Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 05. 03. 2024 г. Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 2 «Б» Урок: 1 Время: 14:00 - 14:40 Кабинет: 209 | Студент: Телегина В. М. Группа: 35 Учитель: Евстифеева Н. А. Методист: Кошкарова Л. С. |
Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся понятия о глаголе как части речи, навык раздельно писать частицу не с глаголом.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать понятия о глаголе как части речи; 2) формировать умение раздельно писать частицу не с глаголами. | Предметные: 1) учиться распознавать в речи глаголы по лексическому значению и грамматическим признакам; 2) учиться находить в тексте слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.; |
Развивающие: 1) развивать умение использовать частицу не с глаголы в устной и письменной речи; 2) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности. | Личностные: 1) стремление к получению новых знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений; 2) активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка; 3) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. |
Воспитательные: 1) воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела; 2) воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение. |
УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виолетта Максимовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. -Откройте свои тетради, отступив от прошлой записи две строки вниз, пишем сегодняшнюю дату «Пятое марта». -Не забываем ставить точку. -В следующей строке пишем «Классная работа». | 1. Приветствуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд презентации |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Проводит беседу о проделанной работе. - Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать свою работу. На столах у каждого лежит квадрат, с одной стороны зеленый, а с другой красный. Если вы считаете, что успешно справились с поставленной задачей, покажите зеленый квадратик, а если нет – красный. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2-3 слайд презентации
| |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Определите ошибки в словах. Назовите орфограмму (на слайде) Сматрел, дежурили, покармили, выглодил, сламали, замаразки, галадал. -Как можно проверить эту орфограмму? -Назовите проверочные слова. -Какое слово является лишним? Почему? -Верно. А все остальные слова, это какие части речи? -А что вы знаете о глаголах? -Назовите глаголы множественного числа? Единственного числа? -Составьте предложение с одним из этих слов и запишите его в тетрадь. -Ребята, посмотрите на слайде загадка, проверьте все ли верно записано? Кто меня признаёт, Тот в беду попадёт. -Верно. Но вот как нам написать частицу не? Слитно или раздельно? -Кто догадался и назовет тему урока? -Определим цели урока, используя опорные слова на экране. На экране слова: Познакомиться … Учиться… -Составим план урока: 1. Знакомство с новой темой 2. Открытие нового правила 3. Работа с учебником 4. Самостоятельная работа 5. Эстафета 6. Подведение итогов -Какие пункты плана мы уже выполнили? | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. -Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. -Нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной. -Смотр, корм, гладок, лом, заморозки нужно запомнить, голод. -Заморозки. Это имя существительное. -Глаголы. -Они отвечают на вопросы: что делает? что сделает? -Дежурили, покормили, сломали. Смотрел, выгладил, голодал. -Это светофор. Только в ней допущена ошибка, в ней отсутствует частица НЕ. -Правописание частицы не с глаголами. -Познакомимся с частицей НЕ. Учиться писать частицу НЕ с глаголами. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 4-5 слайд презентации |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль | -Чтобы узнать, как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю. Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась. - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придешь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! -С какой частью речи употребляется частица НЕ? -Какой смысл вносит частица НЕ? -Как вы думаете, как пишется частица НЕ с глаголом? -Что нового узнали? Расскажите друг другу в парах. -Какой пункт плана выполнили? -Откройте учебник на странице 78, и проверьте кто же был прав в своих высказываниях. -Что такое не? -Как частица не пишется с глаголами? -Откройте учебники на стр. 78, упр.135. Прочитайте стихотворение выразительно. - Почему автор так назвал стихотворение? - О чем оно? - Какие еще хорошие привычки должны быть у ребят? - Выпишите глаголы с частицей не и подчеркните её. -Какие