Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова», 2 класс, "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Матвеева Арина Евгеньевна

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать знания об устаревших словах.

2. Учить определять значение устаревших слов.

Предметные:

1. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника.

2. Уметь определять значение устаревших слов.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Личностные:

1.   Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.

УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 09.04.2024

Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска»

Класс: 2-9

Урок: 3

Студент: Матвеева Арина Евгеньевна

Группа: 33

Учитель: Курочкина Мария Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 9:50-10:30

Кабинет: 314

Тема урока: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: формирование у обучающихся умения различать устаревшие слова и подбирать слова-синонимы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Систематизировать знания об устаревших словах.

2. Учить определять значение устаревших слов.

Предметные:

1. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника.

2. Уметь определять значение устаревших слов.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Личностные:

1.   Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с упражнениями.

УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М:

беседа

П: эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Можете садиться

- Посмотрите на своего соседа по парте и подарите ему улыбку.


Приветствуют учителя.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: 

Решение грамматико-орфографических задач

П: 

Словарная работа

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: 

Беседа

П: 

Ответы на вопросы

Внешний контроль

Организует словарную работу.

Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от последней записи и напишите число, «Классная работа», как указано на доске.

- Какие орфограммы нам встретились при записи числа?

- Сейчас мы выполним словарный диктант, для чего он нужен?

- На экране будут слова с пропущенными буквами. Вам необходимо списать слова, вставив пропущенные буквы, и обозначить орфограммы ручкой зеленого цвета. На это задание у вас будет две минуты.

-Пишем словарь после классной работы.

Слова: адр…с, ж…лезо, здра…ствуй, г…рой, благ…дарю, …храна.

- Вижу, что многие закончили. Проверьте слова по эталону с экрана. Какая орфограмма в словах?

Актуализирует знания обучающихся. 

- Ребята, а знаете ли вы как называется старинная воинская одежда?

- Человек старинного знатного рода, приближённый к князю, царю.

- Дом в виде башни?

- Старинная мужская одежда.

-Совершенно верно!

-Отлично.  Что мы сейчас с вами сделали?

- «Девятое апреля»,

-Это проверяемая безударная гласная в корне слова.

-Непроверяемая безударная гласная в корне слова, словарное слово

- В слове «Классная» - орфограмма удвоенная с, словарное слово. И в слове «работа» - первая буква «а» непроверяемая, словарное слово.

 - Для того, чтобы запоминать слова с орфограммами и уметь их правильно писать.

- адрес, железо, здравствуй, герой, благодарю, охрана.

-Кольчуга

-Боярин

- Терем

-Кафтан

-Мы вспомнили устаревшие слова, которые изучали на прошлом уроке.

ПУУД: устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий

КУУД: слушать и понимать речь других.

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: 

беседа

П: 

ответы на вопросы

Внешний контроль

М:

беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Ребята, скажите, а вы используете устаревшие слова в своей речи?

- Расскажите, а какие еще используются нами в речи?

-А есть ли такие устаревшие слова, которые мы заменили на современный язык?

-Как называются эти слова?

- Предположите, какая же тема будет нашего урока?

- Какую цель мы с вами поставим?

- Посмотрите на наш, он немного перепутан. Поставьте пункты плана в правильном порядке.

Выполнить самостоятельную работу.

Повторить старинные слова.

Подвести итог урока.

Закрепить свои знания.

Узнать новые старинные слова, их значение и синонимы.

-Чтобы мы смогли отслеживать наши достижения, на протяжении всего урока вы будете оценивать себя в листе самооценивания.

-Выполнили ли мы уже какой-нибудь пункт нашего плана?

- Сегодня на уроке в процессе работы вы будете заполнять лист самооценивания, напротив каждого задания вы будете выбирать цифру от 1 до 3, в соответствии с тем как вы выполнили задание.

Цифра 1 – если не справились с заданием

Цифра 2 – если были трудности

Цифра 3 – если задание было выполнено успешно.

Отвечают на вопросы учителя.

- Например: самовар, галоши

- Есть

- Синонимы

- Устаревшие слова, слова-синонимы.

- Узнать новые старинные слова и узнать их синонимы.

Составляют план урока.

