Урок русского языка " Род имен существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока с приложнениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.49 КБ |
![]() | 531.24 КБ |
![]() | 30.76 КБ |
![]() | 63.21 КБ |
![]() | 15.9 КБ |
![]() | 481.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте правило. Вставь пропущенные слова Имена существительные, которые можно заменить местоимением …- мужского рода Имена существительные, которые можно заменить местоимением …..- женского рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением … среднего рода .
Прочитайте правило. Некоторые слова в нем потерялись. Заполните эти пробелы. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН - мужского рода Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНА - женского рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНО- среднего рода.
ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ. Снежинка, иней, метель, зима. Сосулька, вьюга , наст, пурга. Сугроб, позёмка, снеговик. Каток, коньки и пуховик. Гирлянда, ёлка, Дед Мороз. Снегурка, стужа, изморозь. Колядки, святки, рождество. Хлопушка, холод, волшебство. Мандарины, Новый год. Санки, лыжи, горка, лёд. Шуба, варежки, пороша. И на валенках калоши. ( Н. Михалевская ).
Снежинка, иней, метель, зима. Сосулька, вьюга , наст, пурга. Сугроб, позёмка, снеговик. Каток, коньки и пуховик. Гирлянда, ёлка, Дед Мороз. Снегурка, стужа, изморозь. Колядки, святки, рождество. Хлопушка, холод, волшебство.
ФИЗМИНУТКА
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ
ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ РОД ОКОНЧАНИЕ ПРИМЕРЫ СЛОВ Мужской род а, я ХОЛОД, ПАПА, ДЯДЯ Женский род а, я ХЛОПУШКА, ТЕТЯ, МЫШЬ Средний род о,ё ВОЛШЕБСТВО , ЗДАНИЕ
ИГРА «Подружи слова друг с другом» Снежинка- резная Зима- суровая Сосулька- длинная Сугроб - высокий Пуховик- теплый Лед- толстый Солнце- яркое Рождество- волшебное
ОТМЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН –ср.р.рода Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНА - ср.р..рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНО- ср.р. рода Имена существительные изменяются по родам Имена существительные согласуются с прилагательными.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема* Род имен существительных.
Заявка на оценку:
10 баллов и более — «5»
7 баллов — «4»
5 баллов — «3»
Педагогические | Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий . |
Планируемые | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии |
Личностные | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания. |
Образовательные ресурсы | Учебник, пособия. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Вре мя | Балл | Деятельность учащихся | ||||||||||||
I. | Организационно- мотивационный этап | |||||||||||||||
Знакомство с детьми. Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие рабочих листов). | 30 сек. | Подготовка к уроку | ||||||||||||||
слайд 1 | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора) (Сегодня на уроке мы будем творить - создавать зимнюю картину. За каждое правильно выполненное задание вы получаете балл в виде какой то детали картины). А итогом вашей работы будет творческий продукт- зимняя картина. | 30 сек. | 10 баллов – 5 7 баллов -4 5 баллов -3 | |||||||||||||
II. | Целеполагание | |||||||||||||||
- Прочитайте слова на доске и найдите лишнее слово: зима, снежинка, мороз, сугроб, рождество, волшебство, новый ? - Раздели существительные на три группы по аналогии мальчик, девочка, солнце. - Каким местоимением можно заменить эти слова? ( он, она, оно) - Каждое имя существительное ( в ед числе) можно заменить местоимением и это местоимение привязать к определенному роду. - Чьи пары готовы? - Определите тему нашего урока? - Поставьте по баллу за каждую версию ответа. | 3 мину ты | 1 балл за каждую версию | Работа со словами.( фронтальная работа) - Прочитайте слова на доске и найдите лишнее слово: зима, снежинка, мороз, сугроб, рождество, волшебство, новый ? ( лишнее слово новый, остальные имена существительные.)
- Научиться определять род имен существительных. | |||||||||||||
III | Актуализация знаний | |||||||||||||||
Слайд 2,3 | - Прочитайте правило. Некоторые слова в нем потерялись. Заполните эти пробелы. Имена существительные, которые можно заменить местоимением …мужского рода Имена существительные, которые можно заменить местоимением …..- женского рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением … среднего рода. Проверьте и оцените друг друга Зафиксируем наше правило на доске. Доскажи словечко: Женский род запомню я и скажу: «Она- моя»! И запомню род мужской И опять скажу «Он- мой»! Средний род « Оно- мое» Это правило мое! Начнем применять это правило в работе с текстом. | 3 мин | 1 балл | Работа с правилом ( фронтальная, парная) Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН- мужского рода Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН.- женского рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНО- среднего рода. Проверка на доске. | ||||||||||||
IV | Этап открытия новых знаний | |||||||||||||||
слайд 4,5 | Работа со стихотворением. - Послушайте стихотворение. - Назовите слова, которые вам непонятны. ( пороша, калоши, изморозь, поземка). - Прочитайте задание к стихотворению. Перепиши первые восемь строчек в рабочий лист. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни синим цветом существительные женского рода, зеленым цветом существительные мужского рода. - Выпиши существительные среднего рода, дополни своими примерами. Снежинка, иней, метель, зима. Сосулька, вьюга , наст, пурга. Сугроб, позёмка, снеговик. Каток, коньки и пуховик. Гирлянда, ёлка, Дед Мороз. Снегурка, стужа, изморозь. Колядки, святки, рождество. Хлопушка, холод, волшебство. Мандарины, Новый год. Санки, лыжи, горка, лёд. Шуба, варежки, пороша. И на валенках калоши. ( Н. Михалевская). - Что особенного в этом стихотворении? - Прочитайте существительные женского рода, мужского рода? Встаньте, кто согласен с ……. - Какие существительные среднего рода вы дописали ? Сделай вывод. Оцените свои знания. Переходим к следующему заданию. | 7мин | По1 баллу за муж и жен род, 2 балла за ср род | Работа в рабочих листах со стихотворением. ( индивидуальная работа, фронтальная работа) ( Дополнительные слова ср рода: солнце, облако, окно, дерево, гнездо, озеро, поле).
