Технологическая карта урока русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова "Как проверить орфограммы в высказываниях?" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Каташинская Юлия Дмитриевна

Тема урока «Как проверить орфограммы в высказываниях?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся способности к новому способу действия - проверка орфограммы в высказывании, с помощью включения новых понятий: орфограммы, связанные с обозначением фонем; орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30 Кабинет: 221

Студент: Каташинская Юлия Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Как проверить орфограммы в высказываниях?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся способности к новому способу действия - проверка орфограммы в высказывании, с помощью включения новых понятий: орфограммы, связанные с обозначением фонем; орфограммы, не связанные с обозначением фонем.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Расширить представления о понятии «орфограмма».
  2. Формировать умения различать орфограммы по видам: связанные с обозначением фонем и не связанные обозначением фонем.

Предметные:

  1. Находить место орфограммы в высказывании на изученные правила.
  2. Применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные, непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;
  2. Продолжить работу по формированию речевой деятельности обучающихся.

Личностные:

  1. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
  2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка, как учебного предмета;
  2. Воспитываются коммуникативную культуру обучающихся при работе в парах.

УМК: учебник «Русский язык» В.В Репкин, Е.В. Восторгова, 3 класс 2 часть (УМК «Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности методы и приемы, формы контроля

Содержание урока

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15 сек.

Включение в учебную деятельность

на личностно-значимом уровне

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

Приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ученики! Спасибо, присаживайтесь. Меня зовут Юлия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на партах лежал пенал, учебник, тетрадь.

- Предлагаю вам зарядится позитивной энергией на предстоящий урок. Ребята, посмотрите на экран. Кто к нам пришёл?

- Верно! Сегодня по всему миру празднуют «День солнца» в честь наступления последнего весеннего месяца, поэтому солнце сегодня будет нашим помощником.

- У вас на столах лежат таблица успеха. Когда мы будем выполнять задания вы будете закрашивать солнце полностью – если нет ни одной ошибки, 2 части – 1или 2 ошибки, 1 часть – 3 и более ошибок.

- Давайте покажем гостю, наши знания и умения и выполним первое задание.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

УУРД:уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Презентация

Раздаточный материал

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2мин.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового

способа

Фронтальная

беседа

Демонстрация слайдов

- Ребята, для чего мы изучаем русский язык?

- А что необходимо нам знать, чтобы грамотно писать?

- Верно, поэтому давайте сейчас поработаем с предложением. Прочитайте его, пожалуйста.

Сейчас всем уже известно, что Солнце — это звезда, а не планета.

- Хорошо, теперь открывайте свои рабочие тетради. Отступаем от предыдущей работы две строки, записываем сегодняшнее число – 3 мая, классная работа.

- Прошу вас написать это предложение, обозначив все орфограммы, которые вам встретятся. У вас на это задание есть 2 минуты.

- Время вышло, поэтому давайте приступим к обсуждению. Ребята, вы записали предложения и обозначили все орфограммы, которые вам встретились, я права? Покажите «+», если вы согласны со мной.

- Замечательно, раз вы смогли выделить орфограммы в этом высказывании, то вы сможете мне рассказать, что такое орфограмма.

- Ребята, исходя из определения понятия «орфограмма», подскажите, мы где искали орфограммы?

- Верно, теперь расскажите, пожалуйста, какие орфограммы вам встретились в этом высказывании.

- Ребята, а все ли орфограммы вы умеете проверять и обозначать?

- Ученики, оцените себя на карточке самооценивания.

- Это наш родной язык, чтобы грамотно писать, читать, развивать словарный запас.

- Правила.

Выполняют установку учителя.

Выполняют задание.

Выполняют установку учителя.

- Орфограмма – часть записи слова или высказывания, которая записывается в соответствии с правилом.

- В высказывании.

- Большая буква в начале предложения и в именах собственных, непроверяемые и проверяемые безударные гласные в корне слова, непроизносимая согласная в корне слова, жи-ши, мягкий знак показатель мягкости, падежные окончания имён существительных.

