Этапы урока | Цель | Методы и приемы работы | ФОУП | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
I.Организационный момент (2 мин)
| Организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | Словесный метод | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок. Гости к нам пришли сегодня… К ним сейчас вы повернитесь, Улыбнитесь, подружитесь. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Учащиеся приветствуют гостей кивком головы
| Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать других Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД: Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место
Познавательные УУД: Уметь формулировать проблему, выдвигать гипотезы |
II. Актуализация знаний (5-7 мин)
| Закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее.
| АМО «Знаем-хотим узнать узнали» Словесный метод – опрос. Практический метод – устный рассказ.
| Ф И | -Открываем тетради, записываем число, классная работа. Языковая разминка. -Спишите предложение, соблюдая правила каллиграфии, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы и выполните синтаксический разбор. К доске … К_лючие сн_ж_нки закружились в м_розном воздух_.
-Догадайтесь о какой части речи говорится в загадке? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады И хлеб в полях растет?
-О какой части речи здесь говорится? -Докажите?
-Кто догадался, о какой части речи мы поведем разговор на уроке? (слово глагол вешаю над таблицей ЗУХ) -Давайте вспомним, опираясь на ключевые слова, что вы уже знаете о глаголе? (заполняем таблицу АМО) (слова: самостоятельная часть речи, что делать что сделать? действие предмета, сказуемое, ть, ти, чь, время, лицо, число, род, спряжение)
ГЛАГОЛ
|
1 ученик работает у доски.
О глаголе (в загадке перечисляются действия, а глагол обозначает действие предмета) О глаголе
Вспоминают раннее пройденный материал о глаголе | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Кратко формулировать свои мысли Познавательные УУД: Уметь анализировать, представлять информацию в виде таблицы.
|
- III. Постановка темы и определение целей урока
- (2-3 мин.)
| Сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. | Словесный метод - беседа, наглядный метод, АМО «Знаем-хотим узнать узнали» | Ф
| -Что же за слово у нас осталось? -Знакомо ли вам это понятие? - Как вы думаете, над какой темой сегодня мы с вами будем работать?
-Какова цель нашего урока? Что мы хотим узнать? (заполняем таблицу АМО)
-Вы сказали, что для вас это слово новое, скажите, откуда мы можем получить информацию о том, чего не знаем?
| спряжение нет, мы не знаем, что такое спряжение Спряжение глаголов
1.Узнать, что такое спряжение, какое бывает спряжение у глаголов, 2.научиться определять спряжение глаголов
из словаря, из книги, из интернета, из учебника | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свое мнение Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Личностные УУД: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
IV. Первичное усвоение новых знаний (мин)
| Познакомить учащихся с новым понятием – спряжение. | Словесный метод – беседа, чтение. Наглядный метод – правила в учебнике, записи на доске, слайде. Практический метод – работа в учебнике, наблюдение, работа по вариантам.
| Ф И | -Верно, можно получить из учебника. -Откройте учебники на с. 75 упр.247, прочитайте про себя задание. - Рассмотрите формы глагола идти? - В каком времени стоит глагол? - Как изменяются глаголы в настоящем времени?
-Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Понаблюдаем, как изменяется глагол по лицам и числам в настоящем времени. Я иду мы идем Ты идешь вы идете Он идет они идут
-Какая часть слова изменилась? - Назовите окончания глаголов? - Какая гласная буква чаще всего повторяется в окончаниях? - Посмотрите, как изменяется глагол стоять при помощи личных местоимений Я стою мы стоим Ты стоишь вы стоите Он стоит они стоят -Какая часть изменилась? - Назовите окончания глаголов? - Какая гласная буква чаще всего повторяется в окончаниях? - Сравните личные окончания глаголов идти и стоять. Что вы заметили?
-Какие буквы гласных?
-Как видите, глаголы в настоящем времени в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. - Откройте учебник на с.76, упр. 248. Прочитайте задание про себя. -Теперь попробуйте самостоятельно изменить глаголы спасти и сочинить, задание будем выполнять по вариантам, работая по образцу на слайде СЛАЙД -1 Вариант изменяет глагол спасти по лицам и числам, -2 вариант глагол сочинить, выделите личные окончания глагола.
- Давайте проверим, что получилось. (сравниваем со слайдом на экране) (поднимите руки те, кто выполнил задание правильно)
-Это новые слова или формы одного и того же слова? - Как вы изменяли глаголы? - В каком времени мы изменяли глаголы спасти и сочинить?
-В каком времени изменяли глаголы стоять, идти (в упр.247)? -Кто догадался как можно по-другому назвать это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени? Можно предположить, что изменение глаголов по лицам и числам как – то связано со спряжением? Как вы думаете?) -Давайте проверим наше предположение. -Прочитайте правило на странице 76. Прочитай, … -Совпало ли наше предположение? -Что такое спряжение?
СЛАЙД - Одинаковые ли окончания у глаголов при спряжении? СЛАЙД -Какая гласная буква чаще меняется в окончаниях? - На сколько групп можно разделить глаголы?
