Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой
М: репродуктивный П: письмо | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал. - Можете занять свои места. Устанавливает эмоциональный контакт. - Как вы думаете, что нужно, чтобы урок прошёл успешно? - Сейчас от каждого ряда мне нужно по одному добровольцу для небольшого задания. Кто-то один, кто самый смелый, выходите. - Итак, у меня есть необычная коробочка, внутри которой лежат записки. - Сейчас я подойду к случайному человеку с первого/второго/третьего ряда. - Прочитайте, что у первого/второго/третьего ряда. - Именно таким сегодня должен быть ваш ряд. Можете садиться. - Но как вы видите, у нас осталась ещё одна записка, сейчас я её прочитаю. - Сегодня мы все с вами будем …. (то, что осталось) - Постараемся придерживаться именно такого настроения во время урока. Организует работу по записи числа и классной работы. - Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (двадцать восьмое апреля), классная работа. - Скажите, какие орфограммы вы заметили? - Всё верно, будьте внимательны при написании. | Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.
- Хорошее настроение, готовность работать и тд.
Выходят по 1 представителю от ряда
Достают из коробочки записки Читают, что в записке (внимательные, активные, любознательные, уверенные в себе)
Записывают число в тетради. - Мы заметили орфограммы:
безударная гласная в корне слова, проверяем ударением;
непроизносимая согласная в корне слова; удвоенная согласная в корне слова и словарное слово. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата Р: проявлять готовность, подчиняться | Проектор с презентацией
Рабочие тетради Доска |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Ф: фронтальная М: репродуктивный П: минутка чистописания
М: объяснение П: показ учителя с комментированием
Самоконтроль
М: проблемное обучение П: проблемная ситуация | Организует минутку чистописания. - А начнём мы наш урок с минутки чистописания. - Скажите, для чего нам нужно чистописание? - Да, всё верно. С помощью чистописания мы с вами разминаемся и практикуемся в красивом написании букв. - Сегодня пропишем сочетание букв Кр. - Сейчас в тетрадях пропишите сочетание букв Кр до конца строки. - Не забываем, что сидим мы правильно: спина ровная, рука лежит на парте, ноги на полу. - Сейчас сравните ваше написание с тем, что на слайде/на доске. Возьмите карандаш и подчеркните самое красивое и правильное сочетание букв Кр. - А теперь пропишите с заглавной буквы слово «красть» до конца строки. - Точно так же сравните написание с тем, что на слайде, и подчеркните карандашом самое красивое и правильное. Повторение материала с прошлого урока. - Скажите, какой частью речи является слово «красть»? - Как вы это поняли? - Всё верно, с помощью вопросов. Что вы ещё знаете про глаголы? - Хорошо.
- Вы прописывали слово «красть», скажите, а можно ли делать это в жизни? - Конечно, нельзя так делать. Как бы вы написали это правило двумя словами? - «Не красть» / «Нельзя красть» - пишется слитно или раздельно? - А почему? Если трудности: - У нас с вами «не» и какая часть речи? - Всё верно. А почему они пишутся раздельно? - У нас с вами возникло затруднение. | Отвечают на вопросы. - Чтобы писать аккуратно, красиво.
Прописывают в тетрадях Сравнивают написание и подчеркивают самое правильное написание
Прописывают слово «красть»
- Глаголом
- Потому что к слову можно задать вопросы «что делать/сделать» - Нельзя. / У глаголов есть 3 времени, ед.ч и мн.ч, - Не красть/нельзя красть - Варианты детей - Не знаем
- Глагол - Варианты детей |
Р: проявлять готовность подчиняться П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Проектор с презентацией
Доска
Рабочие тетради
Проектор с презентацией
|
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы
М: моделирование П: составление плана
М: беседа П: инструктаж
Самоконтроль | Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.
- Какая тогда будет тема урока? - Какая у нас цель урока будет тогда?
Составляет план урока вместе с детьми. - Для того чтобы наш урок прошел успешно и мы всё успели, давайте составим план нашего урока. - На слайде представлен уже готовый план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья. 1. Выполним минутку ________. 2. Вспомним особенности __________ как части речи. 3. Узнаем, как употреблять «не» с _____________ 4. Поработаем в ________. 5. Выполним ________ работу. 6. Сделаем _________. - Итак, кто может прочитать готовый план? - Молодцы! Также у каждого на столе лежит свой ЛИСТ УСПЕХА. Он поможет вам оценивать себя на протяжении всего урока. - Посмотрите на это лист. Что мы уже с вами сделали? - Верно. Мы с вами уже выполнили первый пункт, поэтому оцените то, как вы справились с заданием. Вам нужно поставить столько галочек в кружках, на сколько вы оцениваете свою работу. Задание | Оцени работу | Я умею писать красиво и аккуратно | ○ ○ ○ ○ ○ | Я знаю особенности глагола как части речи | ○ ○ ○ ○ ○ | Я умею употреблять частицу «не» с глаголами | ○ ○ ○ ○ ○ | Я выполнил(а) самостоятельную работу | ○ ○ ○ ○ ○ | Я ответил(а) на все вопросы в заданиях | ○ ○ ○ ○ ○ | Я был(а) активным на уроке | ○ ○ ○ ○ ○ |
- Так мы будем заполнять каждый пункт. | Формулируют тему и цель урока вместе с детьми. - Не с глаголами - Узнать, как писать частицу «не» с глаголами Составляют план урока.
1. Выполним минутку чистописания. 2. Вспомним особенности глаголов как части речи. 3. Узнаем, как употреблять «не» с глаголом 3. Поработаем в парах. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы.
Оценивают свою деятельность. | П: с помощью учителя формулировать цель К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (Листы успеха) |
Открытие нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы
Внешний контроль
Ф: парная М: правописание «не» с глаголами П: упражнение
Самоконтроль | Знакомятся с написанием и правилами употребления частицы «не» с глаголами - Сейчас открываем учебники на странице 88, упр. 158. - Прочитай нам задание, пожалуйста. - Кто нам прочитает пословицу? - Хорошо. Что интересного вы заметили? Если трудности, то спросить что за слово повторяется и про значение «не»
- Всё верно. Какие выводы можем сделать? - Запишите второе правило себе в тетрадь. «Частица не с глаголами пишется раздельно»
- Дальше выполним упражнение 159. - Сейчас вы работаете в парах. - Посмотрите на экран, на нём написаны правила работы в парах, но какое-то одно точно лишнее. Какое?
- Отлично, вспомнили правила работы в парах. Вам нужно будет объяснить друг другу значение пословиц. - На выполнение задания у вас 1.5 минуты, начинайте. - Давайте проверим. Кто прочитает нам первую пословицу? Какое у неё значение? Проверяют ответы - Сейчас каждый запишите в своих тетрадях все эти пословицы, заполнив и подчеркнув пропуски.
- Сейчас давайте возьмём наши ЛИСТЫ УСПЕХА и отметим то, что мы с вами уже выполнили. Мы научились употреблять частицу «не» с глаголами? Оцените свою работу | Знакомятся с написанием и правилами употребления частицы «не» с глаголами Открывают учебники Читает задание Читает пословицу - Повторяется два раза слово «откладывает», но с разными значениями, а частица «не» пишется раздельно с глаголом - Частица «не» придаёт отрицательное значение и пишется раздельно с глаголами.
1. Работать вместе на общий результат. 2. Слушать и уважать мнение другого. 3. Не перебивать и не обижать. 4. Сделать всё самому за двоих. Работаю в паре - Потому что «не» с глаголами пишется раздельно - Кто не сеет, тот не жнёт
- Руки не протянешь, так и с полки не достанешь
- Без трудов ничего не даётся
- Пашню пашут – руками не машут
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Оценивают себя в листах успеха - Да, научились | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде
|
Учебник
Проектор с презентацией
Учебник
Раздаточный материал (листы успеха)
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Внешний контроль Ф: фронтальный М: беседа П: инструктаж
| - Частица «не» — маленькое слово, но его роль в предложении, в тексте очень велика. Попробуйте доказать, что эта частица может резко изменить смысл высказывания. Придумайте два предложения, которые могли бы это доказать: одно с частицей «не», а другое без неё. - И правда, с частицей «не» меняется смысл. А как мы напишем эти предложения? - Сейчас запишите эти примеры предложений.
| Приводят примеры:
- Я люблю спать. Я не люблю рано вставать.
- Раздельно
Записывают в тетрадях |
|
|
Динамическая пауза |
|
| Организует динамическую паузу. - Давайте поиграем в игру. - Вы должны подпрыгнуть 1 раз, если согласны с утверждением, и приседать, если не согласны. - Глагол – часть речи, которая обозначает признак предмета.
- Глагол отвечает на вопросы кто? Что?
- Глаголы изменятся по временам.
- Существует 2 времени
- Глаголы изменяются по числам.
| Выполняют динамическую паузу .
- Присели
- Присели
- Прыжок
- Присели
- Прыжок
|
|
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: фронтальный М: беседа П: инструктаж
И: индивидуальная М: упражнение П: самостоятельная работа
М: решение грамматико-орфографических заданий П: правописание «не» с глаголами
Взаимоконтроль
Самоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Сейчас выполним небольшую работу. Вам нужно будет выписать ТОЛЬКО глаголы и раскрыть правильно скобки. - Как вы будете находить глаголы? - Всё верно. Можете приступать.
- Заканчиваем. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской. Организует взаимопроверку. - Если правильно +, неправильно –. - Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого нет ошибок/1-2 ошибки. - Молодцы! Вы хорошо помните правила. Те, кто сегодня получил плохую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки. - Что мы сейчас с вами выполнили? - А это значит, что пора оценить себя на своём листочке успеха. |
- С помощью вопросов «что делать/сделать»
Выписывают в тетради: Не знаю, не работал, не жалел, не победил, не понимаю
Меняются тетрадями
Проверяют работы
Оценивают себя на листе успеха |
Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников |
Раздаточный материал (самостоятельная работа)
Проектор с презентацией
Раздаточный материал (лист успеха) |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная М: отгадывание загадок П: упражнение
Внешний контроль
| Повторяет материал урока. - Давайте вспомним начало нашего урока. Какое слово мы записывали? - А как звучит правило с этим словом? - Так в итоге, как его правильно писать? Почему? - Напоследок проведём небольшое задание. Выполняем задание 160. Прочитай нам задание Читает загадки, спрашивает детей ответы, проговаривают, какие глаголы с частицей «не» будут записывать. - Итак, в наших листах успеха мы выполнили предпоследний пункт, оцените, справились ли вы. |
- Слово «красть»
- Не красть - Раздельно, потому что «не» с глаголами пишется раздельно Читает задание 160 Отгадывают загадки, записывают глаголы с «не» - Пугало, часы, собака, ручка Оценивают себя на листах. |
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (лист успеха) |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия
Самоконтроль
| Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок заканчивается. Давайте вспомним тему урока и какую цель мы поставили на урок? - Кто считает, что мы достигли цель урока? Почему? - Перед вами «лист успеха» с этапами нашего урока, оцените последний пункт, вашу активность на протяжении всего урока. - Передайте листочки успеха с последней парты на первую. - Скажите, а если бы ваш друг пропустил сегодняшний урок и спросил у вас, что было, что бы вы ответили? - Посмотрите на экран и продолжите фразы:
Раньше я думал(а) … Теперь я знаю … - Отлично! Сейчас посмотрите на экран, перед вами острова: остров успеха, неудачи, печали, веселья, непонимания. На каком из этих островов вы сейчас? Например, у меня хорошее настроение и я сейчас на острове успеха и веселья. - Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | Отвечают на вопросы.
Отвечают
Самооценка собственной деятельности на уроке.
Ответы детей |
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение
Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Проектор с презентацией
Раздаточный материал (листы успеха)
|