Классный час, посвящённый 150-летию со дня рождения Максима Горького. Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»
классный час по чтению (3, 4 класс)
Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»
Цель: привлечь внимание учащихся к творчеству А.М. Горького, расширить представление о детских и юношеских годах писателя.
Задачи:
- обогащение знаний учащихся о жизни и творчестве писателя;
- формирование интереса к истории, литературе, краеведению;
- воспитание чувства эмоциональной отзывчивости, патриотизма;
- развитие познавательной активности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного уважения к истории своего края;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_posvyashchyonnyy_150_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_m._gorkogo.rar | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Пакалёвская основная школа"
606982 Нижегородская область
Тонкинского района с.Пакали
ул. Школьная д. 24
e-mail: pakali2008@yandex.ru
тел: 8(831)53-43-2-41
Сценарий подготовки и проведения
классного часа, посвящённый 150-летию со дня рождения Максима Горького.
Подготовила Косолапова Зинаида Клементьевна учитель учитель начальных классов
МБОУ «Пакалёвская ОШ»
Классный час, посвящённый 150-летию со дня рождения Максима Горького.
Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»
Цель: привлечь внимание учащихся к творчеству А.М. Горького, расширить представление о детских и юношеских годах писателя.
Задачи:
- обогащение знаний учащихся о жизни и творчестве писателя;
- формирование интереса к истории, литературе, краеведению;
- воспитание чувства эмоциональной отзывчивости, патриотизма;
- развитие познавательной активности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного уважения к истории своего края;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
- активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные:
- освоение доступных способов изучения литературы.
Ход мероприятия.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие. Куда? Вам предстоит узнать это самостоятельно. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм.
Вам нужно вспомнить, по какому произведению он создан и кто его автор.
Совсем недавно вы участвовали в конкурсе «Мир книги» и некоторые из вас читали это произведение и иллюстрировали его.
(Просмотр мультфильма «Воробьишко» М. Горького) https://yandex.ru/video/search?text=мультфильм%20воробьишко
(ученики высказывают своё предположение)
Учитель: Молодцы, ребята. Автором этого произведения является Максим Горький.
Какие ещё произведения этого автора вы читали?
(ответы детей, выставка произведений).
Учитель: Что обозначает слово «путешествие» и «виртуальный» (работа со словарём).
Угадайте название города, по которому мы будем путешествовать. Выберите только русские буквы (VНFИЖRНИЙW НUОDВГОSРОLД)
Сегодня мы узнаем, как имя Максима Горького связано с Нижним Новгородом.
Путешествие начинается: (приложение 1 – презентация)
1 слайд.
Максим Горький (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель.
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Слайд 2.
«Люблю нижегородцев, - хороший народ!» - писал Алексей Максимович Горький.
Нижний Новгород. Здесь, в городе, раскинувшемся на высоких волжских берегах, он родился. Здесь, «как суровая сказка», промелькнуло его детство. Прошла «в людях» нелёгкая трудовая юность. Здесь начиналась его творческая деятельность, его первые успехи и первые шаги к мировой славе. Почти двадцать пять лет прожил Алексей Максимович в Нижнем Новгороде. Есть в Нижнем Новгороде особая группа памятников, объединённая общим названием «Горьковские местa». Они свидетели пути с самых низов жизни к вершинам мировой славы человека, признанного крупнейшим писателем ХХ столетия.
Слайд 3.
Начнем, с дома на улице Ковалихинской, 33, где 28 марта 1868 года во флигеле усадьбы своего деда Василия Васильевича Каширина появился на свет Алеша Пешков. В те времена двухэтажный дом с каменным полуподвалом и деревянным флигелем был совсем новым - последние строительные работы завершились незадолго до рождения Алеши. Василий Каширин был тогда весьма зажиточным и успешным человеком, его красильная мастерская приносила хорошую прибыль. Но затем фортуна отвернулась от красильщика, и семье пришлось вернуться в старый тесный дом на Успенском съезде (сейчас он называется Почтовым), а усадьба на Ковалихе была продана.
Слайд 4.
«Домик Каширина» (Приложение 2. Видео)
Сюда мать будущего великого писателя Варвара Пешкова перебралась из Астрахани с трехлетним сыном на руках. Ее муж, Максим Савватиевич Пешков умер от холеры. Маленький Алеша, кстати, тоже переболел страшной болезнью, но его удалось спасти.
В доме Василия Каширина Алеша Пешков прожил совсем недолго, около года – с 1871 по 1872 год, однако воспоминания о непростом быте в семье Кашириных остались у него на всю жизнь.
