Этап
| Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод: - ответы на вопросы, - обсуждение смысла пословицы | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Учитель говорит: - Добрый день ребята, меня зовут Марина Александровна, сегодня я проведу для вас урок обучения письму. 2. Создание эмоционального настроя. Настраиваемся на общение, взаимопонимание, уважение друг к другу. 3.Налаживание контакта с классом. На столах лежат рабочие тетради, пенал, карточки самооценки, в них после каждого выполненного задания необходимо нарисовать смайлик; «веселый смайлик»-получилось задание, «грустный смайлик»-не получилось задание. - Присаживайтесь. - Прочитайте пословицу на экране: «Пишут не пером, а умом». Как вы её понимаете?
- Хорошо, молодцы! Действительно, чтобы писать правильно и красиво, нужно уметь мысленно контролировать свои действия. | 1. Показывают готовность к уроку.
2. Выполняют то, что им сказал учитель.
буква | слоги | самостоятельная работа | предложения |
|
|
|
|
Читают, осмысляют пословицу. - При письме работаем по алгоритму: помним, в какой последовательности пишем и соединяем буквы. | РУУД: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Метод: Словесный, аналитико-синтетический метод: подводящий диалог Наглядный: плакаты, слайды с изображением правил посадки, положения тетради и ручки при письме Формулирование обобщения Чтение букв Частично-поисковый: группировка букв Конструирование слов Аналитико-синтетический: Характеристика буквы Характеристика письма | 1.Актуализирует знания о понятиях, подводит к теме урока. - Как вы думаете, какие ваши знания и умения по письму вам пригодятся сегодня? - На какие две группы делятся письменные буквы по написанию? - В какой строке пишутся строчные буквы? - Какие гигиенические правила письма вы знаете?
- Почему эти правила важны для учащихся?
- Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке? Чем же эта буква необычна? - Распределите слова на группы. (Милена, малина, машина) - Сколько групп получилось? - По какому принципу делили слова на группы? - Какое слово лишнее? Как пишется ? - С какой буквы напишем это слово? Почему? - Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Вспомним, чем отличается русское письмо от других. Дополните фразу: оно наклонное, …. |
Высказывают предположения - Строчные и прописные
- В рабочей (узкой) - Правила посадки: спина касается спинки стула, ноги - на полу, между туловищем и партой проходит кулачок. - Они обеспечивают овладение навыком письма, позволяют сохранить ваше здоровье.
- Букву «м»; Буква «м» обозначает два звука [м] и [м’].
- малина, машина - Милена - Получилось две группы - малина, машина- пишутся с маленькой буквы «м» - Милена- пишется с большой буквы «М» - Милена, потому что пишется с заглавной буквы, т.к. это имя
Безотрывное.
| Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других
Умение воспроизводить необходимую информацию, классифицировать объекты
КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин)
| Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Метод: Аналитико-синтетический: анализ букв, подводящий диалог
Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация предметная картинка формулирование темы
Линейный, генетический метод: поэлементный анализ, формулирование учебной задачи
Обобщение учителя
Наглядно-иллюстративный: формулирование темы и цели на экране | 1. Формулирует совместно с учениками тему урока. - Отгадайте загадку: Шел урок, а он молчал — Перемену, видно, ждал. Только кончился урок, Громко зазвенел… - Верно, какая первая буква в слове «звонок»? - Откройте свои прописи на странице 9, какую вы букву видите в левом верхнем углу?
- Какую букву сегодня мы будем учиться писать?
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
-Рассмотрите письменную строчную букву «з» слева вверху и её элементы справа вверху. - Из скольких элементов состоит буква? - Проследите по стрелкам, можно ли элементы написать безотрывно? - Верно, молодцы! 2. Формулирует совместно с учениками цель урока. -А кто может определить, какая цель нашего сегодняшнего урока? -Отлично! - Определите, какие задачи мы будем решать на уроке?
