Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в словах" 1 класс УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пахтусова Ксения Евгеньевна

Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в словах" 1 класс УМК Школа России

Задачи урока:

Дидактические:

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные».

2. Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

Развивающие:

1. развивать познавательный интерес к изучению русского языка,

2. развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к русскому языку.

Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:

Школа: МКОУ «УНОШ»

Класс: 1 в

Урок: 1

Студент: Пахтусова Ксения Евгеньевна

Группа: 401НК

Учитель: Хаова Алла Павловна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 8:30- 9:10

Кабинет: класс 1 в

Тема урока: «Заглавная буква в словах»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные».

2. Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

Предметные:

учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

Развивающие:

1. развивать познавательный интерес к изучению русского языка,

2. развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения;

Личностные:

 принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Воспитательные:

1. воспитывать любовь к русскому языку.

УМК:

Русский язык. 1 класс - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на работу.

Приветствуют учителя.

правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

формировать умение слушать и слышать.

презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

  М: беседа

П:

Внешний контроль

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Акцентирует внимание на правилах

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, - под рукой!»

Выполняют задания.

Проверяют свою готовность к уроку. Повторяют «Правила красивого письма».

правильно идентифицировать себя с позицией школьника.

нацеливание на успешную деятельность.

 формировать умение слушать и слышать.

Плакат, презентация

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

-Что первоклассники любят больше всего на свете? Конечно, игры. Давайте поиграем.


В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
- Отгадайте загадки:


1.Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса 
Сбежала навсегда. (Мальвина)
2. Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? ( Буратино) 

3.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) 

4. Чуть больше ноготка. 
В кроватке из ореха
Девочка спала.
И такою маленькой
Милою была.
Ты читала такую книжку?
Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

5. Съесть его хотел зайчишка, 
Серый волк и бурый мишка. 
А когда малыш в лесу 
Встретил рыжую лису, 
От нее уйти не смог. 
Что за сказка? ….(Колобок)
- Кто хочет написать эти слова на доске?

- Слово «Колобок» нужно писать с заглавной буквы.

- Так почему же я написала с большой буквы? Кто из нас прав?

Посмотрим толкование слов в словаре -колобок

-1) небольшой круглый хлебец
Пример: Пшеничный колобок.

-2)литературный герой сказок.

Пример: - Я,Колобок, Колобок –

Румяный бок.

Отвечают на вопросы.

Обосновывают выбор.

Выходят на тему урока.

развитие познавательных интересов учебных мотивов.

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще

неизвестно.

классифицировать объекты.

участвовать в диалоге, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной речи.

Учебник,

Картинки героев, доска,

презентация

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: беседа

Учитель.

- Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Для чего нужна заглавная буква?

Ответить на вопрос как правильно записывать слова , нам поможет наш урок.

- В связи с чем у нас возникли трудности? (Не знаем точно, как правильно писать.)

-Назовите тему урока.

Какую цель нам надо перед собой поставить?

Я узнаю

Я научусь

Я смогу

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника)

  1. Колобок: Прыг-скок, я - Колобок!
    Вкусненький, румяненький:
    Я похож на пирожок
    С изюминкою маленькой.
  2. Учитель: - Дети, Колобок попал сегодня к нам на урок.

Колобок :Ребята, я очень рад, что с вами познакомился. А давайте вместе отправимся в путешествие.

Я надеюсь, что мы с вами будем дружить и во всем помогать друг другу. девиз урока: «Вместе возьмемся, всего добьемся.

Учитель: Покатился Колобок по лесной полянке , а навстречу ему Мальвина.

Задание Мальвины:

Работа в группах стр. 122 учебник

Как работать в группе?

Памятка

  • Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
  • Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
  • Перескажи мысль товарища, если она тебе не ясна.

- Попробуйте сделать вывод: Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать?

Представители каждой группы идут к доске.

Молодцы! Помогли Мальвине.

Отвечают на вопросы чителя и выполняют задания из учебника

осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Памятки, учебник

презентация

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки
Раз – нагнулся, - 
наклоны вперед, доставая пальчиками до пола
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, - 
разводим руки в стороны 
Ключик видно не нашел. - 
качаем головой 
Чтобы ключик нам достать, 
- поднимаем ручки вверх
Нужно на носочки встать. - 
тянемся вверх, вставая на мысочки.

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Буратино.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

Задание Буратино: К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные . Работа в парах по карточкам.

Селомальчик, река, котёнок, собака.

Слова для справок: Мирное, Кума, Барсик, Рома, Жучка.

Образец: село Мирное.

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Айболит.

Задание Айболита: Выписать из текста имена собственные.

Вера и Коля живут в селе Зеленая роща. За селом течёт река Быстрая. За лесом деревня Глебовка. На дороге пыль. Это стадо идёт в деревню. Тут и наша корова Ласка. Звонко лают пёс Шарик и щенок Барбос.

Давайте научим Колобка, какие слова мы должны писать с большой буквы.

Спрогнозируйте свой результат цветом.

Какие слова написали с большой буквы. Почему? Проверка.

Где пригодятся знания написаний этих слов?

Самопроверка.

Вера, Коля, село Зелёная роща, река Быстрая, деревня Глебовка, корова Ласка, пёс Шарик и щенок Барбос.

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Презентация,

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: фронтальная

М: беседа

Учитель: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Дюймовочка.

Дюймовочка:

-Дети, в какой области мы живем?

- Что вы знаете о нашем селе? Перечислите достопримечательности села, называя имена собственные.

Оказывается и вокруг нас везде есть имена собственные….

Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

- Давайте попросим ребят рассказать, почему именно так названы наше село и город, расположенный рядом.

Индивидуальная работа

Ребята, попробуйте написать ответы на следующие вопросы:

- Как твои фамилия , имя, отчество?

-Адрес проживания: село____________ , улица ___________, дом _________.

- Какие домашние животные у вас есть?

-- Какие буквы никогда не бывают заглавными в именах, фамилиях, кличках животных? ( ь, ъ, ы,й)

Выполняют задания в тетради на печатной основе.

Осуществляют взаимопроверку.

Показывают знак «Работа в паре закончена».

Проговаривают в соответствии с выполненными заданиями правило употребления заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей (и себя ), в кличках животных, у персонажей сказок.

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

общеучебные – уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

презентация

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная

М: беседа

Проводит беседу по вопросам.

Молодцы, ребята, вы помогли колобку выполнить все задания

- Какие слова надо писать с заглавной буквы?

Оцените работу по волшебной лесенке

Отвечают на вопрос.

Приводят свои примеры.

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

Чтоб знания в жизни вам пригодились!

- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

Давайте посмотрим, на какой вопрос мы завали в начале урока?

Давайте продолжим фразу:

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

Работают с Листом самооценки.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке («Смайлик успеха» –в Приложении)

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

оценка-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять итоговый контроль.

общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Презентация, лист самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока письма «Заглавная буква Ш» 1 класс (УМК «Школа России»)

План - конспект урока письма (УМК «Школа России») «Заглавная буква Ш» 1 класс...

Конспект урока русского языка в 4-м классе УМК Школа России Т.Г. Рамзаева "Изложение по самостоятельно составленному плану"

учить членить текст и озаглавливать части;совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте;вырабатывать орфографическую зоркость....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...

Конспект урока русского языка "Состав слова " 2 класс (УМК "Школа России")

Конспект урока может быть использован учителями , работающими по УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 1 В классе УМК «Школа России» Учитель : Загоскина И.Н. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми» ?

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России" по теме "Какие слова мы называем вежливыми?" На уроке дети работают по определённому плану ,самостоятельно применяя получ...