Технологическая карта урока русского языка «Закрепление работы по предложениям» (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Медведева Арина Олеговна
Тип урока: Урок закрепления
Цель урока: актуализация и закрепление знаний учащихся по теме «Предложение».
Планируемые результаты

Предметные:

1) закрепление знаний о предложении;

2) знание главных членов предложения;

3) умение находить основу предложения

Личностные:
 
1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке;
 
2) выражать положительное отношение к процессу познания
 
УМК: УМК учебник «Русский язык», 2 часть,2  кл. (Школа России), презентация.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.04.2024

Школа: №152

Класс: 4

Урок:

Время:   Кабинет: 209

Студент: Медведева А.О.

Группа: 35

Учитель:

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Закрепление работы по предложениям»

Тип урока: Урок закрепления

Цель урока: актуализация и закрепление знаний учащихся по теме «Предложение».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) уметь давать характеристику предложения (по цели высказывания, по интонации);

2) проверить сформированность понятий: слово, предложение, текст;

3) уметь построить предложение, выделить основу предложения, найти связь слов в предложении.

Предметные:

  1. закрепление знаний о предложении;
  2. знание главных членов предложения;
  3. умение находить основу предложения.

Развивающие:

1) развивать память, через повторение изученного на предыдущих уроках;

2) развивать мышление, через составление предложений;

3) развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.

Личностные:

1) проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке;

2) выражать положительное отношение к процессу познания.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к русскому языку;

2) прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе.

УМК: УМК учебник «Русский язык», 2 часть,2  кл. (Школа России), презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

  1. Приветствует обучающихся.

Ребята, меня зовут Арина Олеговна и я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Я пришла к вам с хорошим настроением и хочу поделиться им с вами. Вытяните руки перед собой. Сейчас я его передам в ладошки первым людям на каждом ряду, а вы передавайте его назад.

-У вас на партах лежат оценочные листы. С ними мы будем работать на протяжении всего урока.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

  1. Проверка домашнего задания.

-Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Сегодня шестнадцатое апреля. Какие орфограммы вы нашли? Подчеркните их.

1.«Системный лифт»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u151735/t1488011430ab.jpg

-На доске написаны слоги:

ка ба со бей ро во яц за ведь мед

-Что это?

-А для чего нужны слоги?

 -Какие слова получились?

-Записываем с комментированием

-Продолжаем подниматься по лифту

- А для чего нужны предложения в речи?

Составьте из каждой группы кружков слова. Составьте предложение из этих слов

и запишите его.

- Какое предложение у нас получилось?

- А как вы его понимаете? Какой смысл в этом предложении?

- А сейчас запишите это предложение в тетрадь, красиво, аккуратно и без ошибок.

 

-Слоги

-складывать слова

собака, воробей, заяц, медведь

-Связываем слова по смыслу и получаем предложение.

-Чтобы выражать мысли и чувства

-тетрадь красит ученика

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

- Посмотрите на доску, на ней написана тема урока, но мы не можем её прочитать, почему?

-Совершенно верно, тут не хватает букв! Чтобы они появились нужно вам сказать….

Появляются буквы с каждым ответом ученика.

-Смотрите, теперь буквы все на месте! Кто прочитает тему урока?

«Закрепление работы по предложениям»

-какие цели поставим на урок?  Воспользуйтесь опонными словами на экране:

Виды, главные, грамматические…

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

-отсутствуют некоторые буквы.

- Повторим виды предложений ( по интонации и  цели высказывания), закрепим умение выделять главную мысль и грамматическую основу предложения)

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие детьми нового знания»

(7-8мин)

Построение детьми нового

Построение детьми нового

способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Внешний контроль

-Что такое глагол?

- Посмотрите на экран. Прочитайте

На доске:1) птичье гнездо; 2) В берлоге спит медведь. 3) Ужасно в школу опаздывать. Дежурные на перемене ругают! Я раньше выходить стала. Но раньше выйдешь — что-нибудь забудешь. Пенал или тетрадку с задачей по математике. А то и портфель.

-Что из этого словосочетание, что предложение, а что текст?

-Правильно! Как вы определили, что это словосочетание?

1. работа над грамматической основой предложений

-Ребята, вы видите на доске слова (окно, солнце, светит) Это предложение?

-Давайте вспомним, что такое предложение, вспомним правило.

-Что мы должны с вами сделать, чтобы получилось у нас предложение?

-Составьте предложение со словами, записанными на доске.

-какие грамматические основы есть в предложениях?

-что входит в главные члены предложения?

-Вставьте пропущенные слова в определения:

На слайде: 1)Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении называется…Отвечает на вопрос … и …Подчеркивается … чертой.  2) Главный член предложения, который обозначает действие, называется…, отвечает на вопросы …, подчеркивается … чертами

-Оцените на карточках вашу работу, правильно ли вы вставили слова.

- напишите предложения:

1. Люда рисовала красками

2. Олег красиво пишет в тетради

3. Ярко светит солнышко

-Один ученик выходит к доске, выделяет главные члены предложения и вопрос. Остальные работают самостоятельно.

-Проверьте, пожалуйста, и оцените свою работу.

2. распространенное и нераспространённое предл.

-что называют распротр. и нераспростр. предложениями? Подберите определения

-Прочитайте предложения:

1. Кошка кормит котёнка. 2. Мышка пищит в норке. 3. Книга лежит. 4. Лисица охотится. 5. На окне лежит шарф. 6. Ольга пишет.

-(имя), прочитай, пожалуйста, распространенные предложения.

-(имя), прочитай, пожалуйста, распространенные предложения.

