Русский язык 3 класс Технологическая карта урока по теме: "Род имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока с раздаточным материалом. Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Голубко Ольга Владимировна
Класс 3
УМК/ Образовательная технология Школа России/Игровая технология (присутствуют элементы ИКТ, здоровьесберегающей, проблемной технологий)
Предмет Русский язык
Тема Род имён прилагательных
Тип урока Урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме Урок является частью темы «Грамматические признаки имён прилагательных» и посвящён формированию представления у обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом, существительного, к которому данное прилагательное относится
Цель урока:
формировать умение изменять имена прилагательные по родам; развивать умение определять род имён прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного;
- поработать с таблицей «Изменение имён прилагательных по родам», определять по таблице признаки имён прилагательных каждого рода, выделять родовые окончания имён прилагательных;
- научиться образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, выделять и записывать правильно окончания имён прилагательных;
- организовать оценку результатов деятельности.
Воспитательные:
- создать условия для коллективизма, помощи другим;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
- поддержка творческого начала у обучающихся.
Развивающие:
- развивать аналитические умения при сравнении;
- развивать умение делать выводы;
- развивать познавательный интерес через игровую ситуацию;
- развивать общеучебные навыки: работа с таблицей, самоконтроль, умение планировать деятельность.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Активизированы знания о частях речи; сформированность представления у обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); знание правила о том, что род прилагательного совпадает с родом, существительного, к которому данное прилагательное относится; умение применять правило для решения учебных задач (выполнения заданий); способность выявлять ошибки, объяснять их. | Умение планировать действия; способность к анализу, самооценке, взаимооценке; развитие умения волевой регуляции, саморегуляции, самоорганизации; развитие умения осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение действовать по правилу. | Умение задавать вопросы; развитие умения анализировать текст, обосновывать ответы; формирование умения ориентироваться в правиле и использовать его в учебных ситуациях; умение систематизировать и обобщать материал. | Развитие умения работать в группе и в парах; умение аргументировать и доказывать своё мнение; умение распределять обязанности в группе и слушать собеседника. | Развитие умения оценивать изучаемый материал и самооценки; умение смыслообразования и самоопределения; формирование интереса к учебному предмету; развитие ответственности за процесс обучения и эмоциональной отзывчивости. |
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный | Подготовить обучающихся к работе. Включить их в урок, создать позитивный настрой | фронтальная | Приветствует, проверяет готовность к уроку Просит похлопать так громко как они рады встрече с русским языком/ какое настроение хорошее. | (Пр) Включаются в рабочий ритм урока: выполняют запрошенные действия. (Л) Самооценка настройки на урок. (Р) Волевая регуляция. (К) Умение слушать собеседника и понимать речь других. | Внимание активизировано, рефлексия эмоциональная проведена. | Наблюдение за активностью и интересом учащихся. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Включить обучающихся в игровой формат | фронтальная | Знакомит с правилами игры и даёт игровую цель урока: сообщает, что сегодня команды будут бороться за кубок Знатоков, будут собирать кусочки паззла за каждое задание. Даёт 1ый кусочек паззла. | (Пр) Знакомство с правилами игры. (Л) Смыслообразование. (Р) Настройка на продуктивную работу. | Обучающиеся познакомлены с игровой целью, замотивированы на продолжение урока. | |
3 | Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия | Повторить части речи и вывести тему урока | групповая | Обращает внимание на лежащие на столах у групп названия частей речи. Озвучивает задание, что надо убирать части речи, о которых идёт речь в загадках. Читает загадки. Спрашивает какая часть речи осталась без загадки. Даёт 2 ой кусочек паззла за правильный ответ (Прилагательное) и записывает на доску тему | (Пр) Анализ и синтез информации: учащиеся анализируют загадки и синтезируют знания о частях речи. (Л) Формирование интереса к учебному материалу. (По) Умение задавать вопросы: дети формулируют вопросы и уточняют информацию друг у друга, что развивает критическое мышление (Р) Самоорганизация. Оценка своей и чужой деятельности. (К) Умение работать в команде. Развитие устной речи: дети представляют свои ответы и аргументируют их, что улучшает навыки общения. | Достигается углубленное понимание частей речи, развитие критического мышления и коммуникативных навыков. Создаётся атмосфера сотрудничества, где каждый ученик активно участвует в процессе. | Наблюдение за работой групп, фиксация, как учащиеся взаимодействуют и решают загадки, что позволяет оценить уровень их вовлеченности и понимания материала. |
