Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Стахнёва Галина Николаевна

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам" Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

           2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен    прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Урок: русский язык

Тип урока: урок введения нового знания

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Класс: 3

Технологии: мультимедийный проектор; презентация к уроку.

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявить особенности склонения этих частей речи.

           2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен    прилагательных в предложении от имени существительного.

            3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

            4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

 изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Слайд 2-3

Чтобы быть успешным на уроке, отгадайте формулу успеха.

СТАРАНИЕ РАЗГОВОРЫ ВНИМАНИЕ ЛЕНЬ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Добавьте нужные слова в формулу.

Старание плюс внимание плюс сообразительность равно успех.

Воспользуйтесь этой формулой.

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

 Правильно, это имя прилагательное.

О чем пойдет речь на уроке? (Имя прилагательное)

Вспомним , что мы знаем об имени прилагательном.

Поиграем  в игру «Вопрос -  ответ».

Вопросы:

  1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой?какая?какое? какие?)
  2. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
  3. Каким членом предложения является имя прилагательное? ( определением) Как подчеркивается? (волнистой линией)
  4. Для чего нужны имена прилагательные?(украшать нашу речь)
  5. С какой частью речи связано имя прилагательное? (имя существительное)

Что вы еще хотите узнать об именах прилагательных?

Какую цель поставим на урок?( Закрплять знания об именах прилагательных)

Игра-приветствие «Пальчики».

-Давайте проведём игру, разомнём пальчики.

-Желаю  (касаются большими пальцами)

-успеха (указательными)

-большого (средними)

-во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами).

Здравствуйте! (всей ладонью)

-Удачи тебе на урок! (переплетают пальцы)

Запишите число . Классная работа.

Чистописание  : при    га    тель    ла     ное

Составьте слово из прописанных сочетаний    (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Запишите слово

Что мы уже знаем об имени прилагательном? (связано с существительным, изменяется по числам, родам и падежам)

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                                      Чисам                                 родам                         падежам

Поиграем в игру «Топай , хлопай»

Я называю словосочетания,   если вы слышите  прилагательное мужского рода –хлопаем в

ладоши,   женского –пожимаем руки друг другу, среднего – дарим друг другу улыбки.

      М.Р  хлопаем, Ж.Р – топаем, С.Р – пожимаем друг другу руки

 добрая душа,           нежный взгляд,              ласковое слово, 

       крепкая дружба,     надёжный друг,              мирное небо, 

       красивая улыбка,    заботливый товарищ,    дружные ребята (мн.ч) 

Почему нельзя определить число в словосочетании - дружные ребята

        -Молодцы !     Ещё раз улыбнулись друг другу и продолжаем работу(Игра)

Ед.ч - сидим , Мн.ч- встаем

Голубой,  смешные, зеленый, широкие, большой, маленькие.

Запишите  под диктовку словосочетания в столбик. (самостоятельно)

  зимнему дню (м.р., ед.ч)  

  зимним утром (с.р., ед.ч)    

   зимней погодой. (ж.р., ед.ч)  

Назовите имена прилагательные , определите род и число

Какой сделаем вывод? (Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже)

Какое изменение прилагательных у нас осталось (Изменение по падежам)

Поставьте цельна урок. (Определять падеж прилагательных)

По ходу достижения цели , мы с вами будем собирать мазайку. И если мы справимся со всеми заданиями, то посмотрим какой рисунок у нас получится.

ИТАК Готовы к дистижению цели .

 Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 84, найдите упражнение 147. Прочитайте стихотворение

- Прочитайте его выразительно.

- Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

Найдите прилагательные. Определите число и род.

Что мы еще можем определить у имен прилагательных?

- Сколько в русском языке падежей? Назовите их соседу по парте.  

Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопросы соответствуют друг другу – поднимите руку, если не соответствуют – не поднимаете.

И.п. кого? что? -

Д.п. кому? чему? +

П.п. о ком? о чём? +

В.п. кого? чего? -

Т.п. кем? чем? +

Р.п. кто? что? -

- Кто заметил, я называла падежи в правильном порядке?

- Мы повторили падежные вопросы прилагательных или существительных?

- Как определить падеж у прилагательного? (нужно найти связанное с ним существительное и определить падеж у него)

- Определим падежи прилагательных (Работа коллективная)

Работа по карточкам в парах (таблички)

И.П

Р.П

Д.П

В.П

Т.П

П.П

Пушистым снегом

 Прекрасная погода

Солнечному дню

О белой березе

У яркого цветочка

Сочную траву

Проверка

Работа у доски.

Упражнение 149

- Прочитайте фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Объясните их смысл. Определи падеж прилагательного.

Жить чужим умом — Придерживаться чужих взглядов, убеждений; не быть

                                        самостоятельным в своих действиях, поступках.

От чистого сердца - Совершенно искренне, сердечно, горячо.

По горячим следам - Действовать немедленно.

Сделать на скорую руку - Поспешно, торопливо, без большой затраты

                                                времени, наспех, кое-как

Черепашьим шагом – Очень медленно

Держать в ежовых рукавицах - Держать кого-либо в строгом повиновении,

                                                     очень строго и сурово обходиться с кем-либо. 

В добрый час - Пожелание удачи, благополучия (при начинании какого-либо

                           дела, при проводах кого-либо)

ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И работать вы начните.

Самостоятельная работа с разноуровневым заданием

У вас на парте лежат карточки разного цвета.

Если вы не уверены в своих силах по определению падежей прилагательных, выполняйте задание на оранжевой карточке,

если сомневаетесь - на сиреневой, 

если уверены - на голубой.

  1. Карточка оранжевого цвета

Определи род и число прилагательных

За высоким  забором, около тёплого  моря, на  звёздном небе, солнечный день, за грузовой машиной.

  1. Карточка сиреневого цвета

Выдели окончания прилагательных и определи падеж.

От морозной погоды, за колючим кустарником, с весенним солнцем, о звёздном небе, под тенистым дубом.

  1. Карточка  голубого цвета

Допиши окончания  прилагательных и определи падеж.

Пролетел над ближн___ лесом, съели сладк___ яблоко, любовались красив___ клёном, добежали до соседн____ дома, написал о любим___ крае.

Проверим. (Коллективная проверка)

5. Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель ставили перед собой?

- Полностью ли достигли этой цели?

Ребята, если вы сегодня на уроке полностью поняли тему, смогли выполнить все задания, практически без ошибок, поднимите руки вверх.

Если вы не совсем поняли тему, выполнили только часть заданий правильно, вытяните руки в сторону.

Если совсем не поняли тему, было трудно, допустили много ошибок, встаньте возле своих парт.

Нужно ли нам поработать ещё по теме «Падежи имён прилагательных»?

Посмотрите на собранную нами картину. Что мы видим? Какая часть речи?  Подберите к ней имена прилагательные

  1. Домашнее задание (по выбору)

1) Составить и записать 3 предложения с прилагательными. Определить падеж прилагательных.

2) с. 85, упр. 148


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Урок русского языка в 4 классе по теме " Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведен в рамках системно-деятельностного подхода. Учащиеся определяют тему урока, ставят цели, планируют учебную деятельность....

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по падежам"

Предмет: русский языкКласс: 3 «В»Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока:  - Дать...