Чему учит сочинение: влияние сочинения на психологическое развитие учащихся
статья по русскому языку

Сажина Евгения Эдуардовна

На уроках русского языка и литературного чтения всегда уделялось большое место формированию навыков связной речи. Данный  вид деятельности очень многогранен. Один из способов развития речи  — написание сочинений разных видов. Обучение детей  написанию сочинений разных жанров проводится на протяжении всех школьных лет.

 А чему же учит сочинение? Влияет ли и как на развитие учащихся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1.1.1.

Чему учит сочинение: влияние сочинения на психологическое развитие учащихся

На уроках русского языка и литературного чтения всегда уделялось большое место формированию навыков связной речи. Данный  вид деятельности очень многогранен. Один из способов развития речи  — написание сочинений разных видов. Обучение детей  написанию сочинений разных жанров проводится на протяжении всех школьных лет.

 А чему же учит сочинение? Влияет ли и как на развитие учащихся?

  Методические труды А. Д. Алферова и В. В. Голубкова положили начало пониманию сочинения школьника как результата творческой деятельности учащегося и способствовали развитию представления о сочинении как творческой работе. Тема творчества, творческого мышления очень актуальна в данный момент.  Первоначальный толчок к развитию личности, к развитию мышления и способностей происходит в начальной школе.
Ещё несколько лет назад считалось, что ребёнок 7-9 лет неспособен к абстрактному мышлению. Последние исследования психологов доказали, что это не так. Ученик начальной школы способен мыслить абстрактно.
Одним из самых удачных средств для развития мышления и креативности ребёнка, воспитания интереса к русскому языку и его возможностям, воспитания любви к родному языку является сочинение.  

Что такое сочинение?  С одной стороны, сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему,  с другой  небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

 Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения – накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.
Сочинение придаёт смысл всем урокам родного языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения ученика.

. Задачей учителя является лишь то, как правильно направить, чтобы способности ребёнка помогали ему развивать себя, чтобы ему было интересно учиться и работать над собой.

Для  этого, нужно лишь подобрать упражнения и вопросы, которые помогут ребёнку полнее раскрыть себя в тексте, раскрепостят его язык и его мысли.

Программа «Перспективная начальная школа», по которой я работаю 13-ый год, предусматривает систему упражнений по развитию связной письменной речи.

Сочинение начинается с первых уроков в 1 классе в виде небольших устных рассказов, оно постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу – не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников. Дети учатся устно передавать содержания небольших произведений. Учатся различать малые жанры фольклора (загадка, скороговорка, считалка, небылица).  Сочинять докучные сказки, загадки по рисункам. Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассником, были бы выражением его собственной мысли, своего чувства, результата  жизненного опыта, переживания.

Ребята, начиная со второго класса, работают в специальных учебниках, учатся выделять части в тексте и правильно оформлять их на письме, озаглавливая их, составлять план текста, учатся анализировать смысловую структуру текстов разного характера – художественных, учебных, научно – популярных. Знакомятся с текстом-описанием  и текстом-повествованием.

В учебнике  3 класса содержится немало упражнений, включающих в написание сочинения по картине с использованием описания и повествования.  Сочинение по картине - эффективное средство развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно – речевых умений. Оно развивает внимание и наблюдательность, направляет мысль детей. Репродукции с полотен известных художников обогащают знания ребят об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
В 4-м классе появляются новый жанр сочинения - рассуждение. Рассуждение — наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно. Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать  оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.

 Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность.
Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», редактируют, совершенствуют текст.
Сочинение ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю и жанрам, и по тематике, по степени самостоятельности и творческого вклада, по применяемым методам и приёмам.

А чему же учит сочинение? 

Значение сочинения для учащихся определила известный русский методист М. А. Рыбникова: «Сочинения... раскрывают внутренний мир ученика — они, следовательно, служат для учащихся методом их самопознания, а для учителя — средством обнаружения этого мира, а через его раскрытие и методом воспитательного воздействия на учащихся».  

Принято считать, что воспитательный эффект сочинения определяется выбором его темы.
Роль темы, содержания сочинения важна.  Воспитательная сила сочинения зависит и от заинтересованности школьников, и от степени самостоятельности ученика; и от позиции автора-ученика, от его замысла. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности.

 Приведу несколько цитат из ученических работ, которые, думаю, хорошо иллюстрируют мысль М. А. Рыбниковой.

Сочинение на тему: «О чем мне  рассказала старая фотография?». Эта фотография дорога всей нашей семье. На ней моя бабушка и мой папа, только еще маленький. Я считаю, что без прошлого - нет будущего!» (Алина Карпова).

«Моя мама часто смотрит на эту фотографию, а иногда и плачет. Ведь на ней бабушка, мамина мама, которой уже нет с нами. Но я теперь буду знать, и помнить ее» (Света Богатикова).

Сочинение на тему: «Уголок родной».  « Место, где я живу, называется Балей. У нас необычная природа: скромная, но красивая. Если бы к нам приехали гости, я бы показала им нашу речку и парк» (Света Куртова).

Сочинение «Чем славится мой город?» « В моем городе,  когда то добывали золото. И было его столько много, что у всех была работа» ( Подойницына Ксюша)

Сочинение по картине «Дети» Н. Богданова -  Бельского.  «Плохо жили мои сверстники в прошлом. Они рано становились взрослыми. Моя жизнь совершенно не похожа на жизнь этих мальчиков.» (Журина Ксюша)

Сочинения младших школьников эмоциональны, патриотичны, проникнуты гуманностью, уважением к труду, науке, культуре, к подвигу, к благородству. Сочинение вовлекает школьников в познание жизни человека и общества, в разрешении нравственных проблем, учит понимать прекрасное.

 

Сажина Е. Э., учитель начальных классов

МБОУ НОШ№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нам есть чему учить, нам есть чему учиться

Эссэ учителя о  системе развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях введения ФГОС...

Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)

В данный материал включен урок с презентацией.Дан подробный план урока с дополнительным материалом:стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.Урок сопровождается презентацией, ...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников

Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Конспект урока. Обобщение по теме: "Чему учит экономика.Развитие экономики".

В данном конспекте идет обобщение информации по изученному материалу. Ученикам предлагается возможность проверить и укрепить свои знания, а также узнать дополнительные интересные факты. На таком уроке...

Презентация по теме: "Чему учит экономика.Развитие экономики".

Данная презентация является вспомогательным материалом к конспекту урока по теме: "Чему учит экономика. Развитие экономики"...