Технологическая карта урока. Русский язык. Творительный падеж.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Назарова Анастасия Сергеевна

Технологическая карта урока по теме "Творительный падеж". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx59.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Назарова Анастасия Сергеевна

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: «Творительный падеж»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: Создать условия для изучения и первичного закрепления правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже в ударной и безударной позиции после шипящих и Ц.

Задачи:

1. Образовательные: 

- Формирование у учащихся навыка правописания безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц;

- Формирование у учащихся умения обосновывать написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

- Формирование у учащихся умения выделять основное в изучаемом учебном материале, обобщать и сравнивать изученные факты, логично и последовательно излагать собственные мысли;

2. Развивающие: 

- Развитие умения у учащихся самостоятельно организовывать рабочее место на уроке русского языка;

- Развитие умения у учащихся формулировать тему и цели урока на уроке русского языка;

- Развитие умения у учащихся выполнять задания, опираясь на правило на уроке русского языка;

- Развитие умения у учащихся работать в парах на уроке русского языка;

- Развитие умения у учащихся формулировать и излагать свои мысли в устной форме на уроке русского языка;

- Развитие у учащихся мотивации на осуществление учебной деятельности;

3. Воспитательные:

- Воспитание у учащихся ответственного отношения к учебе, ответственности за результаты своего учебного труда;

- Содействие воспитанию интереса к изучению русского языка у учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия / базовые учебные действия (для детей с ОВЗ)

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Пишут правильно безударные и ударные окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц; Обосновывают написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения

Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка;

 Извлекают необходимую информацию из текста на уроке русского языка.

Осуществляют работу в паре на уроке русского языка;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы.

.

Оценивает себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап

Создать благоприятные условия для принятия темы и цели урока.

Фронтальная

- Начать наш урок я хочу с высказывания советского русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
-Как вы понимаете данное высказывание?

Слушают высказывание.

Вариативность ответов.

Коммуникативные:Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы

Коллективное обсуждение, слушание, устный опрос

2

Актуализация опорных знаний

Создать условия для выявления опорных знаний.

Фронтальная

-Ребята, я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы:

- Что такое имя существительное?

- Приведите пример слов, отвечающих на вопросы «Кто? Что?».

- Как изменяются имена существительные?

- Как иначе называется такое изменение слова?

- Назовите непостоянные признаки имени существительного.

- Назовите постоянные признаки имени существительного.

- Сколько падежей вы знаете?

- Назовите падежи.

- Первый ряд по цепочке склоняет по падежам слово – СОЛНЦЕ, второй ряд – СВЕЧА, третий ряд – КАМЫШ.

Отвечают на вопросы.

- Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?».

- По числам и падежам.

- Склонение

- Число и падеж.

- Род, одушевленность, неодушевленность, склонение, собственное и нарицательное.

- 6.

- Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

- Солнце, солнца, солнцу, солнце, солнцем, о солнце.

- Свеча, свечи, свече, свечу, свечей, о свече.

- Камыш, камыша, камышу, камыш, камышом, о камыше.

Личностные:  Оценивает себя, границы своего знания и незнания.

Регулятивные:  Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

Коммуникативные:

Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы.

Наблюдение,  слушание, устный опрос

3

Постановка цели и задач урока.

Мотивация к учебной деятельности.

Создать условия для  поиска нового знания

Организовать плодотворную коммуникацию между обучающимися

- Посмотрите на доску, прочитайте слова, обратите внимание на окончания.

Мячом, душем, чертежом, зайцем, богачом, волчицей, скворцом, циркачом, грушей.

-Что это за слова?

-Что объединяет эти слова?

- Предлагаю вам, вставить пропущенные буквы в окончания. Выходите к доске по одному.

- Давайте проверим, правильно ли мы выполнили это задание.

- В чем возникло затруднение? Почему мы ошиблись? ИЛИ – Почему вы вставили именно эту букву?

- Сегодня мы с вами об этом узнаем. Позже мы вернемся к этому заданию и разберемся, почему тут пишется та или иная буква.

- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока будет?

-Какую цель вы поставите себе на урок?

-А какие задачи? Чтобы это сделать, нам нужно соединить начало и конец предложения.

- В ходе урока мы будем возвращать к нашим задачам и отмечать то, что мы выполнили.

- Имена существительные

- Все они употреблены в творительном падеже и у них пропущена буква в окончании.

Проверка по эталону (слайд с правильным ответом).

- Мы не знаем какая буква пишется в окончании творительного падежа. / Мы не можем обосновать выбор.

- Творительный падеж.

Цель: изучить и закрепить умение правильно писать окончания существительных в форме творительного падежа.

- вспомнить признаки творительного падежа;

- изучить правило;

- выполнить самостоятельную работу.

Регулятивные: Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения

Познавательные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка;

 Извлекают необходимую информацию из текста на уроке русского языка.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы.

Коллективное обсуждение, слушание, устный опрос

4

Первичное усвоение новых знаний

Создать условия для эффективной деятельности обучающихся по формированию адекватной оценки одноклассников и самооценки

Индивидуальная, фронтальная, парная

ИНДИВИДУАЛЬНО-ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА КАРТОЧКАХ

- Сейчас мы вместе заполним таблицу о признаках Т.п.

- Какие вопросы Т.п. вы знаете?

- Верно. Запишите эти вопросы в соответствующее окошко.

- Какие предлоги Т.п. вы знаете?

- Запишите эти предлоги в соответствующее окошко.  

- Какие окончания у слов 1-го скл в форме Т.п. (книга, земля)? 2-го скл (стол, поле)? 3-го скл (ночь)?

- Запишите окончания 3 склонений в соответствующее окошко.  

- Какую роль в предложении играет слово в форме Т.п.? (Коля рисовал кистью)

- Запишите ответ в соответствующее окошко.

Вопро
сы

Предло
ги

Окончания

Роль в предложении:

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Поднимите руки те, у кого схема получилась такая же.

- Что мы с вами только что сделали?

- Давайте поставим галочку, что мы это выполнили.

- Давайте вернемся к нашим словам, в которых вы допустили ошибки.

- Падеж мы уже определили в этих словах. Кто может сказать какой?

- Я предлагаю вам поставить ударения в этих словах работая в парах. Обратите внимание, какая буква стоит перед окончанием.

МячОм, дУшем, чертежОм, зАйцем, богачОм, волчИцей, скворцОм, циркачОм, грУшей.

- Какой вывод вы можете сделать? Какая буква пишется если окончание под ударением? Какая буква пишется, если окончание в безударной позиции?

- Давайте откроем учебник на странице 119 и узнаем, к верному ли выводу мы пришли.

- Прочитай правило, на странице 119. Мы все сделали верно?

- Что мы с вами сделали только что?

- Давайте поставим галочку, что мы это выполнили.

- Кем? Чем? Где? Куда?

- С, за, под, над, между.

- 1-е скл: -ой (-ою), -ей (-ею); 2-е скл: -ом, -ем, -ём, 3-е скл:

- Второстепенный член предложения.

- Вспомнили признаки творительного падежа.

- Творительный

- После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имен существительных в творительном падеже пишется буква О, а без ударения – буква Е

Предметные: Пишут правильно безударные и ударные окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц; Обосновывают написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

Регулятивные: Планирует, контролирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из текста на уроке русского языка.

Регулятивные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка;

Коллективное обсуждение, слушание, записи в рабочих карточках, устный опрос, фиксация  ошибок и коррекция ошибок

5

Первичное закрепление

Создать условия для осознания каждым ребенком своих знаний, успехов и трудностей.

ИНДВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА НА КАРТОЧКАХ

- Сейчас вы поработаете индивидуально на карточках. Но перед этим нужно выполнить пальчиковую гимнастику.

Вам нужно вставить в слово пропущенную букву, выделить окончание и поставить ударение.

