Тема урока "Значение суффиксов. Изучение нового материала"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Учить находить суффикс в слове;
учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;
обогащать словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учитель МОУ «СОШ № 9» Слесарева Наталья Николаевна
Класс: 3
УМК: «Перспектива»
Тема: Значение суффиксов. Изучение нового материала.
ЗАДАЧИ:
1) Учить находить суффикс в слове;
2) Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;
3) Обогащать словарный запас учащихся
Планируемые результаты
Предметные:
1) выделять в словах суффиксы;
2) образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;
3) на основе наблюдений выделять значения суффиксов
Метапредметные:
1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
2) делать выводы по наблюдениям;
3) находить общий признак, выделять лишнее;
4) оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
5) развивать умение работать в паре, в группе
Личностные:
1) проявлять интерес к русскому языку;
2) ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения;
3) способствовать адекватному пониманию успешности (не успешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке
Межпредметные связи: чтение
Ресурсы урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки.
Ход урока
1. Актуализация. Мотивация познавательной деятельности
Мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2.Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
А) ЧИСТОПИСАНИЕ
-Какое соединение букв мы будем сегодня прописывать?
-Вам подскажет задание: …има, …имний, …имородок, …имушка
- С какой буквы начинаются эти слова? Какие звуки имеет эта буква?
-Какая орфограмма в словах?
-Какое слово лишнее?
-При помощи чего образовались новые слова?
Б) Приём ТРКМ (технология развития критического мышления) Стадия «Вызов»
Приём «Верите ли вы, что …?»
Ответы записывают в таблицу «Верите ли вы, что …?» Да. Нет. Не знаю.
1) Приставка, окончание, суффикс, корень – это части слов? (да)
2) Суффикс стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (нет)
3) В слове лесник суффикс ЛЕС? (нет)
4) Суффикс обозначается значком?
5) Влияет ли суффикс на значение слова? (разные варианты детей)
- О какой части слова мы будем сегодня говорить? О суффиксах. Влияет ли суффикс на значение слова?
Давайте определим тему урока.
-Для того, чтобы ответить на вопрос «Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести исследование. Но сначала, давайте определимся, кто на сколько знает тему про суффиксы.
- Смайлик не улыбается - ничего не знаю, не слышал
- Смайлик в думе - имею представление, что-то слышал.
- Смайлик улыбается - хорошо разбираюсь
3.Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.
Изучение новой темы
Стадия «Осмысление»
-Отгадайте загадку:
Она под осень увядает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё беда. Отгадка: трава
- Какие слова помогли отгадать загадку?
- Подберите однокоренные слова к этому слову.
Однокоренные слова: трава, травка, травушка, травинка, травяной, травник.
- Разберите по составу слова.
-Влияет ли суффикс на значение слова? (Влияет. При помощи разных суффиксов образуются новые по значению слова.)
4.Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.
- Предлагаю провести исследование «Влияние суффиксов на значения слов».
Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменять, уточнять значение слова.
Прием «Мозговой штурм»
Практическая работа в парах.
- В ходе практической работы в парах узнаете, какое значение имеют суффиксы. Для этого выполним задание на карточке.
Пары 1 ряда
Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист-.
Футбол + ист = футболист
Образец: футболист
строи _____ | плот ______ | баян _______ |
учи ______ | двор ______ | машин ____ |
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напиши___________________________
Пары 2 ряда
Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.
Женя - Женечка | Миша - Мишенька |
Аня - … | Алёша - … |
Света - … | Федя - … |
Дима - … | Люба - … |
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напишите __________________________________
Пары 3 ряда
Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, -ёк-.
Дождь + ик = дождик
Образец: дождик
лист - | хвост - | мост - |
дом - | пень - | окунь - |
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напишите ________________________
- Помните правила работы в паре: (Слайд 19)
- Думаю, сам
- Обсуждаю с товарищем
- Говорю классу
Проверка.
- Внимание на карточки. У кого слова с суффиксами -тель-, -ник-, ист-?
Какое значение имеют эти суффиксы? (Данные суффиксы указывают на профессию человека)
- У кого слова с суффиксами - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-?
Какое значение придают словам эти суффиксы? (Имена звучат ласково)
- Кто из вас использует в своей речи ласковые слова? Назовите своего соседа ласковым именем (Катенька, Танюшка, Сашенька и т.д.). Приятно, правда?
- У кого слова с суффиксами -ик-, -ёк-?
Какое значение придают словам? Для чего эти суффиксы? (Придают словам уменьшительный оттенок)
СЛАЙД - Домище, птенчик, крольчонок, зверище, городище, ветерок, полюшко.
- Разделите эти слова на две группы.
Дети могут дать разные варианты ответов:
1 вариант: Птенчик, крольчонок, зверище.
Домище, городище, ветерок, полюшко.
2 вариант: Домище, зверище, городище.
Птенчик, крольчонок, ветерок, полюшко.
Приём «Кластер»
- По какому признаку разделили слова на группы?
Что обозначают слова каждой группы?
Какие суффиксы имеют?
Сделайте вывод:
Слова с суффиксом –ищ- обозначают слова с увеличительным значением.
Слова с суффиксами –ик-, -ушк-, -ок- обозначают слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Крольчонок - онок- Записывают слова в тетрадь.
-Какое слово из второй группы обозначает молодое животное?
- С помощью какого суффикса образовано данное слово?
