Строчная и прописная буквы Хх
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Попова Ирина Ивановна

Формирование умений писать строчную и заглавную буквы Хх

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_strochnoy_i_propisnoy_bukvy_hh.docx90.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Строчная и прописная буквы  Хх.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы х, Х; способствовать развитию фонематического слуха

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; проводят слого-звуковой анализ слов; записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; интонируют при чтении; дополняют предложение словом, используют заглавную букву в именах собственных; списывают с печатного текста

Личностные
результаты

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – проводят слого-звуковой анализ слов со звуком [х]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия
и термины

Строчная, заглавная (большая, прописная), печатная, письменная буквы;  слого-звуковой анализ слов, звук [х], буквы Х, х; предложение, заглавная буква в именах собственных

Образовательные
ресурсы

Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

Встали все  ровно, красиво.

 Повернитесь друг к  другу и улыбнитесь. Я желаю вам всем сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. Тихо сели. На меня все посмотрели.

- На партах у вас лежат смайлики, выберите и покажите мне ваше настроение в начале урока.

Оцените свое настроение в начале урока

Какие  правила  поведения  мы  должны  соблюдать  на  уроке?

(не разговаривать, не перебивать учителя, слушать остальных, работать дружно, активно, сообща)

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Показывают смайлик

(не разговаривать, не перебивать учителя, слушать остальных, работать дружно, активно,сообща)

2. Актуализация  знаний. Постановка учебной задачи

На урок я пришла к вам не с пустыми руками. В этой коробке лежит то, без чего люди не могут жить. Как вы думаете, что в ней?

С каждым выполненным заданием будет открываться один замочек и в конце урока вы узнаете, что в ней. (ответы детей)

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок

Если буквы изучать то научимся читать,  писать.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:

 Ручка, карандаш, тетрадка.

Учитель с классом проводит игру «Дополни предложение»:

1)Звуки бывают….(гласные и согласные, согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие)

2)Звуки мы  слышим,  а буквы….(пишем и читаем)

3) В слове столько слогов, сколько …..(гласных)

С 1 заданием справились отлично, молодцы! Идем дальше.

 Сегодня к нам на урок пришел гость!

 А какой именно, узнаете, отгадав загадку:

Грызунишка и добряк,

 прячет в щёки всё подряд.

Правильно, хомяк ( показ)

Ребята, к какой группе животных относится хомяк?( звери)

 ( рассказ о хомяке)

Как вы думаете, в наших краях живут хомяки?

  Наш хомяк пришел к нам не с пустыми руками

Хомяк загадал букву, которую мы будем сегодня писать. Она обозначает согласный, непарный,глухой звук. Может быть твердым и мягким.

С какого звука начинается слово хомяк?

Звук [х] на письме обозначается буквой Х.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Какую цель ставим на уроке?

 (Мы научимся писать заглавную и строчную буквы Х.

 

 

Где встречаются печатные буквы?  (учебники, газеты, журналы, нтернет )

Письменные буквы?(мы их пишем в  тетрадях)

Помимо печатных и письменных букв еще какие буквы вы видите? (большие и маленькие)

Где встречаются заглавные буквы?( в именах, фамилиях, названиях городов, улиц, сел и.т.д.)

На что похожа буква Х?

Ха- на ножницы похожа,

На крестик,на мельницу и.т.д.

Хомяк предлагает прочитать нам  слоги со звуком[ х]

Ха хо ху  хи  хе  ах ох ух их ех

Ребята, одинаково ли звучит звук Х в прочитанных словах?    .

 

Хомяк

 Буква Х

 

Звук[х]

 

 Нет, перед буквами  а, о, у произносится  твердо, а перед буквами  и, е  произносится мягко

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности

А) пальчиковая гимнастика

- Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

1,2,3,4,5 –вышли пальчики гулять.                      

Этот пальчик –в лес пошёл (мизинец).                

Этот пальчик гриб нашёл (безымянный).

Этот пальчик жарить стал (средний).

Этот пальчик помогал (указательный).

Ну а этот только ел, оттого и потолстел.(большой)

Выполняют пальчиковую гимнастику и движения за учителем

Б) правила посадки за столом во время письма

- Проверяем посадку, правила обращения с ручкой(проверяем расстояние между партой и грудью, между тетрадью и глазами)

Я тетрадь свою открою и наклонно положу, я друзья секрет не скрою,                                                                               ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

В) знакомство с написанием заглавной буквы Х

- Давайте посмотрим образцы написания буквы Х на экране.

 Для чего нужны стрелки?

Из скольких элементов состоит буква Х?

(объяснение образца начертания заглавной  и строчной буквы «Х» на доске мелом)

 

Стрелки показывают направление движения руки.

4. Работа в прописи. Письмо буквы Х, узора

Физминутка для глаз

 - Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.

- Обведите элементы буквы Х.( ст 17)

-Обведите узор , самостоятельно выполните узор по образцу.

- А теперь под счет про себя пропишите  заглавную букву «Х» в 1 рабочей строке,

Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии. Не забывайте сравнивать с образцом.

