Конспект урока "Окончание как изменяемая часть слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Панферова Эльнара Ермековна

Конспект урока "Окончание как изменяемая часть слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь друг другу, а теперь улыбнитесь мне.

Присаживайтесь.

Меня  зовут  Панферова Эльнара Ермековна.  

Я  приехала  к  вам из  города Энгельса  в  ваш родной  город  Саратов (в ваш лицей), чтобы провести  урок  русского  языка (на экране машина)

-Кто мне подскажет, какое сегодня число?  Запишите, пожалуйста, число в ваших рабочих листах.

Месяц  и  классная работа  у  вас  уже  записаны.

-Ребята, а в гости я к вам пришла не одна, а с игрушкой.

Она сейчас вам сама представится  (голос матрёшки Маши).

Матрешка Маша будет сегодня моей помощницей в проведении урока.

Назовите первую букву в слове матрёщка (буква эм).

И задание от нашей матрёшки Маши – прописать строчную букву м до середины строки

(учитель показывает написание буквы  м на строке).

(учитель следит за наклоном тетради, расположением ручки в руке,  за  посадкой детей!!!)

Кто запомнил имя матрёшки?

(Маша)

Назовите первую букву в слове Маша (буква эм).

Мы напишем строчную или заглавную букву в имени?

(заглавную)

Пишем заглавную букву М с середины до конца строки .

(учитель показывает написание буквы М на строке).

Вы – молодцы! Отлично выполнили задание матрёшки Маши.

                                                                                                                                         

             

Записывают только число в рабочих листах

Прописывают строчную и заглавную букву м, М.

Коммуникативные УУД:

слушать, отвечать и реагировать на реплики адекватно речевой ситуации

Личностные УУД:

развивать познавательный интерес, формировать чувство доброжелательности, приветливости.

2.

Актуализация знаний.

 -Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску.

У нас записано два предложения.

- Кто выразительно прочитает первое предложение? (второе предложение)?

Матрёшка  в гости к нам пришла.

Матрёшки в гости к нам пришли.

- Внимательно посмотрите на первые слова в предложениях. Что вы можете сказать?

- Внимательно посмотрите на последние слова в предложениях. Что вы можете сказать?

Что у нас изменяется в словах?

(дети должны рассказать  правило об окончании, которое было вчера на уроке)

  -Да, лексическое значение остается прежним, только изменяется окончание. Поменялась форма слова.

(учитель  выделяет маркером окончания  в словах: матрёшка-матрёшки, пришла-пришли)

Говорю тему урока: «Изменение формы слова с помощью окончания».

(на доску прикрепляется табличка: ТЕМА)

 

Дети читают предложения.

Окончание

Познавательные УУД: 

анализ структуры игры;

 - строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:  учитывать мнение партнера, формулировать собственное мнение.

3.

Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, есть ли у матрёшки подружки-сетрички?

-Давайте познакомимся  со второй сестрицей.

Звучит голос матрёшки Глаши.

И задание от  неё.

Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

-Ребята,  посмотрите  какие  красивые  цветы  изображены  на платках  и  на  передниках наших матрёшек.

 

Задание  №1.

 «Один – много»


Ромашка – ромашки.

(на доске уже записано)

Мак – маки.         

Роза – розы.

Итог.

Изменяем  форму  слова  с помощью окончания: был один цветок,  а  стало  много.

Повторяем правило.

Вы – молодцы! Отлично выполнили задание матрёшки Глаши.

На рабочих листах дописывают:

маки

розы

Выделяют окончания!

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные УУД:

слушать, отвечать и реагировать на реплики адекватно речевой ситуации;

Регулятивные УУД:

владеть целеполаганием, постановкой учебных целей и задач;

Личностные УУД:

развивать познавательный интерес, формировать чувство доброжелательности, приветливости.

НЕЙРОГИМНАСТИКА ( «ОК-КЛАСС»)

4.

Реализация проекта.

Первичное закрепление.