Значение суффиксов
с увеличительным: -ищ-
с уменьшительно- ласкательным: –ик-, -ушк-, -ок-, -к-, -очк-, - чик, -оньк-
названия детёнышей: –онок-,-ёнок-,
Заяц из русской народной сказки хвастался так:
– У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.
Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ-: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы и испугать волка.
5.Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
Закрепление новой темы
- - Подумайте, при помощи еще каких суффиксов образуются слова, обозначающие молодых животных?
- Тигр – тигренок, тигрята
- Утка – утенок, утята
- Волк – волчонок, волчата
- Слон – слоненок, слонята
- Кот – котенок, котята, котик, коток
Вывод: при помощи суффиксов –онок-, - ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их- образуются слова - названия детёнышей и выражаю ласковое отношение к ним.
Записывают слова в тетрадь.
Работа с учебником в парах -А вывод сделаем после того, как выполним упражнение ________ на стр.______________
Проверка по эталону. Вывод:
6. Физкультминутка
Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.
- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.
Самостоятельная работа.
-Суффиксы перепутались.
Помогите соединить слова с суффиксами.
Для каждого слова свой суффикс.
Обозначьте корень и суффикс.
ветер - ик
шар - ец
суп - ок
мороз чик
- Прочитайте слова.
-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?
-Для чего служит суффикс?
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.
7.Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого
Работа в группах: (Задания на карточках для каждой группы:
- Составьте слова с данными суффиксами:
2 группа: Оттенок цвета: -оньк-, -еньк-, -оват-, -ист- (сероватый, беловатый, серебристый)
3 группа: Признак лица: -ец-, -ич- ) храбрец, молодец, москвич, китаец
2) Составьте предложение с одним из полученных слов.
Примерные ответы учащихся:
1 группа: Человек, его деятельность, профессия: Рыбак, гитарист, каменщик, шофёр, печник, лётчик, писатель, библиотекарь, банкир.
2 группа: Оттенок цвета: беловатый, серебристый.
3 группа: Признак лица: Храбрец, мудрец, москвич, китаец.
Работа в группах: выбрать участника из группы, который будет зачитывать полученные слова
Проверка. Вывод:
Значение суффиксов
с увеличительным: -ищ-
с уменьшительно-ласкательным: –ик-, -инк-, -ушк-, -ок-, -к-, -очк-, -чик, -оньк-
названия детёнышей: –онок-, -ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их-
Человек, его деятельность, профессия: -ак-, -ист-, -щик-, -ёр-, -ник-, -чик-, -тель-, -арь-, -ир-
Признак лица: -ец-, -ич-
8.Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
-Попробуйте превратить эти прилагательные в однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый, сильный, храбрый.
- Какие суффиксы мы использовали?
Рефлексия.
1) Достраивание кластера. Вывод:
2) Игра «Хитрые вопросы»:
1) Как большой сад превратить в маленький? (Добавить – ик .)
2) Можно ли рыбу превратить в человека? (Добавить – ак.)
3) Что нужно отбросить баянисту, чтобы получить музыкальный инструмент?
(- ист)
3) Приём «Незаконченное предложение»
Подводя итоги, давайте попробуем продолжить следующие предложения:
Сегодня на уроке я узнал ….
Теперь я смогу сам …..
Самым интересным было …..
Сложным заданием для меня было……
- Смайлик не улыбается - ничего не знаю, не слышал
- Смайлик в думе - имею представление, что-то слышал.
- Смайлик улыбается - хорошо разбираюсь
- Суффиксы по-разному влияют на значение слова.
Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.
9.Оценивание своей работы и класса в целом.
Итог урока. Оценивание
Суффиксы:
- учат видеть характер слов
- помогают ярче выразить эмоции
- точнее передают смысл высказывания
- Сможем.
Мы сегодня узнали, что каждый суффикс несёт в себе определённое значение, а также выявили сами значения.
10.Дифференцирование
Домашнее задание
Ребята, предлагаю Вам домашнее задание на выбор:
1) Учебник ___________________________________________________________
3) Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Задачи". Урок изучения нового материала.1 класс.
Урок изучения нового материала. Учащиеся впервые знакомятся с понятиями: условие, схема, решение, ответ. Учатся правильно оформлять задачи в тетради. Буду рада, если данный материал вам поможет в рабо...

Предмет: Математика Класс: 2 класс Тип урока: урок изучения нового материала. Тема: Периметр многоугольника. Учитель : Кустова Наталья Алексеевна.
Урок математики по ФГОС. Технологическая карта....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Тема "Простые и сложные предложения". Тип: Изучение нового материала. 4 класс УМК ШКОЛА РОССИИ
Тема «Простые и сложные предложения».Тип: изучение нового материала.Задачи:* развивать умения различать простые и сложные предложения;* развивать умение выделять грамматические основы в сложном предло...
Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала
Задачи урока:1.Предметные: наблюдать за изменением личных окончаний у глаголов настоящего времени,закреплять представление о временах глагола;обогащать словарный запас языка....
ТЕМА: Умножение на 6 ТИП УРОКА: Изучение нового материала
ЦЕЛЬ: составить таблицу умножения числа 6 и на 6.ЗАДАЧИ:Обучающие: составить таблицу умножения на 6; отрабатывать вычислительные навыки.Развивающие: развивать внимание, память логическое м...
4 класс Урок «Окружающий мир» УМК – «Школа России» Тема урока: Пётр Великий Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения Тип урока: изучение нового материала и первич
4 классУрок «Окружающий мир»УМК – «Школа России»Тема урока: Пётр ВеликийДидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебно...