Технологическая карта урока русского языка по теме «Текст-рассуждение»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Залога Виктория Леонидовна

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о тексте-рассуждении.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать знания о признаках текста-рассуждение.

2. Научить определять типы текста.

Предметные:

1. Узнают признаки текста-рассуждение.

2. Научатся понимать тексты разных типов.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать устную речь в процессе ответов на вопросы.

Личностные:

1. Бережное отношение к природе, формируемое в процессе

работы с текстами.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с текстами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТКУ279.5 КБ
Файл Раздаточный материал78.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.03.2024

Школа: МАОУ «Академический Лицей №95 г. Челябинска»

Класс: 2-9

Урок: 3

Студент: Залога Виктория Леонидовна

Группа: 33

Учитель: Курочкина Мария Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 9:55-10:35

Кабинет: 314

Тема урока: «Текст-рассуждение»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о тексте-рассуждении.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать знания о признаках текста-рассуждение.

2. Научить определять типы текста.

Предметные:

1. Узнают признаки текста-рассуждение.

2. Научатся понимать тексты разных типов.

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

2.  Развивать устную речь в процессе ответов на вопросы.

Личностные:

1. Бережное отношение к природе, формируемое в процессе

работы с текстами.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать культуру речи через анализ и работу с текстами.

УМК: «Школа XXI века» Русский язык 2 класс. Часть 2 - Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. (2012)

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

М:

Слово учителя

П: инструктаж

Самоконтроль

М: репродуктивный

П: письмо

Учитель приветствует учеников. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Доброе утро, ребята!

- Меня зовут Виктория Леонидовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

- Послушайте меня, пожалуйста, внимательно. Перед вами карточка успеха.  После выполнения каждого задания вам нужно будет оценивать свою работу. Достаньте, пожалуйста, зеленый, желтый и красный карандаш. Если задание у вас получилось выполнить верно, закрашиваете кружочек зелёным, если были допущены ошибки, желтым, а если работа полностью неправильна - красным.

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число (30 апреля), классная работа.

- Подчеркните орфограммы и объясните их.

Приветствуют учителя.

Повторяют за учителем.

Записывают число, «Классная работа»

- Буква «а» – непроверяемая, нужно запомнить. В слове «классная» две буквы «с» нужно запомнить. Работа -нужно запомнить.

УУКД: принимать цели совместной деятельности.

УУПД: анализировать графическую

информацию в соответствии с учебной задачей.

Презентация

Раздаточный материал: «Карточка успеха»

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, И

М: решение грамматико-орфографических задач

П: орфографическая работа

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф

М: эвристический

П: определить тип текста

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Организует словарную работу.

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Спишите, вставляя нужную букву.

В...робей, за...ц, к...р...ва, л...гушка, в...р...на, м...дведь, ...безь...на, сн...гирь, с...бака.

-Что Вы записали?

- Давайте продиктуем слова по буквам, чтобы проверить их написание.

- Спасибо! Оцените свою работу.

Актуализирует знания обучающихся.

- Предлагаю выбрать любое из записанных слов и придумать с ним распространённое предложение.

Записывает предложение вместе с обучающимися.

- Как мы начинаем писать предложение?

- Какие ошибкоопасные места нам встретились?

- Что мы ставим в конце предложения? Верно.

- Является ли это предложение текстом? Почему?

- Отлично. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Да-Нет». Сейчас я буду говорить утверждения, а вам нужно хлопнуть в ладоши 1 раз, если это правда. И топнуть 1 раз, если ложь.

1. Текст состоит из одного предложения.

2. Текст состоит из нескольких любых предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текст обязательно имеет заголовок

5. Текст не всегда имеет заголовок

6. Текст –обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст всегда состоит из одной части.

- Вы отлично справились! Скажите, а с какими типами текста вы уже познакомились?

- Назовите их особенности.

- Сейчас мы прочитаем несколько текстов. Вам нужно определить их тип и доказать это.

1) На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. У него сильные цепкие лапы. При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.

2)Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать. И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный.

- Что общего у этих текстов?

-Какова их тема?

-Определите главную мысль первого текста

-Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

-Как называется такой текст?

-О чем говорится во втором тексте?

-Как называется такой текст?

-Прочитаем третий текст.

3)Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые и лес будет жить. Вот почему называют дятла лесным лекарем.

- Словарные слова

- Воробей, заяц, корова, лягушка, ворона, медведь, обезьяна, снегирь, собака

- С заглавной буквы.

Ответы обучающихся

- Нет. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

- Нет

- Нет

- Да

- Нет

- Да

- Нет

- Нет

- Описание и повествование.

