"Род имен прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Мостыко Виктория Николаевна

Технологическая карта к уроку "Род имен прилагательных" Школа России, 3 класс, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_mostyko_v.n._rod_imen_prilagatelnyh.docx270.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Мостыко Виктория Николаевна

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения

Предмет: русский язык

Тема: «Род имён прилагательных»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Место и роль урока в изучаемой теме: Систематический курс предмета «Русский язык», раздел «Морфология», 1й урок

Цель и задачи урока: знакомство учащихся с понятием с «род имен прилагательных»; формирование умения  определять род имен прилагательных.

 Задачи:

Образовательные:

-создать условия для обучения учащихся определять род имен прилагательных, организуя самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом;

- учить определять род имен прилагательных.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать объекты (окончания имен прилагательных) для систематизации усвоенных знаний по теме «Род имен прилагательных»;

- развивать умение воспринимать и формулировать суждения при изучении темы «Род имен прилагательных»;

- развивать умение составлять алгоритм определения рода имен прилагательных;

- развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия;

- совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

- учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность своих действий.

Воспитательные:

- способствовать физическому воспитанию, развитию бережного отношения к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию: проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знают правило определения рода имен прилагательных

Умеют сравнивать имена прилагательные по окончаниям;

составлять алгоритм определения рода имен прилагательных;

определять род имен прилагательных.

  • совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;
  • учиться работать по алгоритму, проговаривать последовательность своих действий;
  • высказывать свои предположения на основе учебного материала;
  • сравнивать с образцом.
  • делать выводы о результатах работы, совместной работы класса и учителя.
  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • делать выводы на основе обобщения;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненных опыт;

  • слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в парах;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • принимать и осваивать социальную роль ученика;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • физическое воспитание, развитие бережного отношения к физическому и психическому здоровью;
  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;
  • осмысливать причины успеха в учебной деятельности;

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Фронтальная

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

На слайде – изображение солнца.

-В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку. Давайте выполним зарядку для рук:

Утро настало,   Солнышко встало.
- Эй, братец Федя, Разбуди соседа!
  
- Вставай, Большак!   Вставай, Указка! 
Вставай, Середка!  Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! 
Все потянулись.
  И проснулись.

 - А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

На слайде:

Четвёртое марта.    

Классная работа.

-Отгадайте загадку:

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

 

- Сегодня на уроке мы попробуем выполнить задания, и тем самым создать свой собственный нежный цветок. За выполненные задание вы будете получать по одной части подснежника и создавать композицию.

Погружаются в рабочую атмосферу.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Записывают дату.

Отгадывают загадку:

- Первый весенний цветок – подснежник.

 (Л) -принимать и осваивать социальную роль ученика;

- мотивация к учебной деятельности

(Р) -высказывать свои предположения на основе учебного материала;

Обучающиеся включились в работу.

Наблюдение

Минутка чистописания.

На слайде – буквосочетания.

- Запишите буквосочетания:

ый      ая      ое

-Ребята, что напоминают эти буквосочетания?

-Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.

- За работу вы получаете часть подснежника.

Записывают буквосочетания;

Отвечают:

- окончания имён прилагательных.

Опрос

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-организо

вать актуализацию умений учащихся;

- организо

вать выполне

ние учащимися пробного учебного действия;

- организо

вать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Фронтальная

На слайде записаны слова: сосулька, капель, снежок, день, солнце, небо, талый, яркое, синее, веселая, прозрачная, хороший.

-Прочитайте   слова.

-Какая тема объединяет эти слова?

-На какие 2 группы можно разделить слова?

-Как определили?

-Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите их в тетрадь.

-Определите род и число имён существительных.

На слайде – смысловые пары слов.

-Мы можем определить род у имён прилагательных?

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Определите тему урока.

- Какие задачи мы поставим себе на этот урок.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Когда вы составляли словосочетание, на что обращали внимание?  А как вы думаете, род И.Сущ. и И.Пр. будет отличаться?

-Давайте проверим.

На слайде записаны слова: желтый, песок, солнце, шапка.

Составьте словосочетания с прилагательным желтый……песок,   солнце,  шапка.  Что заметили?

-Давайте вернемся к предыдущему слайду и определим род имен прилагательных в словосочетаниях.

-Запишите в тетради род и число.

-Давайте прочитаем правило в учебнике и проверим наши предположения.

- Вы хорошо справились с заданием! Определили первый способ– по существительному. За работу вы получаете часть подснежника.