Сравним наш вывод с правилом в учебнике на с.76 во второй рамке -Наш вывод полностью совпал с выводом в учебнике. СЛАЙД - Обратите внимание на правописание окончаний глаголов 2-го лица ед.числа. - Что интересного заметили? ( на конце пишется ь). Посмотрите, как оформляется эта орфограмма. (ь – показатель формы 2-го лица ед.числа глагола) -Итак, мы с вами хотели узнать, что такое спряжение, мы узнали. Узнали какие варианты окончаний могут быть при спряжение у глагола |
В настоящем времени Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам
окончание
буква е
Окончание
буква и В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)
Ё, и
Формы слова по лицам и числам в будущем
в настоящем
Спряжение
да изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени разные
ё , и
на 2 группы: В 1 группу можно отнести все глаголы, у которых в окончании есть буква е, во 2 - и
| Коммуникативные УУД: Сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге Регулятивные УУД: Уметь формулировать свои мысли Познавательные УУД: Отбирать информацию, анализировать, строить логическую цепь рассуждения; Делать выводы на основе анализа объектов
|
V Физкультминутка
| Устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Наглядный метод |
| – Теперь, немножко отдохнем. Мы устали, засиделись. Нам размяться захотелось. Глазки видят все вокруг Обведу я ими круг. То на стену посмотрю, То в окошко погляжу. Влево-вправо поворот, А потом наоборот. А теперь все потянулись И на место вновь вернулись.
|
| Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринужденности и расслабления |
VI. Первичная проверка понимания (
| Формирование понятия спряжение и первичных умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию. | Наглядный метод Словесный метод – беседа. Наглядный метод – учебник. Практический метод – работа в учебнике, чтение.
| И Ф | СЛАЙД -Мы с вами говорили, что в зависимости от личных окончаний глаголы можно разделить на 2 группы. - А как вы думаете, сколько тогда спряжений может быть у глаголов?
-Посмотрите на странице 77 текст в рамке, сверим наши предположения с тем, что нам предлагают авторы. Прочитайте про себя правило в рамке и текст под рамкой рядом с восклицательным знаком. - Сколько спряжений в русском языке? -Как будем обозначать спряжение глаголов? – На что необходимо обратить внимание, чтобы определить к какому спряжению относятся глаголы? -Какое должно быть окончание у глагола? -Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях буква е (-ё), а в 3 лице мн.ч. –ут (-ют) – I спряжение, в окончаниях буква и, а в 3 лице мн.ч. –ат (-ят) – II спряжение - Есть способ быстрее запомнить правило. Может быть, кто-то из вас догадался? Внимательно посмотрите на экран. Кто может предложить легкий способ определения спряжений глагола? - Совершенно верно, так тоже легко запомнить. -А может ли глагол перейти из одного спряжения в другое? -Спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола?
|
2
2 Римскими цифрами: I и II.
на окончание
Ударное
( В букве «Е» одна наклонная прямая – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две наклонные прямые, римская цифра II.
Нет
Постоянный | Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других
|
VII. Первичное закрепление (5-7 мин)
| Закрепление усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, развитие логического мышления.
| Словесный, наглядный метод
Наглядный метод –материал учебника, записи на доске. Практический метод – работа в учебнике над упражнениями.
| Ф | СЛАЙД -А теперь, чтобы закрепить понятие о спряжение, которое вы сегодня узнали, выполним задание. - Выпишите глаголы I спряжения в 1 столбик, а глаголы II спряжения во второй столбик, выделите окончания.
(упр.250, с.78 по времени) |
| Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в письменной форме Познавательные УУД: Определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
|
VIII. Подведение итогов урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
| Проверить знания, полученные на уроке | Наглядный, фронтальный, словесный метод - опрос, АМО «Знаем-хотим узнать узнали», практический метод – дают характеристику своей деятельности фразеологизмом.
| Ф | - Итак, какая была тема урока? - Какие были задачи нашего урока? - Продолжим заполнение таблицы
- Что мы узнали на уроке? (заполняем таблицу в столбе «Узнали») – Что такое спряжение?
- Что еще узнали о спряжении? - Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? – Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения,? - Какую – II спряжения? Спряжение – постоянный или непостоянный признак глагола? -Спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может. – Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Посмотрите на экран. Перед вами три фразеологизма. Выберите1 из 3 фразеологизмов, которые характеризуют вашу работу сегодня на уроке. Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами И запишите его в тетрадь.
| (узнать что такое спряжение, какое бывает спряжение у глаголов, научиться определять спряжение глаголов) см.таблицу хотим узнать
Мы узнали, что такое спряжение. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени Глаголы бывают 1спр. и 2 спр.
В I спряжении в окончаниях буква – е,
II спряжении – и
Постоянный | Коммуникативные УУД: аргументировать свое мнение с помощью полученных знаний Личностные УУД: Способность к самооценке, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
IX. Домашнее задание (1 мин)
| Повторение, закрепление и обобщение материала, пройденного на уроке, дома, | Словесный метод - объяснение, пояснение |
| Выучить правило на с.76-77 наизусть. На выбор упр.250, с.78 или упр.1, с.107 Урок окончен. Спасибо за работу! |
|
|