Тема урока "Значение суффиксов. Изучение нового материала"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Слесарева Наталья Николаевна

Учить находить суффикс в слове;

 учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

обогащать словарный запас учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель МОУ «СОШ № 9» Слесарева Наталья Николаевна

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Тема: Значение суффиксов. Изучение нового материала.

ЗАДАЧИ:

1) Учить находить суффикс в слове;

2) Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

3) Обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

1) выделять в словах суффиксы;

2) образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

3) на основе наблюдений выделять значения суффиксов

Метапредметные:

1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

 2) делать выводы по наблюдениям;

3) находить общий признак, выделять лишнее;

4) оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

5) развивать умение работать в паре, в группе

Личностные:

1) проявлять интерес к русскому языку;

2) ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения;

3) способствовать адекватному пониманию успешности (не успешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке

Межпредметные связи: чтение

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки.

Ход урока

1. Актуализация. Мотивация познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2.Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

А) ЧИСТОПИСАНИЕ

-Какое соединение букв мы будем сегодня прописывать?

-Вам подскажет задание: …има, …имний, …имородок, …имушка

- С какой буквы начинаются эти слова? Какие звуки имеет эта буква?

-Какая орфограмма в словах?

-Какое слово лишнее?

-При помощи чего образовались новые слова?

Б) Приём ТРКМ (технология развития критического мышления) Стадия «Вызов»

Приём «Верите ли вы, что …?»

Ответы записывают в таблицу «Верите ли вы, что …?» Да.  Нет.  Не знаю.

1) Приставка, окончание, суффикс, корень – это части слов? (да)

2) Суффикс стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (нет)

3) В слове лесник суффикс ЛЕС? (нет)

4) Суффикс обозначается значком?

5) Влияет ли суффикс на значение слова?  (разные варианты детей)

- О какой части слова мы будем сегодня говорить? О суффиксах. Влияет ли суффикс на значение слова?

Давайте определим тему урока.

-Для того, чтобы ответить на вопрос «Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести исследование. Но сначала, давайте определимся, кто на сколько знает тему про суффиксы.

  • Смайлик не улыбается - ничего не знаю, не слышал
  • Смайлик в думе - имею представление, что-то слышал.
  • Смайлик улыбается - хорошо разбираюсь

3.Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

 Изучение новой темы

Стадия «Осмысление»

-Отгадайте загадку:

Она под осень увядает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

 Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё беда. Отгадка: трава

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Подберите однокоренные слова к этому слову.

Однокоренные слова: трава, травка, травушка, травинка, травяной, травник.

- Разберите по составу слова.

-Влияет ли суффикс на значение слова? (Влияет. При помощи разных суффиксов образуются новые по значению слова.)

4.Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

- Предлагаю провести исследование «Влияние суффиксов на значения слов».

Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменять, уточнять значение слова.

Прием «Мозговой штурм»

Практическая работа в парах.

- В ходе практической работы в парах узнаете, какое значение имеют суффиксы. Для этого выполним задание на карточке.

Пары 1 ряда

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист-.

Футбол + ист = футболист

Образец: футболист

строи _____

плот ______

баян _______

учи ______

двор ______

машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напиши___________________________

Пары 2 ряда

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.

Женя - Женечка

Миша - Мишенька

Аня - …

Алёша - …

Света - …

Федя - …

Дима - …

Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напишите __________________________________

Пары 3 ряда

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, -ёк-.

Дождь + ик = дождик

Образец: дождик

лист -

хвост -

мост -

дом -

пень -

окунь -

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напишите ________________________

- Помните правила работы в паре: (Слайд 19)

  • Думаю, сам
  • Обсуждаю с товарищем
  • Говорю классу

Проверка.

- Внимание на карточки. У кого слова с суффиксами -тель-, -ник-, ист-?

Какое значение имеют эти суффиксы? (Данные суффиксы указывают на профессию человека)

- У кого слова с суффиксами - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-?

Какое значение придают словам эти суффиксы? (Имена звучат ласково)

- Кто из вас использует в своей речи ласковые слова? Назовите своего соседа ласковым именем (Катенька, Танюшка, Сашенька и т.д.). Приятно, правда?

- У кого слова с суффиксами -ик-, -ёк-?

Какое значение придают словам? Для чего эти суффиксы? (Придают словам уменьшительный оттенок)

СЛАЙД - Домище, птенчик, крольчонок, зверище, городище, ветерок, полюшко.

- Разделите эти слова на две группы.

Дети могут дать разные варианты ответов:

1 вариант: Птенчик, крольчонок, зверище.

Домище, городище, ветерок, полюшко.

2 вариант: Домище, зверище, городище.

Птенчик, крольчонок, ветерок, полюшко.

Приём «Кластер»

- По какому признаку разделили слова на группы?

Что обозначают слова каждой группы?

 Какие суффиксы имеют?

Сделайте вывод: 

Слова с суффиксом –ищ- обозначают слова с увеличительным значением.

 Слова с суффиксами –ик-, -ушк-, -ок- обозначают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Крольчонок - онок-                         Записывают слова в тетрадь.

-Какое слово из второй группы обозначает молодое животное?

