Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сенникова Дарья Андреевна

Дата:  28.03.2023                                                                                                                                       

Школа: МБОУСОШ №1                                                                                                              ФИ студентов: Шаландина Ю.А, Сенникова Д.А.

Класс:                                                                                                                                        ФИО методиста: Ткаченко Е.А

Кабинет: 201

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

 

Тема: Звуки [л], [л]. Буква Л л.

 

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о согласных согласных звуках и буквы [л] и [л] и уметь их различать.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

  • формирование умения отличать букву Л, л, среди других букв;
  • формирование умения определять место звуков [л], [л’]  в слове, обозначать их буквой;
  • формирование умения читать слоги и слова с  буквой Л, л;
  • формирование умения  выполнять звукобуквенные сопоставления.

 

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • осознавать роль языка в речи людей, быть толерантным к чужим ответам;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        28.03.2023                                                                                                

Школа: МБОУСОШ №1                                                                                ФИ студентов: Шаландина Ю.А, Сенникова Д.А.

Класс:                                                                                                 ФИО методиста: Ткаченко Е.А

Кабинет: 201

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: Звуки [л], [л]. Буква Л л. 

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о согласных согласных звуках и буквы [л] и [л] и уметь их различать.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование умения отличать букву Л, л, среди других букв;
  • формирование умения определять место звуков [л], [л’]  в слове, обозначать их буквой;
  • формирование умения читать слоги и слова с  буквой Л, л;
  • формирование умения  выполнять звукобуквенные сопоставления.

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • осознавать роль языка в речи людей, быть толерантным к чужим ответам;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Тип урока: «открытие» нового знания.

УМК:  учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть (автор В.Г. Горецкий), презентация.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

(1мин)

Приветствует обучающихся.

-Здравствуйте, ребята.

Мы урок наш начинаем

На столе мы проверяем:

Все ль в порядке?

Все ль на месте?

И урок начнем мы вместе!

Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные: развитие мотивов

II. Актуализация знаний и мотивация

Повторение пройденного материала

На какие две группы делятся звуки? (согласные и гласные)
- Почему гласные так называются? ( они состоят из одного голоса)
- Какие гласные мы изучили? (а, о, у, ы, и)
- Почему гласную «и» мы поставили на ленте букв отдельно от всех гласных? (она указывает на мягкость согласных впереди ее стоящих )
- Какие согласные буквы мы уже изучили? (с, к, т, н)
- Какая буква стоит отдельно от всех изученных согласных? Почему? (н, она обозначает звук)

-Ребята! С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие звуки она может обозначать?

-Посмотрите на мои карточки, красную и синюю. Смотрите, если я поднимаю синюю, то мы произносим  звук [т], а если красную, то звук [т’]

-А теперь поступим так: у вас есть звуковые схемы на столе, давайте используем их для построения схемы

- Сейчас составим из наших схем слова, на составление каждого слова вам будет даваться 5 секунд. Готовы?

Машина, Нина, оса, котик.

Речевая разминка

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Вспоминают прошлую тему.

Отвечают на вопросы поставленные учителем.

Слушают учителя.

-согласные и гласные;

-они состоят из одного голоса;

-а,о,у,ы,и;

-она указывает на мягкость согласных впереди ее стоящих;

-с,к,т,н;

-н, обозначает звук

-Т, [т] [т’]

Повторяют звуки за показом соответствующих карточек.

Составляют звуковые схемы слов.

Регулятивные УУД: формирование способностей регулировать свою деятельность, понимать и сохранять учебную задачу; формирование умений оценивать совместно с учителем свою деятельности и деятельность сверстников, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: формирование умений высказывать свою точку зрения, уважать мнение других, анализировать, вести диалог, умений работать самостоятельно.

Постановка учебной задачи

Послушайте стихотворение и скажите, какие согласные звуки произносятся в нём чаще всего.

  Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывёт.
Луна. Лучится как латунь, 
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.

– Какие звуки звучат чаще? 

-Как, вы, думаете, какая же тема нашего урока?

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя.

-звуки [л] и [л’];

-звуки [л], [л’], бу;

-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой «Л» и будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и словах.

Регулятивные УУД: формирование способностей регулировать свою деятельность, понимать и сохранять учебную задачу; формирование умений оценивать совместно с учителем свою деятельности и деятельность сверстников, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД: формирование умений высказывать свою точку зрения, уважать мнение 

IV. Открытие нового знания

Открытие у учеников новых сведений.

Ребята, отгадайте мою загадку.

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

 Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…

-Вася в класс принес цветы

Небывалой красоты.

Лепестки как из пластмассы

У цветов Василия.

Дайте поскорее вазу,

Он поставит ...

На доске появляется картинка луны и лилий. Картинка подписана: Луна, Лилии.

- Давайте посмотрим на наше слово, какая буква нам еще не знакома?

-Так, значит, какая тема нашего урока сегодня?

1) Работа над значением слов, из которых будут выделены изучаемые звуки.

- Послушайте загадку и отгадайте ее:

Мы за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.

- Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)

- Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)

- Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)

- Хорошо. Послушайте вторую загадку:

Еду, еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.

- Кто отгадал? О чем эта загадка?

Что мы называем словом "руль"? (руль - это предмет, с помощью которого управляют велосипедом, автомобилем)

2) Составление схемы слова

- А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову "стол". Докажите.

