ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»
статья на тему
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.
Тема опыта. | «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5tema_nad_kotor_rabotaet_uchitel2.docx | 309.51 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
5. Тема, над которой работает учитель. Обоснование её выбора.
Её актуальность. Планируемые и фактические результаты.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.
Тема опыта. | «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения» | ||||
Теоретическая база. | Опыт основан на знании учебных возможностей учащихся, принципах развивающего обучения и приемов их реализации. Теоретической основой опыта являются труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого; руководством по организации процесса обучения работы П.С. Жедек, М.Р. Львова, В.В. Репкина; в практике используются методики Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. | ||||
Актуальность и перспективность. | Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования, составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мыслей. Потребность в людях грамотных, с прочными и осознанными навыками правописания. | ||||
Условия возникновения и становления опыта. | 1. Понимание социальной роли орфографии. 2. Потребность учителя в поддержании и развитии интереса учащихся к изучению предмета. 3. Многолетние наблюдения и выводы о недостаточной грамотности учащихся и развитии орфографической зоркости. 4. Наличие объективных потребностей во владении алгоритмом решения орфографических задач. | ||||
Сущность опыта. | Цели и задачи: 1. Дать представление учащимся о целостном системном характере русского правописания. 2. Подвести учащихся к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка выполнение действий. 3. Научить младших школьников ставить и решать орфографические задачи. 4. Обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости. | ||||
Результативность. | Основные результаты обучения орфографии: 1. У младших школьников складывается представление о целостном, системном характере русского правописания, в не которого невозможно возникновение познавательного отношения к языку и к орфографии в частности. 2. Формируются обобщенные способы постановки и решения орфографических задач. 3. Возникают предпосылки для содержательного анализа каждой новой орфограммы с единой позиции ведущего принципа русского правописания, что позволяет создать на уроках ситуации благоприятные для развития речи младших школьников. | ||||
Область применения | Начальные классы | ||||
Городское методическое объединение. Обмен опытом работы. | Обобщение опыта работы Тушевой С.В. по теме: «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения» | Городской уровень | 4.02.09 |
Обобщение моего опыта, как учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 231 г. Знаменск», по теме «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения», было опубликовано в методическом бюллетене «Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки» методического кабинета городского отдела образования администрации ЗАТО Знаменск.
Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед учителями.
Целью моей работы явилось изучение основных направлений перестройки обучения орфографии в школе, которая позволила бы вооружить учеников прочными и осознанными навыками правописания и, кроме того, способствовала бы решению речевых задач курса русского языка.
Основой развития младших школьников является учебная деятельность как ведущая в этом возрасте (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Д.Б. Эльконин, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал её специфику и сущность в самоизменении индивидом самого себя как субъекта.
Участвовать в учебном процессе в качестве субъекта ребёнок может лишь в случае, если он способен самостоятельно находить способы возникающих перед ним задач. Но для этого обучение необходимо начинать не с усвоения способа решения элементарных частных задач, а с освоения ребёнком общих принципов задач определённого класса, например орфографических.
Психологические исследования показали, что наиболее благоприятные условия для построения учебных программ складываются при такой организации обучения, когда уже на начальном этапе в учебном материале выделяются фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется весь теоретический материал и которые лежат в основе формирования практических навыков.
Содержательный анализ понятия орфограммы на начальном этапе обучения языку позволяет и в дальнейшем постоянно углублять и расширять знания учащихся о трудных для написания местах. Конкретизация понятия об орфограмме происходит как в связи с накоплением знаний по языку, так и по мере изучения орфографических правил, т.е. по мере развития умения решать орфографические задачи.
Сознательный акт правописания включает в себя два структурных компонента: постановку и решение орфографической задачи. При обучении на основе фонематического принципа письма создаются предпосылки, для того, чтобы сначала учить ставить орфографические задачи, а затем их решать. Другими словами, устанавливается соответствие между программой обучения и логикой становления орфографического действия.
Таким образом, руководствуясь фонемным принципом, мы получаем большие возможности для создания у учащихся необходимой учебной мотивации в обучении правописанию, и при этом не только ставим перед детьми орфографические задачи, но и вооружаем их общим способом их решения.
Успех обучения решению орфографических задач зависит от того, насколько полноценно раскрывается понятие сильной и слабой позиции. Обучение на фонемной основе ни в коем случае не должно исключить занимательную, игровую форму проведения занятий. Не следует пренебрегать также мнемоническими приёмами, облегчающими запоминание учебного материала, например, как одна «палочка» — 1 (первое спряжение) легко преобразуется в букву Е, а две «палочки» (второе спряжение) - в букву И.
В целях формирования орфографических навыков и развития письменной речи я использую различные виды упражнений:
1. Диктанты, включая выборочный, свободный, комментированное письмо, самодиктант или письмо по памяти, диктант с предварительной подготовкой по учебнику.
2. Списывание с дополнительными заданиями.
3. Творческие работы, которые наряду с орфографическим умением, развивают умение воспринимать, воспроизводить, создавать текст.
Хорошо использовать стихотворные упражнения. Условно их можно разделить на две группы.
Первая группа - это так называемые запоминалки.
Например:
Имена, фамилии,
Клички, города
все с заглавной буквы
пишутся всегда.
Назначение таких упражнений предельно просто.