Отвечают на вопросы:

- Все о весне.

- Существительные и прилагательные.

- Задали вопросы.

Составляют смысловые пары:

Сосулька прозрачная;

Капель веселая;

Снежок талый;

День хороший;

Солнце яркое;

Небо синее.

- сосулька и капель (ж.р., ед.ч.), снежок и день (м.р., ед.ч.), солнце и небо (ср.р., ед.ч.).

- Нет.

Определяют тему урока:

- Род имён прилагательных.

Ставят учебные задачи:

- Узнать и научиться как определять род у имён прилагательных.

-Нет.

- Желтый песок, желтое солнце, желтая шапка.

- Имя прилагательное изменяется в зависимости от существительного.

- Сосулька прозрачная (ж.р.,ед.ч.),

капель веселая (ж.р., ед.ч.), снежок талый (м.р., ед.ч.),

день хороший (м.р., ед.ч.),

солнце яркое (ср.р., ед.ч.),

небо синее (ср.р., ед.ч.)

Читают правило:

- «Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

(Л) - мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

(П)- умение ориентироваться в своей системе знаний;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненных опыт;

Сталкиваются с проблемной ситуацией

Наблюдение, опрос

Работа по новой теме.

Изучение нового материала

Фронтальная, в парах

-Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.

-Обратите внимание на какой вопрос отвечает прилагательное женского рода? Мужского? Среднего?

-Какой вывод сделаем, как еще можно определить род имени прилагательного?

- Молодцы! Определили второй способ– по вопросам. За работу вы получаете часть подснежника.

-Есть еще один способ, по окончанию. Я вам предлагаю выполнить задание в парах. Заполнить таблицу родовых окончаний имен прилагательных.

-Заполните в парах таблицу «Изменение имён прилагательных по родам». 

Ж. р.            

М. р.            

Ср. р.

какая

какой

какое

- В 3 строке запишите окончания имён прилагательных.

-Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний.

- Сравните свои таблицы с таблицей на слайде.

(на слайде таблица)

-Кто-то допустил ошибки? Исправьте.

- Вы хорошо справились с заданием! Определили третий способ – по окончаниям. За работу вы получаете часть подснежника.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? 

- Давайте составим алгоритм. На слайде постепенно появляется алгоритм.

-Сделайте вывод, что нам нужно сделать чтобы определить род у И.Пр.?

 -Вы сами путём исследования вывели правило. 

- За работу вы получаете часть подснежника.

- сосулька (какая?)…

- Какая? Какой? Какое?

- По вопросам, которые задаем от имен существительных к именам прилагательным.

Составляют таблицу

Ж. р.            

М. р.            

Ср. р.

какая

какой

какое

- ая,

- яя    

- ый,

- ий      

- ое,

 - ее

Исправляют допущенные ошибки.

- Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному.

Составляют алгоритм.

Алгоритм.

1. Найди сущ., определи его род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

(Р)- учиться совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться работать по алгоритму, проговаривать последовательность своих действий;

- сравнивать с образцом.

 (К)Участвуют в диалоге, рассуждают, выдвигают свои гипотезы.

Практическаая работа

Наблюдение, опрос,

Физ.минутка (двигательная активность при выполнении задания)

Снятие физического  напряжения

Фронтальная

-Сейчас я буду вам называть словосочетания сущ. + прилаг.

-Если имена прилагательные женского рода – встают девочки, если мужского рода – встают мальчики, среднего рода – никто не встает.
Молодой сад, молодое дерево, молодая роща, интересная сказка, интересная книга, интересное стихотворение, горячий чай, горячая плита, горячее молоко, зеленый лук, зеленая трава, зеленое яблоко, дурной сон, чужая собака.

Выполняют физ.минутку

Л) -физическое воспитание, развитие бережного отношения к физическому и психическому здоровью

(Р)-принимать и сохранять учебную задачу;

Снятие психического напряжения, положительный эмоциональный настрой.

наблюдение

Практическая деятельность

Применение полученных знаний на практике

Фронтальноя

- Предлагаю выполнить упр.126.C:\Users\vikto\YandexDisk\Скриншоты\2021-03-01_22-51-49.png

- Прочитайте задание к упражнению 126.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

- Вы хорошо справились с заданием!

Выполняют упражнение.

1 строка 1 учащийся у доски, остальные по рядам.

- (П) умение делать выводы на основе обобщения;

Правильность выполнения упражнения

Наблюдение

Закрепление нового материала.