- Узнать…
- Научиться писать…
- Научиться соединять…
- Верно, ребята. | 1.Формулируют тему урока.
-Звонок.
- Буква «з»
- Строчную письменную букву «з» - Письмо строчной буквы «з»
- Из 2 элементов. - Да.
2.Формулируют цель урока. - Научиться правильно писать строчную букву «з»
- Узнать строчную письменную букву «з», её элементы.
- Научиться писать строчную букву «з»,
- Научиться соединять её с другими буквами в словах.
| РУУД: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
ПУУД: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод: чтение стихотворения
Игровой, практический: выполнение упражнений на мелкую моторику
Объяснительно-иллюстративный метод: беседа по иллюстрации Аналитико-синтетический: элементный анализ буквы Линейный: письмо с ориентацией на линейки прописи
Имитативный, линейный:
Показ с комментированием первого элемента
Показ с комментированием второго элемента
Приём - обведение по контурным линиям, самостоятельное письмо с самоанализом сравнение элементов с образцом
Показ учителя с комментированием Письмо «в воздухе»
Репродуктивный метод
Самоанализ
Практический, линейный, аналитико-синтетический: обведение буквы по образцу; обведение букв по контуру; самостоятельное письмо буквы; сравнение букв с образцами; самооценка
| - Организует работу с классом.
-С чего начнём выполнение учебных задач? -Да, мы подготовим руки к письму: упражнения цыпленок, кисть, скалка. - Ваши прописи открыты на стр. 9 Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку правильно держу. - Посмотрите, что изображено на странице прописи рядом с образцом буквы «з»?
- Какие линии, в каком направлении нужно провести? - Обведите элементы по линиям. - Сколько элементов? - Из каких элементов состоит строчная буква «з»?
- Как начинам первый / второй элемент?
- Посмотрите показ письма элементов буквы «з» Показ элементов буквы - Показываю первый элемент: начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию до нижней линии рабочей строки. - Показываю второй элемент: начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем прямую наклонную линию до середины вспомогательной строки, закругляем влево и, сделав петлю, ведем вверх - направо, пересекая написанную линию на нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать на середине рабочей строки. - Обведите элементы по слабым линиям, соблюдая правила письма. - Посмотрите на первую строчку, что мы будем учиться писать?
- Посмотрите, как пишется строчная буква «к» Показ буквы - Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведем вниз влево, не доходя до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз до середины вспомогательной строки, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки. - Попробуем повторить движения при письме буквы «в воздухе». Учитель выполняет упражнение в положении спиной к классу, проговаривая коротко комментарий, у детей локоть правой руки на парте, работает только кисть правой руки с ручкой, нацеленной на образец на доске. При необходимости учитель несколько раз повторяет краткий комментарий. - Не забываем выполнять правила письма! - Обведём образец строчной буквы «з» на строке. - Обведём буквы по контурным линиям. - Допишите самостоятельно до конца строки. Сколько букв войдёт? - Поменяйтесь тетрадями, какие видите ошибки? Подчеркните красиво и правильно написанные буквы.
|
- С подготовки рук к письму Выполняют упражнения
Анализируют рисунок на странице - Девочка, звонящая в колокольчик.
- Линии с петлями внизу.
Самостоятельно обводят - Два. - Короткая наклонная прямая с закруглением вверх, наклонная прямая с петлей внизу - С верхней линии рабочей строки, с нижней линии рабочей строки
Наблюдают за действиями учителя
Пишут элементы - Писать букву «з»
Наблюдают, осваивают последовательность действий при письме буквы
Выполняют письмо «в воздухе» Стараются проговаривать вместе с учителем.
Проверяют посадку, положение тетради и ручки
4 – 5 букв
Оценивают деятельность друг друга
| РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.
ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей
КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Умение воспринимать информацию, осознанно воспроизводить в процессе деятельности
Умение контролировать свою деятельность по результату | Презентация |
Физминутка (1-3 мин) |
| Фронтальная | Проводится физминутка Пальчиковая гимнастика На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.) И открыли! (Пальцы расцепились) | Разминаются, выполняют упражнения.
Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики |
Умение саморегуляции |
|
Первичное закрепление (4-5 мин)
| Усвоение нового способа действий | Метод: Аналитико-синтетический, практический: самостоятельное письмо; чтение и анализ соединений; самостоятельное письмо соединений; самоанализ или взаимопроверку написания соединений букв Слого-звуковой анализ слова по схеме Характеристика звуков
| - Продолжаем работу. - Ребята, посмотрите в пропись и прочитайте слоги, которые у вас даны.
-Какие соединения у этих слогов?
- Отлично, теперь поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом самые красивые и правильные соединения. Слог за посмотрите, как пишется нижнее соединение букв з и а . Теперь этот слог напишите один раз в тетради Слог зи посмотрите, как пишется верхнее соединение букв з и и, напишите один раз. Слог зу посмотрите, как пишется верхнее соединение букв з и у, напишите один раз. Слог зе посмотрите, как пишется среднее соединение букв з и е, напишите один раз.
- Какими видами соединения может соединяться строчная «з» с другими буквами?
|
- за, зи, зу, зе
- за-нижнее, зи-верхнее, зу-верхнее, зе-среднее - гласной после п и значением Подчеркивают красивые соединения.
Внимательно следят за учителем, прописывают слоги.
-Верхним, нижним, средним.
| Умение работать по алгоритму, проводить пошаговый анализ деятельности, само- и взаимоконтроль
анализа и синтеза, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль,
| Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация нового способа действий, достижения цели, создание ситуации успеха | Метод: Практический: Самостоятельная запись слова | - Посмотрите на следующую строку. Что написано?
- С какой буквы «з» записаны данные слова? Почему? - Ваше задание: написать « зима» в прописях самостоятельно.
| - зима - со строчной буквы
Прописывают
| РУУД: помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать. ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу; | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Метод: Аналитико-синтетический анализ элементов, букв Практический, конструктивный: сбор букв из элементов | – Прочитайте предложение. Что необычного заметили?
– В предложении пропущено слово, которое изображено схематически. – Рассмотрим схему этого слова. – Сколько слогов в первом слове? – Какой слог ударный? – Назовите слоги. – Сколько звуков в первом слоге? Во втором? – Из чего состоит первый слог? Второй слог?
– Какое слово пропущено? -Запишите его. Что поставите в конце предложения? - Идём дальше. Прочитаем первое предложение.
- Сколько слов в предложении? - Назовите первое слово. С какой буквы будете его писать? Почему? - Какой знак напишете в конце предложения? -Запишите его. Что поставите в конце предложения? Закончите его, допишите слово по контурным линиям – Прочитайте напечатанное предложение. Сколько слов в предложении? Считаем вместе.
– Пишем вместе. Написать данное предложение прописными буквами. -Вы посещали зоопарк? Расскажите, кого видели. А можно ли кормить животных? | Слушают учителя
-Два. -Второй. -Два -Из слияния согласного с гласным. -Зима -точку. -Вот зоопарк.
- 2 слова - Вот. С большой буквы, потому что это начало предложения. - В конце предложения ставится точка.
- 3 слова.
Преобразуют печатный текст в письменный вместе с учителем. Выполняют списывание.
Ответы детей. | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; | Раздаточный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Прием: рефлексия Фронтальная, индивидуальная форма | - Подведем итоги нашего урока. Поднимите руку, у кого во всех столбиках нарисован радостный смайлик. - Молодцы, вы отлично поработали и со всем справились. Поднимите руку, у кого есть хоть один грустный смайлик. - Вы тоже молодцы, но вам еще нужно немного потренироваться и у вас тоже всё получится. | Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Дают оценку своей работе на уроке. Ответы детей. - Спасибо за урок! | Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации | Презентация |