Открытый урок по теме "Тематические группы слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Открытый урок по теме "Тематические группы слов" для 2 -го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
![]() | 819 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ»
Разработала учитель начальных классов:
Артамонова С.В.
(II категория)
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Тема: тематические группы слов
Продолжительность: на изучение темы отводится 1 урок - 45 минут
Класс: 2 «В»
Технологии: ИКТ, обучение на основе учебных ситуаций, уровневая дифференциация, игровая.
Метод: частично-поисковый
Тип проблемной ситуации: подводящий к теме диалог.
Средства развития: работа в группах, работа в парах, работа с вопросами причинно-следственного характера.
Аннотация: Урок русского языка во 2 классе по программе УМК «Перспектива».Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. На уроке у учащихся формируется умение классифицировать слова по тематическим группам, дополнять группы своими словами. Эта тема позволяет активизировать словарный запас учащихся и обогащать его словами разных групп, развивает логическое мышление при классификации на основе лексического значения. Учитель совместно с ребятами изучает учебный материал. В процессе работы происходит смена деятельности учащихся: самостоятельно работают с учебником, находят ответы на вопросы, работают в группах, в парах с нетбуком. На уроке была использована презентация для постановки темы и целей, проверки заданий.
В конце урока подведение итогов.
Цель: создание условий для развития умения классифицировать слова по тематическим группам по общему признаку, а также их формировать.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)
Предметные результаты:
- распределять слова по тематическим группам;
- дополнять тематические группы своими словами;
- находить общий признак, по которому слова объединены в общую группу;
- обогащать и активизировать словарный запас словами разных тематических групп;
- строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учиться определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- соотносить выполненное задание с эталоном;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в том числе и в гипермедийной форме;
- развитие самооценки обучающимися результатов своей деятельности
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации;
- проводить анализ, группировку, классификацию;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие.
Коммуникативные:
- использовать простые речевые средства для общения на уроке;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- отвечать на вопросы учителя, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ;
- работать в паре, в группе.
Личностные:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- формирование положительного отношения к учёбе;
- анализировать и осмысливать свои достижения;
- формирование чувства сопереживания.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Вам ребята доброго дня и хорошего настроения. | Включение в учебную деятельности. Формирование положительного отношения к учёбе. |
2.Актуализация знаний. Подводящий к теме диалог. ( слайд 2) -Ребята, скажите на что похоже изображение на экране? -Что есть у каждой карты? -Наша карта необычная, но на этой карте тоже есть области. Как они называются, мы узнаем на уроке. -Название карты и будет тема нашего урока. -Для этого нам нужно выполнить задание. Чистописание. у г п ы р п Откроем тетради. Подпишем число, классная работа - Какие буквы у вас прописаны? Составьте из букв слово? (группы) (2 слайд) -Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое родное … (слово) (4 слайд) - Ребята помогите мне определить сколько здесь слов. Огурецкапустакартофельморковь. -Какая орфограмма объединяет все эти слова? Запишите слова, подчеркните непроверяемую безударную гласную. Проверка (5 слайд) -Можно сказать, что у нас получилась группа слов. - Какой у этих слов общий признак? -Вы хотите узнать, как называются группы слов, которые объединены общим признаком. Откроем учебник стр. 39 (слайд6) -Прочитаем тему урока. Каждая область – это тематическая группа слов (слайд 6) -Подскажите, кто к нам пришёл в гости? (Винни-Пух) -Но он не знает, в какой области ему поселиться. Поможем ему. -Сначала определим цели урока. #1062;ели урока: (7слайд) Делить… Объединять… Находить общий признак
| Изображение на экране похоже на карту. У каждой карты есть название. Формулируют собственное мнение и позицию, отвечают на вопросы учителя. Написание букв. Составляют слово. Проводят анализ, группировку. Записывают слова, подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Познавательные: #1054;существлять поиск нужной информации; #1055;роводить анализ, группировку, классификацию; #1050;онтроль и оценка процесса и результатов деятельности; #1057;троить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; #1054;существлять подведение под понятие. Предметные: находить общий признак, по которому слова объединены в общую группу; Регулятивные: Учиться определять цель учебной деятельности с помощью учителя; Принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: Использовать простые речевые средства для общения на уроке; Формулировать собственное мнение и позицию; Отвечать на вопросы учителя, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ Личностные: формирование чувства сопереживания |
3. Открытие нового знания. У Ивана Ивановича Самоварова для нас всегда есть сообщение. -Прочитайте его, и оно поможет вам ответить на вопросы. (8 слайд) -Что можно сделать со словами? -Какие тематические группы выделил Самоваров? -Какие тематические группы предложили бы вы? -Выполним задание, которое нам предлагает Самоваров и откроем первые две области на нашей карте (слайд 9) Прочитаем еще раз первую цель нашего урока. -Рассмотрите рисунки -Назовите предметы -На какие две большие группы можно разделить наши слова? - Две области мы уже открыли. -Можем ли мы поселить Винни-Пуха или найдём ему более подходящею область? -Это решим в конце урока, а сейчас двигаемся дальше. | Предметные: распределять слова по тематическим группам Регулятивные: соотносить выполненное задание с эталоном Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; проводить анализ, группировку, классификацию; Коммуникативные: Использовать простые речевые средства для общения на уроке; Отвечать на вопросы учителя, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Упр. 55 -Прочитаем задание -Какие тематические группы нам даны. Запишите слова к своей тематической группе. Проверка. (Один ученик выходит и читает слова, другие слушают и дополняют).
