших учебных заведений.

Здесь учился А.П.Чехов.

Слайд 27.

В то время гимназия оказывала значительное влияние на культурное

развитие городам. При гимназии была библиотека, книжный магазин, музей,

ботанический сад.

Так выглядели классы гимназии.

Слайд 28.

И куда бы ни ехал Чехов, он всегда проезжал через город детства - Таганрог.

Слайд 29.

Памятных мест, посвященных Чехову, много т.к. самый большой подвиг

воли писателя - его литературный труд.

Слайд 30.

И сейчас мы проведем литературную викторину, посвященную биографии и

творчеству Чехова. Викторина в форме теста, в котором из 3-х вариантов

нужно выбрать правильный ответ. Зачитывается только ответ того, кто

поднимет руку.

5. Электронная викторина по рассказам А.П.Чехова. Слайд 31. Как звали Чехова?

  1. Антон Иванович
  2. Антон Павлович
  3. Антон Петрович

Слайд 32

В каком году родился Чехов?

1)1960

2)1860

3) 1680

Слайд 33.

В каком городе родился Чехов?

  1. в Москве
  2. в Таганроге
  3. в Зерногреде
    Слайд 34.

В семье Чеховым было...

  1. двое детей
  2. много детей
  1. Антон -единственный ребенок.
    Слайд 35.

Кем был отец Чехова?

  1. богатым человеком
  2. крупным бизнесменом
  3. мелким торговцем
    Слайд 36.

Куда уехала семья после разорения?

  1. в Петербург
  2. в Москву
  3. в Киев
    Слайд 37.

Кем по профессии был Чехов?

  1. сапожником
  2. врачом
  3. бизнесменом
    Слайд 38.

Куда отправился Чехов в 30 лет?

  1. заграницу
  2. на Сахалин
  3. в Петербург
    Слайд 39.

Что делал писатель во время поездки?

  1. много работал
  2. лечился в санатории
  3. отдыхал
    Слайд 40.

Найдите название рассказа, автором которого не является Чехов?

1)Ванька

2) Мальчики

  1. Корзина с еловыми шишками
  2. Каштанка
    Слайд 41.

Знаете ли вы рассказы А.П.Чехова?

Слайд 42.

Каштанка-...

  1. корова
  2. лошадь
  3. собака
    Слайд 43

Кем был по профессии хозяин Каштанки, Лука Александрович?

  1. печник
  2. столяр
  3. плотник
    Слайд 44.

Кем был новый хозяин Каштанки?

  1. клоуном
  2. акробатом
  3. фокусником
    Слайд 45

Какое новое имя получила Каштанка?

  1. Жучка
  2. Бабка
  3. Тетка
    Слайд 46

Кто такой Федор Тимофеевич

1)гусь

2) свинья

3)кот

Слайд 47

Это памятник «Египетская пирамида» по рассказу А.П.Чехова

«Каштанка»

Слайд 48.

В каком городе живет Ванька?

  1. в Санкт-Петербурге
  2. в Москве
  3. в Ростове
    Слайд 49.

Какой адрес написал Ванька на конверте?

  1. г. Зерноград, ул. Мира, 10
  2. на деревню дедушке
  3. главпочтамп
    Слайд 50.

Какому ремеслу обучался Ванька?

  1. кузнечному
  2. плотницкому
  3. сапожному
    Слайд 51.

Сколько лет Ваньке Жукову?

  1. 12
  2. 9
  3. 10
    Слайд 52.

В какой день пишет письмо Ванька?

  1. в Сочельник
  2. в ночь под Рождество
  3. в ночь накануне Ивана Купала
    Слайд 53.

Кто называл себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых?

  1. Володя Чечевицын
  2. Володя Королев
  3. Иван Николаевич
    Слайд 54

Куда пытались убежать мальчики?

  1. в Австралию
  2. в Америку

3)        в Африку
Слайд 55

Как звали собаку Королевых?

  1. Милорд
  2. Арапка
  3. Вьюн

  1. Подведение итогов викторины, вручение призов.
  2. Итог мероприятия.

Слайд 56.

Антон Павлович Чехов был человеком, в котором гармонично сочетались ум, дарование и высокая духовность. Он писал «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Больше читайте, хорошо учитесь,  и вы сможете добиться в своей жизни больших успехов!

                                                   г. Зерноград, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...

Викторина, посвящённая 200 - летию со дня рождения И.А. Гончарова

Предложенная форма урока является эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению литературы, а также позволяет ученикам наиболее полно и интересно изучить творчество ...

Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Литературный час к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, как один из способов подготовки воспитанников к конкурсу декламации (чтецов)....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЁТЧИКА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА МАРЕСЬЕВА

Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войн...

Литературный вечер посвящённый 195 - летия со дня рождения Некрасова

По средствам открытого мероприятия расширить  знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова, привить интерес к  лирике поэта, интерес к его жизни и творчества....

Классный час, посвящённый 150-летию со дня рождения Максима Горького. Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»

Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»Цель:  привлечь внимание учащихся к творчеству А.М. Горького, расширить представление о детских и юношеских год...