В начале 1930-х годов началась кампания по увековечиванию имени писателя, и возникла мысль об организации в старом каширинском доме музея. В 1936 году здание, которое на тот момент пустовало, реконструировали. План-схему комнат составил сам Алексей Максимович.
Музей "Домик Каширина" открыт 1 января 1938 г. Он является иллюстрацией автобиографической повести А.М.Горького "Детство".
Слайд 5.
1873 году старик Каширин с женой Акулиной Ивановной и внуком Алексеем поселился в большом доме с кабаком на Полевой улице (ныне Максима Горького). До наших дней это здание не сохранилось . Впрочем, и здесь семейство Кашириных с внуком надолго не задержалось – спустя год дом был продан кабатчику, и им пришлось переехать в небольшой дом на Канатной улице (нынешняя Короленко). В это же время Алеша начал учиться в школе – в 1876 году мама Варвара Васильевна определила его в начальное приходское Ильинское училище. Учебе помешала оспа – когда мальчик выздоровел после долгой болезни, учиться пришлось уже в другой школе.
Слайд 6
Варвара Васильевна, вступив во второй раз в брак и став женой землемера Максимова, вскоре переехала в Сормово. Поначалу с ними перебрался и Алеша, однако прожил с матерью и отчимом недолго, вернулся к деду, который жил теперь на Пирожниковской улице в Канавинской слободе (ныне ул. Алеши Пешкова, 42). В 1877 году мальчик поступил в слободское Канавинское двухклассное училище, которое закончил с похвальным листом. Но на этом его школьное образование и завершилось – в 1879 году умерла от туберкулеза Варвара Васильевна, и дед сказал Алеше: «Ну, Лексей, ты не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…». Так закончилось детство будущего писателя, и начались нелегкие годы жизни в чужих людях, в изнуряющем труде.
Слайд 7.
С осени 1879 г. началась новая тяжелая жизнь для одиннадцатилетнего подростка-сироты. Жил он в доме хозяина магазина Л М. Порхунова, спал на кухне, за печкой. Он чистил одежду и обувь хозяев и приказчика, носил дрова для печей, убирался в магазине, разносил товары покупателям. «Я – в людях, служу «мальчиком» при магазине модной обуви», - писал позднее классик. И все чаще задумывался, что бы такое сделать, чтобы его выгнали из магазина – обязанности становились непосильными. Алексей решает бежать от Порхунова. Но перед его уходом из дома случилось несчастье, разогревая на керосинке щи, он опрокинул судок на себя, обварил руки и был отправлен в больницу, откуда уже не возвратился в дом Порхунова.
Слайд 8
Лето после больницы Алеша провел в Канавине у деда и бабушки, а осенью 1880 года Акулина Ивановна отвела внука к своему племяннику, чертежнику и подрядчику Василию Сергееву, жившему в доме №11 на улице Звездинке (по нынешней нумерации – 5б), в доме Гогина. «Улицы, как я привык понимать ее, - нет; перед домом распластался грязный овраг, в двух местах его перерезали узкие дамбы, и на дне его стоит лужа густой темно-зеленой грязи; направо, в конце оврага, киснет илистый Звездин пруд, а центр оврага — как раз против дома. Место донельзя скучное, нахально грязное», - так описал Звездинку того времени Горький. Подросток с утра и до поздней ночи «исполнял обязанности горничной, по средам мыл пол в кухне, чистил самовар и медную посуду, по субботам мыл полы всей квартиры и обе лестницы. Колол и носил дрова для печей, мыл посуду, чистил овощи, ходил с хозяйкой по базару, таскал за ней корзину с покупками, бегал в лавочку, в аптеку». На лето Алеша уходил от Сергеевых, плавал на пароходах в качестве посудника, а в 1882 году покинул чертежника окончательно.
Слайд 9
Осенью 1882 года Алеша Пешков, которому уже исполнилось 14 лет, поступил в иконописную мастерскую, что располагалась на улице Костина (в те времена она называлась Готмановской) в доме купчихи Салабановой. Каждый день мальчик ходил вместе с приказчиком в лавку Салабановой на Нижнем базаре в Кремле, а вечерами растирал краски, помогал иконописцам, присматривался к их мастерству. Однако увлечение прошло достаточно быстро – уже весной 1883 года Алеша Пешков ушел от Салабановой. А год спустя и вовсе покинул родной город – уехал в Казань, мечтая учиться в Казанском университете. Мечта не сбылась, но годы жизни в Казани, работа в Красновидове на Волге, на Каспии и во многих других местах стали для будущего писателя настоящей школой политического воспитания. Весной 1889 года Алексей Максимович вновь вернулся в родной город, но уже совсем другим человеком, многое повидавшим и повзрослевшим.