- Описание: много имён прилагательных; в тексте дается описание предмета или явления.

- Повествование: в тексте повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим; много глаголов.

- Одна тема.

- О дятлах.

- Красота дятла.

- Какой дятел?

- Описание.

- О том, что дятел очень умная птица, которая смогла решить возникшую передним проблему.

- Повествование.

ПУУД: устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают

РУУД: выстраивать последовательность выбранных действий

КУУД: слушать и понимать речь других.

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал: «Карточка успеха»

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М:

беседа

П:

ответы на вопросы

Внешний контроль

М:

беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

- Что вы можете сказать об этом тексте? Можем ли мы отнести его к тексту описанию или повествованию?

- Сформулируйте тему нашего урока. Темой урока будет «Текст рассуждение»

- Какую вы поставите цель себе на этот урок?

- Отлично, спасибо.

Составляет план урока вместе с обучающимися.

- Для того, чтобы наш урок был продуктивным, давайте составим план.

- На слайде представлен план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья.

1. Выполним словарную_______.

2. Вспомним тексты______ и ______.

3. Узнаем о новом _____ текста.

4. ________ знания.

5. Сделаем _________.

- Итак, кто может прочитать готовый план? Отлично!

- Оцените себя в карточках успеха.

- Нет. Этот текст не относится не к одному из видов, которые мы знаем.

Предполагают, озвучивают.

Составляют план урока.

- Новый вид текста.

Ответы обучающихся.

1. Выполним словарную работу.

2. Вспомним признаки текста-повествования и текста-описания.

3. Узнаем о новом виде текста.

4. Проверим знания.

5. Сделаем выводы.

Оценивают свою деятельность.

КУУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

ПУУД: формулировать с помощью учителя цель.

РУУД: планировать действия по решению учебной задачи для получения  

результата.

Проектор с презентацией

Раздаточный материал «Карточка успеха»

"Открытие" детьми нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: рассказ

П: рассказ правила

М: эвристический

П: определить тип текста

Внешний контроль

Организует ознакомление с новым материалом.

- Вернёмся к нашему тексту про дятла. Какой вопрос мы можем задать к нему?

- Верно. Текст, к которому мы можем задать вопрос «почему?» называется «Текст-рассуждение».

- А если к тексту не задавать вопрос, то, как мы сможем понять, что это текст-рассуждение?

- Откройте учебники на странице 131, прочитайте про себя правила под ключиком.

- Теперь прочитаем его в полголоса все вместе.

- Закройте учебники и расскажите своему соседу, что вы запомнили. Сначала первый вариант.

- Второй вариант.

- Кто нам сможет самостоятельно рассказать правило? Кто ещё? Спасибо!

- Снова откройте учебники на странице 131, прочитайте упражнение №1.

- Прочитайте текст. Какого вида этот текст? Докажите.

- Верно. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений. Вставайте со своих мест, задвигайте стулья.

Слушают и отвечают на вопросы.

- Вопрос «почему?»

Ответы обучающихся.

- Можно увидеть, что автор рассуждает на определённую тему.

- Это текст рассуждение, потому что его вторая часть отвечает на вопрос «почему?»

РУУД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

КУУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

ПУУД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Презентация

Учебник

Раздаточный материал «Карточка успеха»

Динамическая пауза (1 мин)

Организует динамическую паузу.

 Учитель показывает упражнения на разминку шеи, плеч, тела, ног.

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: эвристический

П: определить тип текста

Внешний контроль

Организует закрепление нового материала.

- Посмотрите на упражнение №2. Сейчас я прочитаю 2 текста, вашим заданием будет определить, к каким видам они относятся.

Чтение текстов учителем.

- О чём говорится в тексте?

- Сейчас вы самостоятельно определили к какому типу относится этот текст, теперь докажите это своему соседу по парте. У вас есть 2 минуты на это задание, время пошло.

- Время вышло. Кто хочет поделиться своим мнением?

- Что вам рассказал ваш сосед?

- Вы отлично справились с заданием!

Слушают чтение учителя.

Выполняют задание в парах.

Ответы обучающихся.

- В первом тексте, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим; много глаголов. Это текст повествование

- Во втором тексте рассказывается о том, почему происходят те или иные события. Это текст рассуждение.

ПУУД: находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных заданий

Презентация

Учебник

Учебник

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная
М:

эвристический

П:

определяют тип текста

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас вам нужно будет выполнить самостоятельную работу. Переверните карточку №1. Сейчас вам нужно будет  поставить абзацы в правильном порядке и определить тип текста. Кто не понял задание?

