Конспект урока русского языка по теме «Употребление разделительного твёрдого знака» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: развитие умения писать слова с разделительным «ъ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме «Употребление разделительного твёрдого знака» 2 «В» класс
учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №5» г. Норильска Малышенко Инны Николаевны
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС»
Русский язык, 2 класс. Тема: «Употребление разделительного твёрдого знака»
УМК Перспектива
Цель: развитие умения писать слова с разделительным «ъ»
Задачи:
- развивать познавательную, эмоциональную и творческую сферу учащихся и логическое мышление (внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать коммуникативную культуру общения и умение учащихся работать в группе, в паре.
Тип урока: построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) Урок отработки умений и рефлексии;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые результаты:
предметные: ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь».
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- учится работать по предложенному учителем плану,
- оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
- использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ»,
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
- составляет алгоритм действий под руководством учителя,
- наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
- слушает и понимает речь других,
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Педагогические технологии:
- проблемно-диалогическое обучение;
- деятельностно-поисковое обучение;
- доровьесберегающее обучение (переход от одного вида деятельности к другому, физминутки.)
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; проектор, компьютер, экран, презентация «Разделительный твёрдый знак», карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.
Конспект урока русского языка «Употребление разделительного твёрдого знака»
Предварительный просмотр:
17.02.2019
Русский язык, 2 класс.
Тема: «Употребление разделительного твёрдого знака»
План - конспект урока
1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, начинаем наш урок. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
- Внимание на экран, давайте настроимся на работу!!!
СЛАЙД.
Мы - умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Проверяет готовность учеников к уроку, эмоционально настраивает их на работу.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Мы сегодня совершим с вами очередное путешествие в страну Знаний.
Но путь туда тернист, непрост и полон серьёзных испытаний.
Путешествовать в одиночку опасно и скучно, поэтому мы будем проходить все испытания вместе, парами, командами.
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока. (На доске записан девиз урока:
«Друзья, ученье нас об….единяет!
- Как вы его понимаете?
- Какая буква пропущена в слове объединяет?
- Докажите свой выбор (ребята проговаривают правило, схема фиксируется на доске).
- А теперь сформулируйте тему урока. СЛАЙД
- Это новая для нас тема?
- Давайте определим план работы на уроке: СЛАЙД (неправильный)
(СЛАЙД – правильный)
1. Определяем цель урока.
2. Повторяем то, что знаем.
3. Тренируемся.
4. Применяем в новой ситуации.
5. Проверяем себя.
- Ребята, какую же цель перед собой поставим? СЛАЙД
- Начинаем нашу работу в тетради!
- Внимание! На экран!
Запишем число, классная работа. Обращаем внимание на опасные места.
- Ещё раз внимательно посмотрите на девиз нашего урока, и назовите все орфограммы (один человек к доске).
- Минуткой чистописания будет наш девиз!
- Для чего нужна минутка чистописания?
-Запишите предложение по памяти.
(Запись предложения по памяти в тетрадь.)
- Теперь проверьте с эталоном.
- Кто справился без ошибок?
- А кому есть еще над чем поработать?
- Хорошо, молодцы!!!
3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ. (УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ь И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ Ъ)
Организация работы в (парах).
- Теперь вам предстоит поработать в паре.
- Вспомним правила работы в парах.
- Чтобы выполнить эту работу, нам нужно вспомнить правило написания разделительного Ь.
- Отлично! Приступаем к заданию: вставьте пропущенные буквы в словах, которые лежат у вас на парте и распределите, в какой столбик записать каждое слово.
- Эту же работу у доски выполнят (одна пара Рома и Арина).
Ь Ъ
платье | отъехал |
ульи | объезд |
вьюга | съел |
семья | подъезд |
- Покажите, чья пара готова! (пара поднимает руки в замке).
- Проверим правильность выполнения задания на доске.
Арина, докажи свой выбор.
Рома, объясни свой выбор
(пара по очереди дает оценку своей работе по алгоритму) СЛАЙД.
Ребята, проверти свою работу с эталоном (правильно).
Чья пара справилась без ошибок (руки в замок)
Запишем слова первого столбика с Ъ в тетрадь.
Выделяем орфограммы.
Запишем слова 2 столбика Ь. Выделяем орфограммы. Проверяем.
ФИЗМИНУТКА
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Организация работы в группах.
- Ребята, послушайте историю.
Папа решил написать маме электронное письмо, о том, как у детей прошел день. Вот, что у него получилось. Послушайте и скажите, получился ли у папы текст.
Дети дома с_ели булку с варен_ем.
Ребята под_ехали к дому на машине.
Ден_ прошел хорошо.
Это было об…едение!
- Приготовились к работе в группах.
На парте у вас лежат листы формата А-3, переверните их.
Внимательно прочитайте задание, помните о правилах работы в группе.
За работу!
- Какая группа готова, дайте знать (один ученик поднимает руку).
- Давайте проверим. Какой получился у вас текст.
СЛАЙД С ЭТАЛОНОМ
Первая группа зачитывает первое предложение. Объясняет орфограммы.
- Теперь запишите этот текст аккуратно без ошибок в тетрадь.
- Прокомментируйте правила оформления текста (текст записываем с красной строки, каждое предложение с заглавной буквы, в конце предложений – точка).
(Дети записывают текст).
- Проверьте свою работу с эталоном.
- Кто справился без ошибок?
- Кто допустил ошибки?
- Какие?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СПОСОБА ДЕЙСТВИЙ.