Слайд 10
Алексей Пешков после пятилетнего странствия по волжским городам , в 1889 г. возвратился в свой родной город.
«Который раз подъезжает Алексей Максимович к родному городу.
Сколько раз возвращался он сюда после долгих и трудных странствий и, казалось бы, пора уже привыкнуть к этим встречам, а вот каждый раз так волнуется, словно впервые видит Нижегородскую землю. Из глубины души поднимаются воспоминания, доносятся голоса людей, давно ушедших, громче бьётся сердце, и слёзы застилают глаза»
В сентябре 1896 г. А. М. Горький вместе с женой Екатериной Павловной поселился в доме мещанки Гузеевой. Две маленькие комнатки, столы и стулья из кадок, самовар да полка с книгами – вот и все имущество.
Однако паре не удалось остаться жить в Нижнем – у писателя обострился туберкулезный процесс, и Пешковым пришлось временно переехать в Крым.
Слайд 11.
В начале 1898 года семья Пешковых возвращается в Нижний Новгород. Они останавливаются в двухэтажном флигеле дома №68 на улице Ильинской. Именно в это время в жизни писателя происходит важное и радостное событие – в Петербурге выходят в свет два тома первого издания «Очерков и рассказов».
Слайд 12.
В сентябре 1902 года А.М. Горький возвратился в Нижний Новгород и снял квартиру в доме Киршбаума . Квартира быстро стала своеобразным клубом, где собирались известные люди, обсуждались новости и проекты.
В огромном кабинете работал Горький над пьесой «Дачники», романом «Мать», поэмой «Человек». Но эта квартира стала последним нижегородским местом жительства Горького – в дальнейшем в родной город он приезжал лишь на время. В начале 1904 года Горький переезжает в Москву.
Слайд 13
Самый известный памятник М. Горькому возвышается сегодня на названной в его честь площади.
Слайд 14
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ А. М. ГОРЬКОГО
Основная тема экспозиции Литературного музея «А.М. Горький и родной город» раскрывает многообразие связей писателя с Нижним Новгородом, его историей, событиями, людьми. В экспозиции музея показана литературная, театральная, музыкальная жизнь города, свидетелем которой был молодой Алексей Пешков, впоследствии ставший Максимом Горьким.
Слайд.15
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО
Театр всегда славился глубокими постановками горьковской драматургии. Это единственный театр в стране, на сцене которого с 1901 года были поставлены все пьесы Максима Горького и осуществлены инсценировки некоторых его прозаических произведений. В 1948 году Нижегородскому театру было присвоено имя Максима Горького. Имя это вполне поддержал и оправдал пришедший к руководству в 1942 году режиссер Н.А. Покровский, при котором в театре начался новый этап деятельности, в основном обращенной к драматургии Горького.
Учитель: Думаю, было бы здорово, на память о нашем путешествии, создать карту «Горьковские места в Нижнем Новгороде»
Работа в группе.
Ученики на карте Нижнего Новгорода флажками отмечают улицы и площади, связанные с жизнью М. Горького.
Учитель: Пришло время поститься с гостеприимным городом. Как много мы сегодня узнали! А кому захотелось узнать ещё больше, возьмите и прочитайте книгу В. Блохиной, Л. Либединской «Горький в родном городе.
Используемая литература и интернет ресурсы:
1.www.nnov.kp.ru/daily
2.yandex.ru/video/search?filmId
3.https://yandex.ru/video/search?filmId=6046425522404558565&text=видео%20Домик%20каширина&noreask=1&path=wizard&reqid=1511857642115
4. В. Блохина, Л. Либединская «Горький в родном городе» М: Детская литература, 1972 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.
Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...
Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина
Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...
Виртуальное путешествие по святым местам Кубани.
Данный материал можно использовать на уроках кубановедения и ОПК. Он познакомит ребят с первым храмом на Тамани, церковью Святой Варвары Великомученицы, а также с храмом Успения Пресвятой Богородицы с...
Тема: «Виртуальное путешествие к фонтанам г.Петергофа» Занятие № 2. «Нижние фонтаны (часть 1)»
Заочная экскурсия по фонтанам Петергофа. Для учащихся начальной школы...
Тема: «Виртуальное путешествие к фонтанам г.Петергофа» Занятие № 3. «Нижние фонтаны (часть 2)»
Заочная экскурсия по фонтанам Петергофа. Для учащихся начальной школы....
Програма круглого стола по теме: «Поэзия добра Агнии Барто», посвящённого 115-летию со дня рождения поэтессы Агнии Львовны Барто
Участие Фадеевой Ольги Алексеевны, учителя начальных классов, в областном круглом столе (содержание программы - 14)...