Открытый урок по теме "Сложные слова с буквой соединительного гласного" 2 класс УМК ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока "Сложные слова с буквой соединительного гласгого" 2 класс УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_s_bukvoy_soedinitelnogo_glasnogo.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЛОБАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе
по теме
«Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
Подготовила и провела:
учитель высшей квалификационной категории
Пархоменко Т.В.
19 марта 2014 года
Аннотация.
Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Перспективная начальная школа» под редакцией Н.А. Чуракова. Данный урок первый по теме «Сложные слова», он является уроком открытия новых знаний . При подготовке к данному уроку были учтены индивидуальные особенности учащихся данного класса. Урок построен на восприятии через зрительный анализатор, в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.
На уроке вводится и закрепляется понятие «сложные слова», отрабатываются умения находить, составлять и правильно писать слова с двумя корнями.
Представлена презентация к уроку. Используется доска, карточки, наглядность. Структура урока построена на основе деятельностного метода и направлена на реализацию предметных, личностных и метапредметных результатов.
Тема | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. |
Цель урока | введение понятия «сложные слова»; формировать умение образовывать сложные слова |
Задачи | Образовательные: познакомить со способом образования сложных слов (сложением двух основ с помощью соединительных гласных и без них); расширять знания о составе слова; формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе; продолжить формирование учебно-информационных умений учащихся, умения выражать «открытое знание» в виде творческого продукта (схемы). Развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать коммуникативные умения и творческие способности через исследовательскую деятельность, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки. Воспитывающие: формировать умения учащихся работать индивидуально, в парах, малых группах; формировать коммуникативные умения учащихся ( включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос); воспитывать интерес к языку, слову. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Сложные слова |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Вид урока | урок-исследование. |
Методы обучения | Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
Метапредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, математика |
Техническое обеспечение: | компьютер, мультимедийный проектор |
Программное обеcпечение | Microsoft Power Point, Microsoft Word |
Оборудование: | Презентация, учебник « Русский язык» 2 класс Н.А. Чуракова, рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной работы № 2, листы - карточки |
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Устное сообщение учителя. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова, Но сегодня будь готов Сам открыть секреты слов. | Записывают дату, классная работа. Следят за посадкой при письме. | Видео СЛАЙД 1 | Уметь оформлять записи в тетради. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(Коммуникативные УУД). Целеполагание (Регулятивные УУД) Самоопределение (Личностные УУД) |
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания (4 мин) Словарная работа | На момент чистописания Я приготовила вам задание: В группах вы сейчас с друзьями Угадайте буквы сами. Предлагает поиграть в игру и отгадать, какие буквы надо записать. - Анишит Йокоповна приготовила для вас задание в РТ на с.44, упр.58 | Слушают стихотворение о букве. Собирают буквы в группах, называют их. Учащиеся пишут буквы о, е, слоги слова отец отчество Обмениваются тетрадями, оценивают работу соседа Выполняют задание Анишит Йокоповны в РТ на с.44, упр.58 Читают отрывок. Отвечают на вопросы. В толковом словаре работа над ЛЗ слова ФАМИЛИЯ Вписывают слово, ставят ударение и подчёркивают буквы, которые нужно запомнить. Записывают свою фамилию. | Игра «Угадай буквы» (Разрезанные буквы Е и О собирают в группах, называют их). - Итак, это буквы О, Е. Дайте характеристику этим буквам как звукам. -Что объединяет эти буквы? (Они гласные, орфограмма «безударные гласные»). -В каких случаях буква е обозначает два звука? - Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительного ъ и ь знаков. – Итак, чистописание. Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания? СЛАЙД 2 - Обменяйтесь с соседом тетрадями и обведите любым цветным карандашом самые удачные, красивые на ваш взгляд написанные буквы. СЛАЙД 3 Папа мама фамилия Прочитайте отрывок стихотворения. -Кто читал и знает название и автора этого произведения? (С.Михалков “Дядя Стёпа – милиционер”) -Какое слово пропущено? (Фамилия). -Что такое фамилия? -Где можно посмотреть значение слова? -Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и узнаем значение этого слова. СЛАЙД 4 Фамилия – наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени. -Впишите слово, поставьте ударение и подчеркните буквы, которые нужно запомнить. Запишите свою фамилию в тетрадь. - С какой буквы вы запишите свою фамилию? Почему? СЛАЙД 5 Моя фамилия … . | Уметь называть орфограммы с данными буквами. - Уметь подбирать однокоренные слова и разбирать слова по составу. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
III. Физкультминутка для глаз (2 мин) | Организует динамичную паузу. | Выполняют упражнения | Гимнастика для глаз «Филин» Закрыть глаза на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль, не моргать. | ||
IV. Постановка проблемного вопроса. Фиксация затруднения в деятельности (3 мин) | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | 2 ученика на доске пишут слово чистописание (чистописание, чистаписание) | Ребята, а у вас хорошее внимание и память? Сейчас мы это проверим. Вспомните, как пишется слово чистописание. - Что же получилось, слово написано по-разному? - Кто прав? - Какое затруднение у нас получилось? | Регулятивные УУД: 1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2.формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3. формируем умение прогнозировать | |
