Урок русского языка в 1 классе "Слог.Ударение".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пучкова Светлана Михайловна

Тема урока: «Слог. Ударение.»

Класс: 1

УМК «Школа России»  учебник «Русский язык » В.П.Канакина,

Москва «Просвещение» 2023г

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: учить ставить ударение в словах.

Предметные задачи:

1.Закрепить  понятие «ударение», его смыслоразличительную  функцию, свойство разноместности.

2.Упражнять  в разграничении   слов, различающихся по смыслу благодаря ударению.

3.Формировать  умение различать  в словах ударные и безударные слоги.

4.Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать  над нормами правильного произношения.

Оборудование : учебник, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slog.udarenie.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема урока: «Слог. Ударение.»

Класс: 1

УМК «Школа России»  учебник «Русский язык » В.П.Канакина,

Москва «Просвещение» 2023г

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: учить ставить ударение в словах.

Предметные задачи:

1.Закрепить  понятие «ударение», его смыслоразличительную  функцию, свойство разноместности.

2.Упражнять  в разграничении   слов, различающихся по смыслу благодаря ударению.

3.Формировать  умение различать  в словах ударные и безударные слоги.

4.Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать  над нормами правильного произношения.

Оборудование : учебник, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

    Ноги прямо я поставлю.

   Локоточки разведу.

   Сяду прямо, не согнусь,

   За работу я примусь.

2.Минутка чистописания.

  -Чем похожи буквы Нн  и Кк  письменные? Чем отличаются?

  Запись в тетради : Нн Кк

3.Постановка  целей  и задач урока.

-Послушайте слова, назовите  слог, который звучит громче.

Вова, рама, школа, липа, сова, рыба ( намеренная ошибка)

-Правильно ли произнесено это слово? Почему?

-А что надо сделать , чтобы его произнести правильно?

-А что надо сделать, чтобы его  произнести правильно?

-Так какова тема нашего урока?

Тема : «Ударение. Ударные и безударные слоги.»

Цель: Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль .

Ваша задача : быть внимательными и ничего важного не пропустить.

4.Изучение нового материала.

Технология проблемного обучения.

Проблемный вопрос: как же определить ударный слог?

Наша задача с помощью слуха исследовать звучание слов.

1 секрет «Передвижка»

Будем произносить слова с разными вариантами  постановки ударения  и слушать

Верно ли оно звучит. (Наблюдение способа «Передвижка» на примере слов : соловей, тетерев, синица)

2 секрет «Кричательный»

Слово произносится  быстро 3 раза, а на  четвёртый  выкрикиваем ударный слог.

(Проверка способа на примере слов: барсук, медведь, верблюд)

3 секрет   «Просительный»

Чтобы быстрее определить ударный слог, не надо кричать, а можно попросить  о чём-либо этот предмет  или позвать .

( Проверка способа на примере слов: учебник, карандаш, ластик)

Вывод- стихотворение: Мы в слове слог ударный

                                         Найдём элементарно.

                                         А когда его найдем

                                         Громче всех произнесём.

Здоровьесберегающая   технология.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

5.Закрепление изученного.

-Хотите узнать, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Тогда слушайте  сказочную историю.

  Собрались  слова на совет, стали говорить, какие они все  полезные и значимые. Но забыли снова  пригласить Ударных Дел Мастера  и он очень  обиделся. Когда слова  стали выступать, Ударных Дел Мастер  вдруг выскочил  откуда-то и закричал:

-Что вы без меня знаете? Если захочу , возьму  и изменю  значения у части  из вас!

Слова  ему не поверили:

- Мы тебя не боимся, что ты можешь  сделать. Ведь  ударение – это же просто черточка.

Ударных Дел Мастер  рассердился  и стал перепрыгивать  с одного  слога  на другой. И посмотрите , что стало твориться со словами.

Информационно-коммуникационная   технология.

Презентация.

Слайд 1.                                                                                                                                         На  двери весит …  замОк                                                                                                                а ударит молоток не так, и окажется  … зАмок

Слайд 2.                                                                                                                                          Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета.                                                       Но переставьте ударение , и превращаюсь я в конфету. ( Ирис – ирИс)

Слайд 3.

Мы  - для пильщиков подставка,                                                                                                 но попробуй –ка подставь-ка нам другое ударение.                                                        Осторожней  будешь с нами:                                                                                                                        Забодаем мы рогами.                                                           ( кОзлы- козлЫ)

Слайд 4.                            

Если первый слог ударный ,                                                                                                            Мы – посуда для питья.                                                                                                                Переставьте ударенье-                                                                                                                             и  чертите нас , друзья.                                                     ( крУжки – кружкИ)

Слайд 5.

Мы  показываем время,                                                                                                                     Помогаем очень людям.                                                                                                                    Переменишь ударение-                                                                                                                                             И в мишень стрелять мы будем.                                       ( стрЕлки – стрелкИ)

-Как вы думаете, важно ли правильно ставить ударение в словах?

-Какую роль  выполняет ударение ( смыслоразличительную)

Тогда  поняли  слова, что  ударение изменяет  смысл слова  и попросили прощения  у Ударных  Дел  Мастера.

Групповая  технология  ( обучение в сотрудничестве)

Групповая работа: вставить слова из скобок и поставить в них ударение.

Мы  сегодня  ели  …………….. (уху)

Комар  подлетел  к  ……………( уху)

Собака   сидит  у  ……….. ( ворот)

У  рубашки  был  грязный  ………(ворот)

Дети  …….   молоко.      ( пили)

Саша,  ………   бревно  ровнее!         ( пили)

Работа  по учебнику. с.42 , упр. 6 , 7 (устно)

6. Итог  урока, рефлексия деятельности.

- Что нового узнали  на уроке сегодня?

- Что  было интересным?

- На следующем уроке продолжим  речь об ударении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....