 - С помощью какого суффикса образовано данное слово?

Значение суффиксов

с увеличительным: -ищ-

с уменьшительно- ласкательным: –ик-, -ушк-, -ок-, -к-, -очк-, - чик, -оньк-

названия детёнышей: –онок-,-ёнок-,

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

– У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ-: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы и испугать волка.

5.Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

Закрепление новой темы

  • - Подумайте, при помощи еще каких суффиксов образуются слова, обозначающие молодых животных? 
  • Тигр – тигренок, тигрята
  • Утка – утенок, утята
  • Волк – волчонок, волчата
  • Слон – слоненок, слонята
  • Кот – котенок, котята, котик, коток

 Вывод: при помощи суффиксов –онок-, - ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их- образуются слова - названия детёнышей и выражаю ласковое отношение к ним.

Записывают слова в тетрадь.

Работа с учебником в парах -А вывод сделаем после того, как выполним упражнение ________ на стр.______________

Проверка по эталону. Вывод:

6. Физкультминутка 

Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.

 Самостоятельная работа.

 -Суффиксы перепутались.

Помогите соединить слова с суффиксами.

Для каждого слова свой суффикс.

Обозначьте корень и суффикс.

ветер  -   ик

шар   -   ец 

суп   -     ок

мороз    чик

- Прочитайте слова.

-Ребята, чему вы учились, выполняя это задание?

-Для чего служит суффикс?

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

7.Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого

Работа в группах: (Задания на карточках для каждой группы:

  1. Составьте слова с данными суффиксами:

2 группа: Оттенок цвета: -оньк-, -еньк-, -оват-, -ист-  (сероватый, беловатый, серебристый)

3 группа: Признак лица: -ец-, -ич- ) храбрец, молодец, москвич, китаец

2) Составьте предложение с одним из полученных слов.

Примерные ответы учащихся:

1 группа: Человек, его деятельность, профессия: Рыбак, гитарист, каменщик, шофёр, печник, лётчик, писатель, библиотекарь, банкир.

2 группа: Оттенок цвета: беловатый, серебристый.

3 группа: Признак лица: Храбрец, мудрец, москвич,  китаец.

Работа в группах: выбрать участника из группы, который будет зачитывать полученные слова

Проверка. Вывод: 

Значение суффиксов 

с увеличительным: -ищ-

с уменьшительно-ласкательным: –ик-, -инк-,  -ушк-, -ок-, -к-, -очк-, -чик, -оньк-

названия детёнышей: –онок-, -ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их-

Человек, его деятельность, профессия: -ак-, -ист-, -щик-, -ёр-, -ник-, -чик-, -тель-, -арь-, -ир-

Признак лица: -ец-, -ич-

8.Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 

-Попробуйте превратить эти прилагательные в однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый.

 - Какие суффиксы мы использовали?

Рефлексия. 

1) Достраивание кластера. Вывод:

2) Игра «Хитрые вопросы»:

1) Как большой сад превратить в маленький?  (Добавить – ик .)

2) Можно ли рыбу превратить в человека? (Добавить – ак.)

3) Что нужно отбросить баянисту, чтобы получить музыкальный инструмент?

(- ист)

3) Приём «Незаконченное предложение»

Подводя итоги, давайте попробуем продолжить следующие предложения:

Сегодня на уроке я узнал ….

Теперь я смогу сам …..

Самым интересным было …..

Сложным заданием для меня было……

  • Смайлик не улыбается - ничего не знаю, не слышал
  • Смайлик в думе - имею представление, что-то слышал.
  • Смайлик улыбается - хорошо разбираюсь

- Суффиксы по-разному влияют на значение слова.

Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.

9.Оценивание своей работы и класса в целом.

Итог урока. Оценивание 

Суффиксы:

- учат видеть характер слов

 - помогают ярче выразить эмоции

 - точнее передают смысл высказывания

- Сможем.

Мы сегодня узнали, что каждый суффикс несёт в себе определённое значение, а также выявили сами значения. 

10.Дифференцирование

Домашнее задание 

Ребята, предлагаю Вам домашнее задание на выбор:

 1) Учебник ___________________________________________________________

3) Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Задачи". Урок изучения нового материала.1 класс.

Урок изучения нового материала. Учащиеся впервые знакомятся с понятиями: условие, схема, решение, ответ. Учатся правильно оформлять задачи в тетради. Буду рада, если данный материал вам поможет в рабо...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Тема "Простые и сложные предложения". Тип: Изучение нового материала. 4 класс УМК ШКОЛА РОССИИ

Тема «Простые и сложные предложения».Тип: изучение нового материала.Задачи:* развивать умения различать простые и сложные предложения;* развивать умение выделять грамматические основы в сложном предло...

Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала

Задачи урока:1.Предметные: наблюдать за изменением личных окончаний  у глаголов настоящего времени,закреплять представление о временах глагола;обогащать словарный запас языка....

ТЕМА: Умножение на 6 ТИП УРОКА: Изучение нового материала

ЦЕЛЬ: составить таблицу умножения  числа 6 и на 6.ЗАДАЧИ:Обучающие:  составить таблицу умножения на 6; отрабатывать вычислительные навыки.Развивающие: развивать внимание, память логическое м...