Открытый урок по теме: "Несклоняемые имена существительные". Презентация к уроку.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока по программе "Школа России", 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nesklonyaemye_sushch..docx | 28.39 КБ |
prezentaciya.ppt | 604.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».
Цель:
- обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
- познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;
- познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
- учить правильному употреблению их в речи;
- учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
- развивать орфографическую зоркость;
Ход урока:
- Орг.момент.
Учите русский годы к ряду…
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда, в нем самом…
- Итак, начинаем наш урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, укажите вид работы.
- Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:
- Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
- Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
- Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
- Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
- Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
- Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней(квартира)
- Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
- Разговор, обмен мнениями (беседа)
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?) ( Им.сущ ) Докажите.
- Обобщение знаний об имени существительном.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи. Послушайте задание:
- Подготовьте рассказ об имени существительном, используя следующий план: (слайд)
1. Какого рода бывают имена существительные?
2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)
3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Итак, что у вас получилось? (проверка)
- А теперь вспомните и дайте полное определение, что такое склонение? (слайд)
- Просклоняйте существительные:
1 вариант – сестра
2 вариант – окно ( ученик).
- Выделите окончания.
( У доски работают 2 человека)
- Проверим, как вы справились с заданием.
- Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)
- Постановка учебной проблемы.
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
5. Решение проблемы. Формулирование темы урока.
Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
- Что вы заметили?( Во всех предложениях повторяется слово пальто) . Какой частью речи оно является?
- Давайте узнаем , в каком падеже употребляется слово пальто в каждом предложении. Как будем действовать? Что нужно сделать?
слайд №2.
Памятка. Чтобы определить падеж существительного, надо:
|
(Появляется запись на доске:
И.п. – пальто.
Р.п. – пальто.
Д.п. – пальто.
В.п. - пальто.
Т.п.- пальто.
П.п. – в пальто.
- Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая же особенность у слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Несклоняемые имена существительные).
5. Физминутка.
- Актуализация знаний.
а) Чтение сведений в учебнике, с. 65.
- Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).
б) В русском языке таких слов много. (Слайд )
Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, , кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе. |
- Прочитайте их. Значение каких слов вам не понятно?
- Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей). Ну и как вы уже догадались, все эти слова словарные, поэтому их надо заучивать наизусть.
Что мы с вами сейчас и сделаем.
в) Словарная работа.
- Послушайте загадку и догадайтесь, о каком из этих слов в ней идёт речь:
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(шоссе)
- Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).
(слайд)
- Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся).
- Это слово пришло к нам из французского языка. Оно обозначает дорогу с твердым покрытием.
- Составьте предложение с данным словом.
Работа со словом:
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Определите опасные места.
- Сколько слогов? Букв? Звуков?
Итак, в чём особенность этих слов?
- Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа с карточками)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину. |
Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые. Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио. | |
- Итог урока.
- Итак, с какими словами познакомились на уроке?
- Почему он так называются?
- А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Несклоняемые имена существительные"
Конспект составлен по теме "Несклоняемые имена существительные", 4 класс, программа "Школа России" ....
Презентация к уроку русского языка "Несклоняемые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка "Несклоняемые имена существительные"...
Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....
Методическая разработка урока по теме " Несклоняемые имена существительные"
Методическая разработка урока по теме " Несклоняемые имена существительные", 4 класс, образовательная программа «Школа 2100»...
Презентация к уроку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Задание направлено на тренировку умения писать словарные слова и делить их на одушевленные и неодушевленные. В конце задания небольшой тест на 3 вопроса...
Презентация к уроку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Данная презентация к уроку "Одушевлённые м неодушевлённые имена существительные" предназначена для проведения урока во 2 классе по УМК "Планета Знаний"...
План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».
План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....