Лапш…й, каш…й, пряж…й, туч…й, рощ…й, улиц…й, ландыш…м, стриж…м, сторож…м, ключ…м, обруч…м, товарищ…м, храбрец…м, ленивц…м.

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте есть ли ошибки. Если нет ошибок или 1 – отметка 5, 2-4 ошибки – отметка 4, 5-8 ошибок – отметка 3, 9 и более ошибок – отметка 2.

- После урока сдайте карточки мне, чтобы я выставила вам оценки.

- Что мы с вами сейчас сделали?

- Мы можем отметить это галочкой.

Выполняют индивидуальную работу

Взаимопроверка

Выполнили самостоятельную работу

Предметные: Пишут правильно безударные и ударные окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц; Обосновывают написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц.

Регулятивные: Осуществляют действие по образцу и заданному правилу на уроке русского языка;

Коммуникативные: Осуществляют работу в паре на уроке русского языка;

Коллективное обсуждение, слушание, записи в рабочих карточках, устный опрос

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Учебник страница 120 упражнение 224. Вам нужно списать предложения, ставя имена существительные в форму творительного падежа. Выделите окончания и укажите склонение этих существительных.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Какую цель ставили? Мы ее достигли?

-Скажите, какое правило мы сегодня изучили.

- Творительный падеж.

- изучить и закрепить умение правильно писать окончания существительных в форме творительного падежа.

- После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имен существительных

в творительном падеже пишется буква О, а без ударения – буква Е.  

Личностные: Оценивает себя, границы своего знания и незнания.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Формулирует ответы и вопросы в ходе коллективной работы.

Коллективное обсуждение, слушание, устный опрос

Итоги и самоанализ урока/ обоснование выбранных действий педагогом, форм организации деятельности *****

Тема представленного урока: «Творительный падеж» 4 класс.

Тип урока: открытие нового знания

Целью урока являлось создать условия для изучения и первичного закрепления правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже в ударной и безударной позиции после шипящих и Ц. Все этапы урока взаимосвязаны между собой и работали на достижение поставленных целей. Цель урока совпадает с конечным результатом: у учащихся на уроке формируется умение обосновывать написание безударных и ударных окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и Ц через фронтальну, парную работу, индивидуальную работу, работу с учебником (изучение правила).

На этапе урока «Постановка цели и задач урока» учащиеся через проблемную ситуацию (вставить пропущенные буквы в окончания)  определили тему урока. Поставили перед собой цели и задачи на урок. Учебная задача учащимися была принята.

Содержание урока разработано и  направлено на конструктивное взаимодействия учителя и учащихся. Активная мыслительная деятельность обучающихся была организована на всех этапах урока, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке я использовала компьютерную презентацию, что способствовало формированию интереса детей.

 Свою педагогическую деятельность осуществляла с использованием следующих методов: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация презентации, работа с таблицей), практические (работа с учебником, работа на карточках при выполнении самостоятельной работы). На уроке использовалась фронтальная форма работы, работа в парах (взаимопроверка самостоятельной работы), индивидуальная работа.
    При проведении самостоятельной работы учащиеся оценивали друг друга и себя, выявляли границы своего знания и незнания. Также карточки с самостоятельной работы стали показателем для меня: кто из ребят понял данную тему, а кому из учащихся нужна дополнительная помощь для закрепления темы (это помогло мне разработать дифференцированные задания на следующий урок).

В конце урока было выдано учащимся домашнее задание на закрепление темы.

 

Комментарии

*         Технологическая карта урока является документом, подтверждающим деятельность, оформленную учителем в «Описании педагогической деятельности».

**       Цель и задачи урока формулируются в соответствии с педагогическими функциями: обучение, воспитание, развитие.

***     Таблица заполняется с учетом этапов формирования, планируемых образовательных результатов и применения контроля предметных знаний, предметных действий, метапредметных умений и личностных образовательных результатов, по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы обязательно), в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся.

****   Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики, предметной области.

***** Осуществлен анализ проведенного урока, дана оценка его эффективности или сформулировано обоснование выбранных действий педагогом, форм, организации деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1)  знать особенности творительно...