глаголы вы выписали? - Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? -К чему приводит неправильная запись слов? Найдите упражнение 136. Сейчас прочитайте эти пословицы и объясните их смысл. -В чем смысл пословицы? Не хвались, пока люди не похвалят. -Верно, а в чем смысл, этой пословицы. Не дразни собаки, и лаять не будет. -Да, правильно. И в чем смысл этой пословицы. Языком не спеши, а делом не ленись. -Молодцы, все сказали верно. | -С глаголом. -Отрицательный, всё отвергает -Слитно, раздельно. -Частица. -Раздельно. -Потому что частица не всё отрицает. -О вредных привычках. -Помогать родителям, делать уроки, хорошо учиться, заниматься спортом. -Не дёргать, не драться, не говорить. -Чтобы не совершать ошибок при письме. -К неграмотности. -Смысл в том, что нужно не нужно хвалиться, пока тебя кто-то не похвалит, это не красиво. -Если собаку не дразнить, то она не будет агрессивна к вам. -Нужно не только что-то говорить и обещать, а подтверждать слова делом. | 6-8 слайды презентации | |
Первичное закрепление (10 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -А сейчас вам нужно написать любую пословицу по памяти: 1. Выберите пословицу. 2. Прочитайте внимательно. 3. Закройте учебник, повторите. 4. Откройте учебник, прочитайте по слогам каждое слово, запомните орфограммы. 5. Повторите еще раз с закрытым учебником, сядьте правильно. Пишите аккуратно! 6. Обведите частицу не в кружок и подчеркните глагол. - Если правильно написали пословицу поднимите зеленый квадрат, если нет – красный. -Прочитайте задание к упражнению 137 на стр. 79. -Выполните его самостоятельно в своих тетрадях. -Какие глаголы вы подчеркнули? -Молодцы, обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность и аккуратность написания. И оцените работу соседа. | УУПД: объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 9-10 слайд презентации | |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | «Меня укусил гиппопотам» | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (7-10 минут) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: Внешний контроль | -Сейчас у каждого на парте лежат карточки. На этих карточках вы должны, вставить необходимую частицу. -Вставь пропущенную частицу и черточкой укажи как она пишется, слитно или раздельно. 1. Из песни слова (____) выкинешь. 2. Кашу маслом (____) испортишь. 3. Лежачего (____) бьют. 4. Много спать — добра (_____) видать. 5. Не говори гоп, пока (_____) перепрыгнешь. 6. (_____) рой другому яму, сам в неё попадёшь. 7. (_____) плюй в колодец, пригодится воды напиться. 8. Одной рукой и узла (_____) завяжешь. 9. После драки кулаками (_____) машут. 10. Правда в огне (_____) горит и в воде (_____) тонет. -Проверьте, все ли вы сделали верно. И оцените свою работу. Карточки подпишите и сдайте мне, для проверки. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | ||
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | -Проведем эстафету, какой ряд выполнит задание быстрее. -Сейчас первой парте каждого ряда дам листок с предложениями. 1 парта вставляет пропущенные буквы в словах в 1 предложении, 2 парта делает то же самое только во 2 предложении и т. д. А последняя парта проверят все предложения. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 11-12 слайд презентации | |
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую цели мы ставили на урок? -Поставленная нами цель была реализована на уроке? Вы узнали, как правильно писать частицу не с глаголом? -Тогда, сейчас мы сможем исправить загадку на доске? «Кто меня признаёт, Тот в беду не попадёт». -Все согласны? -Спасибо за урок! |
| УУРД: оценивать свою работу | 13-14 слайд презентации
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
Конспект урока русского языка по теме "Образование глаголов будущего времени", 4 класс
Система развивающего обучения Л.В.Занкова; А.В.Полякова "русский язык 4 класс"...
конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...
Конспект урока русского языка по теме:"Спряжение глаголов".
Урок по теме :"Спряжение глаголов"....
Конспект урока Русский язык 3 класс Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число...
Технологическая карта урока русского языка "Частица «не» с глаголами" (УМК Перспектива), 3 класс
Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Сформировать представление у обучающихся о роли частицы в предложении.2. Научить употреблять частицу «не» с глаголами.Предметные:1. Знать...
Конспект урока русского языка "частицы" 4 класс
Конспект урока русского языка "частицы" 4 классТема: ЧастицыКласс: 4ГЦель: Создание условий для формирования знаний о частицах, их значении, умения их определять.Задачи:Образовательная: - фо...