На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо-влево наклонялись И обратно возвращались. | ФОУД: в группах Предметные: распределять слова по тематическим группам Познавательные: Проводить анализ, группировку, классификацию; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: Использовать простые речевые средства для общения на уроке; Отвечать на вопросы учителя, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ Личностные: анализировать и осмысливать свои достижения; |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Ребята, посмотрите на карту, есть ли среди них области, в которой мог бы приземлиться наш герой. Тогда продолжаем наш путь. -Какая была вторая цель? Работа в парах. Выполнение задания на нетбуках. (Учащиеся, которые выполнили задание первыми, получают карточку. Зачеркни лишнее слово. Друг, враг, товарищ. Зима, весна, март. Дождь, мороз, врач. Мальчик, замок, юноша.) -Как объединяли слова? -Сколько тематических групп получилось? -Какие слова записали в группу люди, одежда, космос? Проверка. (слайд 10) | Объединять слова в группы. ФОУД: в парах Предметные: обогащать и активизировать словарный запас словами разных тематических групп. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: проводить анализ, группировку, классификацию; строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: работа в паре. |
7. Включение в систему знаний и повторение. Упр. 54 Вспомним 3 цель. -Прочитайте задание. -Что вам нужно сделать? Ученики первой группы могут придумать и дописать к каждой группе своё слово. -Какое слово может быть общим для всех групп слов? -Ребята, посмотрите, все ли области открыты? Почему? - Вини-Пух так и не нашёл где ему приземлиться. Вспомните, где вы с ним встречались? -Винни-Пух герой мультфильмов, что ему будет более подходить: область «животные» или «мультипликационные герои». -Кого бы вы ещё поселили в эту область? (слайд 11) | Предметные находить общий признак, по которому слова объединены в общую группу; Регулятивные: соотносить выполненное задание с эталоном; Познавательные: проводить анализ, группировку, классификацию; Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; формулировать собственное мнение и позицию; отвечать на вопросы учителя, владеть диалогической формой коммуникации. |
8. Рефлексия. Какая тема урока? Какие цели урока? Какие тематические группы вы узнали? Кому мы помогли на нашем уроке? Винни-Пух очень рад и говорит вам, большое спасибо за помощь. | Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в том числе и в гипермедийной форме; Познавательные: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке; Личностные: анализировать и осмысливать свои достижения; |
Домашнее задание. 1)Распредели слова в три группы. Сорока, берёза, ворона, капуста, воробей, липа, дуб, свёкла, лук, осина, грач, морковь, картофель, тополь. Деревья Овощи Птицы 2) Прочитай. Спиши. Подбери к каждой группе слово с общим значением. Добавь к каждой группе своё слово. Строитель, учитель, повар – Ёж, медведь, заяц – Яблоко, груша, апельсин – Один, два, три – 3) Составь три тематические группы слов. Запиши по пять слов в эти группы.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
группы
группы слов
О гурец, к а пуста, к а ртофель, м о рковь.
Тематические группы слов
Цели урока Делить слова на группы. Объединять слова в группы . Находить общий признак, по которому слова объединены в группу .
Что можно сделать со словами? Какие тематические группы выделил Самоваров? Какие тематические группы предложили бы вы?
Тематические группы слов транспорт животные дни недели времена года учебные предметы люди космос одежда
люди космос одежда девочка ученик друг бабушка луна звёзды комета солнце костюм платье рубашка юбка
Тематические группы слов транспорт животные дни недели времена года учебные предметы люди космос одежда растения мультипликационные герои
Мультипликационные герои
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" . УМК "Планета знаний"...
Открытый урок по теме "Правописание слов с непроверяемой ударением гласной в безударном слоге."
Материал содержит технологическую карту урока,УУД,презентацию....

Открытый урок по теме "Сложные слова с буквой соединительного гласного" 2 класс УМК ПНШ
Конспект урока "Сложные слова с буквой соединительного гласгого" 2 класс УМК ПНШ...
Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Открытый урок по теме "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне"
методическая разработка открытого урока...
Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»
Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс
Формировть правильное представление о понятии корень слова....