конспект по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа РОссии" на тему: "Распознавание падежей имени существительного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: «Распознавание падежей имени существительного».
Цель:сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.
Знать:Определение имени существительного, вопросы падежей,
Понимать:необходимость задавать падежные вопросы и использовать вспомогательные слова, зависимость окончания существительного от его падежа.
Применять:склонение существительных по падежам, отличать падежи по вспомогательным словам и предлогам.
Анализ:распознавать падежи.
Синтез:составление предложений по заданию.
Оценка:значимость полученных знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебники, тетради, пенал, дневник. Все готовы?
- откройте свои рабочие тетради и запишите сегодняшнее число: Одиннадцатое ноября. Классная работа.
- Прокомментируйте орфограммы в числительном. (Безударная непроверяемая гласная О, 2 Н, т.к. слово произошло от слов: один на дцать, т.е. десять).
- Словарная работа.
- Послушайте внимательно слова и скажите, какое лишнее и почему.
Календарь, прекрасный, библиотека, корабль, вокзал, билет.
- Прекрасный, т.к. это имя прилагательное, а остальные имена существительные.
-Напишите слова по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограммы. Какие слова написали? Назовите орфограммы в них. (Ударный слог … Безударная непроверяемая гласная …).
III.Актуализация знаний.
Мы записали несколько имен существительных.
-Что вы знаете об имени существительном? (это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что? ( примеры);
-имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные (….)
-имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода (примеры);
-имена существительные изменяются по числам (примеры);
-имена существительные изменяются по падежам.
-Что значит изменяться по падежам? (склоняться)
- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по
вопросам)
IV. Объявление темы и цели урока.
- Тема урока – «Распознавание падежей имени существительного». (На доске). Сегодня мы обобщим все, что узнали о падежах существительных, будем учиться распознавать падежи.
V. Закрепление.
- Определение падежей имени существительного.
Откройте учебник на странице 80. Найдите упр. № 135. Прочитайте стихотворение Акима про себя.
Василина, прочитай вслух.
- Что означает выражение «склоняется «весна»»? (Слово весна изменяется по падежам)
-Максим, прочитай последнее предложение. Спишите его так же, как в учебнике.
- Определите падеж каждого слова. Что для этого нужно сделать? (Задать падежный вопрос). 1 – на доске, все в тетради.
- Сколько падежей в русском языке? (6). Назовем их хором с вопросами:
- Какая часть слова изменяется при склонении ? (Окончание). Выделите окончание. ( 1 комментирует, учитель выделяет на доске, все в тетради).
- Прочитайте вывод внизу страницы. О чем мы еще не сказали?
2. Образование падежных форм имен существительных.
- Рассмотрите таблицу в упр. №136. Как определить падеж существительного? ( по вопросу и вспомогательному слову.)
- Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
- Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? (Вопрос кто? – у одушевленных сущ., что? – у неодуш.) Приведите примеры.
- Прочитайте задание к упр. № 137. Назовите одушевленные существительные, неодушевленное. В каком числе они стоят?
- Устно просклоняйте эти слова вместе со вспомогательными словами. (по цепочке).
- Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов, как в учебнике. (3 чел. – на доске). Мысленно помогайте себе с помощью вспомогательных слов. Выделите окончания.
- Проверьте склонение и окончания слова ЛИСА. Все ли правильно на доске?
Слово ОКНО? Слово ЕЖИ? У кого все так? Молодцы!
- Посмотрите внимательно на окончания. Что вы заметили? (У каждой падежной формы свое окончание).
- Прочитайте про себя информацию, которую мы пропустили. Назовите начальную форму каждого из этих существительных (лиса, окно, еж.)
- Что называется начальной формой? (И.п., ед.ч.)
Как называются все остальные падежи? (косвенные) – Наглядность – на доску.
- Что еще вы узнали? (Сущ. Склоняются не только в ед.ч., но и во множ.)
ФИЗМИНУТКА.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3. Анализ таблицы на стр. 82.
- Откройте таблицу на стр. 82. Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму им. сущ-го. (1 строка)
- Обратите внимание на выделенные предлоги: они употребляются только с 1 падежом.
- В чем отличие именительного падежа от косвенных ? (Не имеет предлогов, в предложении является главным членом – подлежащим.)
-Кроме падежных, нам помогают и смысловые вопросы. Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого? ( Нет. На эти вопросы могут отвечать 4 падежа.Нужно обязательно ставить падежный вопрос.)
-Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА? (только в Р.п.)
4. -Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:
Играл (на чем?)на дудочке, подошел (к чему?)косине, материал для юбки, увидел мышь, пролетел над рощей, прелестное дитя.(Словосочетания – на доске)
-Как определить падеж последнего существительного? (по вспомогательному слову, по роли в предложении).
5. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.
-Посмотрите на раздаточный материал, поработаем с этими предложениями.
- Прочитайте задание:
Вставьте, обозначьте и объясните пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте падеж имен существительных. Подчеркните предлоги, которые указывают на падеж.
-Выполняйте.
Яблони клонятся (к) земле (под)тяжест...ю соч...ных пл...дов.
(От)дуба (до) б...резы т...нулись длинные тени.
С...бака смотрит (на)дятла и з...ливается лаем.
- Проверка.
-Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)
- У кого нет ошибок в определении падежей и предлогов? Молодцы.
Одна ошибка? Объясни.
6. Самостоятельная работа.
-Составьте из слов (на раздаточном материале)предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Запишите его в тетрадь. Укажите падеж имен существительных. Обозначьте главные члены предложения.
(Стояли, ветки, на, душистой, сирени, окно.)
VI. Итоги урока.
- Подведем итоги. Чему мы сегодня учились? (Распознавать падежи).
- Что помогает нам определить падеж имени существительного? (вспомогательные слова, падежные вопросы, роль в предложении).
- На какие группы можно разделить все падежи? (Именительный – начальная форма – и косвенные).
- Чем именительный отличается от других падежей? (Не имеет предлогов, является главным членом предложения, а косвенные – второстепенными).
VII.Домашнее задание.
-Наш урок подходит к концу, откройте дневники и запишите домашнее задание упражнение № 139.
VIII. Орг. момент.
- Я хочу отметить хорошую работу Сережу, Василину и Максима. Ребята давали полные ответы на вопросы, четко и правильно работали на доске, аккуратно и грамотно писали в тетради.
Закройте тетради и учебники, уберите их в портфель. Приготовьтесь к следующему уроку. Спасибо за урок. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)
На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока русского языка 3 класс
Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык" УМК "Школа России" по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...