Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Нечай Алла Евгеньевна

В разработке описан урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок русского языка. (2 класс)

Тема: Написание слов с проверяемыми безударными гласными.

Цели:1. Закрепить знания, навыки учащихся этой   теме.

            2. Активизировать познавательную                

                деятельность через групповую

                форму работы, использование

                 элемента соревнования.

            3.Поддержать и усилить интерес к языку,

               используя занимательные задания,

               интересные сведения о словах.

Оборудование урока: - проектор, экран.

                                        -сигнальные карточки

                                        с буквами А, О, Е, И.

                                        -доски, маркеры.

                                        - конверты с заданиями.

Ход урока.

1.Организация класса.

2. Объявление темы урока.

-Мы продолжаем изучение темы «Правописание проверяемых безударных гласных». Сегодня мы проводим урок-соревнование.

-Вы мне покажите свои знания по этой теме, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, а сделать это вместе со своей группой. Важен не только ваш личный результат, но и результат работы всей группы.

-У нас 5 групп – соревнующихся, и одна группа- экспертная. Эта группа ребят будет наблюдать за процессом соревнования, давать рекомендации, советы и оценивать соревнующиеся группы. Ну, а если надо то будут вам и  помогать.

-В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания, группы на каждом этапе урока оцениваются экспертами соответствующими жетонами:

-0-отлично

-0- хорошо

-0- нужно подтянуться.

В конце урока подведём итоги нашего соревнования.

3.Игра – соревнование.

а) 1 задание.(повторение теоретического материала)

На экране- 1.Объясните, что значит безударная гласная?

                     2.Почему безударные гласные нуждаются в  

                        проверке?

                     3.Как проверить написание безударной

                         гласной?

                     4.Всегда ли можно проверить написание

                      безударной гласной в слове?

                      5.Как поступают в этом случае?

-Вам предоставлены вопросы. Посовещайтесь в группах, ответьте на вопросы. (дети обсуждают)

-5гр.,ваш первый вопрос. Кто у вас будет отвечать?

(безударная гласная – это значит на неё не падает ударение)

-1гр.,ваш следующий вопрос. Кто отвечает?

(непонятно какую букву нужно писать; чтобы правильно написать).

-3гр.,отвечает на третий вопрос. Кто будет отвечать?

(Чтобы проверить написание безударной гласной, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным).

-4гр. следующий вопрос. Кто отвечает?(Нет, не всегда. Есть непроверяемые безударные гласные).

2гр.Как- поступают в этом случае?

(В этом случае написание слов нужно запомнить.)

-Экспертная группа, оцените ответы ребят.

б)Сценка.

-Итак, ребята, орфограмму – проверяемая безударная гласная в слове - нужно знать, уметь проверять её. А иначе это незнание может привести или к плохим отметкам, или к каким-нибудь курьёзным случаям, как , например с мальчиком Димой.

(ребята разыгрывают сценку)

Сценка: Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, вечером сыграем». Старшая сестра Димы Оля отнесла записку.

-Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

-Отнесла. Сказал, что придёт к шести часам.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

-Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.

Ровно в 6 часов пришёл Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие- меч.

Почему так получилось?

-Действительно , ребята, а почему так получилось?

(Дима написал вместо слова мяч - меч. Он допустил ошибку в слове с мечом. Нужно было написать с мячом. Проверочное слово - мяч.)

На экране стихотворение.

       Безударный хитрый гласный,

     Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

  Здесь поможет нам наука.

     Гласный стал под ударенье,

     Чтоб развеять все сомненья.

в)2задание. На экране

Переходим к следующему заданию. Это кроссворд.

Надо отгадать несколько загадок, чтобы разгадать кроссворд. Если вы отгадаете всё правильно, то узнаете, какое слово зашифровано в вертикальном столбце.

По горизонтали:

1.Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нёс на   лбу он неспроста два развесистых куста. (олень)

2. Белым шариком пушистым

    Я красуюсь в поле чистом. (одуванчик)

3.Межи деревянные, а поля стеклянные. (окно)

4. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина)

-Какое же слово получилось в вертикальном столбце? (очки).

-Какие орфограммы встретились в словах? (проверяемые и  непроверяемые безударные гласные)

-Какие из данных слов можно проверить ударением? Посовещайтесь в группах, запишите слова в тетрадь, а затем на досочку.