- Нет

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Раздаточный материал

Таймер

Карточка самооценивания

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Парная

Выполнение задание

Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Вы были близки, тема сегодняшнего урока «Как проверить орфограммы в высказываниях».

- Любая деятельность без цели бессмысленна, поэтому давайте себе поставим цель на этот урок. У нас есть вспомогательные слова «Вспомнить…и научиться…».

-Давайте для достижения цели составим план урока.

Организует работу по составлению плана урока.

- Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На экране вы видите слова-подсказки. Попробуйте составить план урока.

1. Познакомимся с понятием…

2. Научимся определять…

3. Выполним…

4. Подведём…

-Молодцы! Оцените себя на карточке самооценивания.

Определяют цели и задачи урока.

- Орфограммы в высказываниях.

- Вспомнить, какие существуют типы орфограмм и научиться проверять орфограммы в высказываниях.

- 1. Познакомимся с понятием «тип орфограммы»;

2. Научимся определять тип орфограммы в высказывании;

3. Выполним самостоятельную работу;

4. Подведём итоги.

УУПД: ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

Презентация

Карточка самооценивания

IV. Открытие нового знания

10-12мин.

Построение детьми нового способа действий и

формирование способности к его

выполнению

Фронтальная

Беседа

Знакомство с новым понятием.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое фонема.

- Верно, а что же такое морфема?

- Каа вы думаете, Все ли эти фонемы можно точно обозначить буквами по слуху?

- Давайте подумаем над этим, обратите внимание на экран, прочитайте эти слова.

- Сравните буквы, которыми обозначены гласные фонемы в сильной позиции.

- Ребята, какая же буква в словах является орфограммой? Почему?

- Ребята, теперь сравните написание этих слов, что ещё вы заметили?

- Верно, покажите «+», если правописание предложений с заглавной буквы можно назвать орфограммой.

- Какая из этих орфограмм связана с обозначением фонемы, а какая с обозначением фонемы не связана?

- Какие виды орфограмм, не связанных с обо- значением фонем, могут встретиться при записи высказывания? Являются ли орфограммами пробелы между словами? Следует ли считать орфограммой знак переноса слова на другую строку? А знаки препинания в высказывании?

- Ребята, давайте вместе составим схему «Типы орфограмм в русском языке». Ребята, вы уже догадались какие два типа орфограмм существуют? Как мы будем обозначать эти орфограммы?

- 1 тип орфограмм мы будем обозначать буквой «А», 2 тип мы будем обозначать буквой «Б».

- Давайте вернёмся к нашему высказыванию про солнце, попробуем обозначить типы орфограмм в нём.

- Теперь, когда мы составили схему, прошу вас оценить себя на карточке самооценивания!

Выполняют предложенные задания.

Открывают новое знание.

- Фонема — это единица языка, служащая для различения значимых единиц — морфем.

- Морфема— минимальная значимая часть слова, может являться корнем, суффиксом, приставкой, окончанием.

- Шёл, шорох.

Ответы обучающихся.

- Ё и О, потому что в этих местах возникает затруднение в написании буквы.

- Слово «шёл» написано с большой буквы

- Да.

Ответы обучающихся.

- 1 тип – орфограммы связанные с фонемами, 2 тип – орфограммы не связанные с фонемами.

Б А Б Б Б А АБ

- Сейчас всем уже известно,

ББ А Б А Б Б

что Солнце — это звезда, а не

А Б

планета.

УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

УУПД: анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

Презентация

Карточка самооценивания

#1055;ервичное закрепление во внешней речи

1мин.

Усвоение нового способа действий

Выполнение задания

Парная работа

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили?

- К какому пункту плана мы сейчас приступим?

- Верно, наше прекрасное солнышко предлагает вам выполнить упражнение 291, стр. 145. Вам будет необходимо списать пословицы, выделить орфограммы и определить их тип.

- Спасибо, это задание вы будете выполнять в парах. Кто мне напомнит правила работы в парах?

