Урок русского языка Правописание безударной гласной в корне слова.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО (полностью) | МЕЛЬНИКОВА Татьяна Александровна | |
Место работы | С. Платовка МОБУ «Платовсая сош им. А. Матросова» | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 | |
Тема урока | Правописание безударной гласной в корне слова. | |
Предметная программа и её автор | Русский язык, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий |
Педагогические | Способствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударными гласными | ||||||
Тип урока | Решение учебной задачи | ||||||
Планируемые | Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова | ||||||
Личностные | Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка | ||||||
Универсальные учебные действия | Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: овладеют способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | ||||||
Основное содержание темы, понятия | Корень слова; орфограмма - гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение | ||||||
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Компьютер 3. Интерактивная доска. 4. Тесты. | ||||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |||
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Подготовка рабочих мест, приветствие учителя Доброжелательный настрой, улыбка | Ребята, поприветствуйте гостей. Мы рады приветствовать вас в классе нашем Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам вас сегодня встречать, Начнѐм же урок, не будем зря время терять. - Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (ёж) Песенка – Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)
| Доброжелательный настрой, улыбка | Коммуникативные ууд: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Регулятивные ууд: учатся самоорганизовываться | |||
II. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения. Цели: - повторить знания о безударных гласных и способах проверки - выявление учащимися места и причины затруднения. | Минутка чистописания Учащиеся проговаривают слова Словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать Выполняют взаимопроверку (работа в парах) | Минутка чистописания. – Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика Лежала под елками Подушечка с иголками. Лежала, лежала Да побежала. – С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания? Словарная работа. Запишете в тетрадь слова, поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить. платок , город, герой УЛИЦА , язык, село. Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать) Проверим. (Спросить 1 ученика) Какое слово лишнее и почему? А сейчас , устно, подберите слова, чтобы они были связаны с нашим краем. - Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Какие гласные вставили? (называют) Проверьте получившийся ряд букв: а,о,е,и,я (Слайд). - Пропишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку. | Словарная работа. -. Запишете под диктовку в тетрадь слова: Город, УЛИЦА, платок, герой, родина, язык, село. - Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Какое слово лишнее и почему? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить. - Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие. | Познавательные ууд: учатся искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные ууд: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | |||
III. Самоопределение к деятельности, постановка цели урока Цели: - сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Отвечают на вопросы учителя. Ответы детей С помощью опорных слов учащиеся формулируют цели урока: | Прочитайте еще раз буквы. , которые вы написали. А О Е И Я Попробуйте найти какой-нибудь общий признак для этих гласных. Чем интересны эти буквы? (В слабой позиции (в безударном положении) требуют проверки). – Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.) – Как вы думаете какая тема нашего урока (Безударные гласные в корне слова. ) Слайд С помощью опорных слов определите цели урока.
(правила правописания безударных гласных в корне слова)
(новое по этой теме)
(свои умения применять правила) – Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. | - Сформулируйте тему сегодняшнего урока | Коммуникативные ууд: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения. Регулятивные ууд: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока | |||
lV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Цели: - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; | - Называют алгоритм написания безударной гласной в корне слова. СНАЧАЛО НАЗЫВАЮТ ДЕТИ ( (Слайд)
ВЗАИМОПРОВЕРКА один – много, много – один, назови ласково, найди корень подбери другую часть речи) | Наметим наш план действий. - А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем. - Итак, вот слово ежи. - Что сделаем первым. (Прочитаем слово) - Затем поставим ударение. - Выделим корень - Определим безударную гласную. - Подбираем проверочное слово. Самостоятельная работа Теперь для вас следующее испытание. (Слайд). Работаем самостоятельно по вариантам. Задание: вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, выдели корень в выделенных словах. - СЛ*НЯТА Т*ГРЯТА *СА С*ВЁНОК СКВ*РЕЦ Л*СА *СЁЛ ГР*ЧАТА В.лчонок ПЧ*ЛА Какой способ проверки применили? Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. | Познавательные ууд: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания Коммуникативные ууд: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные ууд: учатся планировать свою деятельность | ||||
Динамическая пауза Цель : - смена вида деятельности. | Выполняют упражнения | - Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку Организует просмотр слайда презентации | |||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; |
Выполняют задания. Самопроверка (один – много, много – один, назови ласково, найди корень подбери другую часть речи) Называют слова | Дифференцированная работа (разноуровневые задания). А) Ребята, ЁЖик приготовил для вас разные задания, выберите задание по силам (каждый уровень на листах разного цвета). - Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Карточка (жёлтого цвета) Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной , укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы. пож.лтели • корень к.ренья • лебедь, лебедушка выгл.нул • желтый л.б.диный • молот, молотит м.л.ток • взгляд г.л.ва • головы, головка Карточка (зелёного цвета) Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы? Около п.нька с. дят л.сные зв.рьки. На СП.не у этих см.шных зв.рьков в.дны к.лючки. Они .стры. Какой способ проверки применили? (Измене ние формы числа слова, подбор однокоренных слов) А сейчас ежик хочет немного отдохнуть. Он приготовил для вас игру. Игра «Доскажи словечко» Послушайте стихотворение. На берегу растёт с…сна, А рядом с нею сосны. Горит прекрасная зв…зда, А рядом с нею звёзды. А на траве лежит р…са, А рядом с нею росы. А по траве спешит к…са, А рядом с нею косы. |
| Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; Коммуникативные ууд: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные ууд: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | |||
VII. Обобщение усвоенного и включение в систему знаний нового материала Цель: организовать использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений | Выполняют тесты взаимопроверка | Ребята, а вы смотрели мультфильм «Ёжик в тумане» «Ёжик в тумане» — советский мультипликационный фильм Юрия Норштейна. Выпущен студией «Союзмультфильм» в1975 году. Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий У ёжика был друг медвежонок. Он приготовил для вас тесты. | - Как вы считаете, пригодятся ли в повседневной жизни знания, полученные сегодня на уроке? | Познавательные ууд: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные ууд: учатся строить монологичное высказывание Регулятивные ууд: учатся предвидеть уровень усвоения знаний | |||
VIIl Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Итак, со всеми заданиями, которые подготовил вам ЕЖИК, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? Что Где Как надо проверять? Чем – Какое у вас настроение в конце урока? | - (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) - - | Познавательные ууд: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные ууд: учатся выражать свои мысли. Регулятивные ууд: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; |
Дополнительная информация
Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.
Этимологическая страничка
– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.
Многозначность слова
– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
Работа с фразеологизмами и пословицами
(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).
Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.
– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.
Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)
– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.
(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).
Подбор однокоренных слов
– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
– Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.
Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.
– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).
Проверка с доски.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
На этом уроке идёт формирование умения видеть орфограмму в корне слова; совершенствуются знания учащихся в ...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Правописание безударной гласной в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"
Формировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.Уточнять знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.Активизировать познавательную деятель...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"
Технологическая карта урока.Учебный предмет: русский язык.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.Тип урока: комб...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
В разработке описан урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

Технологическая карта к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"3 класс
технологическая карта к уроку русского языка...

Урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова»
Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова». На данном занятии использу...