Урок русского языка Правописание безударной гласной в корне слова.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Соловьева Татьяна Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne_slova.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

МЕЛЬНИКОВА Татьяна Александровна

Место работы

С. Платовка МОБУ «Платовсая сош им. А. Матросова»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский  язык

Класс

3

Тема урока

Правописание безударной гласной в корне слова.

Предметная программа и её автор

Русский язык, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

 

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударными гласными

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова; орфограмма - гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Компьютер

3. Интерактивная доска.

4. Тесты.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Подготовка рабочих мест, приветствие учителя

Доброжелательный настрой, улыбка

Ребята, поприветствуйте гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

(ёж)

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

 

Доброжелательный настрой, улыбка

Коммуникативные ууд:

учатся  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Регулятивные ууд:

учатся самоорганизовываться

II. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

- повторить знания о безударных гласных и способах проверки

- выявление учащимися места и причины затруднения.

Минутка чистописания

Учащиеся проговаривают слова

Словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать

Выполняют взаимопроверку

(работа в парах)

Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

Словарная работа.

Запишете в тетрадь слова, поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

платок ,  город, герой УЛИЦА , язык, село.

Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать

Проверим. (Спросить 1 ученика)

Какое слово лишнее и почему?

А сейчас , устно, подберите слова, чтобы они были связаны с нашим краем.

- Молодцы, ребята. С  этим заданием вы справились.

 Какие гласные вставили? (называют)

Проверьте получившийся  ряд букв: а,о,е,и,я (Слайд).

- Пропишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку.

Словарная работа.

-. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

Город,  УЛИЦА, платок, герой, родина, язык, село.

- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными?

Какое слово лишнее и почему?

 Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Молодцы, ребята. С  этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

Познавательные ууд: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные ууд: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

Цели:

 - сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей

С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока:

 Прочитайте еще раз буквы.

, которые вы написали. А О Е И Я

Попробуйте найти какой-нибудь общий признак для этих гласных.

Чем интересны эти буквы? (В слабой позиции (в безударном положении) требуют проверки).

– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)

– Как вы думаете какая тема нашего урока (Безударные гласные в корне слова. ) Слайд

С помощью опорных слов определите цели урока.

  • ПОВТОРИМ…

(правила правописания безударных гласных в корне слова)

  • УЗНАЕМ…

(новое по этой теме)

  • ПРОВЕРИМ…

(свои умения применять правила)

– Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Коммуникативные ууд: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные ууд: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока

lV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-  Называют алгоритм написания безударной гласной в корне слова.

СНАЧАЛО НАЗЫВАЮТ ДЕТИ ( (Слайд)

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подчеркни безударные гласные в корне.
  5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
  6. Обозначь орфограмму.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

один – много, много – один, назови ласково,  найди          корень подбери другую часть речи)

Наметим наш план действий.

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

- Итак, вот слово ежи.

- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

- Затем поставим ударение.

- Выделим корень

- Определим безударную гласную.

- Подбираем проверочное слово.

Самостоятельная работа

 Теперь для вас следующее испытание. (Слайд). Работаем самостоятельно  по вариантам. Задание:

вставь пропущенные буквы, запиши  проверочные слова, выдели корень в выделенных словах.

- СЛ*НЯТА      Т*ГРЯТА

*СА

С*ВЁНОК

СКВ*РЕЦ

Л*СА                       *СЁЛ

ГР*ЧАТА

В.лчонок

ПЧ*ЛА

Какой способ проверки применили? 

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Познавательные ууд: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания

Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные ууд: учатся планировать свою деятельность

Динамическая пауза

Цель :

- смена вида деятельности.

Выполняют упражнения

- Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку

Организует просмотр слайда презентации

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

 

Выполняют задания.

Самопроверка

(один – много, много – один, назови ласково,  найди          корень подбери другую часть речи)

Называют слова

Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

А)  Ребята, ЁЖик  приготовил  для вас разные задания, выберите задание по силам  (каждый уровень на листах разного цвета).

- Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради.

Карточка (жёлтого цвета)

Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной , укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.

пож.лтели        •        корень

к.ренья        •        лебедь, лебедушка

выгл.нул        •        желтый

л.б.диный        •        молот, молотит

м.л.ток        •        взгляд

г.л.ва         •        головы, головка

Карточка (зелёного цвета)

Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Около п.нька с. дят л.сные зв.рьки. На СП.не у этих см.шных зв.рьков в.дны к.лючки. Они .стры.

Какой способ проверки применили? (Измене

ние формы числа слова, подбор однокоренных слов) 

А сейчас ежик хочет немного отдохнуть. Он приготовил для вас игру.

Игра «Доскажи словечко»

Послушайте стихотворение.

На берегу растёт с…сна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная зв…зда,

А рядом с нею звёзды.

А на траве лежит р…са,

А рядом с нею росы.

А по траве спешит к…са,

А рядом с нею косы.

 

Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные ууд: учатся

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

VII. Обобщение усвоенного и включение в систему знаний нового материала

Цель: организовать использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений

Выполняют тесты

взаимопроверка

Ребята, а вы смотрели мультфильм «Ёжик в тумане»

«Ёжик в тумане» — советский мультипликационный фильм Юрия Норштейна. Выпущен студией «Союзмультфильм» в1975 году. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий

У ёжика был друг медвежонок.

Он приготовил для вас тесты.

- Как вы считаете, пригодятся ли в повседневной жизни знания, полученные сегодня на уроке?

Познавательные ууд: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные ууд: учатся строить монологичное высказывание

Регулятивные ууд: учатся  предвидеть уровень усвоения знаний

VIIl Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Итак, со всеми заданиями, которые подготовил вам ЕЖИК, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

Что

Где

Как  надо проверять?

Чем

– Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого приготовьте  яблочки. Кто доволен своей работой, подарите красное яблочко ежику.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.

- (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова)  

- -

Познавательные ууд: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные ууд: учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные ууд: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти  повсюду. На Руси  яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко»
 (тело глаза) 
– «Попасть в яблочко» 
(сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» 
(кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» 
(символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? 
(Многозначное).

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть 
Яблоко раздора 
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? 
(Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – 
(то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – 
(так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – 
(очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька. 
– Докажите, что они однокоренные.
– Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще  однокоренные слова можно  подобрать к слову яблоко. 
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень  в однокоренных словах? (Одинаково).

Проверка с доски.

– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Правописание безударной гласной в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Формировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.Уточнять знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.Активизировать познавательную деятель...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Технологическая карта урока.Учебный предмет: русский язык.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Тип урока: комб...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

В разработке описан урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

Урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова»

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии использу...