Несклоняемые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ахметова Елена Валериевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК: Образовательная программа «Школа России»

Тема урока: Несклоняемые имена существительные.

Цель: Создать условия для формирования понятия несклоняемых именах существительных через правильно организованную деятельность.

 Задачи:

1.Познакомить   с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи, с их с происхождением и значением несклоняемых существительных;

2. Формировать  умение исследовать и анализировать признаки несклоняемого имени существительного;

3.Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

4.Учить правильному употреблению  несклоняемых существительных  в речи;

5.Развивать орфографическую зоркость;  

 6. Воспитывать интерес к языку и культуре учебного труда;

 Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; 

к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 р— постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; 

л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Предметный результат:

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

Оборудование: учебник, доска, компьютер, презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

-  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число.

Словарная работа.

-  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

-  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)

Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)

Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)

Специалист с высшим техническим образованием (инженер)

Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)

Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)

Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)

Разговор, обмен мнениями (беседа)

-  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.

Обобщение знаний об имени существительном.

-  Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

-    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  

1. Какого рода бывают имена существительные?

2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

  -  Просклоняйте существительные:

1 вариант – сестра

2 вариант – окно  (ученики).

-  Выделите окончания.( У доски работают 2 человека)

-  Проверим, как вы справились с заданием.

- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

4. Минутка чистописания

- Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении

Асфальтовое, новое,
Через леса сосновые, 
Через луга медовые, 
Через поля пшеничные,
Полянки земляничные,
Во всей своей красе,
Дождём умыто, росами,
Укатано колёсами,
Раскинулось ( шоссе)!

- Правильно, синоним к слову дорога – шоссе

- О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)

сс

шоссе

Составить устно с данным словом предложения.

5.Постановка цели и задачи урока

- Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).

Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).

-Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).

- Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).

- Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

- Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

- Знакома ли вам такая группа слов?

-Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

6. Физкультминутка

7. Первичное усвоение, проверка понимания

Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

  В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

- Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                 Памятка.

Чтобы определить падеж существительного, надо:

Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

По вопросу и предлогу определить падеж.

       

   (Появляется запись на доске:)

И.п. – пальто.

Р.п. –  пальто.

Д.п. – пальто.

В.п. -  пальто.

Т.п.-   пальто.

П.п. – в пальто.

- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

б) В русском языке таких слов много.

Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

8.Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

        ( Дифференцированная работа с карточками)

Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

 

большого _______________________ . Маленький   ___________ был

грустным.

Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

рисовал красками картину.

9.Итог урока.

-   Итак, с какими словами познакомились на уроке?

-  Почему он так называются?

10. Рефлексия.  

Ф.И.

Я  знаю, умею

Оценка (+ или -)

1

Знаю, что такое несклоняемые имена существительные

2

Найду в предложенном тексте несклоняемые имена существительные

3

Смогу правильно употребить в речи несклоняемые имена существительные.

4

Определю падеж несклоняемого имени существительного.

-Заполните таблицу и оцените свою работу на уроке.

11.Домашнее задание

  Стр. 88 упр. 152


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несклоняемые имена существительные.

Урок проводится в 4 классе и  учит  учеников правильному употреблению несклоняемых существительных в своей речи....

Три склонения имён существительных . Несклоняемые имена существительные.

Русский язык по русскому языку в 4 классе по учебнику Рамзаевой...

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

Цели урока:  ввести понятие «несклоняемые имена существительные»;  формировать умение склонять имена существительные;  формировать навыки определения падежа имени существите...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе «Перспектива». Тема: « Имя существительное. Повторяем, что знаем. Несклоняемые имена существительные».

Данное информационное дополнение  станет хорошим подспорьем на уроке учителю  и поможет обучающимся с лёгкостью повторить имеющиеся знания и закрепить новые....

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...