Технологическая карта урока русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова "Как проверить орфограммы в высказываниях?" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока «Как проверить орфограммы в высказываниях?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся способности к новому способу действия - проверка орфограммы в высказывании, с помощью включения новых понятий: орфограммы, связанные с обозначением фонем; орфограммы, не связанные с обозначением фонем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass_kak_proverit_orfogrammy_v_vyskazyvaniyah.docx | 171.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска» Класс: 3Б Урок: 3 Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 221 | Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна Группа: 31 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока «Как проверить орфограммы в высказываниях?»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся способности к новому способу действия - проверка орфограммы в высказывании, с помощью включения новых понятий: орфограммы, связанные с обозначением фонем; орфограммы, не связанные с обозначением фонем.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: учебник «Русский язык» В.В Репкин, Е.В. Восторгова, 3 класс 2 часть (УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова»), учебная презентация, раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля | Содержание урока | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности 15 сек. | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ученики! Спасибо, присаживайтесь. Меня зовут Юлия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на партах лежал пенал, учебник, тетрадь. - Предлагаю вам зарядится позитивной энергией на предстоящий урок. Ребята, посмотрите на экран. Кто к нам пришёл? - Верно! Сегодня по всему миру празднуют «День солнца» в честь наступления последнего весеннего месяца, поэтому солнце сегодня будет нашим помощником. - У вас на столах лежат таблица успеха. Когда мы будем выполнять задания вы будете закрашивать солнце полностью – если нет ни одной ошибки, 2 части – 1или 2 ошибки, 1 часть – 3 и более ошибок. - Давайте покажем гостю, наши знания и умения и выполним первое задание. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | УУРД:уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. | Презентация Раздаточный материал | |||
II. Актуализация знаний и мотивация 1-2мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа | Фронтальная беседа Демонстрация слайдов | - Ребята, для чего мы изучаем русский язык? - А что необходимо нам знать, чтобы грамотно писать? - Верно, поэтому давайте сейчас поработаем с предложением. Прочитайте его, пожалуйста. Сейчас всем уже известно, что Солнце — это звезда, а не планета. - Хорошо, теперь открывайте свои рабочие тетради. Отступаем от предыдущей работы две строки, записываем сегодняшнее число – 3 мая, классная работа. - Прошу вас написать это предложение, обозначив все орфограммы, которые вам встретятся. У вас на это задание есть 2 минуты. - Время вышло, поэтому давайте приступим к обсуждению. Ребята, вы записали предложения и обозначили все орфограммы, которые вам встретились, я права? Покажите «+», если вы согласны со мной. - Замечательно, раз вы смогли выделить орфограммы в этом высказывании, то вы сможете мне рассказать, что такое орфограмма. - Ребята, исходя из определения понятия «орфограмма», подскажите, мы где искали орфограммы? - Верно, теперь расскажите, пожалуйста, какие орфограммы вам встретились в этом высказывании. - Ребята, а все ли орфограммы вы умеете проверять и обозначать? - Ученики, оцените себя на карточке самооценивания. | - Это наш родной язык, чтобы грамотно писать, читать, развивать словарный запас. - Правила. Выполняют установку учителя. Выполняют задание. Выполняют установку учителя. - Орфограмма – часть записи слова или высказывания, которая записывается в соответствии с правилом. - В высказывании. - Большая буква в начале предложения и в именах собственных, непроверяемые и проверяемые безударные гласные в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова, жи-ши, мягкий знак показатель мягкости, падежные окончания имён существительных. - Нет | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация Раздаточный материал Таймер Карточка самооценивания | |||
III. Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Парная Выполнение задание | Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Вы были близки, тема сегодняшнего урока «Как проверить орфограммы в высказываниях». - Любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому давайте себе поставим цель на этот урок. У нас есть вспомогательные слова «Вспомнить…и научиться…». -Давайте для достижения цели составим план урока. Организует работу по составлению плана урока. - Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На экране вы видите слова-подсказки. Попробуйте составить план урока. 1. Познакомимся с понятием… 2. Научимся определять… 3. Выполним… 4. Подведём… -Молодцы! Оцените себя на карточке самооценивания. | Определяют цели и задачи урока. - Орфограммы в высказываниях. - Вспомнить, какие существуют типы орфограмм и научиться проверять орфограммы в высказываниях. - 1. Познакомимся с понятием «тип орфограммы»; 2. Научимся определять тип орфограммы в высказывании; 3. Выполним самостоятельную работу; 4. Подведём итоги. | УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; | Презентация Карточка самооценивания | |||