На  крыльцо  резной  избушки

Вышла  третья  из  подружек.

Звучит голос матрёшки  Мани.

Задание  №2.

«Наблюдаем   и  изменяем»

Прочитайте  словосочетания. Грамотно ли они написаны?

Что  необходимо изменить?

Задание на экране:

Думаем (о ком?)  Маня.

Ждём (кого?) Маня.

Радуемся (кому?) Маня.

Любуемся (кем?) Маня.

Выполняют задание:

Думаем (о ком?)  о  Мане.

Ждём (кого?) Маню.

Радуемся (кому?) Мане.

Любуемся (кем?) Маней.

Итог.

Изменяем  форму  слова  с помощью окончания, чтобы связать слова по смыслу.

Вы – молодцы! Отлично выполнили задание матрёшки  Мани.

Меняют по смыслу Маню

Выделяют окончания!

Коммуникативные УУД:

умение строить монологическую речь, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД:

умение находить нужную информацию, выделять главное.

5.

Самостоятельная работа.

Раскрываешь   расписную,

Глядь - а в ней ещё одна,

И похожа на большую -

Распрекрасная  краса!

Звучит  голос  матрёшки  Марфы.

Задание  №3.

«Слово  потерялось»

Прочитайте  предложения.

Какое  слово  потерялось?

Почему  матрёшка Марфа подобрала нам пословицы о труде?

Итог.

Изменяем  форму  слова  с помощью окончания, чтобы связать слова по смыслу в предложении.

-Терпенье  и  ___  всё  перетрут.

-Без ____  не  выловишь  и  рыбку из  пру да.

-Человек   _____  велик.

Проверка.

-Терпенье  и   труд   всё  перетрут.

-Без труда  не  выловишь  и  рыбку из  пру да.

-Человек   трудом   велик.

Запишите  последнюю пословицу по памяти.

Проверка выполнения задания.

Вы – молодцы! Отлично выполнили задание матрёшки Марфы.

 Коммуникативные УУД:

учимся оформлять свои мысли в устной форме.

Наш  урок   подходит к концу.

Давайте  поблагодарим матрёшек за интересные  задания   и  подведём  итог  урока.

Матрёшка  в  гости  к  нам пришла.

Матрёшк? в гости к нам пришл?.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, а теперь переверните рабочий лист. У вас изображена матрёшка. Дорисуйте, пожалуйста, улыбку те, у кого всё получилось и поняли тему.

Дорисуйте прямой рот те, кто что-то не понял и что-то не получилось.

И рот с уголками, опустившимися вниз те, кто ничего не понял и нужно ещё с этой темой поработать.

Ребята рисуют улыбки на лицах матрёшек на оборотной стороне рабочего листа. И встают

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия. Регулятивные УУД:

выделять и осознавать то, что уже усвоено; Личностные УУД:

развивать познавательный интерес, формировать чувство доброжелательности, приветливости.

7.

Оценки.

Озвучиваю оценки за урок

8.

Домашнее задание.

-Ребята, а домашнее задание у вас на оборотной стороне рабочего листа.

  1. Раскрасьте  цветными  карандашами свою матрёшку.
  2. Выучить правило (учебник надо посмотреть)
  3. Упражнение (учебник надо посмотреть)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-ем классе " Изменяемая часть слова - окончание"

Методическая разработка урока по русскому языку в 3-ем классе по программе "Школа России"....

«Окончание – изменяемая часть слова»,

Задачи и цели урока:1.Формировать представление об окончании и основе.2. Ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: окончание, нулевое окончание, разные формы одного ито...

Конспект урока "Приставка как часть слова"

конспект урока "Приставка как часть слова"...

Окончание – изменяемая часть слова.

Окончания не образуют новое слово, а меняет его форму....

Окончание - изменяемая часть слова

Учащиеся должны знать, что окончание - это часть слова, которая изменяется при изменении формы слова; уметь употреблять слова в предложении в нужной форме; наблюдать над словом, формулровать учебную з...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...