Отработка новых знаний

Проверка усвоения нового материала обучающимися

Работа в парах, индивидуальная

1.Организация познавательной деятельности. Творческое задание.

-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша? 

  Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересная приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка?

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?

-Как вы думаете, почему вы не определили род?

-Сделайте вывод, зависит ли то, в каком числе находится И.ПР.?

- Вы хорошо поработали! Теперь нам нужно собрать подснежник.

2.  Тренажер «Родовые окончания имён прилагательных». Одновременно дается индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).

-Ребята, я приготовила вам задания на карточках. Есть 2 уровня сложности: Высокий и средний.  Вам нужно будет выбрать уровень, с которым вы справитесь.

     Чтобы выполнить задание высокого уровня, надо из слов составить и записать предложения, определить род.

      Чтобы выполнить задание среднего уровня, надо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные из «слов для справок», списать текст и определить род.

-Подойдите, возьмите задание

(высокий уровень)

Упражнение *

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

   ранняя ,пришла , весна.    солнышко , последний , согнало,   яркое,  снег.  

  на,  цветок,  расцветает,  поляне,  нежный,        подснежник,  это.

(средний уровень)

Упражнение *

                Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, списать текст в тетрадь, определить род.

   Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник.

 Слова для справок: Последний,  ранняя, , нежный ,  яркое.

- В окончаниях прилагательных.

Погода стояла ясная (ж.р.). Мы сели на красивый (м.р.) парусник. Вокруг было синее (ср.р.) море. Нас ждали интересные (?) приключения.

- Последнее прилагательное.

- Прилагательное во мн. числе.

Делают вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

Выполняют задание:

Пришла ранняя (ж.р.) весна. Яркое (ср.р.) солнышко согнало последний (м.р.) снег. На поляне расцветает нежный (м.р.) цветок. Это подснежник.

-(К) слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

- (Л) проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач;

Выполнение самостоятельной работы

Самооценка

-Давайте проверим, что должно получиться.

На слайде правильный вариант.

-Поставьте себе оценку карандашом на полях.

Если всё выполнено верно – 5.

Если есть 1-2 ошибки – 4.

Если ошибок больше, не переживайте, мы ещё будем работать на других уроках.

Проверяют выполненное задание, оценивают работу.

Итог урока, оценивание знаний учащихся

Рефлексия

Подведение итогов урока

Самооценка достижения поставленых целей и задач.

фронтальная

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? 

-Чему мы научились?

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? 

- Как мы можем определить род имени прилагательного?  

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

- Запишите Домашнее задание:

1) выучить правило, таблицу стр.72, 73

2) выполнить упр.128 стр.74

- Давайте подведем итог урока:

-  За что бы ты похвалил себя? Или кого-то из ребят?

- Кто испытывал трудности? В чем?

- Закончите предложения:

На слайде записаны:

Я знаю …

Я умею …

-Оцените свою работу на уроке, если активно работал и все получилось, прикрепите над подснежником солнышко.

Если остались трудности – облачко.

-Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе! Молодцы, ребята!

- В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!

- Имя прилагательное изменяется по родам.

- Определять род И.пр.

- В единственном числе.

- По существительному.

Называют алгоритм.

Записывают домашнее задание.

Подводят итог урока:

- Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного.

-Я умею определять род имени существительного.

Оценивают свою работу на уроке - прикрепляют солнышко или облако.

(Р) - делать выводы о результатах работы, совместной работы класса и учителя;

(Л) - осмысливать причины успеха в учебной деятельности.

рефлексия

Итоги и самоанализ урока

На уроке были использованы следующие методы: -по виду источника информации: словесные, наглядные,  практические; -по виду учебной деятельности: деятельностный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, игровой. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Мотивация, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся позитивный настрой на урок. Учебный материал не давался в готовом виде. С помощью проблемной ситуации была выявлена содержательная область урока и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Работа в парах позволила организовать взаимодействие учащихся между собой, создать условия для само- и взаимообучения детей, само- и взаимопроверки и взаимной коррекции действий. Дифференцированный подход позволил учитывать индивидуальные способности каждого обучающегося, что способствует повышению эффективности образовательного процесса. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена положении тела, смена видов деятельности. Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Была использована интерактивная доска, как средство наглядности. Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись выражать своё мнение. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, поставить и решить поставленные в начале каждого этапа урока задачи и сделать выводы. Урок достиг поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс

Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....