Главные вкладки
Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова», 2 класс, "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Систематизировать знания об устаревших словах. 2. Учить определять значение устаревших слов. | Предметные: 1. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника. 2. Уметь определять значение устаревших слов. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 09.04.2024 Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска» Класс: 2-9 Урок: 3 | Студент: Матвеева Арина Евгеньевна Группа: 33 Учитель: Курочкина Мария Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 9:50-10:30 | Кабинет: 314 |
Тема урока: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: формирование у обучающихся умения различать устаревшие слова и подбирать слова-синонимы.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Систематизировать знания об устаревших словах. 2. Учить определять значение устаревших слов. | Предметные: 1. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника. 2. Уметь определять значение устаревших слов. |
Развивающие: 1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. 2. Развивать умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Воспитательные: 1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. 2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями. |
УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||||||
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Можете садиться - Посмотрите на своего соседа по парте и подарите ему улыбку. | Приветствуют учителя. | КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: Решение грамматико-орфографических задач П: Словарная работа Внешний контроль Ф: фронтальная М: Беседа П: Ответы на вопросы Внешний контроль | Организует словарную работу. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от последней записи и напишите число, «Классная работа», как указано на доске. - Какие орфограммы нам встретились при записи числа? - Сейчас мы выполним словарный диктант, для чего он нужен? - На экране будут слова с пропущенными буквами. Вам необходимо списать слова, вставив пропущенные буквы, и обозначить орфограммы ручкой зеленого цвета. На это задание у вас будет две минуты. -Пишем словарь после классной работы. Слова: адр…с, ж…лезо, здра…ствуй, г…рой, благ…дарю, …храна. - Вижу, что многие закончили. Проверьте слова по эталону с экрана. Какая орфограмма в словах? Актуализирует знания обучающихся. - Ребята, а знаете ли вы как называется старинная воинская одежда? - Человек старинного знатного рода, приближённый к князю, царю. - Дом в виде башни? - Старинная мужская одежда. -Совершенно верно! -Отлично. Что мы сейчас с вами сделали? | - «Девятое апреля», -Это проверяемая безударная гласная в корне слова. -Непроверяемая безударная гласная в корне слова, словарное слово - В слове «Классная» - орфограмма удвоенная с, словарное слово. И в слове «работа» - первая буква «а» непроверяемая, словарное слово. - Для того, чтобы запоминать слова с орфограммами и уметь их правильно писать. - адрес, железо, здравствуй, герой, благодарю, охрана. -Кольчуга -Боярин - Терем -Кафтан -Мы вспомнили устаревшие слова, которые изучали на прошлом уроке. | ПУУД: устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий КУУД: слушать и понимать речь других. КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Проектор с презентацией | ||||||||
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока | Подведение к формулировке темы и целей урока. - Ребята, скажите, а вы используете устаревшие слова в своей речи? - Расскажите, а какие еще используются нами в речи? -А есть ли такие устаревшие слова, которые мы заменили на современный язык? -Как называются эти слова? - Предположите, какая же тема будет нашего урока? - Какую цель мы с вами поставим? - Посмотрите на наш, он немного перепутан. Поставьте пункты плана в правильном порядке. Выполнить самостоятельную работу. Повторить старинные слова. Подвести итог урока. Закрепить свои знания. Узнать новые старинные слова, их значение и синонимы. -Чтобы мы смогли отслеживать наши достижения, на протяжении всего урока вы будете оценивать себя в листе самооценивания. -Выполнили ли мы уже какой-нибудь пункт нашего плана? - Сегодня на уроке в процессе работы вы будете заполнять лист самооценивания, напротив каждого задания вы будете выбирать цифру от 1 до 3, в соответствии с тем как вы выполнили задание. Цифра 1 – если не справились с заданием Цифра 2 – если были трудности Цифра 3 – если задание было выполнено успешно. | Отвечают на вопросы учителя. - Например: самовар, галоши - Есть - Синонимы - Устаревшие слова, слова-синонимы. - Узнать новые старинные слова и узнать их синонимы. Составляют план урока.
| КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: формулировать с помощью учителя цель. РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Проектор с презентацией Раздаточный материал: лист самооценивания | ||||||||
Обобщение и систематизация знаний и умений (10 мин) | Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике | Ф: фронтальная Ф: фронтальная М: Языковой анализ П: Анализ текста Внешний контроль Ф: Парная М: Упражнение П: | Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом. - Ребята, напомните мне, какие слова мы называем устаревшими? - Какие слова называют новыми? - Что из себя представляют слова-синонимы? - А как вы думаете, где мы можем встретить устаревшие слова сейчас? - Проверим ваши утверждения, прочитаем информацию из рубрики на стр.89. -Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, то где можно узнать их значение? В каком? -Для учеников существует «Школьный толковый словарь», где можно найти информацию о словах. -Сейчас обратимся к заданию учебника №2 на странице 89 - Прочитайте пословицы. Сейчас вам необходимо подобрать к устаревшим словам синонимы с помощью толкового словаря и выписать получившиеся пары в тетрадь. Задание выполняете в парах. - Какие правила работы в парах вы знаете? - Все верно! Можете приступать к работе. Всякий Еремей дело разумей. -Хорошо, ребята, заканчиваем выполнение задания. Поднимите руку те, кто успел всё сделать. Давайте проверим – что у вас получилось. Пара, которая первой справилась, предоставляем слово вам, а мы внимательно слушаем и проверяем. - У кого не так? -Совершенно верно! Запишите эти слова в тетрадь и запомните их значение. Перст, купец. - Ребята как вы думаете, что обозначают эти слова? - Давайте найдем определение в толковом словаре нашего учебника. - А теперь попробуйте составить с этими словами предложения. У вас есть 30 секунд чтобы придумать. | Слушают учителя. - Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. - Слова, которые были заимствованы или то, чего не было раньше, но появилось в наше время - Слова, которые помогают нам заменить незнакомые или ушедшие из нашей речи слова – называют слова-синонимы. - В сказках, рассказах - Во многих сказках ты встречаешь выражения: за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве — это значит «очень далеко». -в толковом словаре. - этимологическом словаре 1.Говори тихо и спокойно. 2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. Выполняют задание в паре- Разумей - знай, понимай, осознавай, соображай, уясняй, подразумевай, мысли. Золотник - мера, количество. Молвится - говорится, рассказывается. - Перст (устаревшее) — палец на - Купец — в Древней Руси: человек, который занимался торговлей. Богатый Составляют предложения.
| РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. ПУУД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. КУУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: | Презентация Раздаточный материал: словарь | ||||||||
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Видео | |||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний и умений (10 мин) | Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике | Ф: групповая М: Языковой анализ П: Лексический анализ Внешний контроль
| Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом. - Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе Выберите карточку разного уровня сложности. 1 группа. (желтый) -У каждого из вас есть 4 строки каждый из вас должен подчеркнуть слова зелёной ручкой, которые являются лишними и охарактеризовать свой выбор, ответив на вопросы. Выпишите из каждой строчки устаревшее слово. При защите своей работы, вам необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Что объединяет эти слова? 2. Какое «лишнее»? Кеды, босоножки, лапти, кроссовки. -Что объединяет эти слова? Какое «лишнее»? Почему? -Почему оно устаревшее? Пальто, плащ, шуба, кафтан. -Как можно назвать одним словом? -Какое слово подчеркнули? Почему? -Что объединяет эти слова? Стол, утюг, коромысло, кастрюля. -Какое слово подчеркнули? Нос, рот, очи, уши. -Какое слово устаревшее? Почему? А что такое очи? - Объясните почему это слово лишнее и что оно значит. 2 группа. (зеленый) Прочитай предложения. Найди устаревшие слова, которые совпадают по значению со словами издалека, вернулся, город. Запиши пары слов. Издалече, наконец, воротился царь-отец. Мать и сын идут ко граду.
3 группа. (красный) Прочитайте текст. Выпиши устаревшее слово, которое имеет значение «сумка для стрел». Взял Иванушка отцовский колчан, положил в него острые стрелы, отыскал тугой лук и отправился в путь. - А теперь выполним задание из учебника под №3 на странице 89 Прочитай отрывки из сказки -А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? ...Да ещё рожу конька -Каким ростом был Конек-Горбунок? - Подумай, почему неделю раньше называли седмицей. Подбери к этому слову однокоренные слова. Объясни, как ты понимаешь выражение время катит чередом. | Выполняют задание в группах. -Обувь. - Лапти. -Устаревшее. -Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь. - Одежда) - Кухонная утварь) - И наконец, ещё одна строчка.. - Очи. - Не употребляем в речи. - Глаза. Издалека- Издалече Вернулся- Воротился Город- Град - Колчан - ВЕРШОК (устаревшее) — старая русская мера длины, равная примерно четырём с половиной сантиметрам. От горшка два вершка. Когда измеряли рост человека или животного, то количество вершков прибавляли к двум аршинам — 1 м42 см. - АРШИН (устаревшее) — старая русская мера длины, равная 71см. Пять аршин ситца -Значит, рост Конька-Горбунка Седмица - так в старину называли неделю. - Время катит чередом- означает то, что время идет своим ходом, человек не может на это никак повлиять. Град – так в старину называли город. | ПУУД: находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами. КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника | Раздаточный материал: карточка Раздаточный материал: карточка Раздаточный материал: карточка | ||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная эвристический П: Группировка слов Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Ребята, сейчас вам надо будет распределить слова которые даны ниже на 4 группы, но будьте внимательны некоторые слова могут быть лишними. - Можете приступать к работе.
Слова для справок: Вершок, жернов, котомка, мошна, футболка, палаты, кушак, брюки, плат, армяк, хоромы, кафтан, горница, темница, полог, терем, крат, верста, пуд, кроссовки, кеды. - В парах поменяйтесь своими работами и проверьте по эталону с экрана что получилось у вашего соседа, если в строчке нет ни одной ошибки и все слова записаны правильно то поставьте «+», а если есть ошибки то «-» - Поднимите руку у кого не было ошибок? - У кого были ошибки то исправьте их. | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют задание. | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога. РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе; корректировать свои учебные действия. ПУУД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей | Раздаточный материал Карточка | ||||||||
Рефлексия деятельности (по продукту) (1 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Самоконтроль | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. - Какую цель мы поставили на урок? - Какие новые устаревшие слова вы узнали? - Попробуйте охарактеризовать одни словом наш с вами урок. - Спасибо за работу! Урок окончен. | Самооценка собственной деятельности на уроке. -Устаревшие слова и слова-синонимы -Узнать новые устаревшие слова и их синонимы | КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка «Однокоренные слова. Что такое родственные слова»? (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: Научить учащихся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое корень слова;2. Уметь: находит...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление о ...
Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.Дидактические задачи урока:1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».2. Научить определять устаревшие сл...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (2 класс)
Тема урока «Устаревшие слова»Цель урока: систематизация знаний у обучающихся об устаревших словах.Задачи урока:Дидактические:Сформировать умение находить устаревшие слова;Учиться опре...

Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.Дидактические задачи урока:1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».2. Научить определять значение слов...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование у обучающихся умения толковать устаревшие слова с помощью слов-синонимов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформ...