Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Разделительный твёрдый знак".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Урок изучения новой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus3.docx | 24.19 КБ |
razd_.pptx | 224.42 КБ |
test.docx | 11.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык (урок овладения знаниями, умениями, навыками).
Тема: «Разделительный Ъ»
Продолжительность: 30 минут
Класс: 3
Технология: Использование видеоурока из ЦОК, презентация Power Point используется как дополнительный иллюстративный материал к уроку.
Текст работы: конспект урока по программе УМК "Школа России" (в соответствии ФГОС)
Цель урока:
- 1. Научить детей правописанию разделительного твердого знака Ъ.
- 2. Формировать орфографическую зоркость учащихся.
- 3. Развивать у детей такие мыслительные операции как анализ, синтез и сравнение, логическое мышление, внимание и рассуждение. Создание условий для формирования метапредметных умений.
- 4. Учить детей самостоятельно добывать знания.
- 5. Воспитывать у детей коммуникативные навыки.
Задачи:
1. Формирование знаний о правописании слов с разделительным Ъ и навыка правописания слов с разделительным Ъ.
2. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
3. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету.
4. Умение находить решение в проблемной ситуации, пользоваться книгой.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь формулировать правила, расширить знания о правописании слов с разделительным Ъ, находить его в словах.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме; извлекать необходимую информацию из текста.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Сегодня какое число? Какое время года? Какой месяц идет? Это который по счёту месяц года? День недели? Декабрь - ворота зимы. В декабре самые короткие дни и самые короткие ночи. И в декабре самый любимый наш праздник - Новый год.
2) Психологический настрой.
- Дорогие, дети! Сегодня в гости к нам прибыл веселый Снеговик. Он дарит вам хорошее настроение. Подарите друг другу улыбку, передавая снежок. Улыбка - универсальный знак доброты, начинайте и заканчивайте день с улыбкой. Посмотрите, друг на друга, дарите добро. Доброта спасёт Мир. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
II. Эмоциональный настрой учащихся.
-Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух». А.С.Пушкин
- Как вы понимаете эти слова поэта?
- Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными открытиями.
-Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетрадь, положите ее с наклоном, левый локоток придерживает уголок тетради. Возьмите ручку, запишите дату урока, классная работа.
III. Формулирование темы и цели урока.
1. Словарная работа: съёжился, взъерошенные.
2. Чистописание: я, е, ё, ю
Сели, съели (Слайд)
Было «сели», стало «съели».
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? Твёрдый знак. Слайд.
- О какой букве будем говорить на уроке? Это какой твердый знак?
- Назовите тему урока.
– Итак, тема урока и тема газеты «Разделительный твердый знак»
Хвастал как-то твердый знак:
Без меня совсем никак!
Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.
думал волк, что зайца съел,
Без меня ж он просто сел.
– Как вы думаете, что должны узнать о букве ъ? (Ответы детей).
Цель урока: Узнать, когда пишется ъ. (Слайд)
IV. Работа по теме.
- Твёрдый знак — 28-я буква русского алфавита.
До 1917 года она была 27-ой по счёту и называлась «еръ». Слайд.
Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Слайд.
Из-за этой буквы тратилось больше бумаги и типографской краски. А это стоило денег. Поэтому букву “ер” называли “бездельником”, “лодырем”, “разбойником”, “дармоедом” и другими подобными словами. Буква “ер” на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира. Теперь на конце слов эта буква не пишется.
У нас в Тыве в м.Белдир-Кежиг установлен памятник твердому знаку Ъ, как памятник любви и преданности тувинскому языку. А в нашем родном языке как мы его называем? (Кадыг демдек)
IV. Знакомство с новым материалом.
- Откройте учебник на странице 134, выполним упражнение 264 и выясним, где теперь пишется ъ.
приехать - отъехать
ёжиться - съёжиться
выяснить - объяснить
юбилей - предъюбилейный
– В словах какого столбика есть Ъ? (В словах второго столбика).
– После какой части слова пишется разделительный Ъ? (После приставки, перед корнем).
– Почему в первой строке после приставки не пишется Ъ, а во второй пишется? (?)
- На какой звук оканчиваются приставки первой строки? (На гласную).
- На какой звук оканчиваются приставки второй строки? (На согласную).
- С какой буквы начинается корень? Подчеркните их. (С гласной).
Давайте сделаем вывод, где мы встретили ъ? После приставки, где последняя буква согласная, перед гласными я, е, ю, ё пишется твердый знак ъ.
Чтение правила в учебнике, стр.134
Просмотр видеоролика ЦОК.
Работа в группах.
Правила работы в группах.
Прочитайте предложения, какие буквы пропущены в словах? Выпишите слова правильно:
1 группа. Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел.
________________________________________________________________
2 группа. Лишь взерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка сежился под елью.
_______________________________________________________________
3 группа. Подехал к стройке кран подемный.
_______________________________________________________________
Один ученик из группы комментирует результаты коррекции текста.
Опора на слайде.
- Прокомментируйте опору.
Сделаем вывод: После какой части слова вы написали разделительный ъ?
ФИЗМИНУТКА:
– Чтобы узнать, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, выполните задание на карточках. Работать будете в парах.
Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Выделите приставку, подчеркните твердый знак и гласную после него.
С . едобный, под . юбник, об . явить, от . езд, с . ежился, об . яснение.
– Сделаем вывод. Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? (е, ё, ю, я).
V. Закрепление нового материала:
-Попробуйте сформулировать правило. (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук перед гласными буквами е, ё, ю, я).