- У вас будет 5 минут на работу. Время пошло.

- Время вышло. Обменяйтесь карточками в парах и проверьте друг друга по образцу на экране.

- Получилось ли у вашего соседа выполнить задание?

- Что мы сейчас с вами сделали? Оцените себя.

Выполняют самостоятельную работу.

- Проверили знания.

Оценивают свою работу.

1. Рассуждение (4,2,3,1)

2. Описание (3,2,4,1)

3. Описание (3,4,1,2)

4. Повествование (4,1,3,2)

КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

РУУД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей; корректировать свои учебные действия.

ПУУД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей

Проектор с презентацией

Раздаточный материал «Карточка успеха», Карточка №1

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

П

М: продуктивный

П: составление текста по картинке

Внешний контроль

Организует деятельность обучающихся по систематизации знаний.

- Прочитаем упражнение №3 в учебнике. Что нам нужно сделать?

- Попробуем устно составить первый текст вместе. Что мы видим на картинке? Чем занимаются дети?

- Как вы считаете, шахматы – это развивающая игра? Почему?

- Верно, вот у нас есть немного информации для того, чтобы составить текст. Я начну, а дальше вы мне поможете.

- Шахматы – это игра, в которой мы можем развить свою память и логику.

- Теперь мы должны ответить на главный вопрос для текста рассуждения - «почему?»

- Игроки делают очень много ходов течении раундов, которые им нужно продумать, также запомнить, как ходит каждая фигура.

- Какой тип текста у нас получился? Почему?

- Сейчас вы в парах попробуете составить свои тексты рассуждения. Пары первого ряда к картинке про баскетбол, второй ряд – катание на роликах, третий ряд – собирание кубиков/лего.

- У вас есть 2 минуты. Время пошло.

- Время вышло. Пока вы работали, я слушала, какие интересный и насыщенные тексты у вас получились. Кто хочет поделиться со всеми?

- Спасибо!

Выполняют задания.

- Составить текст рассуждение по картинкам, отвечая на вопрос «Что развивают эти игры?».

- Играют в шахматы.

- Играя в шахматы, мы развиваем свою память и логику.

Ответы обучающихся.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУКД:

при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу.

УУКД: создавать устные и письменные тексты, определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста.

УУРД: ответственно выполнять свою часть работы.

Презентация

Рефлексия деятельности (по продукту)

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М:

беседа

П:

ответы на вопросы, рефлексия

Самоконтроль

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.

- Вспомните, какую цель вы ставили на урок?

- Встаньте те, кто её достиг.

- Чем же отличается текст рассуждение от остальных?

- Перед вами «Карточка успеха» с этапами нашего урока, оцените последний пункт.

- Покажите цветными карандашами, как для вас прошёл урок. Зелёный – я узнал новое для себя, желтый – было трудно, но у меня многое получалось и красный – у меня ничего не получилось. Спасибо!

- Подпишите карточки и передайте с последних парт на первые.

- Спасибо за работу! Урок окончен.

- Текст рассуждение.

- В этом тексте рассказывается о том, почему происходят те или иные события, явления. 

Самооценка собственной деятельности на уроке.

КУУД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

РУУД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией

Раздаточный материал «Карточка успеха»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОИ УСПЕХИ Ф.И._________________ Я знаю словарные слова. Я знаю признаки текстов повествования и описания. Я знаю, что такое текст рассуждение. Я понял(а) тему урока. Я выполнил(а) самостоятельную работу.

Слайд 2

Отнимите у дерева корни — и оно умрет. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Корни дерева выполняют две службы. Тип текста:____________________ На ушках шерсть светлее, на лапках и хвосте — темнее. Её шерсть серого цвета. Но цвет не везде одинаковый. Когда Марта бегает за заводной мышкой, то становится похожа на маленького тигра. Наша кошка Марта красивая и пушистая. Тип текста:____________________ Если подойти совсем близко, кажется, что находишься в сказке. Когда дует ветер, она почти не гнётся, а только шумит ветками. На нашем дворе растёт огромная ель. Её ветки похожи на огромные пушистые лапы. Тип текста:____________________ Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка. Однажды подложили утке куриное яйцо. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята — в воду, и он за ними. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Тип текста:____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

технологическая карта урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о понятии «текст-рассуждение»; ознако...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения, умения определить и создавать текст-рассуждение.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имён прилагательных", УМК «Русский язык. Репкин В.В. (1-4) (система Эльконина-Давыдова)», 3 класс

Тема урока: «Род имён прилагательных»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения определять род имён прилагательных, совершенствование знаний об и...