Конспект урока по русскому языку 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бобрышева Эмма Станиславовна

Конспект урока по русскому языку 4 класс  "Обобщение знаний о глаголе" УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Учитель: Бобрышева Эмма Станиславовна

Предмет: русский язык

Класс – 4Б

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний  

Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний   по теме « Глагол».

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД)

Предметные:

  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  •  формировать умение определять  грамматические признаки  глагола;
  • развивать умение писать безударные личные окончания глаголов,

 способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: развивать умение сравнивать, устанавливать аналогии; обобщать,  учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планирование, контролировать и оценивать свои действия.  

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах,  при проверке;
  • развитие самостоятельности;
  • воспитание  чувства патриотизма, гордости за нашу Родину.  

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование:   мультимедийное устройство, ноутбук.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности. (1мин)

-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей  довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

Слушают учителя.

 2. Актуализация знаний.  

(6мин)

1.Прочитайте слова. (Слайд 1)

Свобода, ветеран, война, подвиг.

-Что общего в этих словах?

-Назовите орфограммы.

-Какая буква встречается в каждом слове? 

2.Минутка чистописания.

Вв   ВвВв

ововов

-Какой общей темой объединены наши слова?

-Какой праздник приближается?

-Кого мы чествуем в этот день?

- Подберите к слову ветеран однокоренные слова. Запишем их в минутку чистописания

Ветеран,   ветеранский.

-Прочитайте. (Слайд 2)

ветераны Великой Отечественной войны

-Обратите внимание, как пишутся слова Великой и Отечественной. Запишите.

-Что вы знаете о войне?

-Молодцы.

 

Это имена существительные.

Буква В.

 

 

Война.

День Победы.

Ветеранов

Ответы учащихся.

3.Самоопределение к деятельности. (7 мин)

Физкультминутка для глаз. (1 мин)

-У вас на партах лежит  кластер. По какой он теме?

-О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какую цель поставим перед собой?

- Что вы знаете о глаголе? Давайте поработаем в парах и  заполним с вами кластер. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1344/0013e963-035a34ff/img21.jpg

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

Глагол.

Повторение знаний о глаголе.

Повторять, закреплять, обобщать знания о глаголе.

Учащиеся заполняют кластер,

сверяют с эталоном,

оценивают себя.

(Слайд 3)

Дети выполняют упражнения для глаз.

4 Работа по теме урока. Повторение изученного материала. (11 мин)

 

4.Физкультминутка.

(1 мин)

5.Продолжение работы по теме урока.  (6 мин)

 

 Самостоятельная работа.  (3 мин)

Работа над предложением. (3 мин)

1.Запишите слова в столбик.

Оборона, салют, победа.

-Образуйте от этих слов глаголы неопределённой формы. Определите спряжение глаголов.

-В третий столбик запишите глаголы 2-ого лица, ед.числа.

-Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?

2.-Проспрягайте глагол победить.

-Что вызвало затруднение?

-Давайте обратимся к учебнику, стр.84.

Можно ли сказать «победю»? Как правильно записать этот глагол?

-Выделите окончание глаголов. Что вы заметили?

-Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов?

-Что мы ещё не вспомнили о глаголе?

А поможет нам физкультминутка. Слушайте внимательно и выполняйте движения.

Предлагаю вам размяться,

А для этого подняться,

Руки вверх – подтянуться,

Вниз, чтоб пола нам коснуться,

Наклониться, разогнуться,

И при этом улыбнуться.

-Запишите глаголы, которые вы запомнили.

-Что вы знаете о написании этих глаголов?

3. –Прочитайте текст. (Слайд 4.)

Прекрасный пример мужества и любви к Родине показали бойцы Брестской крепости. Они первыми приняли на себя огонь врага. Фашисты ждали, что над крепостью взовьётся белый флаг. Защитники крепости боролись до последнего.

-Определите тему текста.

-Какова главная мысль текста? 

-Назовите глаголы.

-Какой глагол лишний? Почему?

- Почему  -тся без мягкого знака?

3.Морфологический разбор глаголов:

1-в – показали

2-в – боролись.

4.-Сравните по смыслу слова мужество и стойкость.

-Подберите ещё слова близкие к ним по смыслу.

-Составьте предложение со словом герой на основе текста.

 Герои Брестской крепости приняли на себя огонь врага.

-Разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.

-Какие крупные сражения ВОВ вы знаете?

-Когда закончилась война?

 

Оборонять, победить, салютовать.

У доски работают 2 ученика. 

Рассказывают алгоритм написания безударных личных окончаний глагола.

Глагол 1-го лица, ед.числа.

Сумею победить.

Окончания глаголов ударные.

  

Возвратные глаголы.

   

 

ВОВ.

Взовьётся – возвратный глагол, остальные глаголы прошедшего времени.

У доски работают 2 ученика. 

Это синонимы.

Героизм, смелость.

 У доски работает 1 ученик. 

Ответы детей.

6 .Итог урока.

Работа в группах.

(3 мин)

 9 мая 1945 года, притихший после сражения Берлин, взорвался долгожданным салютом.

Люди ликовали. Пробил час Победы.

-Составьте синквей со словами Победа, салют, ветеран.

1 группа – Победа.

2 группа – салют.

3 группа – ветеран.

-Прочитайте синквейны, которые у вас получились.

- Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- За что бы вы себя похвалили?

 Победа  

Долгожданная , грандиозная.

Воевали, сражались, победили.

Праздник со слезами на глазах.

Салют

Яркий, красочный.

Запускали, смотрели, восхищались.

Салют дарит людям радость.

Праздник.

Ветеран.

Храбрый, немолодой.

Воевал, боролся, победил.

В трудную минуту Родину защитил.

Герой.

5.Этап рефлексии. (2 мин)

- Оцените свою работу на уроке. (слайд 5)

Я работал _____________  настроением.

Я  _________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда  _________  .

Я бы хотел стать более ___________ .

 Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

6.Домашнее задание.

 (1 мин)

1.Составить 3 предложения о защитниках Родины, выделить окончание у  глаголов, указать спряжение, время.

2.Упражнение №293 стр.134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)  Тема: Упражнения в правописании ...

Технологическая карта урока по русскому языку Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Обобщение   знаний   о глаголе....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение словар...

Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...