Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
классный час по логопедии по теме
Литературный час к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, как один из способов подготовки воспитанников к конкурсу декламации (чтецов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта литературного часа | 30.51 КБ |
Презентация | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта литературного часа
(в соответствии с новыми ФГОС)
Ф.И.О. учителя-логопеда | Швецова Майя Михайловна | ||
Группа (класс,) | Группа, обучающихся со 2-го по 6-й классы. | ||
Тема занятия | «Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А.Есенина » | ||
Цель | Знакомство с биографией и творчеством С.А.Есенина, как метод подготовки к конкурсу чтецов. | ||
Задачи | Образовательные: -Познакомить воспитанников с некоторыми произведениями С.А.Есенина и основными моментами биографии поэта. -Провести ознакомительную мультимедийную презентацию, для подготовки воспитанников к конкурсу чтецов. -Познакомить с алгоритмом заучивания стихотворений (памятки) | Коррекционно-развивающие: -Развитие дикции и интонации -Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность. -Развитие диалогической речи | Воспитательные: -Воспитывать культуру речевого общения. -Формировать функции контроля и самоконтроля. -Воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: 1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. 2. Формирование интереса к учебному материалу. Регулятивные УУД: 1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии. 2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. 4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД:1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Формирование умения извлекать информацию из схем. 2. Формирование умения на основе анализа делать выводы. 3. Формирование умения устанавливать аналогии. 4. Формирование умения обобщать. | ||
Оборудование (средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование) | Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр, флажки 20 шт., палочки-султанчики, памятки для заучивания стихотворений. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||||
Этап логопедического занятия | Длительность этапа | Методы и приёмы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Этап мотивации | 10 мин | Словесные | Групповая | - Добрый день! Рада приветствовать вас на литературном часе, посвящённом 120-литею со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. -Цель Литературного часа - познакомить вас с некоторыми произведениями С.А.Есенина и основными моментами биографии поэта, для качественной подготовки к конкурсу чтецов. Слайд 2. Библиографическая страница. На высоком живописном берегу Оки 3 октября 1895 г у Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын – Сергей, в Рязанщине, в селе Константиново. Слайд 3. Воспитывался у деда, зажиточного крестьянина, с пяти лет выучился читать, стихи начал сочинять с 8-9 летнего возраста. Слайд 4. У Сергея были две младшие сестры Екатерина и Александра. Слайд 5-6. Страница воспоминаний. «Детство прошло среди полей и степей. Дядья мои были ребята озорные, отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками. После лет восьми другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек я всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но масло мало помогало. Всегда я орал, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекало моё детство. Когда я подрос, из меня хотели сделать сельского учителя-поэтому отдали в церковно-учительскую школу. После этого я должен был поступить в Московский учительский институт. Стихи я начал писать лет с восьми, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлён, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню». Слайд 7. Сергей Есенин оставил после себя не только замечательные произведения, но и 4-х детей. Слайд 7. В 1914 году родился первый сын Есенина - Юрий. Мать- Анна Романовна Изряднова. Слайд 8. 1918 году родилась дочь Татьяна и в 1920 сын Константин. Мать - Зинаида Райх Слайд 9. 12 мая 1924 года родился Александр. Мама - Надежда Вольпин Слайд 10. С 1972 года Александр Вальпин - Есенин живёт в Бостоне (штат Массачусетс, США) | -Слушают учителя, затем оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в начале урока (занятия)). -Дети произносят хором: «1,2,3,4,5 (хлопают в ладоши) Начинаем мы играть!» |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия. | 5 мин | Наглядно-демонстрационные, практические, проблемные | Фронтальная, индивидуальная | Теперь переходим к странице «Проверь себя» Слайд 11-13. Тест. 1.Возле какого города находится село Константиново ,родина С.Есенина ? А ) Тверь Б) Москва В) Рязань 2.На берегу, какой реки расположено село Константиново? А )Волга Б)Ока В)Днепр 3. В какой профессии видели родители своего сына? А)Доктор Б)Учитель В) Купец 4.Любимое дерево поэта С.Есенина? А)Черёмуха Б)Дуб В)Клён Г)Берёза | |