-1 вариант записывает в тетрадках только распр.предл. , второй – нераспр.предл. Выделите члены предложения. Обменяйтесь тетрадками. Проверьте, как выполнил работу ваш сосед.

-оцените работу в карточках

3. Предложения по цели высказывания.

-Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. Вспомните, какие знаки препинания ставятся в конце предложения.

-Прочитайте следующие предложения, используя эти знаки препинания:

На ветку дерева села птичка

Какая красивая птичка

Я видел такую в книжке

-Первый ряд читает, ставя на конце точку.

-Второй ряд читает с восклицанием.

-Третий ряд – с вопросом.

-Откройте страницу 118. Прочитайте упражнение 197.

– Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?

– Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!

-Этот текст – диалог или монолог? Как вы это определили? 

-Число гл. определяется

Читают 3 ученика

  1. Словолочет., 2- предложение, 3- текст.

-Словосочетание — это два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически: одно слово зависит от другого.

-нет, это набор слов

-Это несколько слов, которые выражают законченную мысль.

-добавить предлоги

За окном светит солнце.

-главные и второстепенные

-подлеж. И сказ.

Ответы детей

-1.подлежащее,кто,что,одной

2.сказуемое,что делать..,двумя

Распространенное предложение состоит только из главных членов предложения.  Нераспространённое предложение состоит из главных и второстепенных сл.предлож.

-3,4,6

-1,2,5

Проверка

-В конце предложений ставятся точка, вопросительный или восклицательный знаки.

-Точка ставится в конце повествовательных предложений, в которых просто сообщается информация, не окрашенная эмоциями.

-Восклицательный знак ставится восклицательных предложениях, которые произносятся с эмоциональной окраской.

-Вопросительный знак ставится в вопросительных предложениях, целью которых задать вопрос.

-диалог, так как идёт разговор между двумя людьми.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

Прочитайте. Найдите границы шести предложений. Читайте, выделяя голосом каждое предложение.

-Составляют ли предложения текст? Почему? Придумайте заголовок к тексту.

-оцените свою работу в карточках.

Физминутка

Для глаз/по предложениям

  1. Отвечают на вопросы учителя.

П:развитие  умения делать выводы, обобщать, выделять сущность, особенности объектов.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

Самостоятельная работа 2 варианта

1 вариант: 1) В каждом предложении подчеркни главные члены.

  1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик. 4. Белка тащит в дупло орехи

2) Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Что происходит осенью падают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

3) Выделите в  нераспространённых предложениях грамматическую основу:

1. Маленький зайчик спешит к маме. 2. Папа чинит машину. 3. Цветок расцвёл. 4. Игорь пишет письмо другу.  5. Мама спит. 6. Валя рисует.

4*).Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:

1. В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок.  2. Норке, тихо, мышка,  пищит, в. 3. Быстро, задачу,  Коля, решил. 4. Над, думала, Света,  долго, задачей.

2 вариант: 1) В каждом предложении подчеркни главные члены.

  1. Птицы улетели в тёплые края. 2. Сороки скачут около жилища людей. 3. Мальчики мастерят красивые кораблики.4. По небу плывут лёгкие облака.

2) Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Как выглядит лес зимой хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега лежат на её ветках вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк

3) Выделите в  распространённых предложениях грамматическую основу:

1. Кошка кормит котёнка. 2. Мышка пищит в норке. 3. Книга лежит. 4. Лисица охотится. 5. На окне лежит шарф. 6. Ольга пишет.

4*).Составь и запиши предложения. Подчеркни главные члены предложения:

1. В, рыжий, живёт, лесу, бельчонок.  2. Норке, тихо, мышка,  пищит, в. 3. Быстро, задачу,  Коля, решил. 4. Над, думала, Света,  долго, задачей.

  1. Выполняют самостоятельную работу

 

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Работа в группах

Игра «Составь предложение» Разбей буквенную строчку на отдельные слова. Найди последнюю букву каждого слова. Составь из этих букв слова. Запиши предложение, расставив с лова в нужном порядке.

1к: садкинолобдворокнополе

2к: ходморемелнебо

3к: нослунасомпальто

4к:квасзнаниедубсемья мохлевногастволочкиартист

Расставь слова по порядку и запиши предложение

-оцените работу в карточках

Отвечают на вопросы

Работают в группах

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

И, напоследок, мне хотелось бы узнать, что сегодня на уроке:

- Что вы узнали

- Что вам было интересно…

- Вас удивило…

- Было трудно…

- Вы научились…

- У вас получилось…

-оцените свою всю работу в карточках, довольны ли вы своей всей работой на уроке

-До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта урока русского языка «Проверочная работа по теме «Местоимение» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний, обучающихся о части речи «Местоимение»Задачи урокаДидактические:Знать, что такое местоимение, его значение и употребление в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Самостоятельная работа по теме «Текст»" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: создание условий для организации комплексной работы с текстом.Задачи урокаДидактические:Повторить, что такое “текст”.Продолжать учить работ...

Технологическая карта урока русского языка - "Проверочная работа по изученным темам" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: Проверочная работа по изученным темамТип урока: урок развивающего контроля.Цель урока: создание условий для закрепления знаний об имени прилагател...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об употреблении местоимений в текстеЗадачи урока:Дидактические: 1. обобщить, повторить и закрепить знания об употреблении местоимении в тексте; 2. с...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о местоимении.Задачи урока:Дидактические:Знать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает;Уметь...

Технологическая карта урока русский язык. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?"Тип урока: урок рефлексииЦель урока: ознакомление с отличительными признаками сложного предл...