V. Построение проекта выхода из затруднения, постановка учебных задач. (4 мин) | Организует уточнение темы, постановку цели урока | Под руководством учителя формулируют цель и тему урока «Сложные слова» Составляют и проговаривают план действия с помощью учителя. | Видите, у нас появились разногласия. Давайте решать нашу проблему. - Что можете сказать об этом слове? Это сложное, интересное, необычное слово. -Какая тема урока у нас сегодня? СЛАЙД 6 Сложные слова - Какие цели вы поставите себе на уроке? - Какие знания и умения нам понадобятся на уроке? Мы должны узнать, как называются такие слова в русском языке. Как они образовываются и пишутся. СЛАЙД 7 План 1.Что такое сложные слова? 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ? | Уметь ставить цель урока и планировать работу на уроке. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Реализация построенного проекта. Совместное открытие нового знания. (5 мин) | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует устранение затруднений. | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Читают задание. | Давайте узнаем, что обозначает слово чистописание. -Сколько слов нам понадобилось, чтобы составить это слово? -Какую часть слова взяли у этих слов? Какие? - Как называется действие в математике которое имеет такой же корень, как и слово сложные? - Так что сделали с корнями слов? - Как называются такие слова? - Какая гласная понадобилась, чтобы соединить эти два корня? - Как называется такая гласная? | Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах. Уметь находить и корректировать свои ошибки. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VII. Первичное применение нового знания. (7 мин) | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Слушают задание. Вставляют в слова пропущенные буквы, выделяют корень. - Обозначают зеленым и синим карандашом звук, на который заканчивается первый корень в словах. Проверка по слайду 9 | Ответим на второй вопрос нашего плана. СЛАЙД 8 вод пад мор ход звёзд пад камн пад глаз мер пеш ход
- Какие гласные вы вставили? (-о-, -е-) - Какой вывод можем сделать? - Соединительная гласная о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных СЛАЙД 9 | Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах. Уметь находить и корректировать свои ошибки. Уметь образовывать новые слова путем слияния двух основ. | Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умение работать с информацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
VIII. Физкультминутка (2 мин) | Организует динамичную паузу. | Учащиеся выполняют действия. | Все встаём. Нашу разминку проводим так: если я называю сложное слово – вы хлопаете, если слово с одним корнем – вы топаете. Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход, утюг, пылесос, машина, самовар, пароварка. | ||
IX. Закрепление нового понятия (3 мин) | Учитель организует работу по закреплению пройденного материала. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Учащиеся устно образовывают слова. Записывают в тетрадь: лесопарк, лесостепь, лесозавод. | - Маша и Миша приглашает нас отправиться на экскурсию. СЛАЙД 10 - Вы знаете, где мы сейчас находимся? Но, может быть, вы знаете, как называется участок леса, который используется как парк? Правильно ЛЕСОПАРК. -Что вы сейчас сделали? (Образовали новое слово) -Как вы из двух слов образовали слово ЛЕСОПАРК? -А как называется земля между лесом и степью? ЛЕСОСТЕПЬ -Как называется завод по обработке леса? ЛЕСОЗАВОД -А комбинат по заготовке леса? ЛЕСОКОМБИНАТ -А как называется посадка леса? ЛЕСОПОСАДКА Сделаем вместе вывод. -Да, все эти слова называются СЛОЖНЫМИ, потому, что они сложены из двух слов. 3) -Давайте запишем эти слова и понаблюдаем, как же они образованы? Запись в тетрадь: лесопарк, лесостепь, лесозавод. | Уметь «раскрывать тайну» названия предмета. Происхождение слов Уметь правильно вставлять в слова соединительные гласные. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
X. Применение нового знания на практике (5 мин) Работа в группе | Организует самостоятельную работу. Учитель организует работу в группах. Учитель вывешивает карточки с названиями зверей из мультфильма. | Вспоминают правила работы в группе. Дети слушают песню, исправляют ошибки. | Работа по карточке По вариантам: назови одним словом, отгадай загадки Дополнительно тест. 1.Сложные слова у которых: а) 2корня. б) 1 корень 2.В сложных словах соединительные гласные: а) только о б) только е в) о е 3.Гласная о пишется после: а) твердых согласных б) после всех согласных 4.Гласная е пишется после: а) мягких согласных б ) после всех согласных. СЛАЙД 1. Выбрать капитана (спикера), выдать отличительный знак. 2. Команда получает задание. Капитан отвечает с места, группа помогает. 3. Если работа выполнена, поднять карточку «+» вверх. – работать дружно и активно; – уметь слушать и уважать друг друга; - уметь договариваться, искать общий ответ; – выслушивать ответы другой группы; - Ведь помогая другим, вы учитесь сами. Вместе учиться не только легче, но и интереснее. - Ребята, наш урок мы продолжим прослушиванием песни из м\ф «Маша и медведь». Внимательно слушайте слова песни, и особое внимание обратите на названия зверей, которые прозвучат в ней. -Названия каких зверей вы услышали? - Существуют ли такие звери в природе? Названия каких зверей соединила Маша, чтобы получить новые названия? На ваш взгляд, какие это слова? - Маша получила их непростым путём, она соединила (сложила) разные слова, может их можно назвать «сложными»? Исправьте ошибки, которые допустила Маша. | Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умение работать с информацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
XI. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание (2 мин) | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Слушают алгоритм выполнения д\з. Записывают домашнее задание: учебник с. 92, РТ с. 45 упр. 59 Оформляют самооценку учебной деятельности соответствующего цвета. | Подведём итог. -Скажите, какова была цель нашего урока? -Достигли ли мы этой цели? Научились это делать? -Что мы узнали нового на уроке? -Что знаем теперь хорошо? -Что смогли сделать сами? -Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд Молодцы! | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова, развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и г...
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»
Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока по теме "Буква Й. Перенос слов с буквой Й" 1 класс ПНШ
Сценарий урока предназнчен для учителей начальных классов, В уроке использованы материалы образовательной платформы Учи.ру....
Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс
Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...
Сложные слова с буквой соединительного гласного
Урок изучения и первичного закрепления нового материала...