конспект по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Линейцева Ольга Вадимовна

конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа РОссии" на тему: "Распознавание падежей имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspoznavanie_padezhey_imeni_sushchestvitelnogo.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: «Распознавание падежей имени существительного».

Цель:сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.

Знать:Определение имени существительного, вопросы падежей,

Понимать:необходимость задавать падежные вопросы и использовать вспомогательные слова, зависимость окончания существительного от его падежа.

Применять:склонение существительных по падежам, отличать падежи по вспомогательным словам и предлогам.

Анализ:распознавать падежи.

Синтез:составление предложений по заданию.

Оценка:значимость полученных знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебники, тетради, пенал, дневник. Все готовы?

- откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число: Одиннадцатое ноября. Классная работа.

- Прокомментируйте орфограммы в числительном. (Безударная непроверяемая гласная О, 2 Н, т.к. слово произошло от слов: один на дцать, т.е. десять).  

  1. Словарная работа.

- Послушайте  внимательно слова и скажите, какое лишнее и почему.

Календарь, прекрасный, библиотека, корабль, вокзал, билет.

- Прекрасный, т.к. это имя прилагательное, а остальные имена существительные.

-Напишите слова по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы. Какие слова написали? Назовите орфограммы в них. (Ударный слог … Безударная непроверяемая гласная …).

III.Актуализация знаний.

Мы записали несколько имен существительных.

-Что вы знаете об имени существительном? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?  И что? ( примеры);

-имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные (….)

-имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода (примеры);

-имена существительные изменяются по числам (примеры);

 -имена существительные изменяются по падежам.

 -Что значит изменяться по падежам? (склоняться)

- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по

вопросам)

IV. Объявление темы и цели урока.

- Тема урока – «Распознавание падежей имени существительного». (На доске). Сегодня мы обобщим все, что узнали о падежах существительных, будем учиться распознавать падежи.

V.  Закрепление.

  1. Определение падежей имени существительного.

Откройте учебник на странице 80. Найдите упр. № 135. Прочитайте стихотворение Акима про себя.

Василина, прочитай вслух.

- Что означает выражение «склоняется «весна»»? (Слово весна изменяется по падежам)

-Максим, прочитай последнее предложение. Спишите его так же, как в учебнике.

- Определите падеж каждого слова. Что для этого нужно сделать? (Задать падежный вопрос). 1 – на доске, все в тетради.

- Сколько падежей в русском языке? (6). Назовем их хором с вопросами:

- Какая часть слова изменяется при склонении ? (Окончание). Выделите окончание. ( 1 комментирует, учитель выделяет на доске, все в тетради).

- Прочитайте вывод внизу страницы. О чем мы еще не сказали?

2. Образование падежных форм  имен существительных.

- Рассмотрите таблицу в упр. №136. Как определить падеж существительного? ( по вопросу и вспомогательному слову.)

- Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

- Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один?  (Вопрос кто? – у одушевленных сущ., что? – у неодуш.) Приведите примеры.

- Прочитайте задание к упр. № 137. Назовите одушевленные существительные,  неодушевленное. В каком числе они стоят?

- Устно просклоняйте эти слова вместе со вспомогательными словами. (по цепочке).

- Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов, как в учебнике. (3 чел. – на доске). Мысленно помогайте себе с помощью вспомогательных слов. Выделите окончания.

- Проверьте склонение и окончания слова ЛИСА. Все ли правильно на доске?

Слово ОКНО? Слово ЕЖИ? У кого все так? Молодцы!

- Посмотрите внимательно на окончания. Что вы заметили? (У каждой падежной формы свое окончание).

- Прочитайте про себя информацию, которую мы пропустили. Назовите начальную форму каждого из этих существительных (лиса, окно, еж.)

- Что называется начальной формой? (И.п., ед.ч.)

Как называются все остальные падежи? (косвенные) – Наглядность – на доску.

- Что еще вы узнали? (Сущ. Склоняются не только в ед.ч., но и во множ.)

ФИЗМИНУТКА.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

3. Анализ таблицы на стр. 82.

- Откройте таблицу на стр. 82. Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму им. сущ-го. (1 строка)

-  Обратите внимание на выделенные предлоги: они употребляются только с 1 падежом.

- В чем отличие именительного падежа от косвенных ? (Не имеет предлогов, в предложении является главным членом – подлежащим.)

-Кроме падежных, нам помогают и смысловые  вопросы. Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого? ( Нет. На эти вопросы могут отвечать 4 падежа.Нужно обязательно ставить падежный вопрос.)

-Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА? (только в Р.п.)

4. -Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:

Играл (на чем?)на дудочке, подошел (к чему?)косине, материал для юбки, увидел мышь, пролетел над рощей, прелестное дитя.(Словосочетания –  на доске)

-Как определить падеж последнего существительного? (по вспомогательному слову, по роли в предложении).

5. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.

-Посмотрите на раздаточный материал, поработаем с этими предложениями.

- Прочитайте задание:

Вставьте, обозначьте и объясните  пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте падеж имен существительных. Подчеркните предлоги, которые указывают на падеж.

-Выполняйте.

Яблони клонятся (к) земле (под)тяжест...ю соч...ных пл...дов.

(От)дуба (до) б...резы т...нулись длинные тени.

С...бака смотрит (на)дятла и з...ливается лаем.

- Проверка.

-Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)

- У кого нет ошибок в определении падежей и предлогов? Молодцы.

Одна ошибка? Объясни.

6. Самостоятельная работа. 

-Составьте из слов (на раздаточном материале)предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Запишите его в тетрадь. Укажите падеж имен существительных. Обозначьте главные члены предложения.

(Стояли, ветки, на, душистой, сирени, окно.)

VI. Итоги урока.

- Подведем итоги. Чему мы сегодня учились? (Распознавать падежи).

- Что помогает нам определить падеж имени существительного? (вспомогательные слова, падежные вопросы, роль в предложении).

- На какие группы можно разделить все падежи? (Именительный – начальная форма – и косвенные).

- Чем именительный отличается от других падежей? (Не имеет предлогов, является главным членом предложения, а косвенные – второстепенными).

VII.Домашнее задание.

-Наш урок подходит к концу, откройте дневники и запишите домашнее задание упражнение № 139.

VIII. Орг. момент.

- Я хочу отметить хорошую работу Сережу, Василину и Максима. Ребята давали полные ответы на вопросы, четко и правильно работали на доске, аккуратно и грамотно писали в тетради.

Закройте тетради и учебники, уберите их в портфель. Приготовьтесь к следующему уроку. Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка 3 класс

Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...