Технологическая карта урока. Русский язык. Творительный падеж.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока по теме "Творительный падеж".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Назарова Анастасия Сергеевна
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема: «Творительный падеж»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Создать условия для изучения и первичного закрепления правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже в ударной и безударной позиции после шипящих и Ц.
Задачи:
1. Образовательные:
- Формирование у учащихся навыка правописания безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц;
- Формирование у учащихся умения обосновывать написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.
- Формирование у учащихся умения выделять основное в изучаемом учебном материале, обобщать и сравнивать изученные факты, логично и последовательно излагать собственные мысли;
2. Развивающие:
- Развитие умения у учащихся самостоятельно организовывать рабочее место на уроке русского языка;
- Развитие умения у учащихся формулировать тему и цели урока на уроке русского языка;
- Развитие умения у учащихся выполнять задания, опираясь на правило на уроке русского языка;
- Развитие умения у учащихся работать в парах на уроке русского языка;
- Развитие умения у учащихся формулировать и излагать свои мысли в устной форме на уроке русского языка;
- Развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности;
3. Воспитательные:
- Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда;
- Содействие воспитанию интереса к изучению русского языка у учащихся.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия / базовые учебные действия (для детей с ОВЗ) | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Пишут правильно безударные и ударные окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц; Обосновывают написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц. | Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения | Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка; Извлекают необходимую информацию из текста на уроке русского языка. | Осуществляют работу в паре на уроке русского языка; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы. . | Оценивает себя, границы своего знания и незнания. |
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |||||||||
1 | Организационный этап | Создать благоприятные условия для принятия темы и цели урока. | Фронтальная | - Начать наш урок я хочу с высказывания советского русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» | Слушают высказывание. Вариативность ответов. | Коммуникативные:Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы | Коллективное обсуждение, слушание, устный опрос | |||||||||
2 | Актуализация опорных знаний | Создать условия для выявления опорных знаний. | Фронтальная | -Ребята, я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы: - Что такое имя существительное? - Приведите пример слов, отвечающих на вопросы «Кто? Что?». - Как изменяются имена существительные? - Как иначе называется такое изменение слова? - Назовите непостоянные признаки имени существительного. - Назовите постоянные признаки имени существительного. - Сколько падежей вы знаете? - Назовите падежи. - Первый ряд по цепочке склоняет по падежам слово – СОЛНЦЕ, второй ряд – СВЕЧА, третий ряд – КАМЫШ. | Отвечают на вопросы. - Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?». - По числам и падежам. - Склонение - Число и падеж. - Род, одушевленность, неодушевленность, склонение, собственное и нарицательное. - 6. - Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. - Солнце, солнца, солнцу, солнце, солнцем, о солнце. - Свеча, свечи, свече, свечу, свечей, о свече. - Камыш, камыша, камышу, камыш, камышом, о камыше. | Личностные: Оценивает себя, границы своего знания и незнания. Регулятивные: Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. Коммуникативные: Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы. | Наблюдение, слушание, устный опрос | |||||||||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. | Создать условия для поиска нового знания Организовать плодотворную коммуникацию между обучающимися | - Посмотрите на доску, прочитайте слова, обратите внимание на окончания. Мячом, душем, чертежом, зайцем, богачом, волчицей, скворцом, циркачом, грушей. -Что это за слова? -Что объединяет эти слова? - Предлагаю вам, вставить пропущенные буквы в окончания. Выходите к доске по одному. - Давайте проверим, правильно ли мы выполнили это задание. - В чем возникло затруднение? Почему мы ошиблись? ИЛИ – Почему вы вставили именно эту букву? - Сегодня мы с вами об этом узнаем. Позже мы вернемся к этому заданию и разберемся, почему тут пишется та или иная буква. - Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока будет? -Какую цель вы поставите себе на урок? -А какие задачи? Чтобы это сделать, нам нужно соединить начало и конец предложения. - В ходе урока мы будем возвращать к нашим задачам и отмечать то, что мы выполнили. | - Имена существительные - Все они употреблены в творительном падеже и у них пропущена буква в окончании. Проверка по эталону (слайд с правильным ответом). - Мы не знаем какая буква пишется в окончании творительного падежа. / Мы не можем обосновать выбор. - Творительный падеж. Цель: изучить и закрепить умение правильно писать окончания существительных в форме творительного падежа. - вспомнить признаки творительного падежа; - изучить правило; - выполнить самостоятельную работу. | Регулятивные: Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения Познавательные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка; Извлекают необходимую информацию из текста на уроке русского языка. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы. | Коллективное обсуждение, слушание, устный опрос | ||||||||||
4 | Первичное усвоение новых знаний | Создать условия для эффективной деятельности обучающихся по формированию адекватной оценки одноклассников и самооценки | Индивидуальная, фронтальная, парная | ИНДИВИДУАЛЬНО-ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА КАРТОЧКАХ - Сейчас мы вместе заполним таблицу о признаках Т.п. - Какие вопросы Т.п. вы знаете? - Верно. Запишите эти вопросы в соответствующее окошко. - Какие предлоги Т.п. вы знаете? - Запишите эти предлоги в соответствующее окошко. - Какие окончания у слов 1-го скл в форме Т.п. (книга, земля)? 2-го скл (стол, поле)? 3-го скл (ночь)? - Запишите окончания 3 склонений в соответствующее окошко. - Какую роль в предложении играет слово в форме Т.п.? (Коля рисовал кистью) - Запишите ответ в соответствующее окошко.