- СЛАЙД С ТЕСТОМ (коллективная работа по слайду)
- Ребята, какую цель мы перед собой ставили в начале урока?
- Мы достигли цели?
6.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Закончите предложения!
- Сегодня на уроке
- Я вспомнил…
- Теперь я умею определять…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…
- Ребята, встречайте героя нашего урока русского языка.
К нам пожаловал, сам Разделительный твердый знак!
- Знак твёрдый, разделительный,
Он – строгий, рассудительный.
- Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
- Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
- С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
- И перед ним лишь гласные
Стоят, как на подбор.
- Вот эти гласные, друзья: е, ё, ю, я.
7.Альтернативное домашнее задание с комментированием.
- Найти и записать две пословицы, в которых есть слова с разделительным твердым знаком.
- Все вы молодцы!!!
- Спасибо за урок!!!!
ИГРА «Камень – бумага»
1. ПОД…ЕЗД, РУЧ…И, ОБ…ЕЗД, ЛЬЮ, РАЗ…ЕЗД.
2. В…ЮГА, ДРУЗ…Я.
3. В…ЕХАЛ, С…ЕЛ, С…ЕХАЛ.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Малышенко Инна Николаевна
Класс 2В
УМК «Перспектива»
Предмет Русский язык
Тема «Употребление разделительного твёрдого знака»
Тип урока: построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
Место урока в изучаемой теме: урок № 2. Раздел «Состав слова»
Цель: развитие умения писать слова с разделительным «ъ»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
ученик умеет пользоваться правилом выбора написания «ъ» и «ь». | -определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя, -учится работать по предложенному учителем плану, -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу, - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. | - использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ», - делает выводы о результате совместной работы класса и учителя, - составляет алгоритм действий под руководством учителя, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; | - слушает и понимает речь других, - договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов, . | - проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, - понимает причины успеха в учебной деятельности. - исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор. |
Ход урока
**Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Фронтальная | Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоционально настраивает их на работу. | Личностные УУД: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, | Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Самооценка. | Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Самооценка. |
2 | Актуализация знаний. | Формирование и развитие ЦО к умению определять результат, цель, способ деятельности Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение), и познавательных процессов (внимание, память). | Фронтальная | Определяют тему и цель урока. | Познавательные УУД: использует знако-символические средства при составлении опорной схемы правил написания разделительного «ъ», Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. | Умение определять результат, цель и способ деятельности. Определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, овладеют способностью понимать учебную задачу. | Умение определять результат, цель и способ деятельности. ОС на умение воспринимать задание. |
3 | Постановка учебной проблемы. (Упражнения в написании слов с разделительным ь и разделительным ъ) | Определять и формулировать проблему. | Работа в малых группах (парах). Индивидуальная | Организует работу в малых группах (парах). Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил работы в парах. | Коммуникативные УУД: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов, Регулятивные УУД: -учится работать по предложенному учителем плану, -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу, | Учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом, осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий. Работают в парах. Повторяют правила написания разделительного «ъ» и «ь» гласными е,ё,ю,я. Записывают в тетрадь. Работают на карточках. | Определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, овладеют способностью понимать учебную задачу. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Защита проекта. | Работа в группах | Организация работы в группах по 4 человека. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил работы в парах. | Коммуникативные УУД: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов, Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков ( - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. | Исследуют проблемную ситуацию. Работают в группах. Работают по плану, высказывают в группе своё мнение, защищают проект. Работают в тетради. | Осознают роль языка и речи, подчеркивают важность орфографически грамотного письма. Учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом, осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий. Обдумывают ответы, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, делают выводы в результате совместной работы. |
5 | Закрепление способа действий. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Индивидуальная работа. Коллективная работа. | Организует беседу по вопросам теста. Выясняет понимание задания. | Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата). Познавательные УУД: развиваем умения применять полученную информацию, анализировать, делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов. | Структурируют знания и умения на основе известной информации, ориентируются на инструкцию учителя по выполнению задания. Воспринимают объяснения учителя, работают над тестом, анализируют информацию выбирают правильный ответ, отвечают на вопросы теста. | Структурируют знания и умения на основе известной информации, ориентируются на инструкцию учителя по выполнению задания. |
6. | Рефлексия деятельности. | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Фронтальная | Организует беседу по вопросам. В процессе работы организует обсуждение качества выполнения задания. | Регулятивные УУД: развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками. Личностные УУД: понимает причины успеха в учебной деятельности. | Отвечают на поставленные вопросы. Работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. Помогают учителю выставить отметки за урок тем, кто отвечал и работал, оценивая одноклассников и себя. | Проговаривают последовательность действий на уроке, формулируют полные ответы на вопросы, слушают и понимают речь других, позитивно относятся к процессу общения со сверстниками и взрослыми. Адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять контроль по результату |
7. | Альтернативное домашнее задание с комментированием. | Расширение кругозора, развитие умения самостоятельно работать. | Индивидуальная работа. | Объясняет домашнее задание. | Личностные УУД:- исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор. | Записывают задания в дневник. | Комментировать выполнение домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»
Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала. Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный тве...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК»
УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...
Конспект урока русский язык на тему "Правописание разделительного ъ и ь знаков"
Конспект урока. Использование ЭОР....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака".
Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание разделительного твердого знака". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с те...
Презентация к уроку русского языка по теме : " Правописание разделительного и твёрдого знака".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ...
Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления. Планируемые результаты:Предметные: Знать:...