«Спряжение глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Дашиева Светлана Васильевна

конспект урока "«Спряжение глагола» в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4 « Перспектива»

Тема урока: «Спряжение глагола»

Форма урока: открытие нового знания

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Используемые технологии: технология проблемного обучения.

Цель:

- формирование понятия «спряжение глагола».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;  

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

Планируемые результаты:

        Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

        Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

        Метапредметные:

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. 

Познавательные УУД:  уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме;  делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

             

Оборудование: учебник Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс, карточки для работы в парах (два вида для работы на разных этапах урока), кластер, интерактивная доска.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Положительный настрой

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

- Итак, начинаем урок русского языка. Запишите число.

Приветствуют учителя, друг друга.

Взаимодействуют в малых группах (в парах)

Прием «Предъявление требований»

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: воспроизведение ранее изученного материала, установление взаимосвязи между ним.

Словарная работа

- Расшифруйте анаграммы. Запишите слова.

тьтлее     ЛАЕЛЯ        ЕЙГОР       ЯРЗА

Проверка

- Какие слова записали?

- Какое слово лишнее в этом ряду?

-Почему? Докажите.

Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе.

Что же может рассказать о себе глагол

Записывают слова.

-лететь, аллея, герой, заря.

-лететь.

- Это глагол, все остальные слова – существительные.

Актуализация знаний

  1.  Выявление места и причины затруднения.

Цель: создать условия для обсуждения затруднения.

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

 

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. спряжение

У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.

Учащиеся отвечают на вопрос.

После ответа открывается очередная строка таблицы.

5-ой признак не открыли.

Работа в парах

 

Затруднение

  1.  Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цель урока.

- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?

- Новый признак глагола.

Узнать, как называется  новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.

Составление плана.

  1. Наблюдать
  2. Сделать вывод
  3. Проверить вывод
  4. Применить (знания)

Планирование

  1. Открытие «нового» знания.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение проблемы; открытие нового знания.

Проблемная ситуация.

  1. Вставьте в  глаголы «лететь», «спасать» в нужной форме().

Я ________________

Ты __________________

Он ________________

Мы _________________

Вы _______________

Они _________________

Поверка по эталону.

Как мы изменяли глаголы?

Что вы заметили?

Посмотрите наши глаголы изменились по лицам и числам ,и изменилось окончание. Эти признаки в русском языке объединены в одно понятие.

-А о названии нового признака мы узнаем из учебника.

- Прочитайте.

- Как же называется новый грамматический признак?

-Какая тема урока?

- Что такое спряжение?

- Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке…

(Учитель рассказывает сказку.)

        Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили.

        Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон.

        А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города.

        С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение.

Что ещё нового узнали?

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому?

У детей карточка.

-По лицам и числам (1лицо-я,мы, 2 лицо- ты,вы, 3 лицо- он, они); (я,ты,он - ед.ч., мы, вы, они- мн.ч.)

- Разные окончания у глаголов в одинаковой форме.

 Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.

Ответы детей.

- В учебнике прочитать правило.

Правило, уч. с.87.

- Спряжение.

- Изменение по лицам и числам.

- Глаголы могут быть первого и второго спряжения.

Учащиеся слушают сказку.

- К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё).

Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И.

- К 1 спряжению.

Наблюдение

Работа в парах

 

Делают вывод

Проверяют вывод

Работа с учебником

Дидактическая сказка

       -У (-Ю)

-ЕШЬ    -ИШЬ

-ЕТ          -ИТ

-ЕМ         -ИМ

-ЕТЕ       -ИТЕ

-УТ (-ЮТ)

          -АТ (-ЯТ) 

 (иллюстрация сказки)

Создание кластера (лицо,число,окончание),потом появляется спряжение.

В кластер добавляются окончания (1 и 2 спряжения)

  1.  Физминутка.

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

 - А теперь отдохнем немного!

- Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней!       ( слайды №11-14)                                                                                                                                    

Выполняют упражнения.

  1. Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий .

– Продолжим работу.

 - Из какой сказки эти предложения? Кто автор?

Работа с упр.141,с.88   

   

Из данных предложений выписать глаголы настоящего времени:в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению.

I спр.                                   II спр.

скачет                                летит

гоняешь                             любим

волнуешь

веешь

выезжают

-Почему ? Докажи!

-Какую отметку себе поставишь?

Отвечают.

Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания.  А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.

Самооценка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала.

Перед вами глаголы: читаешь ,качает, поёт ,говорим, клюют, ругают ,верят, кричит, ворчит, молчит, грустите, рисует, поёт, пишет.

 1 уровень: Распределите их в 2 столбика.

2 уровень: Распределите их в 2 столбика, в каждый столбик запишите по  3 своих глагола.

Какие это столбики?(1 и 2 спряжение)

Выделите окончания.

Кто ещё придумал глаголы? Почему это 1 спряжение?2 спряжение?

Отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.

Отметка ученику за 2 уровень.

Проверка по эталону

  1. Включение нового в систему знаний .

Цель:

Тест

- Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.

Тест

1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

    А. склонение

    Б. спряжение

2. Что называется спряжением?

     А. изменение глагола по падежам

     Б. изменение глагола по лицам и числам

    В. изменение глагола по родам и числам

  1. Глагол «лежит»

     А. I спряжения

     Б. II спряжения

  1. Глагол «растёт»

     А. I спряжения

     Б. II спряжения

 

Взаимопроверка.

- Поставьте  отметку за тест (взаимооценка).( 4б.-«5», 3б.- «4», 2б.-«3».

Вернули тетради. У кого «5», «4», «3», кто не справился?

У кого какие ошибки?

 

Выполняют.

Проверяют.

Отвечают, слушают, дополняют друг друга.

.

 

Слайд№16

Анализ самооценки учащихся

Итог урока

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Что узнали об этом признаке?

-Ребята, кто хорошо понял и готов поделиться знаниями с другими, выбирает большой магнитик.

Те, кто понял хорошо, но есть затруднения –средний магнитик, а тот, кто не понял-маленький магнитик. Прикрепите к доске.

Инструкция к домашнему заданию.

Задание на дом: упр.143.

Спряжение глаголов.

Спряжение - это изменение по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

У глаголов I спряжения в личных окончаниях есть гласная «е» или «ё», а в 3 лице мн. числа окончания – ут, -ют. А у глаголов II спряжения в личных окончания есть гласная «и», а в 3 лице мн. числа окончания –ат, -ят

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...