– Давайте прочтём это правило в учебнике на стр.136.
– разделительный твердый знак ъ в слове - это орфограмма. А почему Ъ называется разделительным? (Потому, что он делит в слове согласный звук от гласного).
Работа по картине: Посмотрите, ребята, как добрался до нас наш веселый снеговичок. Расскажите, как он приехал с помощью слов подъехал, съехал, объехал. На чем он подъехал к школе? Что он объехал? Откуда он съехал?
- А кому из вас нравятся прогулки на лыжах в зимнем лесу? Кто умеет кататься на лыжах? Что еще кроме удовольствия получает человек от ходьбы на лыжах? ( Дышит свежим воздухом, оздоравливает свой организм, развивает мышцы).
Любите, не ленитесь кататься на лыжах! Это поможет вам стать выносливыми, упорство, застраховаться от сердечно-сосудистых заболеваний и простуд.
Фразеологизмы: "Собаку съел" - означает опытного в каком то деле человека, знатока, мастера своего дела. Кто у нас по математике "собаку съел"?
"Белены объелся" - совсем одурел, стал глупым, совершает неразумный поступок.
А вы бы хотели стать человеко, который "собаку съел" в учёбе? Что для этого нужно? (Ответы учащихся)
V. Контроль и самоконтроль знаний.
– А теперь проверим свои знания тестом:
1. После какой части слова пишется Ъ?
а) после приставок,
б) после корня.
2. После каких приставок пишется Ъ?
а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,
б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.
3. Перед какими буквами пишется Ъ?
а) а, я, ё, е,
б) ю, я, е, ё,
в) о, ё, ю, у.
4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.
а) в…ехал б) сем…я в) в…юга
5. Сколько звуков в слове «съезд»?
а) 3 б) 5 в) 4
- Положите на край парты свои работы, я проверю их сегодня, а завтра сообщу результаты.
VI. Итог урока.
А теперь подведем итоги.
- Как называется тема урока по которой мы работали? Разделительный твердый знак.
- Какую цель мы поставили в начале урока? Узнать когда пишется ъ.
- Что мы узнали? (Разделительный Ъ пишется после приставок, которые
оканчиваются на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я).
- Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?
- А кто на ваш взгляд был сегодня самым активным на уроке? Оценить участие.
VI I. Домашнее задание. Разноуровневые карточки.
VIII. Итог и рефлексия.
-Какую цель перед собой ставили?
Что вы узнали на уроке?
Я узнал….
-Когда пишется разделительный ъ.?
Что вы запомнили?
Я запомнил…..
Чему вы научились на уроке?
Я научился……
- А еще мне хочется узнать о впечатлении от урока каждого из вас. Слайд.
Для меня тема была важной и интересной, узнал много нового – снежинку
Еще не до конца понял тему, нужна помощь – сигнальная карта
- Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните гостям, пусть посмотрят они.
- Я очень рада видеть в ваших руках снежинки, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и познавательным. Мы помогли Снеговику собрать его снежинки.
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности на вашем жизненном пути.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Се́ли , съе́ли
Тема: Правописание слов с раздлелительным твердым знаком ( ъ )
Твёрдый знак Ъ - Твёрдый знак — 28-я буква русского алфавита. До 1917 года она была 27-ой по счёту и называлась « еръ ». Раньше эта буква хранила молчание и писалась в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.
Цель урока: Узнать , когда пишется ъ .
Проверка работы в группах: 1 группа: Не за то волка б ъ ют , что сер, а за то, что овцу с ъ ел . 2 группа: Лишь вз ъ ерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка с ъ ёжился под елью. 3 группа: Под ъ ехал к стройке кран под ъ ёмный .
Проверка групповой работы: С ъ едобный , под ъ юбник , об ъ явить , от ъ езд , с ъ ежился , об ъ яснение .
Домашняя работа: Выполните работу в карточках в тетрадях.
СПАСИБО ВСЕМ!!
Предварительный просмотр:
Имя: __________________________________________
Тест по теме: Разделительный твердый знак Ъ.
1. После какой части слова пишется Ъ?
а) после приставок,
б) после корня.
2. После каких приставок пишется Ъ?
а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,
б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.
3. Перед какими буквами пишется Ъ?
а) а, я, ё, е,
б) ю, я, е, ё,
в) о, ё, ю, у.
4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.
а) в…ехал б) сем…я в) в…юга
5. Сколько звуков в слове «съезд»?
а) 3 б) 5 в) 4
Имя: __________________________________________
Тест по теме: Разделительный твердый знак Ъ.
1. После какой части слова пишется Ъ?
а) после приставок,
б) после корня.
2. После каких приставок пишется Ъ?
а) после приставок, которые оканчиваются на согласный звук,
б) после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.
3. Перед какими буквами пишется Ъ?
а) а, я, ё, е,
б) ю, я, е, ё,
в) о, ё, ю, у.
4. Найдите слово с разделительным твердым знаком.
а) в…ехал б) сем…я в) в…юга
5. Сколько звуков в слове «съезд»?
а) 3 б) 5 в) 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")
Данный урок разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс, Школа России, тема: "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"
Урок по русскому языку по программе Школа России...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"
Конспект урока по русскому языку по теме "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"...
Конспект урока русского языка по теме «Употребление разделительного твёрдого знака» 2 класс
Цель: развитие умения писать слова с разделительным «ъ»...
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"
Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....
Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
- Мне нравится (1)