4 | Выявление места и причины затруднения | Выявить причину ошибок в письме | фронтальная | Говорит, что ребятам пришло письмо от Вовки, открывает письмо и зачитывает вслух. Спрашивает нравится ли письмо/ что с ним не так/ почему Вовка пишет с ошибками/ в каких словах ошибки, что это за часть речи | (Пр) Выявление ошибок в письме, связывание с темой урока (По) Анализ текста: анализируют письмо Вовки, выявляя ошибки и определяя их тип. (Р) Оценка своей деятельности: оценивают, насколько хорошо они поняли текст и выявили ошибки, что развивает навыки самоанализа (К) Аргументация: учатся обосновывать свои мнения | Активное обсуждение письма, что способствует развитию навыков анализа и критического мышления. Ученики учатся выявлять ошибки и понимать их природу. | Наблюдение как учащиеся взаимодействуют во время обсуждения письма, ответы на вопросы. |
5 | Построение плана выхода из затруднения | Составить цель и план урока | фронтальная | Просит сказать обучающихся цель и что нужно, чтобы достичь цели | (Пр) Осознание, какие знания и навыки им нужны для изучения языка и достижения цели. (Л) Ответственность: учащиеся принимают участие в определении целей, что способствует развитию их ответственности за процесс обучения. (По) Умение обосновывать. (Р) Планирование действия, определение шагов, необходимых для достижения целей | Формируется четкое понимание целей урока и необходимых шагов для их достижения. | Обсуждение, уточняющие вопросы, чтобы выяснить, насколько глубоко учащиеся понимают поставленные цели и пути их достижения. |
6 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | индивидуальная фронтальная | Даёт задание переписать словосочетания и выделить окончания, задаёт вопросы. Зачитывает правило Организует фронтальное обсуждение по таблице, вопросы по очереди каждой группе. Даёт 3 ий кусочек паззла за активную работу | (Пр) Углубление знаний о правилах. Развитие навыков работы с таблицами. (По) Анализ текстов, сравнение, установление причинно-следственных связей. (Р) Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, приведение к выводам. (К) Работа в группе: учащиеся участвуют в фронтальном обсуждении, что развивает их навыки взаимодействия и сотрудничества. Аргументация. | Формируется глубокое понимание грамматических правил и умение выделять окончания в словосочетаниях. | Уточняющие вопросы в ходе фронтального обсуждения. | |
7 | Первичное закрепление нового знания | Выполнить задания на закрепление правила | групповая работа парная работа фронтальная | Выдаёт задание на группу: верное или неверное высказывание. Открывает ответы для самопроверки. Задаёт вопросы по тем предложениям, которые неверные, просит исправить Даёт 4 ый кусочек паззла после выполнения работы Подводит детей к тому, что Вовка ещё наделал ошибок, поэтому ещё надо потренироваться. Организует работу в парах: нужно поставить правильно окончание и рассказать соседу почему это окончание верное. Даёт 5 ый кусочек паззла после выполнения работы Предлагает творчески поработать, выбрать художника в команде: вытаскивают словосочетание нужно его нарисовать, команда отгадывает что это было за словосочетание (можно дать первые буквы слов). Пока капитаны рисуют можно дополнительно взять задание из учебника устно выполнить. Даёт 6 ой кусочек паззла после выполнения работы | (Пр) Применение и закрепление материала в упражнениях. (Л) Оценивание усваиваемого материала. Самоопределение: развитие художественных творческих способностей. (По) Ориентирование в правиле, использование правила в учебной ситуации. (Р) Действие по правилу Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. (К) Высказывание суждений, умение работать в группе и паре, слушать собеседника, аргументировать мнение, распределять роли в группе. | Применение правила в упражнениях, выявление текущих затруднений, какие моменты правила остались непонятными. | Проверка по эталону, анализ количества ошибок Взаимопроверка Правильность ответа согласования прилагательного и существительного в устных ответах. |
8 | Физминутка | Снять физическое напряжение | фронтальная | Говорит словосочетания. Если оно верное ребята подпрыгивают и хлопают, если неправильное, то садятся и качают головой. Даёт 7 ой кусочек паззла после зарядки | (Пр) Закрепление материала в игровой форме физминутки. (Р) оценивание своих действий, самоконтроль. | Снятие физического напряжение через двигательное упражнение, связанное с темой урока. | Наблюдение за действиями обучающихся. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Проверить усвоение нового правила | индивидуальная | Раздаёт тексты письма Вовки и просит исправить ошибки. Организует взаимопроверку Даёт 8 ой кусочек паззла после зарядки | (Пр) Исправление ошибок в тексте, применяя новое правило. (Л) Ответственность за свои исправления и за качество работы своих одноклассников при взаимопроверке. (По) Анализ текста. Корректировка. (Р) Оценивание правильности выполнения действия. (К) Работа в парах | Формирование умения выявлять и исправлять ошибки в текстах, что способствует повышению грамотности и уверенности учащихся в своих языковых навыках. | Проверка по эталону, анализ количества ошибок. |
10 | Включение изученного в систему знаний и повторение | Повторить правило | групповая | От каждой группы запрашивает, что они узнали нового на уроке про прилагательные. Даёт 9 ый кусочек паззла после правильного факта Озвучивает успехи каждой группы, хвалит и благодарит за активную работу. Даёт задание: собрать паззл-кубок Объявляет оценки за урок | (Пр) Подведение итогов, приведение к завершению игровой цели урока. (По) Систематизирование и обобщение изученного. (Р) Анализ и оценивание результатов работы. | Понимание достигнута цель урока предметная и игровая или нет, анализ успешности работы. | Вопросы, анализ ответов. Оценка правильности представленных фактов о прилагательных, оценка успешности работы группы. Обратная связь, что помогает учащимся понять свои достижения и области для дальнейшего развития. |
11 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Провести эмоциональную рефлексию | фронтальная | Педагог просит похлопать себе и своим одногруппникам за работу/ так громко насколько понравился урок. | (Л) Эмоциональная отзывчивость: учащиеся учатся выражать свои чувства и впечатления, что способствует развитию эмоционального интеллекта. (Р) Самооценка. (К) Взаимодействие: учащиеся участвуют в общем действии (хлопках), что способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы. | Осознание достижений, повышение мотивации и укрепление командного духа, создание положительной атмосферы на уроке. | Наблюдение за реакцией учащихся на просьбу похлопать, фиксирование уровня вовлеченности и удовлетворенности от урока. |
Итоги и самоанализ урока:
Урок по русскому языку (УМК Школа России) был проведён в 3 классе успешно и продуктивно. Поставленная цель и задачи были достигнуты.
Благодаря применению игровой технологии обучающиеся были активно вовлечены и замотивированы на учебную деятельность. Вовлечённость также достигалась за счёт использования разнообразных форм организации деятельности учащихся и взаимодействия (ученик-ученик, ученик-учитель и ученик-группа).
Высокая динамика и красочность, концентрация внимание обучающихся на протяжении всего урока были достигнуты применением ИКТ (презентация к уроку) и здоровьесберегающей технологии (физминутка).
Урок соответствует стандартам ФГОС: использованы современные технологии, этапность работы с уроком открытия новых знаний соблюдена, урок способствовал развитию УУД.
Отслеживание результатов и оценивание работы проходили на каждом этапе урока в разных формах, что привело обучающихся в итоге к успешному результату, ситуации успеха.
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
(Местоимение.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
(Глагол.)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
(Имя числительное.)
НА дороге пёс сидит,
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)ЗА дорогой столб стоит.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
ГЛАГОЛ |
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ |
ПРЕДЛОГ |
МЕСТОИМЕНИЕ |
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
Дорогая друг,
я так рад видеть тебя! Сегодня
замечательное день. На улице
светит яркий солнышко, а
у тебя? Лучшее друг позвал
меня гулять. Конечно, мой большая пёс пойдёт со мной.
Твой Вовка
Проверите и поставь верно (+) или неверно (-) понял Вовка правило:
1. Имя прилагательное стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
2. Имя прилагательное может стоять в м.р., а существительное, с которым оно связано по смыслу, в ж.р.
3. Имя прилагательное не изменяется по родам в единственном числе.
4. Окончания ая, яя, ая бывают у прилагательных в женском роде.
5. Окончания ое и ее принадлежат прилагательным в мужском роде.
6. Словосочетание «детский рисунок» составлено верно.
7. Словосочетание «горячая молоко» составлено неверно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Технологическая карта урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.
На уроке присутствует групповая работа, применяется интерактивная игра "Иду в гости"...

технологическая карта урока. "Закрепление знаний об имени прилагательном".
Это технологическая карта урока по русскому языку. Авторы уебников Зеленина, Хохлова....

Основы православной культуры 4 класс Технологическая карта урока изучения темы Тема: Подвиг .
Создавать условия для формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме Создавать условия для р...

4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”
Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...

3 класс. Технологическая карта урока по теме: "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду"
Цели деятельности учителя: раскрытие нравственное содержание сказкиПланируемые результатыПредметные:- уметь осмысливать художественную идею произведения...

Технологическая карта урока "Род и число имен прилагательных"
Дата: 13.01.21 г.Предмет: русский язык.Класс: 4Программа: УМК "Школа России"Тема урока: «Род и число имен прилагательных»Тип урока: Обобщение и систематизация...

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3
Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...