Открытый урок по русскому языку. 4 класс Тема: «Правописание глаголов в прошедшем времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Яковлева Ольга Владимировна

Тема: «Правописание глаголов   в прошедшем  времени»

 Урок русского языка в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание глаголов   в прошедшем  времени»

 Урок русского языка в 4 классе.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте.

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

- Ребята, улыбнёмся друг другу, поприветствуем гостей и с хорошим настроением начнём урок.

-Садитесь

  2. Оформление тетрадей. Слайд 2

Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Прочитайте предложение.                                     Где труд, там и праздник.

- Что прочитали?

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Работа приносит радость)

- Почему именно про труд я сегодня взяла пословицу, с чем это связанно?

- Какой праздник отмечается в первых днях месяца мая? Слайд 3,4

1 мая – Праздник Весны и Труда.  Первое мая – это легендарная дата, история борьбы рабочих за гуманные условия труда и равноправие. Многие государства имеют все предпосылки чествовать Первомай, поэтому неудивительно, что география первомайских торжеств охватывает почти 86 стран. Праздники, посвященные труду или трудящемуся населению, имеются в 142 странах. Среди них присутствуют США, Япония, Индия, Китай, Франция и многие другие.

Сегодня первые числа мая у многих россиян связаны больше с трудом и весенним настроением, а вот раньше праздник был немыслим без патриотических парадов, знамен и демонстраций. Сначала его гордо именовали «День международной солидарности трудящихся», потом название сократили до Дня труда, а сегодня Первомай величают Праздником Весны и Труда.

- А какой еще праздник отмечается в мае? Правильно день победы.

День Победы – один из наиболее значимых праздников в году. Но важно не только помнить о нем, участвовать в праздничных мероприятиях, но и понимать, что на самом деле обозначает дата 9 мая. Это праздник, посвященный победе советского народа, Красной Армии над нацистской Германией во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

- Сегодня на уроке, я хочу вам пожелать, чтобы наш труд принес вам радость.

3. Систематизация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «десятку» знали, 
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Какая часть речи давала интервью? (глагол)

- Молодцы.

- А что вы знаете о глаголе?

4. Актуализация знаний.  Игра «Шляпа»

Играет мелодия, в это время дети одевают шляпу и передают другому.  На ком останавливается музыка, тому задают вопрос.

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

-Назовите временные формы глагола.

- Что обозначает глагол настоящего времени?

- На какие вопросы отвечает глагол в настоящем времени?

- Что обозначает глагол будущего времени и на какие вопросы отвечает?

- Что такое неопределенная форма глагола?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?

- Что такое возвратные глаголы? На какой вопрос отвечают?

- Что такое спряжение глаголов?

5. Самоопределение к деятельности

        - Послушайте  стихотворение.

                                                Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

                                                Отдёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

                                                Взглянул, причесался, намылил, умылся.

                                                Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

 -     Чем интересно это стихотворение? (Оно состоит только из глаголов.)

-В каком времени употреблены глаголы? Докажите свое мнение. (В прошедшем, так как они отвечают на вопрос что сделал?)

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Сформулируйте задачи урока.

Вспомним: Что нам известно о глаголах в прошедшем времени.

Узнаем: О глаголах прошедшего времени новые сведения. 

Будем учиться: Грамотно писать глаголы прошедшего времени.

-  На этом уроке мы сможем пронаблюдать за изменением глаголов прошедшего времени.    

- Ребята, а вы знаете, как изменяется глагол в прошедшем времени.

-  Вам надо заполнить таблицу и сделать вывод, какие изменения происходят с глаголом в прошедшем времени. Работать вы будете в парах.

- Давайте повторим правила работы в парах.  ( Слушаем  друг друга.  Не перебиваем.   Говорим   тихо.)

 (РАЗДАЮ КАРТОЧКИ) №1.

Начальная форма

Мужской род   ед. число

Женский род    ед. число

Средний род   ед. число

Множественное число

Видеть

Стоять

Работать

-  Кто сделал  - жест  работа выполнена. Спрашиваю у 4 пар, каждая по 1 столбику.

-  Сверьте свои ответы   с   ответами   на доске.

