Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_telegina.docx388.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05. 03. 2024 г.

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс: 2 «Б»

Урок: 1

Время: 14:00 - 14:40 Кабинет: 209

Студент: Телегина В. М.

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Н. А.

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о глаголе как части речи, навык раздельно писать частицу не с глаголом.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятия о глаголе как части речи;

2) формировать умение раздельно писать частицу не с глаголами.

Предметные:

1) учиться распознавать в речи глаголы по лексическому значению и грамматическим признакам;

2) учиться находить в тексте слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;

Развивающие:

1) развивать умение использовать частицу не с глаголы в устной и письменной речи;

2) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности.

Личностные:

1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка;

3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела;

2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Максимовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?

Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.

-Откройте свои тетради, отступив от прошлой записи две строки вниз, пишем сегодняшнюю дату «Пятое марта».

-Не забываем ставить точку.

-В следующей строке пишем «Классная работа».

1. Приветствуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Проводит беседу о проделанной работе.

- Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать свою работу. На столах у каждого лежит квадрат, с одной стороны зеленый, а с другой красный. Если вы считаете, что успешно справились с поставленной задачей, покажите зеленый квадратик, а если нет – красный.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

-Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму (на слайде)

Сматрел, дежурили, покармили, выглодил, сламали, замаразки, галадал.

-Как можно проверить эту орфограмму?

-Назовите проверочные слова.

-Какое слово является лишним? Почему?

-Верно. А все остальные слова, это какие части речи?

-А что вы знаете о глаголах?

-Назовите глаголы множественного числа? Единственного числа?

-Составьте предложение с одним из этих слов и запишите его в тетрадь.

-Ребята, посмотрите на слайде загадка, проверьте все ли верно записано?

Кто меня признаёт,

Тот в беду попадёт.

-Верно. Но вот как нам написать частицу не? Слитно или раздельно?

-Кто догадался и назовет тему урока?

-Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

Познакомиться …

Учиться…

-Составим план урока:

1. Знакомство с новой темой

2. Открытие нового правила

3. Работа с учебником

4. Самостоятельная работа

5. Эстафета

6. Подведение итогов

-Какие пункты плана мы уже выполнили?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

-Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

-Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной.

-Смотр, корм, гладок, лом, заморозки нужно запомнить, голод.

-Заморозки. Это имя существительное.

-Глаголы.

-Они отвечают на вопросы: что делает? что сделает?

-Дежурили, покормили, сломали. Смотрел, выгладил, голодал.


-Это светофор. Только в ней допущена ошибка, в ней отсутствует частица НЕ.

-Правописание частицы не с глаголами.

-Познакомимся с частицей НЕ.

Учиться писать частицу НЕ с глаголами.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

-Чтобы узнать, как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю.

Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадёшь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

-С какой частью речи употребляется частица НЕ?

-Какой смысл вносит частица НЕ?

-Как вы думаете, как пишется частица НЕ с глаголом?

-Что нового узнали? Расскажите друг другу в парах.

-Какой пункт плана выполнили?

-Откройте учебник на странице 78, и проверьте кто же был прав в своих высказываниях.

-Что такое не?

-Как частица не пишется с глаголами?

-Откройте учебники на стр. 78, упр.135. Прочитайте стихотворение выразительно.

- Почему автор так назвал стихотворение?

- О чем оно?

- Какие еще хорошие привычки должны быть у ребят?

- Выпишите глаголы с частицей не и подчеркните её.

-Какие глаголы вы выписали?

- Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему?

-К чему приводит неправильная запись слов?

Найдите упражнение 136. Сейчас прочитайте эти пословицы и объясните их смысл.

-В чем смысл пословицы? Не хвались, пока люди не похвалят.

-Верно, а в чем смысл, этой пословицы. Не дразни собаки, и лаять не будет.

-Да, правильно. И в чем смысл этой пословицы. Языком не спеши, а делом не ленись.

-Молодцы, все сказали верно.

-С глаголом.

-Отрицательный, всё отвергает

-Слитно, раздельно.


-Частица.

-Раздельно.


-Потому что частица не всё отрицает.

-О вредных привычках.

-Помогать родителям, делать уроки, хорошо учиться, заниматься спортом.

-Не дёргать, не драться, не говорить.

-Чтобы не совершать ошибок при письме.

-К неграмотности.


-Смысл в том, что нужно не нужно хвалиться, пока тебя кто-то не похвалит, это не красиво.

-Если собаку не дразнить, то она не будет агрессивна к вам.

-Нужно не только что-то говорить и обещать, а подтверждать слова делом.

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-А сейчас вам нужно написать любую пословицу по памяти:

1. Выберите пословицу.

2. Прочитайте внимательно.

3. Закройте учебник, повторите.

4. Откройте учебник, прочитайте по слогам каждое слово, запомните орфограммы.

5. Повторите еще раз с закрытым учебником, сядьте правильно. Пишите аккуратно!

6. Обведите частицу не в кружок и подчеркните глагол.

- Если правильно написали пословицу поднимите зеленый квадрат, если нет – красный.

-Прочитайте задание к упражнению 137 на стр. 79.

-Выполните его самостоятельно в своих тетрадях.

-Какие глаголы вы подчеркнули?

-Молодцы, обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность и аккуратность написания. И оцените работу соседа.

УУПД: объединять объекты по определённому признаку             УУКД:               выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

«Меня укусил гиппопотам»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

-Сейчас у каждого на парте лежат карточки. На этих карточках вы должны, вставить необходимую частицу.

-Вставь пропущенную частицу и черточкой укажи как она пишется, слитно или раздельно.

1. Из песни слова (____) выкинешь. 2. Кашу маслом (____) испортишь. 3. Лежачего (____) бьют. 4. Много спать — добра (_____) видать. 5. Не говори гоп, пока (_____) перепрыгнешь. 6. (_____) рой другому яму, сам в неё попадёшь. 7. (_____) плюй в колодец, пригодится воды напиться. 8. Одной рукой и узла (_____) завяжешь. 9. После драки кулаками (_____) машут. 10. Правда в огне (_____) горит и в воде (_____) тонет.

-Проверьте, все ли вы сделали верно.

И оцените свою работу.

Карточки подпишите и сдайте мне, для проверки.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

-Проведем эстафету, какой ряд выполнит задание быстрее.

-Сейчас первой парте каждого ряда дам листок с предложениями. 1 парта вставляет пропущенные буквы в словах в 1 предложении, 2 парта делает то же самое только во 2 предложении и т. д. А последняя парта проверят все предложения.

УУРД:    корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую цели мы ставили на урок?

-Поставленная нами цель была реализована на уроке? Вы узнали, как правильно писать частицу не с глаголом?

-Тогда, сейчас мы сможем исправить загадку на доске?

«Кто меня признаёт,

Тот в беду не попадёт».

-Все согласны?

-Спасибо за урок!

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс

Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...

Технологическая карта урока русского языка "Частица «не» с глаголами" (УМК Перспектива), 3 класс

Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформировать представление у обучающихся о роли частицы в предложении.2. Научить употреблять частицу «не» с глаголами.Предметные:1. Знать...

Конспект урока русского языка "частицы" 4 класс

Конспект урока русского языка "частицы" 4 классТема: ЧастицыКласс: 4ГЦель: Создание условий для формирования знаний о частицах, их значении, умения их определять.Задачи:Образовательная: - фо...