IV. Открытие нового знания 10-12мин. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Беседа | Знакомство с новым понятием. - Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое фонема. - Верно, а что же такое морфема? - Каа вы думаете, Все ли эти фонемы можно точно обозначить буквами по слуху? - Давайте подумаем над этим, обратите внимание на экран, прочитайте эти слова. - Сравните буквы, которыми обозначены гласные фонемы в сильной позиции. - Ребята, какая же буква в словах является орфограммой? Почему? - Ребята, теперь сравните написание этих слов, что ещё вы заметили? - Верно, покажите «+», если правописание предложений с заглавной буквы можно назвать орфограммой. - Какая из этих орфограмм связана с обозначением фонемы, а какая с обозначением фонемы не связана? - Какие виды орфограмм, не связанных с обо- значением фонем, могут встретиться при записи высказывания? Являются ли орфограммами пробелы между словами? Следует ли считать орфограммой знак переноса слова на другую строку? А знаки препинания в высказывании? - Ребята, давайте вместе составим схему «Типы орфограмм в русском языке». Ребята, вы уже догадались какие два типа орфограмм существуют? Как мы будем обозначать эти орфограммы? - 1 тип орфограмм мы будем обозначать буквой «А», 2 тип мы будем обозначать буквой «Б». - Давайте вернёмся к нашему высказыванию про солнце, попробуем обозначить типы орфограмм в нём. - Теперь, когда мы составили схему, прошу вас оценить себя на карточке самооценивания! | Выполняют предложенные задания. Открывают новое знание. - Фонема — это единица языка, служащая для различения значимых единиц — морфем. - Морфема— минимальная значимая часть слова, может являться корнем, суффиксом, приставкой, окончанием. - Шёл, шорох. Ответы обучающихся. - Ё и О, потому что в этих местах возникает затруднение в написании буквы. - Слово «шёл» написано с большой буквы - Да. Ответы обучающихся. - 1 тип – орфограммы связанные с фонемами, 2 тип – орфограммы не связанные с фонемами. Б А Б Б Б А АБ - Сейчас всем уже известно, ББ А Б А Б Б что Солнце — это звезда, а не А Б планета. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. | Презентация Карточка самооценивания | |||
#1055;ервичное закрепление во внешней речи 1мин. | Усвоение нового способа действий | Выполнение задания Парная работа | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? - К какому пункту плана мы сейчас приступим? - Верно, наше прекрасное солнышко предлагает вам выполнить упражнение 291, стр. 145. Вам будет необходимо списать пословицы, выделить орфограммы и определить их тип. - Спасибо, это задание вы будете выполнять в парах. Кто мне напомнит правила работы в парах? - 1. Говорить тихо и не отвлекать соседей; 2. Работать вместе; 3. Уважать мнение друг друга; 4. Следить за временем; 5. По окончании работы показать свою готовность. - На выполнение задания у вас есть 3 минуты можете приступать. - Время вышло. Теперь я хочу услышать по одному высказыванию от каждой пары с пояснениями. - Ребята, покажите «+», если вы считаете, что мы правильно выполнили задание. - Оцените себя на карточке самооценивания. Организовывает динамическую паузу. - Ребята, мы много работали головой, даже наше солнышко перегрелось, поэтому пришло время и тело размять. Я буду называть орфограммы, если это орфограммы 1 типа, то вы присылаете, если 2 тип – тянетесь к солнышку наверх. Готовы? Безударная гласная в корне слова, Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения, падежные окончания имён существительных, перенос слова. | Объясняют выполнение своей работы в парах. - Мы познакомились с понятием «тип орфограммы». - Мы научимся определять тип орфограммы. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание. Выполняют установку учителя. | УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композици. | Презентация Учебник стр. 145 №291 Таймер Карточка самооценивания | |||
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин. | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия | Организует выполнение самостоятельной работы. - Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили? - Верно, какой следующий пункт нам необходимо выполнить? - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, солнце предлагает вам выполнить задания на карточках. Вашей задачей будет выделить все орфограммы в высказывании и определить тип орфограмм. На его выполнение у вас есть 3 минуты. Можете приступать. 1 вариант Первые лучи солнца окрасили небо, по воде протянулась дорожка света. 2 вариант Последние лучи солнца уже гасли, вскоре всё погрузилось во тьму. - Время вышло, давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране вы можете увидеть правильные ответы. - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. И поднимите руку, у кого 3-4 ошибки. - Какой пункт плана мы с вами выполнили? Оцените себя на карточке самооценивания. | Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. - Научились определять тип орфограммы в высказываниях. Выполним самостоятельную работу. Выполняют задание. - 1 вариант Б А А А А А Первые лучи солнца окрасили Б Б А А А А небо, по воде протянулась А А Б дорожка света. 2 вариант Б А А А Последние лучи солнца уже Б. Б А А гасли, вскоре всё погрузилось Б А Б во тьму. Выполняют установку учителя. | УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. | Презентация Раздаточный материал Таймер Карточка самооценивания | ||||
VII. Включение в систему знаний 1мин. | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Ученики, сейчас я вам предлагаю поработать в группах по четыре человека и выполнить задание. Посмотрите, что перед вами? - Верно, вам будет необходимо восстановить загадки, выделить орфограммы и определить их тип, ну и конечно же разгадать загадки. У вас есть 5 минут, приступайте. Всходит, заходит, но с места не сходит. Не сидится высоко, прокатится далеко, везде погуляет, всех нас согревает. Над рекой остановился шар воздушный, золотой, а потом за лесом скрылся, покачавшись над водой. - Время вышло, кто хочет озвучить своё решение? - Ребята, покажите «+», если вы согласны с ответом одноклассников. | Выполняют предложенные задания. - Загадки. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления. | Презентация Раздаточный материал Таймер Карточка самооценивания | ||||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Все ли пункты плана мы выполнили? - Какая тема и цель была сегодня у нашего урока? - Отлично, посмотрите на солнышки, у кого все ёжики закрашены? У кого наполовину? Если у вас все солнышки закрашены полностью, то это 5, если закрашено 5 – 4 солнышек – это 4, 3 – 4 – 3, меньше – 2. - Продолжите фразы «Я узнал…», «Мне было интересно…», «Мне было трудно…». - Ученики, спасибо за работу на уроке. Урок окончен! | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. - Нет, мы не подвели итоги. - Как проверить орфограммы в высказываниях? Выполняют установку учителя. Отвечают на вопросы. | УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: Закрепление изученного по теме «Формы изменения и правописания глаголов» 4 класс
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс Глагол...
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)
Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...
Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...
Конспект урока русского языка по системе развивающего обучения
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...