Вывод: Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН -м.р.рода Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНА - ж.р..рода. Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНО- ср.р. рода. | ||||||||||||
V | ФИЗМИНУТКА | |||||||||||||||
Слайд 6 | Работа с окончаниями слов. - Найдите строчку в стихотворении, в которой есть слова женского, среднего и мужского рода? Заполните таблицу. - Назовите какое окончание в слове ж.р, м.р, ср рода? - Что нам по поводу окончаний говорит правило. - Откройте учебник на стр 26 . Прочитайте правило про себя. Прочитаем правило вслух. Дополните таблицу недостающими словами и окончаниями из правила. Работаем в паре. Проверка парной работы. Самооценка- 1 балл Сделаем вывод . Какие окончания в именах существительных м.р, ж.р, ср р? | 5 мин | 1 балл за каждый ответ | Работа с окончаниями слов.( фронтальная, парная работа). - Найдите строчку в стихотворении, в которой есть слова женского, среднего и мужского рода? ( хлопушка, холод, волшебство). - Откройте учебник на стр 26 . Прочитайте внимательно правило про себя. Прочитаем правило вслух. - Вернемся к нашим словам.
| ||||||||||||
_ Сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется « Слова ищут друг друга». Выходите к доске , возьмите себе карточку со словом. Найдите пару вашему слову. Прочитайте , что у вас получилось. Какой вывод можно сделать? | 5 мину ты | 1 балл | Снежинка- резная Зима- суровая Сосулька- длинная Сугроб - высокий Пуховик- теплый Лед- толстый Солнце- яркое Рождество- волшебное Вывод: существительные согласуются с прилагательными по родам. | |||||||||||||
VI | Контроль освоения , обсуждение допущенных ошибок. | |||||||||||||||
Отметь правильные утверждения:
Взаимопроверка по экрану. Обменяйтесь работами. Проверьте ответы товарищей + или -. | 2 мин | 1 балл | ||||||||||||||
VII | Рефлексия _ У кого все пять утверждений правильные? - У кого четыре? - У кого три? | 2 мину ты | 1 балл | |||||||||||||
Домашнее задание: Повторить правило, изученное на уроке. | 1 мин. |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
« Род имен существительных»
1.Допиши правило:
Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН- ________________________ рода.
Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНА ___________________ рода.
Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНО- _____________________ рода.
2. Перепиши первые восемь строчек .Вставь пропущенные буквы. Подчеркни синим цветом существительные женского рода, зеленым цветом существительные мужского рода.
Сн ..жинка, иней, м..тель, з…ма.
С..сулька, вьюга , наст, пурга.
Сугроб, п..зёмка, сн..говик.
Каток, к..ньки и пуховик.
Гирлянда, ёлка, Дед М..роз.
Снегурка, стужа, изморозь.
Колядки, святки, рождество.
Хл..пушка, х..лод, волшебство.
Мандарины, Новый год.
Санки, лыжи, горка, лёд.
Шуба, варежки, пороша.
И на валенках калоши. ( Н. Михалевская).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши существительные среднего рода, дополни своими примерами.
3. - Найдите строчку в стихотворении, в которой есть слова женского, среднего и мужского рода? Заполните таблицу
Род | Окончание | Примеры слов |
Ж.р | ||
М.р | ||
Ср р. |
Дополните таблицу недостающими словами и окончаниями из правила.
Отметь правильные утверждения:
- Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОН –ср.р.рода
- Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНА - ср.р..рода.
- Имена существительные, которые можно заменить местоимением ОНО- ср.р. рода
- Имена существительные изменяются по родам
Имена существительные согласуются с прилагательными.
Предварительный просмотр:
МУЖСКОЙ РОД
ОН
ПАПА ДЯДЯ
СНЕГ
ЖЕНСКИЙ РОД
ОНА
ЗИМА МЕТЕЛЬ
СРЕДНИЙ РОД
ОНО
ПОЛЕ СОЛНЦЕ
зима
снежинка
мороз
сугроб
Рождество
новый
волшебство
СОЛНЦЕ
сосулька длинная
сугроб высокий
пуховик теплый
лед
толстый
солнце
яркое
Рождество волшебное
МАЛЬЧИК
ДЕВОЧКА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
КТО? ЧТО?
Обозначает предмет
ЗИМА ДОМ
Предварительный просмотр:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/02/polyana.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225422-1363870166.jpg)
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Урок русского языка "Род имени существительного"
Урок во 2-ом классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-414982-1394013967.jpg)
Урок русского языка "Склонения имен существительных"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-209868-1393433917.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения.
Презентация к уроку русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-443805-1572456442.jpg)
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495746-1412946035.jpg)
Конспект урока русского языка "Падежи имен существительных"
«Падежи имен существительных», 3 класс...