Несклоняемые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 4 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
УМК: Образовательная программа «Школа России»
Тема урока: Несклоняемые имена существительные.
Цель: Создать условия для формирования понятия несклоняемых именах существительных через правильно организованную деятельность.
Задачи:
1.Познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их с происхождением и значением несклоняемых существительных;
2. Формировать умение исследовать и анализировать признаки несклоняемого имени существительного;
3.Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
4.Учить правильному употреблению несклоняемых существительных в речи;
5.Развивать орфографическую зоркость;
6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;
Планируемые результаты:
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Предметный результат:
Знать: несклоняемые имена существительные
Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.
Оборудование: учебник, доска, компьютер, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число.
Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)
Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
Разговор, обмен мнениями (беседа)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.
Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план:
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно (ученики).
- Выделите окончания.( У доски работают 2 человека)
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
4. Минутка чистописания
- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении
Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые,
Через луга медовые,
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось ( шоссе)!
- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе
- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)
сс
шоссе
Составить устно с данным словом предложения.
5.Постановка цели и задачи урока
- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).
Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).
-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).
- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).
- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)
- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)
- Знакома ли вам такая группа слов?
-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).
6. Физкультминутка
7. Первичное усвоение, проверка понимания
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо: Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж. |
(Появляется запись на доске:)
И.п. – пальто.
Р.п. – пальто.
Д.п. – пальто.
В.п. - пальто.
Т.п.- пальто.
П.п. – в пальто.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б) В русском языке таких слов много.
Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе. |
8.Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину. |
9.Итог урока.
- Итак, с какими словами познакомились на уроке?
- Почему он так называются?
10. Рефлексия.
Ф.И. | ||
№ | Я знаю, умею | Оценка (+ или -) |
1 | Знаю, что такое несклоняемые имена существительные | |
2 | Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные | |
3 | Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные. | |
4 | Определю падеж несклоняемого имени существительного. |
-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.
11.Домашнее задание
Стр. 88 упр. 152
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Несклоняемые имена существительные". Презентация к уроку.
Конспект урока по программе "Школа России", 4 класс....
Несклоняемые имена существительные.
Урок проводится в 4 классе и учит учеников правильному употреблению несклоняемых существительных в своей речи....
Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.
Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...
Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные
Цели урока: ввести понятие «несклоняемые имена существительные»; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существите...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».
Данное информационное дополнение станет хорошим подспорьем на уроке учителю и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные"
Познакомить с несклоняемыми именами существительными...