Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В разработке описан урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. (2 класс)
Тема: Написание слов с проверяемыми безударными гласными.
Цели:1. Закрепить знания, навыки учащихся этой теме.
2. Активизировать познавательную
деятельность через групповую
форму работы, использование
элемента соревнования.
3.Поддержать и усилить интерес к языку,
используя занимательные задания,
интересные сведения о словах.
Оборудование урока: - проектор, экран.
-сигнальные карточки
с буквами А, О, Е, И.
-доски, маркеры.
- конверты с заданиями.
Ход урока.
1.Организация класса.
2. Объявление темы урока.
-Мы продолжаем изучение темы «Правописание проверяемых безударных гласных». Сегодня мы проводим урок-соревнование.
-Вы мне покажите свои знания по этой теме, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, а сделать это вместе со своей группой. Важен не только ваш личный результат, но и результат работы всей группы.
-У нас 5 групп – соревнующихся, и одна группа- экспертная. Эта группа ребят будет наблюдать за процессом соревнования, давать рекомендации, советы и оценивать соревнующиеся группы. Ну, а если надо то будут вам и помогать.
-В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания, группы на каждом этапе урока оцениваются экспертами соответствующими жетонами:
-0-отлично
-0- хорошо
-0- нужно подтянуться.
В конце урока подведём итоги нашего соревнования.
3.Игра – соревнование.
а) 1 задание.(повторение теоретического материала)
На экране- 1.Объясните, что значит безударная гласная?
2.Почему безударные гласные нуждаются в
проверке?
3.Как проверить написание безударной
гласной?
4.Всегда ли можно проверить написание
безударной гласной в слове?
5.Как поступают в этом случае?
-Вам предоставлены вопросы. Посовещайтесь в группах, ответьте на вопросы. (дети обсуждают)
-5гр.,ваш первый вопрос. Кто у вас будет отвечать?
(безударная гласная – это значит на неё не падает ударение)
-1гр.,ваш следующий вопрос. Кто отвечает?
(непонятно какую букву нужно писать; чтобы правильно написать).
-3гр.,отвечает на третий вопрос. Кто будет отвечать?
(Чтобы проверить написание безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным).
-4гр. следующий вопрос. Кто отвечает?(Нет, не всегда. Есть непроверяемые безударные гласные).
2гр.Как- поступают в этом случае?
(В этом случае написание слов нужно запомнить.)
-Экспертная группа, оцените ответы ребят.
б)Сценка.
-Итак, ребята, орфограмму – проверяемая безударная гласная в слове - нужно знать, уметь проверять её. А иначе это незнание может привести или к плохим отметкам, или к каким-нибудь курьёзным случаям, как , например с мальчиком Димой.
(ребята разыгрывают сценку)
Сценка: Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, вечером сыграем». Старшая сестра Димы Оля отнесла записку.
-Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
-Отнесла. Сказал, что придёт к шести часам.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
-Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.
Ровно в 6 часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие- меч.
Почему так получилось?
-Действительно , ребята, а почему так получилось?
(Дима написал вместо слова мяч - меч. Он допустил ошибку в слове с мечом. Нужно было написать с мячом. Проверочное слово - мяч.)
На экране стихотворение.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
в)2задание. На экране
Переходим к следующему заданию. Это кроссворд.
Надо отгадать несколько загадок, чтобы разгадать кроссворд. Если вы отгадаете всё правильно, то узнаете, какое слово зашифровано в вертикальном столбце.
По горизонтали:
1.Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (олень)
2. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. (одуванчик)
3.Межи деревянные, а поля стеклянные. (окно)
4. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина)
-Какое же слово получилось в вертикальном столбце? (очки).
-Какие орфограммы встретились в словах? (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
-Какие из данных слов можно проверить ударением? Посовещайтесь в группах, запишите слова в тетрадь, а затем на досочку.
-Какие слова выписали? (окно, очки).
-Какие проверочные слова к ним подберём? (окна, очи).
- Знаете ли вы, что слово очки произошло от слова око, очи – это устаревшие слова. Очи – это глаза, очки – вторые глаза. Поэтому очки проверяем словом очи.