- Какая схема подходит к слову "руль"? Докажите.

3) Характеристика звуков. Наблюдение за артикуляцией [л] и [л'].

- Давайте произнесем последний звук в слове "стол".

- Докажите, что это согласный.

(звук [л] - согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)

- Произнесем последний звук в слове "руль".

- Докажите, что это согласный.

- Звуки [л] и [л'] разные или это один и тот же звук?

- Это разные звуки: [л] - твердый, а [л'] - мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л'] - мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.

4) Упражнение в слушании и произношение звуков в словах.

Учащиеся получают новый материал.

Отвечают на вопросы.

-Луна

-Лилии

Формулируют тему урока.

-Тема нашего урока Буква Л и её звуки

(К слову "стол" подходит первая схема, потому что в слове "стол" один слог и на схеме один слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [л] - он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)

(К слову "руль" подходит вторая схема, так как в слове "руль" слышу один слог и на схеме один слог. Произношу слово [рул']. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова слышу

Звук [л'] - он согласный, мягкий, находиться вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом. Произношу все слово по схеме [рул'].)

Предметные: формировать умения определять звуки [л], [л'], находить их в звучащей и письменной речи, давать им характеристику, делать схемы.

Познавательные УУД: формирование умений получать и анализировать информацию, сопоставлять ее с уже имеющимися знаниями, осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД: формирование умений высказывать свою точку зрения, уважать мнение других, анализировать, вести диалог, умений работать самостоятельно, в паре.

Регулятивные УУД: формирование умений оценивать совместно с учителем свою деятельности и деятельность сверстников, вносить коррективы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

Организация деятельности обучающихся по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма решения

- [л], [л’] это гласные или согласные звуки?.

- Почему?

- Эти звуки звонкие или глухие? Давайте закроем уши и попробуем произнести.

- Поочередно произносим каждый звук, задавая вопросы: Он твердый или мягкий? Давайте его еще раз все вместе произнесем.

Что мы можем сказать про эти звуки? Какие они?

Проверим себя по таблице.

Задание : «Прочитайте слоги и слова с буквой Л»

АЛ     ОЛ    УЛ    ЫЛ     ИЛ     ЕЛ

ЛА     ЛО     ЛУ     ЛЫ     ЛИ     ЛЕ

ЛАМПА              ЛЕНТА                ЛИМОН

ЛАПША             ЛЕНТЯЙ             ЛЕСНОЙ

- Игра: «Замени букву»

В словах, которые я назову, замените звук «р» на «л», а где услышите «л» на «р».

Рама, репка, рожь, колобок, Марина, лис, рожки, игра, жалко, Арина.

Работа в парах.

- Озвучьте картинку и составьте звуковые схемы к словам.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

- Согласные

- Есть преграда во рту, язык упирается в верхние зубы.

-Звонкий

-Парные по твердости-мягкости.

Дети смотрят на таблицу, расположенную над доской, приходят к выводу, что были правы.

-Читают слоги и слова.

Лама, лепка, ложь, коробок, малина, рис, ложки, игла, жарко, Алина.

Делятся на пары.

Выполняют задание, составляют звуковые схемы к словам.

Лужа, лента, Лилия, лиса, лифт

Самостоятельная работа с самопроверкой

Рефлексия

Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?

- Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л'] )

- Какие это звуки?

 

Давайте оценим свою работу на уроке, раскрасьте осенний листочек соответствующим цветом:

Зеленым- если у вас все получилось и вам все понравилось;

Желтым- если у вас возникали трудности при выполнении заданий, или вам что-то не понравилось;        

Красным- если вам не понравилось ничего и вы, ничего не поняли.

 

Анализтруют итоги своей работы.

мы познакомились с буквой «эль».

-Буква «эль» обозначает звуки [л] и [л'].

-Звук [л] - согласный, твердый, а звук [л'] - согласный, мягкий

 Оценивают свой работу в целом, на листах самооценивания, поднимают руки

Предметные: формировать умения определять звуки [л], [л'], находить их в звучащей и письменной речи, давать им характеристику, делать схемы.

Познавательные УУД: формирование умений получать и анализировать информацию, сопоставлять ее с уже имеющимися знаниями, осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД: формирование умений высказывать свою точку зрения, уважать мнение других, анализировать, вести диалог, умений работать самостоятельно, в паре.

Регулятивные УУД: формирование умений оценивать совместно с учителем свою деятельности и деятельность сверстников, вносить коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по обучению грамоте (чтение) УМК Школа России буква В,в

урок по обучению грамоте с учетом ФГОС...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

конспект урока математики в 1 классе умк школа россии десятичный состав чисел 11-20 и презентация к уроку

конспект урока математики в 1 классе. умк "школа россии " Тема: "Десятичный состав чисел 11-20 ". Презентация к уроку содержит  логическое задание (устный счет) и две авторские интерактивные дида...

Открытый урок по обучению грамоте по ФГОС "Школа России" по теме: "Буква Ф,ф звуки [Ф] и [Ф`]

Урок построен в игровой форме. Ставит перед собой обучающие задачи - ознакомление С буквами Ф и ф и соответствующими звуками....

Конспект урока по математике 4 класс УМК Школа России Тема урока: Таблица единиц времени

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, сотрудничать;2. Способствовать развит...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....