№ 32 ( урок по русскому языку в 1 классе) Тема урока: «Строчная и прописная буквы Ю ю» Цели и задачи урока: познакомить с написанием прописной буквы «Ю», обозначающей два звука, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, способствовать развитию фонематического слуха, расширение словарного запаса, кругозора детей, продолжить формировать знания детей о словах, обозначающих предметы, признаки. Оборудование: рисунки на тему ,схемы – опоры «Слова – предметы, слова – признаки», предметные картинки, тест. Ход урока I..Организационный момент. Разминка для рук. Повторение правила посадки. II. Работа в тетрадях. Буквенный диктант. Учитель показывает картинки, дети записывают буквы (первая—прописная, остальные—строчные) с дальнейшей самопроверкой.
- Рассказ по рисунку «Праздник урожая»
IV. Постановка темы цели урока -- С какой буквой мы сегодня познакомились на уроке чтения? -- Какой секрет буквы Ю мы знаем? -- Когда буква Ю обозначает два звука?(В начале слова, после «ь », после гласной) -- Если мы слышим звуки [ й у ], значит на письме обозначаем их буквой Ю. Это и есть тема нашего урока. V. Работа в прописях -- В каких случаях мы будем писать прописную букву Ю? (В именах собственных, в начале предложения. ) а) Знакомство с элементами прописной буквы Ю. б) Написание прописной буквы Ю. в) Звуко-буквенный анализ слов Юра, Юля. г) Запись предложения: Юра и Юля играют. -- Назвать имена собственные. С какой буквы они написаны? -- Обозначить зелёным и красным карандашом буквы, которые обозначают два звука, объяснить почему. -- Какие ещё буквы обозначают два звука (я, ё, е)? -- Разделить слова в предложении на слоги. -- Назвать последнее слово в предложении. VI. Повторение пройденного. -- Назвать, на какие вопросы отвечают слова-предметы? -- На какие вопросы отвечают слова признаки? (С опорой на схемы) Игра «Угадай предмет» (Ученик по картинке указывает несколько признаков, класс отгадывает изображённый предмет). Например: Маленький, детский, трёхколёсный… (Велосипед) Острый, металлический, кухонный… (Нож) Африканский, жёлтый, сладкий… (Банан) Рыжая, хитрая… (Лиса) Маленькая, гремящая, детская… (Погремушка) На доске слова: ясный, малыш, добрая, родился, светит, звезда. -- Выбрать и записать двусложные слова, в которых звуков больше, чем букв. ясли каюта поют люк
-- Как вы понимаете значение слова «ясли»? (Детское дошкольное учреждение) Это слово имеет ещё одно значение – кормушка для скота. Если слова имеют несколько лексических значений, как называются эти слова? (Многозначные). VII. Работа по развитию речи. «Праздник урожая» - Но вот беда! Мы не можем узнать, что же мы наколядовали. Слова потеряли буквенную одежду. Ребята, помогите её отыскать. VIII. Подведение итогов урока. Тест - диагностика, что бы оценить, насколько хорошо дети усвоили изученный материал по теме урока. Тест - Отметить слово, которое отвечает на вопрос ЧТО?
ЗИМОВАТЬ ЗИМУШКА ЗИМНЯЯ - Отметить, в какой строке все слова отвечают на вопрос КАКОЙ?
ЯРКИЙ, НЕЖНЫЙ, ЗВОНОК ЛЕТАЕТ, ЛЕТНИЙ, ЛЕТО ДОБРЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ, СЛАДКИЙ - Сколько букв и звуков в слове ЮРТА? Выбери правильный ответ.
4 б., 4 зв. 4 б., 3 зв. 4 б., 5 зв. - Зачеркни буквы, которые могут обозначать два звука.
Х Е О Я Р Ё О Ш Ю О Из оставшихся букв собери слово и впиши его в клетки. |
№ 32 ( урок по русскому языку в 3 классе) Тема: Проверка слов с парными согласными в корне. Цели: познакомить с проверкой слов с парными согласными на конце или в середине слова; изучить последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами. Оборудование: блокнот, учебник, метод. Разработка, тетрадь для сам. работ
Ход урока I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. – Что вы знаете о правописании парных согласных на конце слова или перед другими согласными? – Какие слова называют проверочными? – Назовите проверочные слова из упражнения 189. III. Минутка чистописания. На доске записаны слова: ры..ка, ду.., гри..ки, зу..ки. – Прочитайте слова. Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания. (Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву б, она является орфограммой во всех этих словах: рыбка – рыба, дуб – дубы...) – Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – дуб. это односложное слово, состоит из корня. Остальные слова – двусложные, состоят из корня, суффикса и окончания. У слова дуб орфограмма – буква б в конце слова, в остальных словах – в середине слова.) Ббп Бббпп … – Определите порядок написания слов в цепочках, продолжите строчку до конца. (В цепочках прописная и строчная буквы б сочетаются со своей парой – п, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.) IV. Работа с правилом. – Какой вопрос вам подготовил Почемучка? На доске запись: заво.. – … тетра..ка – … горо.. – … коро..ка – … моро.. – … бере..ка – … – Попробуйте прочитать слова из первого столбика. Как можно проверить написание этих слов? (Нужно изменить слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный.) – Напишите проверяемые и проверочные слова. – Прочитайте слова второго столбика. Где стоит буква, которую нужно проверять? – Как можно ее проверить? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный.) Дети подбирают проверочные слова и записывают. – Прочитайте правило по учебнику. Приведите свои примеры. Физкульминутка На доске записаны слова: корова, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядки. – Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать и называть. Если назову слово, в котором имеются две парные согласные в середине, вы два раза хлопнете в ладоши. Если услышите слово, в котором одна парная согласная в середине, – присядете. V. Подбор проверочных слов. 1. Работа над упражнениями 190, 191. 2. Комментированное письмо. Учитель читает словосочетания, дети по очереди объясняют написание слов с парными звонкими и глухими согласными, устно подбирая проверочные слова. Узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, морковка на грядке, легкий бег, низкий порог, дубкам зябко, робкая голубка, залез в сугроб, детский сад. VI. Игра «Узнай слово». (Упр. 192.) VII. Итог урока. – Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне? VIII. Домашнее задание. Правило на с. 84, 85, упражнение 193.
|