  1. Повторить старинные слова.
  2. Узнать новые старинные слова, их значение и синонимы.
  3. Закрепить свои знания.
  4. Выполнить самостоятельную работу.
  5. Подвести итог урока.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель.

РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения  

результата.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал: лист самооценивания

Обобщение и систематизация знаний и умений

(10 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Ф:

фронтальная

Ф:

фронтальная

М:

Языковой анализ

П:

Анализ текста

Внешний контроль

Ф:

Парная

М:

Упражнение

П:

Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом.

- Ребята, напомните мне, какие слова мы называем устаревшими?

- Какие слова называют новыми?

- Что из себя представляют слова-синонимы?

- А как вы думаете, где мы можем встретить устаревшие слова сейчас?

- Проверим ваши утверждения, прочитаем информацию из рубрики на стр.89.

-Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, то где можно узнать их значение? В каком?  

-Для учеников существует «Школьный толковый словарь», где можно найти информацию о словах.

-Сейчас обратимся к заданию учебника №2 на странице 89 

- Прочитайте пословицы. Сейчас вам необходимо подобрать к устаревшим словам синонимы с помощью толкового словаря и выписать получившиеся пары в тетрадь. Задание выполняете в парах.

- Какие правила работы в парах вы знаете?

- Все верно! Можете приступать к работе.

Всякий Еремей дело разумей.
Мал золотник, да дорог.
Пословица недаром молвится.

-Хорошо, ребята, заканчиваем выполнение задания. Поднимите руку те, кто успел всё сделать. Давайте проверим – что у вас получилось. Пара, которая первой справилась, предоставляем слово вам, а мы внимательно слушаем и проверяем.

- У кого не так?

-Совершенно верно! Запишите эти слова в тетрадь и запомните их значение.

Перст, купец.

- Ребята как вы думаете, что обозначают эти слова?

- Давайте найдем определение в толковом словаре нашего учебника.

- А теперь попробуйте составить с этими словами предложения. У вас есть 30 секунд чтобы придумать.

Слушают учителя.

- Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими.  

- Слова, которые были заимствованы или то, чего не было раньше, но появилось в наше время

- Слова, которые помогают нам заменить незнакомые или ушедшие из нашей речи слова – называют слова-синонимы.

- В сказках, рассказах

- Во многих сказках ты встречаешь выражения: за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве — это значит «очень далеко».
В старинном счёте тридевять означало число 27, а слово тридесятый можно перевести как «тридцатый».

-в толковом словаре.

- этимологическом словаре

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

Выполняют задание в паре- Разумей - знай, понимай, осознавай, соображай, уясняй, подразумевай, мысли. Золотник - мера, количество. Молвится - говорится, рассказывается.

- Перст (устаревшее) — палец на
руке. Коснулся перстами; один как перст(одинокий).

- Купец — в Древней Руси: человек, который занимался торговлей. Богатый
купец.

Составляют предложения.

  

РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

ПУУД:  анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

КУУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:

Презентация

Раздаточный материал: словарь

Динамическая пауза (1 мин)

Организует динамическую паузу.

 Видео

Обобщение и систематизация знаний и умений

(10 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Ф: групповая

М:

Языковой анализ

П:

Лексический анализ

Внешний контроль

 

Организует деятельность обучающихся по наблюдению за языковым материалом.

- Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе

Выберите карточку разного уровня сложности.

1 группа. (желтый)

-У каждого из вас есть 4 строки каждый из вас должен подчеркнуть слова зелёной ручкой, которые являются лишними и охарактеризовать свой выбор, ответив на вопросы.

Выпишите из каждой строчки устаревшее слово.  При защите своей работы, вам необходимо ответить на следующие вопросы:

1.        Что объединяет эти слова?  

2.        Какое «лишнее»?

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

-Что объединяет эти слова? Какое «лишнее»? Почему?

-Почему оно устаревшее?

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

-Как можно назвать одним словом?

-Какое слово подчеркнули? Почему?

-Что объединяет эти слова?

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

-Какое слово подчеркнули?

Нос, рот, очи, уши. 

-Какое слово устаревшее? Почему? А что такое очи?

- Объясните почему это слово лишнее и что оно значит.