№  1

Начальная форма

Мужской род   ед.число

Женский род    ед.число

Средний род   ед. число

Множественное число

Видеть

Видел

Видела

Видело

Видели

Стоять

Стоял

Стояла

Стояло

Стояли

Работать

Работал

Работала

Работало

Работали

Оцените свою работу.  У кого нет ошибок « 5»,  одна или две «4», у кого больше.. «3».

- Что интересного вы заметили, когда заполняли таблицу?

Что происходило с глаголом?  

Как он изменялся?

Вывод: ( Глагол прошедшего времени в единственном числе изменяется по родам –м. р., ж.р., ср. р. )  ( И ПО ЧИСЛАМ !)

А с глаголом во множественном числе произошли изменения? (НЕТ) 

- Какой вывод можно сделать? (  Во множественном числе глаголы по родам не изменяются ).

- Чем отличаются окончания м. р от ж. р и ср. р?

-Откроем учебник на стр.  109 и прочитаем правило. Узнаем правильный вывод мы сделали или нет.

 - А сейчас откройте тетради, запишите упражнение №230

-Прочитаем задание.

-Что мы должны сделать в упражнении?   ( Списать, объяснить части речи, вставить пропущенные буквы, над глаголами указать род)

 - К доске  идут   2 ученика

( работают за доской )1 ученик первые 2 строчки, второй 2 строчки.

  Остальные работают  самостоятельно,  затем проверяем.

- Кто сделал –жест работа выполнена .

  Прочитайте.

             Со..нце ещё обл..ков (не)(за)дело,

             Трава (на)лугу ещё росы пила,

             А плотн..к проснулся и взялся (за)дело.

             Слыш..тся, как (за)звенела пила.

                                                          Я. Козловский

  • Объясните, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.
  • Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

- Я ВИЖУ, ЧТО БОЛЬШИНСТВО РЕБЯТ УЖЕ СПРАВИЛОСЬ С РАБОТОЙ.

Давайте проверим 1-й вариант.

                             Солнце   ещё   облаков   не     задело,

 ( что сделало ? ) не задело – это глагол , не с глаголами пишется раздельно.    

   Задело – за  - это приставка,  пишем  слитно.

  Солнце      (оно) – сред. род ,   задело  ( сред. род)

                                  Трава на лугу ещё росы пила,

На лугу – луг – это сущ. , а   сущ  .  с  предлогом   пишутся  раздельно.

Глагол  пила – трава пила  , трава ( она ) – ж. р , пила – ж.р.

- Проверим 2-й вариант.

                         А плотник проснулся и взялся  за  дело.

Плотник – пишем букву « И»  потому , что 

Проснулся – ( что сделал ?) – это глагол , плотник ( он ) – м.р.  проснулся – м.р.

За дело – ( что ? ) дело – сущ. Сущ.   С   предлогом     пишется     раздельно.

                              Слышится, как   зазвенела    пила.

Слышится – пишем   букву   «И».    Неопред.   Форма      ( что делать ?) – слышать.   Но   это   глагол   исключение  ,   который   относиться  ко        2-му    спряжению.   Поэтому    пишем    «И».

В слове « слышится»  мы можем определить род ? (нет)

Почему ?- что делает  « сдышится» - это настоящее время, глагол в настоящем времени по родам не изменяется.

Зазвенела ( что сделала?) – это глагол , глагол с приставками пишем слитно.

Зазвенела пила –    пила   ( она  ) – ж.р.    зазвенела ( ж.р )

Давайте сделаем вывод, как можно определить род глагола  ?

( по  роду  имени  существительного,  с  которым  оно  связано  по  смыслу)

- Как можно отличить существительное от глагола?

( Солнце не задело, плотник взялся за дело ) ( Трава пила, зазвенела пила) ?

( по смыслу и по вопросу )

Ребята, Дениска написал своему другу вот такое письмо.

Физминутка.

Называю глаголы, если настоящего времени руки вверх, прошедшего приседание, будущего времени ходьба на месте. (летал, прыгает, прочитает, смотрит, читал, мечтал, победит, учит, мечтает) Молодцы.

                                  На доске (Левая закрытая)          

                           Вчера после школы я   делать  уроки.

                    Потом я гулять с друзьями и играть в компьютер.

Правильно ли  написал Дениска? ( нет)

– Давайте поможем ему исправить текст.  

(УЧЕНИКИ ОВЕЧАЮТ )

– В какое время вы поставили глаголы? ( прошедшее)

( Я после ответа учеников вешаю табличку № 3)

ДЕЛАТЬ_    –   делал_                            – Выделим корень и суффикс

ГУЛЯТЬ_   –   гулял _                   ( к доске  3 ученика + маркер )

ИГРАТЬ_   –   играл_

– С помощью чего образуется форма прошедшего времени?

( Форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса «Л»)

- Проверим свои предположения  в учебнике. Откройте стр. 110

    Прочитаем правило .

( Дети читают )

- Что нового вы узнали из правила?  ( Суффикс  -Л- в основу не входит )

ДЕЛАТЬ_    –   делал_                            – Выделим основу.

ГУЛЯТЬ_   –   гулял _                   ( Ученик выделяет основу )

ИГРАТЬ_   –   играл_

 - Для чего мы с вами выполняли это задание?

(Для   того   чтобы   узнать   какой   секрет  есть  у   глаголов   прошедшего   времени  , глаголы   прош.  врем.  Образуются  при помощи   суффикса   «Л»,  и  в  основу  слова  он  не  входит )

- Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно образовать от глаголов   неопределенной    формы   – глаголы   прошедшего времени, выделить суффикс –л-  и  подчеркнуть  гласную  перед ним и выделить основу.

- Работа в группах.  №4

 - Кто готов – жест работа выполнена.

наступать

затопить

посадить

     шуметь

      плавать

   

 - Проверим, что у вас получилось. №4

наступать

наступал (-а-, -о-)

затопить

затопил (-а-, -о-)

посадить

посадил (-а-, -о-)

     шуметь

шумел  (-а-, -о-)

      плавать

   

плавал  (-а-, -о-)

- Оцените свою работу.

- У кого нет ошибок, поставьте себе  «5»

- У кого одна ошибка   «4»

- У кого больше, в следующий раз будьте более внимательны.

- Итак, давайте обобщим все, что мы узнали на уроке.

 - По каким признакам можно распознать глаголы прошедшего времени?

    1. Отвечают на вопрос  : что делал?, что сделал?, что делала? и т.д

    2. Образуются при помощи суффикса  -л- .

- Входит  суффикс    -л-  в основу слова или нет ?    

( НЕТ)

- Как изменяются глаголы  прошедшего времени ?

1. По числам. ( подсказка – делал – делали )

2.В единственном  числе по родам.

- Приведите свои примеры . ( Подсказка  Стоял – стояла- стояло )

- Откройте дневники и запишите домашнее задание .

Стр. 110  упр 232 – выполнить пользуясь таблицей. И  выучить правило на стр. 109, 110.

У нас с вами осталось время и я предлагаю вам поиграть.

1.        - Игра  «Кто  самый  внимательный?» ( Много времени)

          - Вам нужно выписать в тетрадь    как можно больше глаголов.

   Лежало  на  пути  бревно,                           И  то  бревно  перешагнул.

Мешало  путникам  оно.                              А  третий  путник  промолчал.

   Один  сказал:  - Нехорошо!                        Он  с  виду  был  и  хил  и  мал.

Сказал  и  знай  себе  пошёл.                      Он  молча  скинул  полушубок

  Второй  взглянул, потом  вздохнул             И  в  сторону  бревно  убрал.

Сколько глаголов вы выписали ?  ( 11 или 12… глагол сказал повторяется 2 раза )

Игра “Глагольный футбол”.
-Если услышите глагол, хлопните в ладоши.
Не заметил глагол – значит пропустил гол!
ВЫТИРАЕТ,  ПОДМЕТАЕТ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК,
ДРУЖОК, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, БОБЁР, ШАХТЁР, КОВЁР, УТЁР, 
КОСТЁР, ОТТЁР, НАВЁЛ, ОСЁЛ....

Фонарь светил

Лампа светила

Дерево стояло

Сосна стояла

Лодка плыла

Человек плыл

Отец говорил

Мать говорила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение глаголов по числам", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе с презентацией и самоанализом по формированию на каждом этапе урока УУД. Тема: изменение глаголов по числам....

Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами. Задачи урока:1.      Обра...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (Закрепление).

Конспект урока по русскому языку по программе Занкова. Учебник Полякова...