А теперь над красивой буквой, которая у вас получилась нарисуйте снежинку.

Поменяйтесь тетрадкой с соседом по парте и оцените соседа, поставьте  над его красивой буквой точку.

А теперь прописываем  строчную букву х.

Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали(поморгали)

Посмотрите все в окно, вправо, вниз. А теперь закрыли и опять глаза открыли.

Ребята, наш хомячок  хочет стать сильным. Чтобы стать сильным, что нужно делать? (нужно заниматься спортом)

 Зачем заниматься спортом?(движение это жизнь. Занимаясь спортом мы станем здоровыми, сильными, не будем болеть)

Для чего мы на уроках делаем физминутки (на уроках делаем физминутки, чтобы снять усталость и напряжение.)

.

Выполняют письмо элементов буквы, узора, буквы Х

5. Письмо слов

Прочитаем слово хором.

- Сначала обведите это слово и напишите самостоятельно, обращая внимание на соединение букв

Справились с заданием? Поднимите руки, кто справился с заданием? молодцы

Читают слово, пишут

 Хорь - хорёк

6. Физминутка

Игра «Класс»

Picture background

7. Закрепление знаний и способов действий

А) Правописание имени. Слого- звуковой анализ слова

(Работа в группах) - Выполните звукобуквенный разбор слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите количество слогов в слове
  3. Определите сколько букв в слове
  4. Определите сколько звуков  в слове

И с групповым заданием все справились.

Хорек

Петух

Хижина

слова

? слогов

? букв

? звуков

хорек

петух

хижина

 

Подведение итога урока предложением, в котором учащиеся досказывают слова:

Б) Работа с предложением

- Пора подводить итоги.

Когда приходят гости, обычно гостей угощают самыми вкусными блюдами. И мы своего гостя не оставим без угощения. В начале урока я принесла коробку  мы справились со почти всеми заданиями и остается самое последнее задание, чтобы открыть эту коробку и узнать,что в ней.

Отгадав  загадку, коробка и откроется

1.Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

 А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна –в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

или

2.Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (ХЛЕБ)

Правильно, хлеб.(показываю, что в коробке)

- Случайно ли эта загадка появилась на нашем уроке?

- На какой звук начинается отгадка? (согласный глухой твердый)

-Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы.

- А какие пословицы знаете вы?

Предложение собрать из слов (карточки)

Будет хлеб - будет и обед.

Не шуба греет, а хлеб.

А кто такой хлебороб?

Хлеб-всему голова.

Почему так говорят? Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба не может.

 Хлеб – это достаток. Здоровье. Хорошее настроение.

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила,а

 также помните:

- Никогда не бери хлеб грязными руками.

- Не играй, не разбрасывай хлеб.

Потому что много труда требуется, чтобы хлеб оказался у нас на столе.

Хлеб- всему голова!

Нет.

На звук(х)

Хлеб - всему голова.

Рефлексия

Закройте глаза и вспомните все, что мы делали сегодня на уроке.

Достигли мы с вами цели урока?

Что вам понравилось на уроке?

Научились писать строчную и прописную буквы Х.Наш  хомяк очень довольный и говорит  вам спасибо.

Вначале урока вы оценили свое настроение, а сейчас я вам предлагаю взять смайлики настроений и выбрать ту, которая соответствует вашему настроению к концу урока. Молодцы! Урок окончен.

слова

? слогов

? букв

? звуков

хорек

петух

хижина

слова

? слогов

? букв

? звуков

хорек

петух

хижина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строчная и прописная буква Ю,ю

Урок обучения письму по УМК "Школа России"....

Строчная и прописная буква Ю

Формировать графические навыки письма, отработывать каллиграфию, создать с детьми алгоритм написания буквы Ю...

«Строчная и прописная буквы Ю ю». Проверка слов с парными согласными в корне. (удвоенный урок)

№ 32 ( урок по русскому языку в 1 классе)  Тема урока: «Строчная и прописная буквы Ю ю»     № 32 ( урок по русскому языку в 3 классе)Тема: Проверка слов с парными согласными в...

Письмо строчных и прописных букв (закрепление)

Конспект урока  Обучение грамоте (письмо)Тема: «Письмо строчных и прописных букв (закрепление)» Цель урока: создать условия для закрепления навыка письма изученных букв.Задачи уро...

Письмо строчной и прописной буквы Ш,ш. Слоги с буквой ш. Урок письма в 1 классе коррекционной школе 8 вида.

Урок письма в 1 классе коррекционной школе 8 вида.Тема: Письмо строчной и прописной буквы Ш,ш. Слоги с буквой ш.Тип урока: Урок изучение нового материала.Образовательные задачи: Учить писать строчную ...

1 класс «Русский язык» Тема: Письмо строчной и прописной букв Х, х, слогов и слов с буквой х.

1 класс «Русский язык»Тема: Письмо строчной и прописной  букв Х, х, слогов и слов  с буквой х....