Этап мотивации | 10 мин | Словесные | Групповая | Слайд 14. Поэтическая страница. Зачитаю отрывки произведений Сергея Александровича. Слайд 15. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду… Слайд 16. Я по первому снегу бреду, вспыхнувших сил. Слайд 17. Но люблю тебя, родина кроткая ! А за что - разгадать не могу. Весела твоя радость короткая . С громкой песней весной на лугу. Слайд 18. О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. Слайд 19. Хорошо и тепло, | |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Рефлексия. | 5 мин | Наглядно-демонстрационные, практические, проблемные | Фронтальная, индивидуальная | Слайд 20. Цветная страничка. Я зачитываю вам стихотворение «Весенний вечер». Слайд 21. Весенний вечер. Слайд 22. В данном произведении, посвящённом весеннему вечеру в сельской местности, автор использует много цветов, назовите их. Слайд 23. Теперь мы можем сказать, что в лирике Сергея Есенина часто используется цветопись. В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Например: «Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!») Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Слайд 24-25. Вы прослушали отрывки произведений Сергея Есенина. На конкурсе чтецов, который состоится 06.11.2015, вы можете рассказать некоторые стихотворения этого великого русского поэта. Для того, чтобы лучше понять их смысл при заучивании я раздаю вам памятки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
библиографическая страница Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна Есенины
Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Александрой (Шурой)
страница воспоминаний
«На высоком живописном берегу Оки в селе Константиново под Рязанью 3 сентября 1895 года родился я - Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, берёзовых рощ, «малиновая» грусть осенних закатов, долгие песни за околицей-все эти впечатления детства стали стихами и поэмами. Так протекало моё детство. Когда я подрос, из меня хотели сделать сельского учителя-поэтому отдали в церковно-учительскую школу. После этого я должен был поступить в Московский учительский институт». (из воспоминаний С.Есенина )
В 1914 году родился первый сын Есенина - Юрий . Мать- Анна Романовна Изряднова
1918 году родилась дочь Татьяна и в 1920 сын Константин. Мать - Зинаида Райх
12 мая 1924 года родился Александр. Мама - Надежда Вольпин
С 1972 года Александр Вальпин - Есенин живёт в Бостоне ( штат Массачусетс, США )
Проверь себя!
Тест 1.Возле какого города находится село Константиново ,родина С.Есенина ? А ) Тверь Б) Москва В) Рязань 2.На берегу, какой реки расположено село Константиново? А )Волга Б)Ока В)Днепр 3. В какой профессии видели родители своего сына? А)Доктор Б)Учитель В) Купец 4.Любимое дерево поэта С.Есенина ? А)Черёмуха Б)Дуб В)Клён Г)Берёза
Ответы к тесту. 1. В) Рязань 2. Б) Ока 3. Б) Учитель 4 Г) Берёза Сергей Есенин у березы. Фото - 1918 год.
Поэтическая страница
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду…
Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Но люблю тебя ,родина кроткая ! А за что- разгадать не могу. Весела твоя радость короткая . С громкой песней весной на лугу.
О Русь-малиновое поле И синь, упавшая в реку,- Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску
Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И берёзы стоят, Как большие свечки…
Цветная страница
Весенний вечер . Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны. Запад подёрнулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще берёзовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звёзды далёкие И улыбается небу земля.
Памятка работы над стихотворением
Назовите стихотворение и его автора Прочитайте стихотворение. О чём рассказывает автор? Прочитайте стихотворение ещё раз. Попробуйте нарисовать словесные картины к этому стихотворению. Какие слова и выражения употребляются в переносном смысле? Какие чувства выражает поэт в стихотворении? Какие слова показались вам необычными , особенными, важными? Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению? Какую иллюстрацию можно нарисовать к данному произведению? Назовите цвета стихотворения? Приготовьтесь к выразительному чтению. Выучите стихотворение
Интернет – ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://yandex.ru/ http://muzofon.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.
Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...
Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина
Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА...
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЁННАЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЁТЧИКА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА МАРЕСЬЕВА
Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войн...
Литературный вечер посвящённый 195 - летия со дня рождения Некрасова
По средствам открытого мероприятия расширить знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова, привить интерес к лирике поэта, интерес к его жизни и творчества....
Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...