-Какие слова выписали? (окно, очки).

-Какие проверочные слова к ним  подберём? (окна, очи).

- Знаете ли вы, что слово очки произошло от слова око, очи – это устаревшие слова. Очи – это глаза, очки – вторые глаза. Поэтому очки проверяем словом очи.

-А в  словах - олень, одуванчик, осина - непроверяемая безударная гласная О. Эти гласные нужно запомнить.

-Экспертная группа, оцените работу ребят.

г) 3 задание.

-Переходим к следующему заданию.

-Каждой группе выдаётся задание на листке.

-Прочитайте слова. Найдите слово , которое является проверочным словом к выделенному слову. Запишите его в тетрадь.

-Проверяем. На экране:

-1 гр. Вредить – вредители, вред, повреждение.

-Как вы считаете, какое слово является проверочным к слову вредить? (вред).

-Почему вы так считаете? (ударение падает на эту гласную)

2гр. Глядеть – взглянуть, разглядел, взгляд. ( взгляд)

3гр. Болезнь - больно, больница, заболеть. ( больно)

4гр. Скрипач – скрипучий, скрипит, скрипка. ( скрипка)

5гр. Варенье – варёный, варит, повар. (варит)

-Экспертная группа, оцените работу ребят.

д) 4 задание.

-Мы работаем с сигнальными карточками. Положите карточки перед собой.

-Я читаю слова , а вы поднимаете карточку с той гласной, которая пишется в этом слове. (К каждому слову прошу назвать проверочное слово –по группам)

-Кормушка, снегирь, крольчиха, свистит, смельчак, солёный, краснеть, полезный, верхушка, пилить.

( о, е, о , и, е, о, а, о, е, и )

Эксперты около доски наблюдают, а затем оценивают работу ребят.

е) 5 задание

Следующее задание – цепочка.

- Я диктую вам слова, а вам нужно придумать и записать к ним проверочное слово. Записываем на досочках, по очереди, по кругу.

-Прошу экспертную группу тоже участвовать в этом задании.

-Итак, внимание: дворы, гнездо, дожди, стена, мячи, листы, шаги, змея.

- Проверим, как с этим заданием справились эксперты (проверяем их слова)

-двор

гнёзда

дождь

стены

мяч

лист

шаг

змеи

(Я читаю своё слово, а на досочке экспертов смотрим проверочное слово.)

-Эксперты забирают доски у групп и проверяют их.

ж) 6 задание.

Последнее задание группам – деформированный текст.

-Что такое деформированный текст? (перепутанный)

-Но в тексте не только перепутаны предложения, но также перепутаны и слова в предложениях. Ваша задача собрать текст. ( каждой группе выдаётся конверт с заданием.)

На экране:

его, от, спасают, вр.дителей, они  

своим, не только, Но птички, лес, пением, нап.лняют

слышим, г.лоса, мы, птичьи, В л.су  

на д.ревьях, леса, Поэтому, друзья, скв.речники, в.сной, развешивают

Идёт работа в группах. (эксперты помогают)

-Давайте проверять.

-Прочитайте те предложения, которые у вас получились.

( дети читают собранные предложения)

-Как вы считаете, какое предложение должно быть первым? вторым? третьим? последним?

На экране появляется текст:

В л.су мы слышим птичьи г.лоса.

Но птички не только нап.лняют лес своим пением.

Они спасают его от вр.дителей.

Поэтому в.сной друзья леса развешивают на деревьях скв.речники.

-Давайте вставим в слова пропущенные буквы.

-Эксперты, напомните нам, как проверить безударную гласную в слове? (эксперты отвечают и дети называют букву и доказывают – называют проверочные слова.)

-Экспертная группа, оцените, пожалуйста работу ребят.

4.Подведение итогов.

Наш урок – соревнование подошёл к концу. Давайте подведём итоги. (подсчитываем количество жетонов)

Объявляется группа – победитель.

-Посоветуйтесь и решите в группах кому какую оценку можно поставить за урок.

5.Д/з  (на экране) с.  53    Упр. №   121  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова.

Урок русского языка во 2 классе  коррекционной школе(VII вид,  третий год обучения)....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"

Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют дет...

Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова. 2 класс. УМК «Школа России».

Цель. Создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударной гласной в корне; продолжить работу над формированием навыков проверки безударных гласных с помощью подбор...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...