Они служат для выделения орфограммы и запоминание её правописания в стихотворной форме. Основное требование - не подменять ими правила учебника.
Вторая группа — рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного материала. Так, на уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями ЖИ и ШИ дети обосновывают орфограмму и читают стишок - запоминалку:
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши;
Мыши, ёжики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.
Использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими приёмами и способами работы способствуют более успешному овладению детьми орфографическими навыками.
В своей работе я также использую систему различных сигналов и моделей. На уроке труда с ребятами сделали эти карточки, сшили кассу и условные обозначения орфограмм на плакате, и он долго висел на видном месте.
- гласные
- звонкие согласные
- глухие согласные
- твердые согласные
- мягкие согласные
Модели.
- слова – предметы
- слова – признаки
- слова – действия
На своих уроках я использую перфокарты. Работа с ними развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И главное дает возможность осуществлять на уроке обратную связь.
Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами, может таблица, которая, наряду с правилами списывания, вывешивается в нашем классе:
КАКИЕ БУКВЫ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ НА СЛУХ
Безударные гласные (кроме У и Ы на конце слова не после шипящих) | Гласные под ударением после шипящих и Ц | Согласные парные по звонкости - глухости: а) на конце слова б) перед др. согласными (но не Р, Л, М, Н, Й и В) | Согласные парные по мягкости – твёрдости: перед мягкими согласными | |||
Кстати, эта таблица помогает учащимся выполнять все другие орфографические упражнения, в том числе - писать под диктовку.
Схема состава русских орфограмм.
ОРФОГРАММЫ
связаны с произношением | не связаны с произношением | |||
Орфограм-мы слабых позиций | Орфограммы сильных позиций | Правила пере-носа | Употребление прописной буквы | Слитно- разделительные написания |
безударные гласные в корне; парные согласные на конце слов и перед согласными; непроизноси-мые согласные в приставках; безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных; безударные личные окончания глаголов | жи, ши, ча, ща, чу, щу, разделительные ь и ъ; мягкий, знак в конце существительных и глаголов после шипящих; буква г в окончании родительного падежа единствен-ного числа имён прилагательных; - тся и ться в глаголах | Предлоги с существительными и местоимениями; не с глаголами; |
Положительный результат развития орфографической грамотности, я увидела в использовании на уроках в период обучения грамоте орфографических сказок. Для формирования первичных представлений об орфограмме орфографические сказки использую с учетом психологических особенностей у детей. Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперед.
Обучение решению орфографических задач, воспитание орфографической зоркости и овладение учащимися орфографическими навыками – необходимая ступень в обучении правописанию.
Еще раз назову основные результаты первоначального обучения орфографии на фонемной основе:
а) у младших школьников складывается представление о целостном, системном характере русского правописания, вне которого невозможно возникновение познавательного отношения к языку и к орфографии, в частности;
б) формируются обобщённые способы постановки и решения орфографических задач, которые освобождают школьника от необходимости видеть слово написанным до того, как использовать его в своей письменной речи;
в) возникают предпосылки для содержательного анализа каждой новой орфограммы с единой позиции ведущего принципа русского правописания, что позволяет создавать на уроках ситуации, благоприятные для развития речи младших школьников.
Умение сознательно решать орфографические задачи - необходимая предпосылка грамотности. Но действительно грамотный человек не размышляет во время письма над тем, почему он пишет так, а иначе. Для того, чтобы стать фундаментом речевой деятельности в её письменной форме письмо без ошибок должно достичь автоматизма.
Таким образом, опираясь на фонематический принцип письма, приемы, формы и методы развивающего обучения, уже на начальном этапе начинается обучение решению орфографических задач. Чтобы решение их стало эффективным способом усвоение норм правописания и, следовательно, способом повышения грамотности, необходимо сформировать у учащихся соответствующие фонетические и графические знания и умения, развить интерес и желание ставить и решать орфографические задачи, орфографическую зоркость, обеспечить сознательное усвоение школьниками некоторых регулярных приемов проверки в единстве их содержания и формы.
Анализируя свою работу по данной теме, я считаю, что на начальную школу возлагаются важнейшие задачи. Именно на начальном этапе базовые орфографические умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы впоследствии их можно было развивать, а не перестраивать.
Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса. Причем если в первом классе я формировала обобщенное представление о постановке и решении орфографических задач, то во втором классе одно из двух орфографических умений – умение выделять орфограммы уже достигло автоматизма. К концу второго года обучения были проведены письменные работы, их результаты показали, что около 60 % учащихся совсем не допустили ошибок, или допустили по одной ошибке в какой-либо из работ.
После завершения четвёртого класса были сопоставлены результаты обучающих и контрольных письменных работ. Было обнаружено, что в отношении таких умений как умение распознавать орфограммы, определять их место в слове, подбирать проверочные слова и обосновывать способ проверки, учащиеся демонстрировали более высокие результаты. Качество успеваемости в итоговой контрольной работе составило 83%.
(Приложение №6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова).
Задачи:*Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.*Дать ориентир на познавательный ин...
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)
Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...
Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...
Конспект урока русского языка по системе развивающего обучения
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...
Урок русского языка по программе развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.)
Конспект урока по русскому языку, 2 класс....
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленных на формирование умения решать орфографические задачи на уроках русского языка в начальной школе....