- 1. Говорить тихо и не отвлекать соседей;

2. Работать вместе;

3. Уважать мнение друг друга;

4. Следить за временем;

5. По окончании работы показать свою готовность.

- На выполнение задания у вас есть 3 минуты можете приступать.

- Время вышло. Теперь я хочу услышать по одному высказыванию от каждой пары с пояснениями.

- Ребята, покажите «+», если вы считаете, что мы правильно выполнили задание.

- Оцените себя на карточке самооценивания.

Организовывает динамическую паузу.

- Ребята, мы много работали головой, даже наше солнышко перегрелось, поэтому пришло время и тело размять. Я буду называть орфограммы, если это орфограммы 1 типа, то вы присылаете, если 2 тип – тянетесь к солнышку наверх. Готовы?

Безударная гласная в корне слова, Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения, падежные окончания имён существительных, перенос слова.

Объясняют выполнение своей работы в парах.

- Мы познакомились с понятием «тип орфограммы».

- Мы научимся определять тип орфограммы.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют задание.

Выполняют установку учителя.

УУПД: использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композици.

Презентация

Учебник стр. 145 №291

Таймер

Карточка самооценивания

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия

Организует выполнение самостоятельной работы.

- Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили?

- Верно, какой следующий пункт нам необходимо выполнить?

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, солнце предлагает вам выполнить задания на карточках. Вашей задачей будет выделить все орфограммы в высказывании и определить тип орфограмм. На его выполнение у вас есть 3 минуты. Можете приступать.

1 вариант

Первые лучи солнца окрасили небо, по воде протянулась дорожка света.

2 вариант

Последние лучи солнца уже гасли, вскоре всё погрузилось во тьму.

- Время вышло, давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране вы можете увидеть правильные ответы.

- Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. И поднимите руку, у кого 3-4 ошибки.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили? Оцените себя на карточке самооценивания.

Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

- Научились определять тип орфограммы в высказываниях. Выполним самостоятельную работу.

Выполняют задание.

- 1 вариант

Б А А А А А

Первые лучи солнца окрасили

Б Б А А А А

небо, по воде протянулась

А А Б

дорожка света.

2 вариант

Б А А А

Последние лучи солнца уже

Б. Б А А

гасли, вскоре всё погрузилось

Б А Б

во тьму.

Выполняют установку учителя.

УУПД: проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

УУКД: демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Презентация

Раздаточный материал

Таймер

Карточка самооценивания

VII. Включение в систему знаний

1мин.

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Ученики, сейчас я вам предлагаю поработать в группах по четыре человека и выполнить задание. Посмотрите, что перед вами?

- Верно, вам будет необходимо восстановить загадки, выделить орфограммы и определить их тип, ну и конечно же разгадать загадки. У вас есть 5 минут, приступайте.

Всходит, заходит, но с места не сходит.

Не сидится высоко, прокатится далеко, везде погуляет, всех нас согревает.

Над рекой остановился шар воздушный, золотой, а потом за лесом скрылся, покачавшись над водой.

- Время вышло, кто хочет озвучить своё решение?

- Ребята, покажите «+», если вы согласны с ответом одноклассников.

Выполняют предложенные задания.

- Загадки.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

УУКД: вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления.

Презентация

Раздаточный материал

Таймер

Карточка самооценивания

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ

применения нового

знания

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Все ли пункты плана мы выполнили?

- Какая тема и цель была сегодня у нашего урока?

- Отлично, посмотрите на солнышки, у кого все ёжики закрашены? У кого наполовину?

Если у вас все солнышки закрашены полностью, то это 5, если закрашено 5 – 4 солнышек – это 4, 3 – 4 – 3, меньше – 2.

- Продолжите фразы «Я узнал…», «Мне было интересно…», «Мне было трудно…».

- Ученики, спасибо за работу на уроке. Урок окончен!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Нет, мы не подвели итоги.

- Как проверить орфограммы в высказываниях?

Выполняют установку учителя.

Отвечают на вопросы.

УУКД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...

Конспект урока русского языка по системе развивающего обучения

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...

Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...