-А в словах - олень, одуванчик, осина - непроверяемая безударная гласная О. Эти гласные нужно запомнить.
-Экспертная группа, оцените работу ребят.
г) 3 задание.
-Переходим к следующему заданию.
-Каждой группе выдаётся задание на листке.
-Прочитайте слова. Найдите слово , которое является проверочным словом к выделенному слову. Запишите его в тетрадь.
-Проверяем. На экране:
-1 гр. Вредить – вредители, вред, повреждение.
-Как вы считаете, какое слово является проверочным к слову вредить? (вред).
-Почему вы так считаете? (ударение падает на эту гласную)
2гр. Глядеть – взглянуть, разглядел, взгляд. ( взгляд)
3гр. Болезнь - больно, больница, заболеть. ( больно)
4гр. Скрипач – скрипучий, скрипит, скрипка. ( скрипка)
5гр. Варенье – варёный, варит, повар. (варит)
-Экспертная группа, оцените работу ребят.
д) 4 задание.
-Мы работаем с сигнальными карточками. Положите карточки перед собой.
-Я читаю слова , а вы поднимаете карточку с той гласной, которая пишется в этом слове. (К каждому слову прошу назвать проверочное слово –по группам)
-Кормушка, снегирь, крольчиха, свистит, смельчак, солёный, краснеть, полезный, верхушка, пилить.
( о, е, о , и, е, о, а, о, е, и )
Эксперты около доски наблюдают, а затем оценивают работу ребят.
е) 5 задание
Следующее задание – цепочка.
- Я диктую вам слова, а вам нужно придумать и записать к ним проверочное слово. Записываем на досочках, по очереди, по кругу.
-Прошу экспертную группу тоже участвовать в этом задании.
-Итак, внимание: дворы, гнездо, дожди, стена, мячи, листы, шаги, змея.
- Проверим, как с этим заданием справились эксперты (проверяем их слова)
-двор
гнёзда
дождь
стены
мяч
лист
шаг
змеи
(Я читаю своё слово, а на досочке экспертов смотрим проверочное слово.)
-Эксперты забирают доски у групп и проверяют их.
ж) 6 задание.
Последнее задание группам – деформированный текст.
-Что такое деформированный текст? (перепутанный)
-Но в тексте не только перепутаны предложения, но также перепутаны и слова в предложениях. Ваша задача собрать текст. ( каждой группе выдаётся конверт с заданием.)
На экране:
его, от, спасают, вр.дителей, они
своим, не только, Но птички, лес, пением, нап.лняют
слышим, г.лоса, мы, птичьи, В л.су
на д.ревьях, леса, Поэтому, друзья, скв.речники, в.сной, развешивают
Идёт работа в группах. (эксперты помогают)
-Давайте проверять.
-Прочитайте те предложения, которые у вас получились.
( дети читают собранные предложения)
-Как вы считаете, какое предложение должно быть первым? вторым? третьим? последним?
На экране появляется текст:
В л.су мы слышим птичьи г.лоса.
Но птички не только нап.лняют лес своим пением.
Они спасают его от вр.дителей.
Поэтому в.сной друзья леса развешивают на деревьях скв.речники.
-Давайте вставим в слова пропущенные буквы.
-Эксперты, напомните нам, как проверить безударную гласную в слове? (эксперты отвечают и дети называют букву и доказывают – называют проверочные слова.)
-Экспертная группа, оцените, пожалуйста работу ребят.
4.Подведение итогов.
Наш урок – соревнование подошёл к концу. Давайте подведём итоги. (подсчитываем количество жетонов)
Объявляется группа – победитель.
-Посоветуйтесь и решите в группах кому какую оценку можно поставить за урок.
5.Д/з (на экране) с. 53 Упр. № 121
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс
Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова.
Урок русского языка во 2 классе коррекционной школе(VII вид, третий год обучения)....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"
Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют дет...
Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова. 2 класс. УМК «Школа России».
Цель. Создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударной гласной в корне; продолжить работу над формированием навыков проверки безударных гласных с помощью подбор...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"
Методическая разработка урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...