- Давайте проверим, что у вас получилось. - Поднимите руки те, у кого схема получилась такая же. - Что мы с вами только что сделали? - Давайте поставим галочку, что мы это выполнили. - Давайте вернемся к нашим словам, в которых вы допустили ошибки. - Падеж мы уже определили в этих словах. Кто может сказать какой? - Я предлагаю вам поставить ударения в этих словах работая в парах. Обратите внимание, какая буква стоит перед окончанием. МячОм, дУшем, чертежОм, зАйцем, богачОм, волчИцей, скворцОм, циркачОм, грУшей. - Какой вывод вы можете сделать? Какая буква пишется если окончание под ударением? Какая буква пишется, если окончание в безударной позиции? - Давайте откроем учебник на странице 119 и узнаем, к верному ли выводу мы пришли. - Прочитай правило, на странице 119. Мы все сделали верно? - Что мы с вами сделали только что? - Давайте поставим галочку, что мы это выполнили. | - Кем? Чем? Где? Куда? - С, за, под, над, между. - 1-е скл: -ой (-ою), -ей (-ею); 2-е скл: -ом, -ем, -ём, 3-е скл: -ю - Второстепенный член предложения. - Вспомнили признаки творительного падежа. - Творительный - После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имен существительных в творительном падеже пишется буква О, а без ударения – буква Е | Предметные: Пишут правильно безударные и ударные окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц; Обосновывают написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц. Регулятивные: Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из текста на уроке русского языка. Регулятивные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка; | Коллективное обсуждение, слушание, записи в рабочих карточках, устный опрос, фиксация ошибок и коррекция ошибок | |||||||||
5 | Первичное закрепление | Создать условия для осознания каждым ребенком своих знаний, успехов и трудностей. | ИНДВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА КАРТОЧКАХ - Сейчас вы поработаете индивидуально на карточках. Но перед этим нужно выполнить пальчиковую гимнастику. Вам нужно вставить в слово пропущенную букву, выделить окончание и поставить ударение. Лапш…й, каш…й, пряж…й, туч…й, рощ…й, улиц…й, ландыш…м, стриж…м, сторож…м, ключ…м, обруч…м, товарищ…м, храбрец…м, ленивц…м. - Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте есть ли ошибки. Если нет ошибок или 1 – отметка 5, 2-4 ошибки – отметка 4, 5-8 ошибок – отметка 3, 9 и более ошибок – отметка 2. - После урока сдайте карточки мне, чтобы я выставила вам оценки. - Что мы с вами сейчас сделали? - Мы можем отметить это галочкой. | Выполняют индивидуальную работу Взаимопроверка Выполнили самостоятельную работу | Предметные: Пишут правильно безударные и ударные окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц; Обосновывают написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц. Регулятивные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка; Коммуникативные: Осуществляют работу в паре на уроке русского языка; | Коллективное обсуждение, слушание, записи в рабочих карточках, устный опрос | ||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Учебник страница 120 упражнение 224. Вам нужно списать предложения, ставя имена существительные в форму творительного падежа. Выделите окончания и укажите склонение этих существительных. | Записывают домашнее задание. | ||||||||||||||
Рефлексия | -Какую тему мы сегодня изучали? -Какую цель ставили? Мы ее достигли? -Скажите, какое правило мы сегодня изучили. | - Творительный падеж. - изучить и закрепить умение правильно писать окончания существительных в форме творительного падежа. - После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имен существительных в творительном падеже пишется буква О, а без ударения – буква Е. | Личностные: Оценивает себя, границы своего знания и незнания. Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы. | Коллективное обсуждение, слушание, устный опрос | ||||||||||||
Итоги и самоанализ урока/ обоснование выбранных действий педагогом, форм организации деятельности ***** | Тема представленного урока: «Творительный падеж» 4 класс. Тип урока: открытие нового знания Целью урока являлось создать условия для изучения и первичного закрепления правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже в ударной и безударной позиции после шипящих и Ц. Все этапы урока взаимосвязаны между собой и работали на достижение поставленных целей. Цель урока совпадает с конечным результатом: у учащихся на уроке формируется умение обосновывать написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц через фронтальну, парную работу, индивидуальную работу, работу с учебником (изучение правила). На этапе урока «Постановка цели и задач урока» учащиеся через проблемную ситуацию (вставить пропущенные буквы в окончания) определили тему урока. Поставили перед собой цели и задачи на урок. Учебная задача учащимися была принята. Содержание урока разработано и направлено на конструктивное взаимодействия учителя и учащихся. Активная мыслительная деятельность обучающихся была организована на всех этапах урока, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке я использовала компьютерную презентацию, что способствовало формированию интереса детей. Свою педагогическую деятельность осуществляла с использованием следующих методов: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации, работа с таблицей), практические (работа с учебником, работа на карточках при выполнении самостоятельной работы). На уроке использовалась фронтальная форма работы, работа в парах (взаимопроверка самостоятельной работы), индивидуальная работа. В конце урока было выдано учащимся домашнее задание на закрепление темы. | |||||||||||||||
|
Комментарии
* Технологическая карта урока является документом, подтверждающим деятельность, оформленную учителем в «Описании педагогической деятельности».
** Цель и задачи урока формулируются в соответствии с педагогическими функциями: обучение, воспитание, развитие.
*** Таблица заполняется с учетом этапов формирования, планируемых образовательных результатов и применения контроля предметных знаний, предметных действий, метапредметных умений и личностных образовательных результатов, по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы обязательно), в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся.
**** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики, предметной области.
***** Осуществлен анализ проведенного урока, дана оценка его эффективности или сформулировано обоснование выбранных действий педагогом, форм, организации деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имен существительных.»
Конспект урока...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур
Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"
Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1) знать особенности творительно...