2 группа. (зеленый)

 Прочитай предложения. Найди устаревшие слова, которые совпадают по значению

со словами издалека, вернулся, город. Запиши пары слов.

Издалече, наконец, воротился царь-отец.

Мать и сын идут ко граду.

 

3 группа. (красный)

 Прочитайте текст. Выпиши устаревшее слово, которое имеет значение «сумка для

стрел».

      Взял Иванушка отцовский колчан, положил в него острые стрелы, отыскал тугой лук и отправился в путь.

- А теперь выполним задание из учебника под №3 на странице 89

Прочитай отрывки из сказки
по выбору «Конёк-Горбунок». Посмотри в толковом словарике значения слов вершок, аршин. Рост Конька-Горбунка ты узнаешь в словарной статье слова вершок.

-А давайте теперь попробуем выяснить, каков же был рост Конька-Горбунка? 

...Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём, —
И на первую седмицу
Братья едут в град-столицу.

-Каким ростом был Конек-Горбунок?

- Подумай, почему неделю раньше называли седмицей. Подбери к этому слову однокоренные слова. Объясни, как ты понимаешь выражение время катит чередом.

Выполняют задание в группах.

-Обувь.

- Лапти.

-Устаревшее.

-Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь.

 - Одежда)

 - Кухонная утварь)

- И наконец, ещё одна строчка..

- Очи.

- Не употребляем в речи.

- Глаза.

Издалека- Издалече

Вернулся- Воротился

Город- Град

- Колчан

- ВЕРШОК (устаревшее) — старая русская мера длины, равная примерно четырём с половиной сантиметрам. От горшка два вершка. Когда измеряли рост человека или животного, то количество вершков прибавляли к двум аршинам — 1 м42 см.

- АРШИН (устаревшее) — старая русская мера длины, равная 71см. Пять аршин ситца

-Значит, рост Конька-Горбунка
1 м 42 см + 13,5 см = 1 м 55,5 см.

Седмица -  так в старину называли неделю.

- Время катит чередом- означает то, что время идет своим ходом, человек не может на это никак повлиять.

Град – так в старину называли город.

ПУУД:  находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника

Раздаточный материал: карточка

Раздаточный материал: карточка

Раздаточный материал: карточка

Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная
М: 

эвристический

П:

Группировка слов

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Ребята, сейчас вам надо будет распределить слова которые даны ниже на 4 группы, но будьте внимательны некоторые слова могут быть лишними.

- Можете приступать к работе.

Предметы быта

Одежда

Жилище

Меры веса, длины

Слова для справок: Вершок, жернов, котомка, мошна, футболка, палаты, кушак, брюки, плат, армяк, хоромы, кафтан, горница, темница, полог, терем, крат, верста, пуд, кроссовки, кеды.

- В парах поменяйтесь своими работами и проверьте по эталону с экрана что получилось у вашего соседа, если в строчке нет ни одной ошибки и все слова записаны правильно то поставьте «+», а если есть ошибки то «-»

- Поднимите руку у кого не было ошибок?

- У кого были ошибки то исправьте их.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе;  корректировать свои учебные действия.

ПУУД:  анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей

Раздаточный материал Карточка

Рефлексия деятельности (по продукту)

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: 

беседа

П: 

ответы на вопросы, рефлексия

Самоконтроль

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.  

- Какую цель мы поставили на урок?

- Какие новые устаревшие слова вы узнали?

- Попробуйте охарактеризовать одни словом наш с вами урок.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

-Устаревшие слова и слова-синонимы

-Узнать новые устаревшие слова и их синонимы

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка «Однокоренные слова. Что такое родственные слова»? (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: Научить учащихся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое корень слова;2. Уметь: находит...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление о ...

Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.Дидактические задачи урока:1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».2. Научить определять устаревшие сл...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (2 класс)

Тема урока «Устаревшие слова»Цель урока: систематизация знаний у обучающихся об устаревших словах.Задачи урока:Дидактические:Сформировать умение находить устаревшие слова;Учиться опре...

Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об устаревших словах.Дидактические задачи урока:1. Сформировать знание о понятии «устаревшие слова».2. Научить определять значение слов...

Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование у обучающихся умения толковать устаревшие слова с помощью слов-синонимов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформ...