Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по родному русскому языку и на основе авторской программы по родному русскому языку авторов: О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. «Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы» М: «Просвещение», 2019 г. К учебнику О.М. Александровой, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкой. Русский родной язык 3 класс. М.: «Просвещение», 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. УЛАН-УДЭ
МАОУ «СОШ № 2 С УИОП г. УЛАН-УДЭ»
РАССМОТРЕНО На заседании МО ________ О.А. Сабирова Протокол №1 От «28» 08.2024г. | СОГЛАСОВАНО С методическим советом _________ Л.М. Асалханова Протокол №1 От «30» 08.2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________ А.И. Ляхов Протокол №1 От «30» 08.2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ
общего образования по родному (русскому) языку (базовый уровень)
Авторы: к учебнику О.М. Александровой, Л.А. Вербицкой, С.И. Богданова «Родной язык»
учебного предмета «Родной русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 3 А класса
составитель: Дамбаева Эльвира Дашицыреновна
учитель начальных классов
Улан-Удэ, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по родному русскому языку и на основе авторской программы по родному русскому языку авторов: О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. «Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы» М: «Просвещение», 2019 г. К учебнику О.М. Александровой, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкой. Русский родной язык 3 класс. М.: «Просвещение», 2019 г.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного (русского) языка являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений
Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.
Структура рабочей программы состоит из пояснительной записки, тематического планирования, приложения к программе.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации. Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане: На изучение курса «Русский родной язык» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135ч: 1 класс —33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебных недель).
Программа рассчитана на 1 часа в неделю, в 3 классе – 34 часов (34 учебных недель).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»:
Личностные результаты:
- оценка своей вежливости;
- степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
- осознание важности соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознание своей ответственности за произнесённое или написанное слово;
- понимание необходимости добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия.
Познавательные универсальные учебные действия:
- находить нужную информацию, используя словари, помеченные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии;
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
- приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
-реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
-знать особенности диалога и монолога;
- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- пользоваться основными способами правки текста;
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
- приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
- различать подготовленную и неподготовленную речь;
-называть приёмы подготовки устного высказывания;
- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко; оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
-выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- называть задачи слушания;
- формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации;
-демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя;
- анализировать роль различных выделений в учебных текстах
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»:
Содержание учебного предмета
Программа включает в себя следующие разделы:
- Русский язык: прошлое и настоящее.
- Язык в действии: слово, предложение.
- Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Основные виды учебной деятельности
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом.
- Сбор и классификация коллекционного материала.
Национально-региональный компонент включен в раздел 1«Русский язык: прошлое и настоящее» включение словосочетаний, предложений и текстов, тематически ориентированных на приобретение знаний о природе, материальной и духовной культуре родного края, в раздел 2 «Язык в действии: слово, предложение» включение языкового материала: слов и фразеологизмов, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п., в раздел 3 «Секреты речи и текста» включение литературоведческого материала, состоящего из произведений национальных писателей.
При реализации рабочей программы или ее части с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть применены следующие модели:
- полностью дистанционное обучение (онлайн-обучение);
- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (смешанное обучение).
В таком случае рабочая программа корректируется, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий отражается в разделе «Тематическое планирование». При этом основные разделы программы остаются неизменными. Для реализации программы могут быть использованы федеральные интернет ресурсы, такие как образовательные платформы «Функциональная грамотность», «Финансовая грамотность», «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа» и другие.
Календарно-тематическое планирование «родной русский язык»
№ урока | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности | Вид / форма контроля | Примечание | План | Факт | ||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||||||||
1-4 | Русский язык: прошлое и настоящее Где путь прямой, там не езди по кривой Повесть-сказка В.Г. Губарева "Королевство кривых зеркал" | 4 | Воспитание уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России; знание истории, языка, культуры своего народа. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | Научатся распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова. | Воспитание культуры общения, трудолюбия, правильного общения с собеседником | Текущий Фронтальная | 5.09 7.09 12.09 14.09 | 5.09 7.09 12.09 14.09 | |||||||||||
5-8 | Кто друг прямой, тот брат родной К.Г. Паустовский "Золотая роза" | 4 | Формирование положительной мотивации к изучению нового материала | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы Коммуникативные выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи | Научатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная | 19.09 21.09 26.09 28.09 | 19.09 21.09 26.09 28.09 | |||||||||||
9-12 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит В.В. Личутин "Дивись-гора" | 4 | Формирование положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, удивления, желания больше узнать | Регулятивные: организовывают работу по составлению плана урока Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации в книге. Коммуникативные: принимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий) | Работают со словами, называющие природные явления (образные названия дождя) | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная Групповая | 3.10 5.10 10.10 12.10 | 3.10 5.10 10.10 12.10 | |||||||||||
13-16 | Сошлись два друга – мороз да вьюга А.Н. Островский "Снегурочка" | 4 | Формирование положительной мотивации к изучению нового материала | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задач Коммуникативные: уметь просить о помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Работают со словами, называющие природные явления (образные названия снега). | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | 17.10 19.10 24.10 26.10 | 17.10 19.10 24.10 26.10 | |||||||||||
17-20 | Ветер без крыльев летает Сравнение сказки А.Н. Островского "Снегурочка" с оперой Н.А. Римский-Корсакова" Снегурочка" | 4 | Формирование навыков аналитической деятельности | Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Работают со словами, называющие природные явления (образные названия ветра). | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание экологического мышления. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. | Текущий Фронтальная | 7.11 9.11 14.10 16.11 | 7.11 9.11 14.10 16.11 | |||||||||||
21-24 | Какой лес без чудес К.Ф. Яковлев "Семицвет" | 4 | Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: учиться основам смыслового восприятия текстов, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи. | Научатся определять понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. | Воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, к людям, уважения к труду, стремления к героизму, понимания красоты человеческих поступков и отношений. | Текущий Фронтальная Индивидуальная | 21.11 23.11 28.11 30.11 | 21.11 23.11 28.11 30.11 | |||||||||||
25-28 | Дело мастера боится А.С. Пушкин "Евгений Онегин" отрывок | 4 | Формирование положительного отношения к учению, познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия. | Научатся использовать словарные статьи для определения лексического значения слова, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. | Воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, к людям, уважения к труду, стремления к героизму, понимания красоты человеческих поступков и отношений. | Текущий Фронтальная | 5.12 7.12 12.12 14.12 | 5.12 7.12 12.12 14.12 | |||||||||||
29-32 | Заиграйте, мои гусли. Проект на тему: «Русский народный костюм». С.Т.Аксаков "Аленький цветочек" | 4 | Формирование положительной мотивации к изучению нового материала. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: наблюдать и анализировать языковые явления, структурировать знания Коммуникативные: выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи | Научатся распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике. | Воспитание эстетического чувства, любви к родной природе, к людям, уважения к труду, стремления к героизму, понимания красоты человеческих поступков и отношений. | Текущий Фронтальная | 19.12 21.12 26.12 28.12 | 19.12 21.12 26.12 28.12 | |||||||||||
33-36 | У земли ясно солнце, у человека-слово | 4 | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; формирование знаний истории, языка, культуры своего народа | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия | Познакомятся с названиями старинных русских городов. | Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. | Текущий Фронтальная | 9.01 11.01 16.01 18.01 | ||||||||||||
37-40 | Контрольное списывание «Полбенная каша» С.Я. Маршак "Умные вещи" | 4 | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Регулятивные удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные находить дополнительную информацию, используя справочную литературу Коммуникативные доносить свою позицию до других | Научатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи. Работают со словарем синонимов. Выполняют проектное задание (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов) | Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. | Текущий Фронтальная Групповая | 23.01 25.01 30.01 1.02 | ||||||||||||
41-44 | Язык в действии Для чего нужны суффиксы? | 4 | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Научатся читать, понимать и выполнять предложенные задания | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная | 6.02 8.02 13.02 15.02 | ||||||||||||
45-48 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 4 | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Научатся определять роль суффиксов в словах. Упражняются в словообразовании. Работают с морфемно-словообразовательным словарём. | Духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания | Текущий Фронтальная | 20.02 22.02 27.02 1.03 | ||||||||||||
49-53 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 4 | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; осознание ответственности человека за общее благополучие. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Научатся определять род, число имен существительных, осуществлять словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная Групповая | 6.03 13.03 15.03 20.03 | ||||||||||||
Как изменяются имена существительные Во множественном числе? | 4 | Формирование познавательного интереса, обучение способам обобщения и систематизации знаний. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Научатся читать, понимать и выполнять предложенные задания | Формирование положительных личностных качеств: честности, трудолюбия, чувства долга, умения преодолевать трудности, самостоятельности в «добывании знаний», активности, веры в свои силы. | Текущий Фронтальная | 3.04 5.04 10.04 12.04 | |||||||||||||
54-57 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 4 | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Регулятивные: формировать учебную задачу, применять установленные правила Познавательные: использовать общие приёмы решения задач Коммуникативные уметь обращаться за помощью. | Знакомятся со структурой текста рассуждения; научатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации | Воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | Текущий Фронтальная Групповая | 17.04 19.04 24.04 26.09 | ||||||||||||
58-61 | Контрольный тест по теме «Язык в действии» | 4 | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя Познавательные: работать с разными источниками информации, уметь подготовить и презентовать материалы, иллюстрирующие процесс исследования Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знакомятся со структурой текста –повествования, научатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст; | Формирование положительных личностных качеств: честности, трудолюбия, чувства долга, умения преодолевать трудности, самостоятельности в «добывании знаний», активности, веры в свои силы. | Текущий Фронтальная | 3.05 8.05 10.05 15.05 | ||||||||||||
62-65 | Секреты речи и текста Создаём тексты-рассуждения и повествования. Учимся редактировать тексты. Контрольный диктант «Секреты речи и текста». | 4 | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, ответственность, причины неудач | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Научатся редактировать предложенные тексты с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). | Духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания | Тематический Фронтальная Групповая | 17.05 22.05 24.05 29.05 | ||||||||||||
ИТОГО: | 68ч. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательной деятельности
1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Система контрольных и проверочных работ
№ | Вид работы | № урока | Тема |
1 | Контрольное списывание | 19 | Контрольное списывание «Полбенная каша» |
2 | Проверочная работа | 28 | Проверочная работа «Язык в действии» |
3 | Контрольный диктант | 35 | Контрольный диктант «Секреты речи и текста» |
Приложение
Урок №19.
Контрольное списывание «Полбенная каша»
Списывание
Полбенная каша
На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из зёрен полбы. Полба – это полудикий сорт пшеницы, который выращивался на Руси в большом количестве. Полба неприхотлива, она не требует никакого ухода. Ей не страшны ни вредители, ни сорняки. Полбенная каша очень полезная.
Урок №28.
Проверочная работа «Язык в действии»
1.Спиши предложение и поставь ударение в выделенных словах.
Вороны не любят жить рядом с человеком, а вороны, наоборот, живут в городах и селах.
2.Подбери к словам синонимы.
Молвить -
Древний -
Приятель -
Увлекательный -
3.Вставь недостающие антонимы в пословицы.
Ученье – свет, а неученье- .
Лучше горькая правда, чем сладкая.
Добро помни, а зло .
Знай больше, а говори .
4.Объясни значение фразеологизмов.
Кот наплакал - .
Как кошка с собакой - .
За тридевять земель - .
Водой не разольёшь - .
5.Объясни значение слова.
Пекарня – место, где .
Пятнистый – имеющий много .
Примирить друзей – установить .
Облокотиться – опереться на .
Урок №35.
Контрольный диктант «Секреты речи и текста»
Весна пришла
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной!
Грамматическое задание:
1.Выдели грамматическую основу во втором предложении.
2.Поставь ударение в словах третьего предложения.
3.Как понимаешь предложение «Деревья надели зеленые платья.»? Напиши объяснение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-532160-1537557716.jpg)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-549677-1423150891.jpg)
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-65877-1508085946.jpg)
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/26/picture-1074898-1585213404.jpg)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...